Монография посвящена актуальной проблеме дальнейшего освоения Крайнего Севера и Арктики, а именно роли авиации в решении широкого спектра народно-хозяйственных задач и развития авиатранспортной системы этого стратегически важного региона. Исходя из этой задачи, научно обоснована необходимость расширения диапазона эксплуатационных температур воздушных судов для обеспечения постоянного базирования в самых сложных условиях экстремально низких температур Арктики, Восточной Сибири, Якутии и Дальнего Востока.
В основе монографии лежит глубокое исследование автора с результатами проведения натурных климатических испытаний нескольких типов современных воздушных судов в реальных условиях экстремально низких температур Якутии. Проведена глубокая научная и аналитическая работа по систематизации и обобщению полученных данных, послужившее основой диссертационного исследования, где представлен детальный анализ факторов, ограничивающих эксплуатацию современных воздушных судов с цифровым бортовым комплексом в условиях экстремально низких температур Крайнего Севера, Восточной Сибири и Арктики.
Изучены критически важные вопросы теплофизической надежности микроэлектронных устройств и компонентов цифровых систем авионики с учетом фактора дисперсии, позволившие выйти на общую оценку надежности современных воздушных судов с бортовым цифровым комплексом авионики в условиях экстремально низких температур. На основе использования данного подхода экспериментально получены временные параметры охлаждения и восстановления температурных режимов систем авионики, позволяющие делать выводы о надежности ВС в условиях экстремально низких температур.
Выполненный комплекс климатических испытаний позволил получить тепловые оценки и установить зоны и системы уязвимости современных воздушных судов в условиях экстремально низких температур, что послужило основой для расширения диапазона рабочих температур ВС в область экстремально низких значений.
Как практический результат, автором разработан и представлен метод тепловой компенсации как научно обоснованный технико-технологический метод поддержания температурного режима комплекса авионики и обеспечения летной годности воздушных судов с бортовым цифровым комплексом авионики в условиях экстремально низких температур. Получен патент на изобретение устройства для поддержания температуры в отсеке авионики современных воздушных судов с цифровым бортовым комплексом.
В своем исследовании автор опирается в качестве источников на собственный практический и экспериментальный опыт, а также материалы исследований производителей авиационной техники компаний Airbus, Boeing и др., к которым автор имеет непосредственное отношение как сотрудник или как многолетний эксплуатант данной авиатехники.
Представленная монография основана на 40 летнем опыте эксплуатации воздушных судов как отечественного, так и иностранного производства. Автор подводит личный итог почти 20 летней научной работы по северной тематике, что может быть интересно для широкой авиационной аудитории и специалистов, а также в качестве учебного пособия для студентов авиационных учебных заведений. Разработанные стандарты эксплуатации ВС в условиях экстремально низких температур, изменения в эксплуатационную документацию, могут быть применены в качестве рекомендаций для отечественных разработчиков авиационной техники.
Об авторе
Владимир Павлович Горбунов известный российский авиационный специалист, создатель и генеральный директор низкобюджетных авиакомпаний «Авианова», «Добролет», возглавлял авиакомпании «Нордавиа» и «Якутия».
Окончил Омское летно-техническое училище гражданской авиации и Московский институт инженеров гражданской авиации. Из сорока лет своей профессиональной деятельности, проработал на Крайнем Севере в Якутии и Архангельске в совокупности около 20 лет.
Свой путь в авиации начинал в 1983 году в Нерюнгри авиатехником, инженером на технической эксплуатации самолетов Ан-2, Як-40, Ту-154, Ил-76. Одним из первых с 1994 года при поддержке Swissair осваивал эксплуатацию Airbus А310 в условиях экстремально низких температур Якутии. В 1998 году приглашен в концерн Airbus, где проработал 11 лет. Обеспечивал освоение и эксплуатацию самолетов Airbus А310 и А320 авиакомпаниями России и СНГ. С 2012 года директор программ безопасности полетов Airbus по региону России и СНГ. В 2013 году был также избран сопредседателем североевропейской группы ICAO EUR Regional Expert Safety Team (IE-REST) от Международного координационного Совета Ассоциации производителей аэрокосмической техники ICCAIA - International Coordinating Council of Aerospace Industries Associations.
В 2002 году получил экономическое и управленческое образование в Академии народного хозяйства при правительстве РФ. Имеет степень MBA Кингстонского университета (Kingston University, London, UK), где защитил диссертацию по специализации «стратегическое управление».
Кандидат технических наук, автор более 35 научных работ в области совершенства авиатранспортной системы страны и проблематики обеспечения летной годности воздушных судов на Крайнем Севере, Арктике и Дальнем Востоке. Как ученый, исследователь, принимал непосредственное участие в проведении комплекса климатических испытаний самолетов Airbus А310 в 1996 и А320 в 2004 годах в условиях экстремально низких температур Якутии, по материалам которых и проведено данное научное исследование автора.
Оставить заявку на книгу можно на сайте издательства:
https://publishing.intelgr.com/index.php/izdannye-raboty?id=264
Информация на РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53835523