Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Памятные даты

Борис Павлович Бугаев – явление в отечественной авиации

К 100-летию со дня рождения министра гражданской авиации СССР


29 июля 2023 года / Виктор Горлов / Aviation EXplorer
 

Авиация родилась и обрела надежные крылья благодаря деятельности тысяч и тысяч увлеченных людей, беззаветных энтузиастов, научных и конструкторских гениев, отважных и дерзких смельчаков, строгих системщиков и талантливых организаторов. Только благодаря их деятельности за каких-то 150 лет примитивные воздушные модели превратились в мощный мировой парк воздушных судов и современные авиатранспортные системы развитых государств (О.Лилиенталь, братья У. и О. Райт, Н.Е. Жуковский, И.И. Сикорский, А.Н. Туполев, Ч.О. Линдберг, М.М. Громов, В.П. Чкалов, Н.Н. Поликарпов, А.А. Микулин и многие, многие другие). Среди крупных фигур, оказавших большое влияние на развитие отечественной гражданской авиации, особое место занимает личность Бориса Павловича Бугаева, замечательного пилота и талантливого организатора авиатранспортной системы самой крупной по территории страны в мире.

Будущий министр гражданской авиации СССР родился 29 июля 1923 г. в семье учителя в селе Маньковка Киевской области Украинской ССР. В 1941 г. семья переехала в Актюбинск, где Борис Бугаев поступил в Актюбинскую авиационную школу.

После ее окончания, несмотря на многократные рапорты направить его на фронт, он работал в своей авиационной школе пилотом-инструктором.

В 1943-1945 гг. – пилот, командир звена 215 отряда ГВФ (Киев, Ровно) Борис Бугаев выполняет боевые полеты по заданию Центрального штаба партизанского движения. В 1945 г. награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны» 2-й степени и орденом Красной Звезды.

В 1945-1946 гг. – командир звена Ровенского авиаотряда ГВФ.

В 1947-1948 гг. обучался в летном центре ГВФ в Баку и Школе высшей летной подготовки (ШВЛП) в Бугуруслане (в будущем – Ульяновская ШВЛП, затем летный центр ГА стран-членов СЭВ, сегодня – Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева).

В 1948 г. начался новый важный этап в профессиональной деятельности Б.П. Бугаева. Он работает командиром корабля, пилотом-инструктором в аэропорту Внуково, одним из первых осваивает полеты на реактивном лайнере Ту-104 и турбовинтовом самолете Ил-18, принимает участие в их эксплуатационных испытаниях. В этот период он также освоил пилотирование на самолетах Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ил-28. С 1951 г. прокладывал первые дальние трассы для Аэрофлота во многие страны, в том числе в Англию, США, Индию, Индонезию, на Кубу.

Особой страницей его пилотской биографии стали полеты на «первенце» отечественной реактивной пассажирской авиации – легендарном самолете Ту-104. Б.П. Бугаев был в числе пилотов, которых по праву называют пионерами освоения этой крылатой машины. Именно Б.П. Бугаеву довелось совершить на турбореактивном самолете Ту-104 первый регулярный международный рейс.

С 1957 г. Б.П. Бугаев возглавляет отряд особого назначения Московского транспортного управления ГВФ. Выполнял специальные полеты по заданию Правительства.

В июле 1958 г. по решению ЦК КПСС и Правительства СССР отряд особого назначения гражданской авиации переподчинен Военно-воздушным силам. Б.П. Бугаев назначен командиром корабля, старшим шеф-пилотом особо важного самолета 20-го полка 2-й авиационной дивизии особого назначения ВВС с присвоением воинского звания «полковник».

В августе 1959 г. в системе ГВФ восстановлен отдельный авиационный отряд особого назначения № 235, который возглавил Б.П. Бугаев.

В 1966 г. заочно закончил Высшее авиационное училище гражданской авиации в Ленинграде.

Руководство правительственным авиаотрядом, работа в качестве шеф-пилота Л.И. Брежнева стали новым этапом жизни и деятельности Бориса Павловича. В эти годы он вырос в грамотного управленца, заботящегося о подчиненных, и в то же время предъявляющего к ним высокие требования. Во многом именно на этом отрезке профессиональной карьеры авиатора был заложен фундамент его будущих успехов.

С 1966 г. Б.П. Бугаев – заместитель министра гражданской авиации СССР, с 1967 г. – первый заместитель министра гражданской авиации СССР.

В 1970 г. начинается самый яркий и ответственный период в жизни Бориса Павловича Бугаева. Он назначается министром гражданской авиации СССР, возглавляя авиатранспортную отрасль страны в течение 17 лет (1970-1987 гг.).

Это было время огромных успехов в деле разработки и ввода в эксплуатацию новой авиационной техники, совершенствования деятельности аэропортов и аэродромов, расширения сети учебных заведений авиационного профиля. Неуклонный рост основных экономических показателей свидетельствовал о развитии отрасли, покорении новых рубежей. Советская гражданская авиация получила признание и на мировом уровне. В большой степени эти успехи были обеспечены эффективной деятельностью незаурядного министра.

Выдающийся авиатор Б.П. Бугаев внес большой вклад в развитие гражданской авиации нашей страны. Особое внимание он уделял обеспечению безопасности полетов. Проводил целенаправленную политику по повышению в гражданской авиации роли командира корабля.

Именно Б.П. Бугаев был инициатором и организатором вступления СССР в ноябре 1970 г. в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО), где русский язык стал официальным языком наряду с английским, французским, испанским.

По инициативе Б.П. Бугаева 4 мая 1975 г. принято постановление Совета Министров СССР об утверждении Устава о дисциплине работников гражданской авиации.

Министр гражданской авиации СССР Б.П. Бугаев уделял большое внимание формированию парка воздушных судов, его эффективному использованию. Численность парка в 1987 г. составила 14 595 воздушных судов, из них 2634 магистральных пассажирских самолета, 466 грузовых, 3005 вертолетов. В период его руководства в эксплуатацию поступили новые самолеты Ту-134А, Ту-154, Ту-154М, Ту-144, Ил-62М, Ил-76, Ил-86, Як-42, Ан-26, Ан-28, Ан-74, Л-410УВП, а также большое количество серийно уже выпускаемых воздушных судов (самолеты Ил-18, Ан-12, Ан-24, Як-40, вертолеты Ми-6, Ми-8, Ми-2, Ми-10, Ка-26).

В этот период отрасль обогащалась современной техникой (например, появлялись реактивные машины нового поколения, некоторое время эксплуатировался даже сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144).

Б.П. Бугаев предметно занимался разработкой, а также испытаниями воздушных судов нового поколения с цифровым пилотажно-навигационным оборудованием Ил-96-300, Ту-204, Ил-114. Под его руководством была впервые организована сертификация типов воздушных судов. Первыми в 1980 г. сертификат типа получили Ил-86, Як-42, Л-410УВП.

Борис Павлович уделял большое внимание развитию аэропортов союзного значения и местных воздушных линий. К завершающему году его работы в гражданской авиации было зарегистрировано 1300 категорированных аэропортов, в том числе 78 общесоюзного значения, оснащенных системами точного захода на посадку по I, II и (несколько аэропортов) по III категории ИКАО.

В период его руководства отраслью были открыты или получили глубокую реконструкцию аэропорты Хабаровск-новый, Казань-2, Емельяново (Красноярск), Минск-2, Рощино (Тюмень), Манас (Бишкек), Сокол (Магадан), Ереван (Звартноц) и др. Фактически заново построены авиаремонтные заводы гражданской авиации № 243 (Ташкент), № 404 (Свердловск), глубоко реконструированы № 411 (Минеральные воды), № 400 (Внуково). Введено в строй большое количество безангарных авиационно-технических баз.

Очень внимательно Б.П. Бугаев относился к формированию в стране системы организации воздушного движения. По предложению Минобороны и МГА принято решение о создании в 1973-1980 гг. Единой системы УВД гражданской и военной авиации (постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 130-49-73). В 1974 г. согласованным решением Минобороны и МГА на европейской территории страны создана уровневая структура ЕС УВД: образованы Главный центр ЕС УВД, шесть зональных и 22 районных центра ЕС УВД. В 1979 г. создан Московский центр автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД). С 1978 г. началась разработка районных автоматизированных систем управления воздушным движением «Стрела». Планировалось ввести в действие 11 таких систем. В 1981 г. введена в действие автоматизированная система управления воздушным движением в Московском районе ЕС УВД «Теркас».

Министр Б.П. Бугаев уделял серьезное внимание подготовке авиационных кадров. Пот его инициативе в 1971 г. организован Московский институт инженеров гражданской авиации (МИИГА – МГТУ ГА). В этом же году Высшее авиационное училище в Ленинграде получило статус Академии гражданской авиации с вручением ордена Ленина (ОЛАГА).

В 1973 г. прославленная Ульяновская школа высшей летной подготовки награждена орденом Ленина. На ее базе в 1974 г. принято решение создать Центр совместного обучения летного, технического и диспетчерского персонала гражданской авиации стран-членов СЭВ с возведением объектов современной учебной инфраструктуры. Строительство второй, завершающей очереди было закончено в феврале 1983 г.

Образованы высшие летные училища гражданской авиации в Актюбинске и Кировограде. Инженерно-технических специалистов для отрасли готовили Киевский, Рижский, Московский институты инженеров гражданской авиации.

При Б.П. Бугаеве была отработана система круглосуточного оперативного контроля за ходом авиаперевозок, состоянием регулярности и безопасности полетов. Исключительно четко работала Центральная диспетчерская служба гражданской авиации (ЦДС ГА, ЦПДУ ГА) и аналогичные производственно-диспетчерские службы территориальных управлений гражданской авиации.

9 февраля 1973 г. отечественная гражданская авиация удостоена второй правительственной награды – ордена Октябрьской революции.

В 1987 г. общесоюзный Аэрофлот перевез 130 млн пассажиров, 3,3 млн т грузов, обработал с воздуха 100 млн га сельхозугодий, выполнил на вертолетах гигантский объем специальных работ в народном хозяйстве. Конечно, это результат напряженного труда многотысячного коллектива гражданской авиации, который был сформирован, отмобилизован и 17 лет возглавлялся Борисом Павловичем Бугаевым, выдающимся пилотом, талантливым организатором, крупным государственным и политическим деятелем.

Стоит признать Бориса Павловича Бугаева исполинской фигурой в истории отечественной гражданской авиации. Знакомство с каждым из этапов его биографии способно внушить глубокое уважение к этому человеку.

Борис Павлович Бугаев умер в Москве 13 января 2007 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Нет сомнений в том, что память о Борисе Павловиче Бугаеве – пилоте высочайшего уровня и неординарном руководителе, беспримерно преданном своей отрасли, должна стать своего рода ориентиром для молодых специалистов, которые готовятся связать жизнь с воздушным транспортом России.

Вклад Б.П. Бугаева в достижения советской гражданской авиации по достоинству оценен современниками. Он был дважды Героем Социалистического Труда, награжден пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, являлся лауреатом Ленинской премии и Государственной премии СССР.

Многие ветераны гражданской авиации, которые работали в период динамичного развития отечественной авиатранспортной отрасли в 1970-1980-х гг., не без основания называют это время «эпохой Бугаева».

заместитель министра гражданской авиации СССР в 1986-1991 гг.


Виктор Горлов


комментарии (1):

Dawdler      29/07/2023 [18:54:32]#1
Как жаль, что нет таких гигантов в руководстве гражданской авиации.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer