Будущий министр гражданской авиации СССР родился 29 июля 1923 г. в семье учителя в селе Маньковка Киевской области Украинской ССР. В 1941 г. семья переехала в Актюбинск, где Борис Бугаев поступил в Актюбинскую авиационную школу.
После ее окончания, несмотря на многократные рапорты направить его на фронт, он работал в своей авиационной школе пилотом-инструктором.
В 1943-1945 гг. – пилот, командир звена 215 отряда ГВФ (Киев, Ровно) Борис Бугаев выполняет боевые полеты по заданию Центрального штаба партизанского движения. В 1945 г. награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны» 2-й степени и орденом Красной Звезды.
В 1945-1946 гг. – командир звена Ровенского авиаотряда ГВФ.
В 1947-1948 гг. обучался в летном центре ГВФ в Баку и Школе высшей летной подготовки (ШВЛП) в Бугуруслане (в будущем – Ульяновская ШВЛП, затем летный центр ГА стран-членов СЭВ, сегодня – Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева).
В 1948 г. начался новый важный этап в профессиональной деятельности Б.П. Бугаева. Он работает командиром корабля, пилотом-инструктором в аэропорту Внуково, одним из первых осваивает полеты на реактивном лайнере Ту-104 и турбовинтовом самолете Ил-18, принимает участие в их эксплуатационных испытаниях. В этот период он также освоил пилотирование на самолетах Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ил-28. С 1951 г. прокладывал первые дальние трассы для Аэрофлота во многие страны, в том числе в Англию, США, Индию, Индонезию, на Кубу.
Особой страницей его пилотской биографии стали полеты на «первенце» отечественной реактивной пассажирской авиации – легендарном самолете Ту-104. Б.П. Бугаев был в числе пилотов, которых по праву называют пионерами освоения этой крылатой машины. Именно Б.П. Бугаеву довелось совершить на турбореактивном самолете Ту-104 первый регулярный международный рейс.
С 1957 г. Б.П. Бугаев возглавляет отряд особого назначения Московского транспортного управления ГВФ. Выполнял специальные полеты по заданию Правительства.
В июле 1958 г. по решению ЦК КПСС и Правительства СССР отряд особого назначения гражданской авиации переподчинен Военно-воздушным силам. Б.П. Бугаев назначен командиром корабля, старшим шеф-пилотом особо важного самолета 20-го полка 2-й авиационной дивизии особого назначения ВВС с присвоением воинского звания «полковник».
В августе 1959 г. в системе ГВФ восстановлен отдельный авиационный отряд особого назначения № 235, который возглавил Б.П. Бугаев.
В 1966 г. заочно закончил Высшее авиационное училище гражданской авиации в Ленинграде.
Руководство правительственным авиаотрядом, работа в качестве шеф-пилота Л.И. Брежнева стали новым этапом жизни и деятельности Бориса Павловича. В эти годы он вырос в грамотного управленца, заботящегося о подчиненных, и в то же время предъявляющего к ним высокие требования. Во многом именно на этом отрезке профессиональной карьеры авиатора был заложен фундамент его будущих успехов.
С 1966 г. Б.П. Бугаев – заместитель министра гражданской авиации СССР, с 1967 г. – первый заместитель министра гражданской авиации СССР.
В 1970 г. начинается самый яркий и ответственный период в жизни Бориса Павловича Бугаева. Он назначается министром гражданской авиации СССР, возглавляя авиатранспортную отрасль страны в течение 17 лет (1970-1987 гг.).
Это было время огромных успехов в деле разработки и ввода в эксплуатацию новой авиационной техники, совершенствования деятельности аэропортов и аэродромов, расширения сети учебных заведений авиационного профиля. Неуклонный рост основных экономических показателей свидетельствовал о развитии отрасли, покорении новых рубежей. Советская гражданская авиация получила признание и на мировом уровне. В большой степени эти успехи были обеспечены эффективной деятельностью незаурядного министра.
Выдающийся авиатор Б.П. Бугаев внес большой вклад в развитие гражданской авиации нашей страны. Особое внимание он уделял обеспечению безопасности полетов. Проводил целенаправленную политику по повышению в гражданской авиации роли командира корабля.
Именно Б.П. Бугаев был инициатором и организатором вступления СССР в ноябре 1970 г. в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО), где русский язык стал официальным языком наряду с английским, французским, испанским.
По инициативе Б.П. Бугаева 4 мая 1975 г. принято постановление Совета Министров СССР об утверждении Устава о дисциплине работников гражданской авиации.
Министр гражданской авиации СССР Б.П. Бугаев уделял большое внимание формированию парка воздушных судов, его эффективному использованию. Численность парка в 1987 г. составила 14 595 воздушных судов, из них 2634 магистральных пассажирских самолета, 466 грузовых, 3005 вертолетов. В период его руководства в эксплуатацию поступили новые самолеты Ту-134А, Ту-154, Ту-154М, Ту-144, Ил-62М, Ил-76, Ил-86, Як-42, Ан-26, Ан-28, Ан-74, Л-410УВП, а также большое количество серийно уже выпускаемых воздушных судов (самолеты Ил-18, Ан-12, Ан-24, Як-40, вертолеты Ми-6, Ми-8, Ми-2, Ми-10, Ка-26).
В этот период отрасль обогащалась современной техникой (например, появлялись реактивные машины нового поколения, некоторое время эксплуатировался даже сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144).
Б.П. Бугаев предметно занимался разработкой, а также испытаниями воздушных судов нового поколения с цифровым пилотажно-навигационным оборудованием Ил-96-300, Ту-204, Ил-114. Под его руководством была впервые организована сертификация типов воздушных судов. Первыми в 1980 г. сертификат типа получили Ил-86, Як-42, Л-410УВП.
Борис Павлович уделял большое внимание развитию аэропортов союзного значения и местных воздушных линий. К завершающему году его работы в гражданской авиации было зарегистрировано 1300 категорированных аэропортов, в том числе 78 общесоюзного значения, оснащенных системами точного захода на посадку по I, II и (несколько аэропортов) по III категории ИКАО.
В период его руководства отраслью были открыты или получили глубокую реконструкцию аэропорты Хабаровск-новый, Казань-2, Емельяново (Красноярск), Минск-2, Рощино (Тюмень), Манас (Бишкек), Сокол (Магадан), Ереван (Звартноц) и др. Фактически заново построены авиаремонтные заводы гражданской авиации № 243 (Ташкент), № 404 (Свердловск), глубоко реконструированы № 411 (Минеральные воды), № 400 (Внуково). Введено в строй большое количество безангарных авиационно-технических баз.
Очень внимательно Б.П. Бугаев относился к формированию в стране системы организации воздушного движения. По предложению Минобороны и МГА принято решение о создании в 1973-1980 гг. Единой системы УВД гражданской и военной авиации (постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 130-49-73). В 1974 г. согласованным решением Минобороны и МГА на европейской территории страны создана уровневая структура ЕС УВД: образованы Главный центр ЕС УВД, шесть зональных и 22 районных центра ЕС УВД. В 1979 г. создан Московский центр автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД). С 1978 г. началась разработка районных автоматизированных систем управления воздушным движением «Стрела». Планировалось ввести в действие 11 таких систем. В 1981 г. введена в действие автоматизированная система управления воздушным движением в Московском районе ЕС УВД «Теркас».
Министр Б.П. Бугаев уделял серьезное внимание подготовке авиационных кадров. Пот его инициативе в 1971 г. организован Московский институт инженеров гражданской авиации (МИИГА – МГТУ ГА). В этом же году Высшее авиационное училище в Ленинграде получило статус Академии гражданской авиации с вручением ордена Ленина (ОЛАГА).
В 1973 г. прославленная Ульяновская школа высшей летной подготовки награждена орденом Ленина. На ее базе в 1974 г. принято решение создать Центр совместного обучения летного, технического и диспетчерского персонала гражданской авиации стран-членов СЭВ с возведением объектов современной учебной инфраструктуры. Строительство второй, завершающей очереди было закончено в феврале 1983 г.
Образованы высшие летные училища гражданской авиации в Актюбинске и Кировограде. Инженерно-технических специалистов для отрасли готовили Киевский, Рижский, Московский институты инженеров гражданской авиации.
При Б.П. Бугаеве была отработана система круглосуточного оперативного контроля за ходом авиаперевозок, состоянием регулярности и безопасности полетов. Исключительно четко работала Центральная диспетчерская служба гражданской авиации (ЦДС ГА, ЦПДУ ГА) и аналогичные производственно-диспетчерские службы территориальных управлений гражданской авиации.
9 февраля 1973 г. отечественная гражданская авиация удостоена второй правительственной награды – ордена Октябрьской революции.
В 1987 г. общесоюзный Аэрофлот перевез 130 млн пассажиров, 3,3 млн т грузов, обработал с воздуха 100 млн га сельхозугодий, выполнил на вертолетах гигантский объем специальных работ в народном хозяйстве. Конечно, это результат напряженного труда многотысячного коллектива гражданской авиации, который был сформирован, отмобилизован и 17 лет возглавлялся Борисом Павловичем Бугаевым, выдающимся пилотом, талантливым организатором, крупным государственным и политическим деятелем.
Стоит признать Бориса Павловича Бугаева исполинской фигурой в истории отечественной гражданской авиации. Знакомство с каждым из этапов его биографии способно внушить глубокое уважение к этому человеку.
Борис Павлович Бугаев умер в Москве 13 января 2007 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Нет сомнений в том, что память о Борисе Павловиче Бугаеве – пилоте высочайшего уровня и неординарном руководителе, беспримерно преданном своей отрасли, должна стать своего рода ориентиром для молодых специалистов, которые готовятся связать жизнь с воздушным транспортом России.
Вклад Б.П. Бугаева в достижения советской гражданской авиации по достоинству оценен современниками. Он был дважды Героем Социалистического Труда, награжден пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, являлся лауреатом Ленинской премии и Государственной премии СССР.
Многие ветераны гражданской авиации, которые работали в период динамичного развития отечественной авиатранспортной отрасли в 1970-1980-х гг., не без основания называют это время «эпохой Бугаева».
заместитель министра гражданской авиации СССР в 1986-1991 гг.