Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Обзор

Пилотов для «беспилотников» готовят в МГТУ ГА

5 апреля 2021 года / Борис Елисеев / Aviation EXplorer
 

Одна из главных тенденций последних лет в авиации – развитие беспилотных воздушных систем. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) уже активно используются как в военной, так и в гражданской авиации. Пока беспилотные летательные аппараты в гражданской авиации применяются для транспортировки грузов, однако прототипы БПЛА для перевозки пассажиров уже поднимаются в воздух.

Елисеев Борис Петрович
член коллегии Росавиации, ректор МГТУ ГА, доктор юридических наук, профессор

Сама идея БПЛА подразумевает как полное управление летательным аппаратом искусственным интеллектом, так и управление им «с земли». От пилотов-операторов «беспилотников» требуется специальная подготовка, ведь даже в случае с простыми некоммерческими беспилотными системами они имеют дело с дорогостоящим оборудованием. Обучение операторов БПЛА – задача ведущих вузов гражданской авиации, а также авиационных учебных центров, где могут дать необходимый объем знаний и навыков. Внешний пилот (оператор БПЛА) и пилот на борту воздушного судна несут равную ответственность за безопасный полет их воздушных судов и поэтому должны обладать достаточными знаниями в области воздушного права, производства и планирования полетов, производственных нагрузок, аспектов человеческого фактора, метеорологии, навигации, процедур эксплуатации, принципов полета и радиотелефонной связи.

Одним из вузов, оперативно отреагировавших на запросы рынка кадров на операторов БПЛА, стал ведущий университет гражданской авиации России в области подготовки инженеров для наземного обслуживания самолетов – Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА).

О готовности начать подготовку специалистов по технической эксплуатации беспилотных летательных аппаратов автор этой статьи, как ректор МГТУ ГА, заявил еще в 2013 г., когда в отечественной авиации только начинался «беспилотный бум». Позднее в головном вузе была открыта лаборатория беспилотных авиационных систем и робототехники, которая стала научной площадкой для студентов, аспирантов, преподавателей, а также школьников, проходящих в нашем университете довузовскую подготовку, в рамках реализуемых правительством Москвы общегородских проектов.

В последние годы набирают популярность круглые столы университета по вопросам эксплуатации и обслуживания беспилотных летательных аппаратов. Первые мероприятия такого рода проводились преимущественно для слушателей из числа студентов, однако в дальнейшем в круглых столах и конференциях стали принимать участие представители государственных структур. Например, два года назад в мероприятии приняли участие представители подразделения исследования вопросов перспектив развития и применения робототехнических комплексов военного назначения Главного научно-исследовательского испытательного центра робототехники Министерства обороны РФ, а в 2020 г. соорганизатором очередного круглого стола в МГТУ ГА по вопросом БПЛА выступила Ассоциация «Аэронет», объединяющая более 50 ведущих государственных и коммерческих предприятий из сфер науки, образования, создания передовой робототехники, разработки и применения гражданских беспилотных авиационных систем. В этом мероприятии приняли участие представители Министерства транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Госкорпорации по организации воздушного движения, Ространснадзора, МЧС, спец-ведомств, а также гости из авиационных предприятий различного профиля и отраслевых вузов.

Одним из основных обсуждавшихся вопросов стала проблема подготовки внешних пилотов. Участники круглого стола отмечали, что новый вид авиации уже активно используется, его развитие происходит быстрыми темпами, но управляющие беспилотными авиационными системами операторы до сих пор не имеют возможности пройти полноценное обучение.

Одна из главных сложностей – отсутствие требований к подготовке внешних пилотов в Воздушном законодательстве и в части ФАП-147. В 2018 г. автор этой статьи в составе делегации Российской Федерации, в которую входили представители Министерства иностранных дел, Минтранса и Генеральной прокуратуры России, принял участие в работе 37-й сессии Юридического комитета Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в Монреале (Канада).

На сессии рассматривался ряд вопросов, в том числе юридические аспекты определения статуса беспилотного воздушного судна, некоторые стороны экономической либерализации, связанные с безопасностью полетов. Обсуждалась практика и правовые новеллы, касающиеся дистанционно пилотируемых воздушных судов и статуса внешних пилотов. Пересматривались правила по разрешению разногласий в случае возникновения споров и затрагивались другие актуальные правовые вопросы.

Имея уже существенный опыт в области подготовки специалистов по БПЛА, ведущий вуз гражданской авиации России выступил образовательной площадкой для подготовки операторов БПЛА. В 2020 г. Иркутский филиал МГТУ ГА получил лицензию на право реализации основной образовательной программы «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» для подготовки операторов беспилотных летательных аппаратов, первый набор на данную программу запланирован на 2022 г.

В то же время, Институт повышения квалификации и аттестации кадров (ИПКиАК) МГТУ ГА, имеющий сертификат авиационного учебного центра, разработал курс подготовки инструкторов для обучения специалистов беспилотных авиационных систем максимальной взлетной массой до 30 кг.

Первый выпуск составили сотрудники МГТУ ГА – головного вуза и Егорьевского филиала, на аэродроме которого проходила летная практика обучающихся. Учебный курс был рассчитан на 112 часов и включал в себя весь необходимый объем как летной, так и теоретической подготовки. В нее входит изучение законодательства, аэронавигации, метеорологии, а также устройства беспилотных систем и, конечно, особенностей их эксплуатации.

Беспилотные летательные аппараты, разработанные и собранные в лаборатории БПЛА МГТУ ГА, часто оказываются в центре внимания на выставках и днях открытых дверей. Например, беспилотные системы ежегодно демонстрируются на выставке-форуме аэропортовой инфраструктуры NAIS, в феврале 2021 г. на этой выставке БПЛА на стенде МГТУ ГА вновь привлек большое внимание посетителей.

Отдельно стоит отметить одно неочевидное, на первый взгляд, направление – программирование БПЛА. Ведь современные «беспилотники» – это не столько коптеры на радиоуправлении, сколько сложные, технологически развитые, дорогостоящие роботы, работающие на сложном программном обеспечении. Имея богатый опыт в подготовке программистов для авиации, МГТУ ГА успешно справляется и с этой задачей. Так, в 2019 г. команда университета, состоящая из сотрудников лаборатории беспилотных авиационных систем и робототехники университета и студентов вуза, одержала победу в международном соревновании по программированию квадрокоптеров CopterHack'19. В турнире приняло участие более 50 команд из разных стран, состоящих из программистов, инженеров, конструкторов и пилотов беспилотных авиационных систем. В рамках трехдневного состязания команды разрабатывали и конструировали беспилотные летательные аппараты, имея лишь различные составные части современного программируемого квадрокоптера.

Таким образом, в МГТУ ГА активно ведется образовательная деятельность в области эксплуатации и обслуживания беспилотных летательных аппаратов, а Институт повышения квалификации и аттестации кадров, совместно с лабораторией беспилотных летательных аппаратов, успешно обучает как операторов и инженеров, так и программистов и инструкторов для беспилотных летательных систем.

Опубликовано в журнале «АвиаСоюз»


Борис Елисеев



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer