- Андрей Вячеславович, каким был этот год для ГосНИИ ГА? Что удалось реализовать из задуманного?
А.М.: Год был достаточно тяжелый: ограничения, связанные с пандемией и борьбой с распространением короновирусной инфекции, сложная геополитическая обстановка оставили свой след в деятельности Института, однако не только не помешали реализовать задуманное, но и открыли дополнительные перспективы для дальнейшего развития и совершенствования компетенций.
Деятельность ГосНИИ ГА, как и прежде, осуществляется в привязке к задачам, поставленным перед гражданской авиацией Российской Федерации, где приоритетными являются вопросы по обеспечению устойчивого и безопасного развития воздушного транспорта в соответствии с «Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года», Концепцией создания и развития Аэронавигационной системы России, законодательными и нормативными актами.
Одно из ключевых направлений для Института – участие в сертификационных работах по новой и модифицированной авиационной технике. В 2021 г. все три сертификационных центра ГосНИИ ГА: Авиационный сертификационный центр (АСЦ), Сертификационный центр бортового оборудования (СЦБО) и Сертификационный центр «Летная годность» подтвердили свое соответствие требованиям Росавиации и являются аккредитованными в качестве компетентных и независимых сертификационных центров объектов гражданской авиации.
В первую очередь это, конечно, обязательная сертификация типа пилотируемых гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, бортового оборудования, аэродромов, предназначенных для осуществления воздушных перевозок на самолетах, вместимостью более 20 пассажиров и открытых для выполнения международных полетов гражданский воздушных судов (ГВС), светосигнального и метрологическое оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки ГВС.
В 2022 г. экспертами Авиационного сертификационного центра успешно проведен комплекс работ, итогом которого стало получение Национальным центром вертолетостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова сертификата типа на новейший гражданский многоцелевой вертолет Ка-62, а Научно-производственная корпорация «Иркут» получила сертификат типа на среднемагистральный пассажирский самолет МС-21-300.
Большая работа проделана летчиками и инженерами АСЦ в рамках сертификационных летных испытаний. Летный состав Летно-испытательного центра АСЦ выполнил 150 испытательных полетов на самолетах и 260 на вертолетах.
В рамках исследовательской программы «Эксплуатационная оценка выполнения транспортных полетов на ВВП со снежно-ледовым покрытием станции «Новолазаревская» выполнялись полеты на самолете Ил-76ДТ-90ВД в Антарктиду, проведен ряд научно-исследовательских работ, направленных на обеспечение высокой безопасности полетов на аэродромы Антарктиды, осуществлены восемь десантирований грузов и топлива на российские и международные арктические станции с использованием многокупольных парашютных систем.
В результате проведенных работ по улучшению характеристик и расширению условий эксплуатации ПАО «Ил» получено одобрение главных изменений типовых конструкций самолета Ил-96-300, связанных с модернизацией пилотажно-навигационного комплекса и допуском к выполнению полетов по трассам зональной навигации RNAV 2 и RNP-4, а также самолета Ил-76ТД-90ВД по внедрению функции ADS-B Out v.2.
Дополнительно следует отметить создание сертификационной испытательной лаборатории комплекса оборудования спутниковой навигации гражданского назначения авиационного транспорта, которая вошла в состав Научного центра бортового оборудования.
Помимо обязательной сертификации типа ГосНИИ ГА проводил добровольную сертификацию, например, авиационных горюче-смазочных материалов (авиаГСМ), специальных жидкостей (СЖ) и противообледенительных жидкостей (ПОЖ), специальных технических средств обеспечения авиационной безопасности и поискового, аварийно-спасательного обеспечения полетов ГА, светосигнального оборудования, устанавливаемого на вертодромах и вертолетных площадках, посадочных площадках, оборудования по обеспечению орнитологической безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации.
Плодотворным был прошедший год для СЦ «Летная годность», выполняющим работы по оценке соответствия ВС отечественного и зарубежного производства с целью дальнейшего получения от Федерального агентства воздушного транспорта сертификатов летной годности ВС. Высококвалифицированный кадровый состав подразделения, научно-методический и информационно-аналитический задел являются основой уникального научного потенциала ГосНИИ ГА.
В 2021 г. сертификационным центром было завершено более 1300 научно-исследовательских работ в области поддержания летной годности с реализацией результатов через бюллетени Разработчика, сертификации экземпляра ВС, а также конструкторско-технологическое сопровождение воздушных судов.
Специалисты Центра принимали активное участие в оценке технического состояния воздушных судов, в разработке и введении в действие актуализируемой эксплуатационной документации ВС российского производства, а также осуществляли совместно с АСЦ сертификационные работы по главным изменениям типовой конструкции самолетов Ту-204/Ту-214, Ил-96-300, RRJ-95, МС-21-300, Ан-124-100, вертолетов Ми-38-2, Ка-226Т, Ка-62, Ми-171, Ми-171А2, Ми-8АМТ-2, сертификацию самолетов Ил-114-300 с двигателями ТВ7-117СТ-01 и модификаций типов вертолетов Ка-226 (Ка-226.54) и Ми-171А (модель Ми-171А3).
- А что происходит в области добровольной сертификации?
А.М.: Объем проведенных исследований и оказанных услуг по направлению добровольной сертификации объектов гражданской авиации обусловлен преимущественно заявками авиапредприятий и других организаций различной принадлежности, имеющих то или иное отношение к объектам ГА.
Здесь следует отметить, на мой взгляд, важность для отрасли работ по сертификации в области аэропортовой деятельности, исследования и разработки методик, направленных на совершенствование эксплуатации воздушных судов в части авиаГСМ, сертификацию горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей.
Специалистами Научного центра аэропортовой деятельности и авиатопливообеспечения ГосНИИ ГА в рамках деятельности центра были разработаны и изданы Методические рекомендации по применению авиаГСМ и СЖ в гражданской авиации, выполняющие роль основополагающего документа для топливозаправочных комплексов и лабораторий ГСМ в аэропортах, а именно:
- порядок поставки в гражданскую авиацию, приема, хранения, подготовки к выдаче и выдачи противоводокристаллизационной жидкости;
- заправка вертолетной техники, задействованной при ликвидации чрезвычайных ситуаций, на неподготовленных площадках.
По указанию Росавиации разработан проект нормативного правового акта – Федеральных авиационных правил, действующих в области авиатопливообеспечения воздушных перевозок. В рамках подготовки гражданской авиации к осенне-зимнему сезону 2021-2022 гг. сотрудниками Института разработана и согласована с Росавиацией и ведущими ОКБ «Программа работ по оценке противообледенительных жидкостей (ПОЖ) для определения возможности их применения на ВС ГА», составлен и согласован «Перечень ПОЖ, одобренных к применению для защиты от наземного обледенения ВС ГА».
В условиях ужесточения санкционной политики в отношении России важным для ГосНИИ ГА явилось вступление Института в евразийский SAF Alliance, куда также входят ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ООО «Эйрбас-Рус», ПАО «АЭРОФЛОТ», ГК «Волга-Днепр», ЗАО «Группа компаний С7». Основной целью SAF Alliance является оказание методической помощи по внедрению в гражданскую авиацию биологически чистого топлива, и, конечно, начало собственной научно-исследовательской деятельности в области разработки отечественных авиаГСМ и СЖ.
В составе НЦ аэропортовой деятельности и авиатопливообеспечения ведет свою научную деятельность лаборатория исследования проблем коррозии авиационных материалов, которая в августе 2022 г. подтвердила свое соответствие требованиям Росавиации и получила соответствующий Аттестат сроком на пять лет.
- Андрей Вячеславович, расскажите, пожалуйста, о деятельности Института в 2021 г. в сфере аэронавигации?
А.М.: Научный центр Аэронавигации ГосНИИ ГА является основным исполнителем в части проведения исследований в области развития Аэронавигационной системы России, оказания услуг по сертификации типа оборудования аэродромов (аэропортов), воздушных трасс и оборудования центров УВД.
В прошлом году Научный центр Аэронавигации завершил работы по разработке Стандарта «Средства наблюдения, навигации, связи и автоматизации ОрВД гражданской авиации Российской Федерации», который охватывает весь спектр используемого радиотехнического оборудования обеспечения полетов в Российской Федерации. Работы проводились по заказу ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
Специалисты НЦ Аэронавигации вели работы по методическому сопровождению подготовки к внедрению и процессу внедрения новой структуры воздушного пространства Московского аэроузла, разработанную и утвержденную в декабре 2020 г., вносили необходимые изменения в структуру.
Проводилась работа в области сертификации: выполнено более 10 работ по различным типам оборудования радиотехнического обеспечения полетов и авиационной связи (РТОП и АС), осуществлялось научно-техническое и методическое сопровождение поставки резервной АС ОрВД для Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД).
Помимо этого, структурным подразделением НЦ Аэронавигации – Региональным мониторинговым агентством «Евразия» – реализован полный комплекс услуг по выполнению «Программы контроля характеристик выдерживания высоты воздушными судами в воздушном пространстве государств региона Евразия RVSM».
Важным событием в области организации воздушного движения является и полученное 22 декабря 2021 г. от Росавиации разрешение на ввод в эксплуатацию Санкт-Петербургского укрупненного центра Единой системы организации воздушного движения. Это позволит значительно повысить уровень безопасности полетов в Северо-Западном регионе. Специалисты ГосНИИ ГА принимали активное участие в проведении работ, обеспечивших получение указанного разрешения.
- Что в планах ГосНИИ ГА на ближайшую перспективу с учетом того, что Институт имеет в своем арсенале внушительный багаж компетенций и опыта? Текущая геополитическая обстановка как-то отразилась на расстановке приоритетов и задач для ГосНИИ ГА?
А.М.: Ни для кого не секрет, что сложные обстоятельства – это всегда период открытых перспектив, вызовы, требующие новых научно обоснованных подходов и технологичных решений. В условиях санкционных ограничений перед гражданской авиацией в целом стоит непростая многоплановая задача, которая подробно отражена в разработанной при участии Института и утвержденной Правительством «Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года». ГосНИИ ГА предстоит принимать активное участие в подготовке плана мероприятий по реализации Стратегии и ее научному обеспечению. Это объемная и ответственная задача.
Также Институт продолжит участвовать в реализации Плана мероприятий Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации.
Усилия авиационной промышленности по решению задачи импортозамещения в парке воздушных судов российских авиакомпаний, поставленной Президентом Российской Федерации, обуславливают значительное увеличение объема сертификационных работ в ближайшей перспективе в различных направлениях.
Для их выполнения с высоким уровнем качества необходимо создание постоянно действующей межотраслевой системы оперативной актуализации норм летной годности, формирование типовых методов оценки соответствия с учетом российской и мировой практики.
Важным фактором для выполнения возрастающего объема работ по сертификации представляется разработка межотраслевой программы развития испытательной базы, в первую очередь, имея в виду выявление наиболее критических позиций и узких мест в части оценки соответствия авиатехники современным требованиям норм летной годности. В числе приоритетных задач программы: техническое переоснащение и создание недостающих лабораторий, внедрение цифровых технологий испытаний, создание отечественного оборудования и программного обеспечения, подготовка кадров.
Специалисты Института принимают активное участие в разработке нормативных правовых актов и инженерно-технических решений в указанных областях.
В части ведения научно-исследовательской деятельности в АСЦ запланировано проведение следующих работ:
- мониторинг состояния, анализ тенденций и актуализация прогнозов развития авиационной деятельности Российской Федерации;
- разработка предложений по совершенствованию структуры и актуализации действующей нормативной базы по сертификации разрабатываемой авиационной техники на основе обобщения опыта проведения сертификационных работ и анализа мировой практики нормативного обеспечения сертификации авиатехники;
- анализ влияния на развитие гражданской авиации в России решений, принимаемых международными организациями, в области охраны окружающей среды от воздействия гражданской авиации;
- актуализация Национального плана действий по снижению выбросов парниковых газов гражданской авиацией для представления в ИКАО.
Большой объем работ запланирован в СЦ «Летная Годность», в том числе по оценке технического состояния воздушных судов, по одобрению изменений типовой конструкции самолетов и вертолетов и уточнению ресурсов и сроков службы, по обеспечению соответствия летной годности типовой конструкции и двигателей самолетов типа «Ан». Специалисты СЦ продолжат выполнение НИР по разработке проекта «Положения об утилизации компонентов воздушных судов с неподтвержденным жизненным циклом, выявленных при проведении инспекции воздушных судов с целью оценки их летной годности».
Завершается реорганизация Научно-технического комплекса организации воздушного движения. В связи с необходимостью проведения исследований в области интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации, создан Центр исследований, координации и развития технологий беспилотных авиационных систем. ГосНИИ ГА совместно с предприятиями промышленности проработан проект Программы НИР и ОКР, предусмотренных планом реализации Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации в части развития технологий. Специалисты Института имеют достаточные компетенции для выполнения исследований в области внедрения беспилотные авиационные системы (БАС) в единое воздушное пространство.
В планах научного центра аэронавигации – продолжение решения задач по разработке технических требований к средствам наблюдения и средствам автоматизации управления воздушным движением в части получения, обработки и индикации информации открытых режимов канала единой системы государственного радиолокационного опознавания, проведение исследований по влиянию застройки приаэродромной территории на безопасность полетов и радиотехнического обеспечения полетов, авиационную электросвязь и электромагнитную совместимость. Планируется участие в проведении исследований и испытаний дистанционного диспетчерского пункта с применением системы визуального наблюдения при аэродромном диспетчерском обслуживании и ряду других работ по заказу Минтранса России, Росавиации и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». В компетенции НЦ Аэронавигации входит проведение научных исследований в области аэронавигации в части внедрения новых технологий, предусмотренных глобальным аэронавигационным планом ИКАО.
Считаю, что только скоординированная, совместная и слаженная работа выведет авиационную отрасль на новый уровень развития. При проведении научных исследований, в целях подготовки обобщенной всесторонней позиции в интересах Российской Федерации, планируется совместная работа специалистов ГосНИИ ГА, крупнейших отечественных производителей и разработчиков авиационной техники, а также ведущих научных и образовательных организаций.
Институт планирует продолжить работу по организации и активному участию в конференциях и форумах в области совершенствования технологий в области аэронавигации и внедрения БАС в единое воздушное пространство.
Актуальным направлением является проведение НИР по разработке и утверждению Методических рекомендаций по применению авиаГСМ, анализу результатов исследований проб авиаГСМ в рамках расследований авиационных событий, определения в топливах для реактивных двигателей органических примесей, а также по подготовке к производству устойчивого (биологически чистого) реактивного топлива (SAF).
Наряду с Авиационным сертификационным центром участие в сертификационных работах в рамках своей компетенции принимает и Научный центр бортового оборудования.
По направлению обеспечения авиационной и транспортной безопасности запланированы пролонгация срока действия свидетельства Росавиации об аккредитации ГосНИИ ГА на проведение оценки уязвимости объектов и транспортных средств и выполнение НИР «Эффективность использования профайлинга в обеспечении транспортной безопасности», «Использование беспилотных ЛА в обеспечении транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры».
Санкционная политика западных стран, наложившая ограничения на использование российскими авиакомпаниями воздушных судов иностранного производства, открыла перспективы для развития отечественного авиастроения. Подписанное в рамках IV Восточного экономического форуме между «Аэрофлотом» и ОАК Соглашение о намерениях в отношении приобретения более 300 воздушных судов отечественного производства – важнейшее событие для гражданской авиации. Сертификация воздушных судов и поддержание их летной годности, обеспечение дальнейшей безопасной эксплуатации изготовленных самолетов – это лишь часть задач, стоящих перед предприятиями отрасли. Так что в ближайшей перспективе у ГосНИИ ГА будет много работы, интересных и важных для развития гражданской авиации России проектов.
Начато создание на своей площадке модульного лабораторного аналитического комплекса, который будет решать государственные задачи по моделированию маршрутной сети для авиакомпаний с учетом данных по существующему и планируемому к эксплуатации парку ВС Российской Федерации, их летно-технических характеристик, информации о летной годности, ремонтной базе и т. д. Комплекс позволит моделировать маршрутную сеть с учетом существующей и планируемой к изменению структуры воздушного пространства, схем маневрирования, оцифровки аэродромов, наличия средств РТОП и АС на маршрутах и аэродромах, а также динамики пассажиропотока. Разрабатываемый комплекс даст возможность динамического просчета экономической выгоды или дополнительных затрат для авиакомпаний, например, при изменении маршрутной сети или внедрении какой-либо новой технологии. Преимуществом комплекса будет являться его модульность и наличие различного рода баз данных, что позволит организовать интероперабельность аэронавигационных систем и в последующем будет использоваться в основе общесистемного управления информацией SWIM.
Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"