Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Обзор

Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1

26 сентября 2023 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer
 

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

22 августа 2023 года Правительством РФ были утверждены изменения в Комплексную программу развития авиационной отрасли России до 2030 года. Суть изменений в прогнозных показателях роста объемов перевозок Гражданской авиации, потребности воздушных судов, а также утверждении графика производства и поставки авиатехники. Если первые два параметра расчетно-теоретические и на их реализуемость влияют множество внешних (политических и макроэкономических) факторов, то планы по производству отечественных самолетов и вертолетов должны быть максимально реалистичны. Однако и на них могут повлиять различные факторы, но уже не столько внешние, сколько внутриотраслевые - технологические. Зачастую самолето- и вертолетостроители сталкиваются с различного рода проблемами, как технологическими, так и производственными. Также не редко на сдвижку производственных планов вправо влияет готовность смежников, производящих системы и агрегаты. И наиболее сложным в том ряду является, несомненно, двигатель.

За 100-летнюю истории отечественного самолетостроения нередко случались эпизоды, когда летательный аппарат спроектирован и даже произведен, а силовая установка ещё не готова. Да, тому есть объективные причины – создать современный турбореактивный или турбовинтовой двигатель куда сложнее, дольше по времени и дороже, чем новый самолет. Да и страны, обладающие такими передовыми технологиями, можно сосчитать на пальцах одной руки. Но это не может являться оправданием задержек и переносов сроков, особенно когда страна испытывает крайнюю нужду в новой отечественной авиатехнике различных типов. Именно по этой причине, чтобы оценить реалистичность исполнения программы, мы пройдемся по основным типам летательных аппаратов через призму состояния программ разработки и  производства для них силовых установок.

МС-21. Начнем с магистрального сегмента. Как мне видится, здесь наиболее очевидная и понятная ситуация. 28 декабря 2022 года Росавиация сертифицировала самолет МС-21-310 с российским крылом из композиционных материалов и отечественным двигателем ПД-14. В 2022 году было выполнено свыше 160 успешных испытательных полетов на самолете МС-21 с силовой установкой ПД-14, летчики-испытатели ОКБ им. А.С. Яковлева проверили авиалайнер на различных режимах эксплуатации. В ходе испытаний двигатель ПД-14 показал характеристики, не уступающие иностранным аналогам. Иными словами, все препятствия для выпуска самолета с российской силовой установкой устранены. Значит в этом сегменте дело только за ОАК и Ростехом, которые сейчас совместно работают над импортозамещением самолетных систем и агрегатов. Но и двигателистам предстоит решить непростую задачу быстрого наращивания серийного производства.

Согласно Комплексной стратегии, в следующем году авиакомпании должны получить первые шесть самолетов МС-21-310. То есть, запланирован выпуск 12 двигателей ПД-14. На первый взгляд не много. Но далее предстоит ежегодно удваивать их производство, с выходом к 2029 году на выпуск в 144 единицы ежегодно. Всего же до 2030 года должны быть произведены 270 самолетов и 540 двигателей данных модификаций. К этому следует прибавить и 38 подменных двигателей, которые также запланированы к выпуску до 2030 года. Это должно гарантировать бесперебойную эксплуатацию МС-21, особенно на начальном этапе освоения эксплуатации нового изделия. Одним словом, планы крайне амбициозные.

Нам остается только пожелать им удачи, скрестить пальцы, помолиться и исполнить все иные возможные ритуалы, которые только в наших силах, чтобы помочь инженерам и производственникам реализовать планы начальства. Впрочем, по словам руководителя Ростеха Сергея Чемезова, уже строятся и находятся в высокой степени готовности более 10 серийных самолетов МС-21 и SJ-100, поставка которых запланирована на 2024 год. Испытания и сертификация новых отечественных систем и агрегатов идут параллельно. По программе импортозамещения МС-21 должен выполнить порядка 200 зачетных полетов. И полеты, по нашей информации, идут достаточно интенсивно. К двигателям претензий нет.

SJ-100. 29 августа 2023 года опытный образец российского ближнемагистрального самолета SJ-100, изготовленный Производственным центром ПАО «Яковлев» (входит в ОАК Госкорпорации Ростех) в Комсомольске-на-Амуре, совершил первый полет. Тем самым был дан старт началу летных испытаний самолета.  Всего на импортонезависимом Суперджете было замещено порядка 40 систем и агрегатов. А вот двигатели пока остались прежними. Согласно заявлению корпорации, «в целях ускорения программы испытаний на первом опытном образце самолета используются франко-российские двигатели SaM146. Второй опытный образец также скоро, до конца года, должен присоединиться к программе летных испытаний, но уже с отечественными двигателями ПД-8, которые в настоящее время проходят серию стендовых испытаний и летные испытания в составе летающей лаборатории. Сертификация  двигателя ещё не завершена, но обещают получить соответствующий документ до конца текущего года.

Напомним, что в декабре прошлого года ОДК приступила к летным испытаниям в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ двигателя ПД-8, предназначенного для установки на SJ-100, а также самолет-амфибию Бе-200. С тех пор информации о ходе испытаний  и доводке двигателя просачивается очень мало. Все, чем мы располагаем, так это заявлением министра промышленности и торговли Дениса Мантурова о том, что работа над двигателем идет в соответствии с графиком, и это позволяет планировать получение сертификата типа в 2023 году. Впрочем, на днях прошла информация, что система управления двигателем ПД-8 успешно прошла испытания экстремально высокими температурами. Гидромеханические агрегаты САУ-8 выдержали испытания пламенем и сохранили работоспособность при температуре 1100 градусов Цельсия. Всего до 2030 года запланирован выпуск 142 SJ-100 (включая 2 опытных в 2023 году) и 284 двигателя ПД-8 соответственно. Также запланирован выпуск ещё 28 подмиенных двигателей.

Есть информация от смежников. Так, в августе 2022 года между НПО "Энергомаш" и «ОДК-Пермские моторы» было заключено соглашение о производстве и поставке шести опытных камер сгорания для двигателя ПД-8. Поставки начались в мае 2023 года, и в течение лета в Пермь было отправлено три изделия. Ещё три должны быть отправлены в течение осени. Можно предположить, что качеством первых изделий в «ОДК-Пермские моторы» остались довольны, поскольку в конце лета НПО "Энергомаш" и «ОДК-Пермские моторы» подписали договор о серийном производстве 12 комплектов камер сгорания для двигателей ПД-8 в год. Возьмусь предположить, что это лишь незначительная разгрузка собственных мощностей ОДК, так как в следующем 2024 году, согласно Комплексной программе, должно быть выпущено не 12, а 40 двигателей ПД-8, что, в свою очередь, соответствует запланированным на тот же год 20 SJ-100.

Ил-114-300. Согласно утвержденной программе, в 2024 году должны быть произведены 2 самолета данного типа, с выходом в течение последующих двух лет на тираж в 12 самолетов в год. Всего до 30 года должно быть произведено 70 самолетов. Количество двигателей ТВ7-117СТ-01 также соответствует заявленному тиражу – 142 единицы (включая два двигателя для опытной машины, произведенные в 2022 году). И здесь цифры совпадают. Плюс, 17 подменных двигателей.

Что же касается статуса программы ТВ7-117СТ-01 на текущий момент, то Сертификат типа для двигателя был выдан Росавиацией в декабре 2022 года, но с рядом эксплуатационных ограничений. В мае этого года, после  успешно завершенных дополнительных сертификационных работ, Росавиацией было выдано Одобрение главного изменения к Сертификату типа для двигателя ТВ7-117СТ-01, которые снимают установленные ограничения в части эксплуатационного диапазона. Были расширены возможности эксплуатации двигателя по высоте (до 6000 метров) и скорости полета (550 км в час). А в сентябре эксплуатационный потолок был расширен до 7600 метров. В данный момент на стадии выполнения сертификационных работ находится еще несколько заявок разработчика и производителя двигателя АО «ОДК-Климов», нацеленных на расширение эксплуатационных характеристик и совершенствование конструкции двигателя.

Два двигателя были переданы самолетостроителям в прошлом году и в настоящее время идет подготовка к летным испытаниям ТВ7117СТ-01 в составе самолета Ил-114-300. Кроме того, готовятся к передаче еще два резервных двигателя в сертифицированной типовой конструкции. Также, по словам генерального конструктора ОДК-Климов Всеволода Елисеева, до конца года должны быть предоставлены еще два мотора для летных испытаний самолета. Это соответствует планам ОАК задействовать в летных испытаниях сразу три самолета. Вероятно, речь идет о тех четырех двигателях, которые в Комплексной программе запланированы к поставке в 2024 году (в 2023 году – ноль).  Если так, то можно сказать, что двигателисты идут с некоторым опережением графика. Теперь главное в надежности, ресурсе и подтверждении эксплуатационных характеристик. Есть ещё вертолетная версия этого двигателя, но о ней поговорим во второй части.

Продолжение: Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2


Роман Гусаров



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer