- Александр Васильевич, как будет осуществляться государственное регулирование беспилотной авиации в отечественной гражданской авиации, что уже сделано в этой сфере?
- Прежде всего хотел бы отметить, что развитие сегмента беспилотной авиации, основанное на передовых технических решениях в области навигации и связи и телекоммуникации, открывает новые возможности для решения задач не только в сфере обороны и безопасности государства, но и в транспортной отрасли. Здесь очень важно правильно определить и сформулировать приоритеты и вопросы государственного регулирования в области беспилотной авиации.
С этой целью в Российской Федерации сформированы на различных уровнях комиссии и рабочие группы для разработки предложений по государственному регулированию беспилотной авиации и развитию сегмента беспилотных авиационных систем (БАС) и беспилотных воздушных судов (БВС) в гражданской авиации. На самом высоком государственном уровне сформированы Комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (Указ Президента РФ от 11 июня 2016 г. № 285) и Правительственная комиссия по транспорту (Постановление Правительства РФ от 16 марта 2013 г. № 220).
На отраслевом уровне в течение нескольких лет функционируют Межведомственная рабочая группа по разработке предложений по вопросам государственного регулирования беспилотной авиации и «дорожной карты» развития сегмента беспилотных авиационных систем и беспилотных воздушных судов в гражданской авиации (Распоряжение Министерства транспорта РФ от 9 июля 2015 г. № МС-74-р) и рабочая группа Министерства транспорта РФ «Развитие беспилотных технологий в транспортном комплексе Российской Федерации (Распоряжение Министерства транспорта РФ от 11 июля 2016 г. № МС-93-р)».
Соответствующие подразделения созданы в Союзе авиапроизводителей России, в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ) по направлению «Аэронет», в Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем (Ассоциация «Аэронет»).
Наряду с разработкой предложений по государственному регулированию в сфере беспилотной авиации особо актуальным является вопрос поиска и внедрения технических решений. Отмечу, что в настоящее время воздушное законодательство Российской Федерации позволяет выполнять одновременные полеты пилотируемых и беспилотных воздушных судов (ВС), но только в специально выделенном воздушном пространстве.
Для выполнения визуальных полетов БВС с максимальной взлетной массой до 30 кг до высоты 150 м в определенных случаях не требуется получение соответствующего разрешения. (выноска: при выполнении полетов, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 м от земной или водной поверхности вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране» и на удалении более 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок).
Работа по совершенствованию законодательства и устранения административных барьеров уже ведется. Правительством РФ утверждена соответствующая «дорожная карта» Национальной технологической инициативы по направлению «Аэронет». В ней содержится перечень основополагающих нормативных правовых актов воздушного законодательства, их совершенствование позволит обеспечить развитие беспилотных технологий в транспортной сфере, в т. ч. законодательного регулирования вопросов одновременных полетов пилотируемых и беспилотных ВС.
Но без технических и технологических решений, обеспечивающих контроль за одновременными полетами пилотируемых и беспилотных ВС на всех высотах, взаимную осведомленность участников таких полетов, а также решений, позволяющих обеспечить безопасность воздушного движения и минимизировать возможность применения БВС в противоправных целях, реализация «дорожной карты» будет невозможна.
В рамках поиска таких решений в 2019 г. начата работа по внедрению многопозиционной системы наблюдения, обеспечивающей определение координат всех ВС, в т. ч. беспилотных, на высоте от 500 м. В настоящее время определятся зона Единой системы организации воздушного движения в Российской Федерации, которая будет использована в качестве пилотного проекта.
- Александр Васильевич, в одной из публикаций Вы рассказывали о разработке Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации. Каковы ее основные цели?
- Концепция разработана Росавиацией совместно с Минтрансом России, ее согласование находится на финальном этапе. Цель Концепции – определение путей и способов достижения такого состояния авиатранспортной системы страны, в т. ч. воздушного законодательства, технологий выполнения полетов, обслуживания воздушного движения (управления полетами), авиационной инфраструктуры и уровня подготовки авиационного персонала, при которых будут обеспечены все необходимые условия для безопасного и эффективного выполнения полетов беспилотных и пилотируемых ВС в едином воздушном пространстве России.
Основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим сферу применения гражданских БАС, как составной части воздушного транспорта, является Воздушный кодекс Российской Федерации.
Взгляды, изложенные в Концепции, соответствуют воздушному законодательству Российской Федерации, основным положениям государственной политики Российской Федера-ции в области гражданской авиации, Стандартам и Рекомендуемой практике Международной организации гражданской авиации (ИКАО), а также учитывают международный опыт в области интеграции полетов беспилотной авиации с полетами пилотируемой авиации.
Концепция предусматривает поэтапную интеграцию беспилотных ВС в единое воздушное пространство Российской Федерации. До 2023 г. – организационный период, в течение которого будут разработаны меры для упрощения процедур, связанных с организацией использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами, и минимизация ограничений, устанавливаемых в воздушном пространстве для обеспечения полетов БВС.
На втором этапе до 2027 г. предусматривается разработка технологий с целью создания новых технологий обеспечения полетов БВС, инфраструктуры связи, навигации и наблюдения.
В итоге, к 2030 г., по завершению 3-го этапа, планируется, что интеграции БВС в единое воздушное пространство Российской Федерации будет характеризоваться внедрением средств динамического геозонирования воздушного пространства (информация о структуре воздушного пространства и вновь устанавливаемых и снимаемых ограничениях использования воздушного пространства распространяется в режиме реального времени), обеспечением цифрового интерфейса взаимодействия эксплуатантов и внешних пилотов БВС с органами обслуживания воздушного движения, обеспечением разрешения конфликтных ситуаций на тактическом уровне (в процессе полета) на базе цифровых платформ.
- На какой правовой основе осуществляется подготовка специалистов, в том числе внешних пилотов, в сегментах БВС и БАС гражданской авиации?
- Вопрос подготовки специалистов и авиационного персонала имеет большое значение. Именно от человеческого фактора, профессионализма и практического опыта всех пользователей услуг гражданской авиации зависит безопасность полетов. Поэтому вопросы подготовка специалистов, связанных с широким применением БВС, являются актуальными и требуют особого внимания.
Уже ведется работа по внесению изменений в Федеральные авиационные правила (ФАП) «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», в части авиационного персонала, осуществляющего эксплуатацию и техническое обслуживание БАС.
Положения Воздушного кодекса регулируют подготовку специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, включая подготовку внешних пилотов, и определяют в соответствии с установленными Федеральными авиационными правилами требования.
Эти требования применяются:
- к специалистам авиационного персонала, которые распространяются на кандидатов на получение свидетельств специалистов авиационного персонала;
- к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, на проведение обучения как кандидатов на получение свидетельств специалистов авиационного персонала, так и специалистов авиационного персонала гражданской авиации, уже имеющих свидетельства авиационного персонала;
- к порядку подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна.
В Росавиации также создана рабочая группа по актуализации ФАП «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», (ФАП-128).
Росавиация понимает необходимость комплексного подхода к внедрению и использованию БВС. В этой связи ведомством подготовлены и направлены в Минтранс России предложения в План разработки проектов нормативных правовых актов в сфере воздушного транспорта. Ожидаем, что Минтрансом России в план нормотворческой деятельности будут включены мероприятий по актуализации целого ряда федеральных авиационных правил (ФАП-147, ФАП-128, ФАП-82) с целью развития безопасного использования беспилотных воздушных судов.
- Александр Васильевич, в декабре 2020 г. на совещании в компании «Кронштадт» Вы в качестве одной из приоритетных задач при интеграции БАС в сферу гражданской авиации определили сертификацию.
- Безусловно, сертификация – важнейшее направление, но при этом следует максимально упростить ее для беспилотных авиационных систем, перевести часть требований из нормативно-правовых в разряд нормативно-технических. Работы в этой сфере ведутся Росавиацией совместно с компаниями-разработчиками беспилотников.
С момента вступления в силу Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21», введенных в действие приказом Минтранса России от 17.06.2019 № 184, Росавиация принимает в работу заявки по сертификации беспилотных авиационных систем и сможет выдавать Сертификаты типа на БАС.
По состоянию на 28.01.2021 Росавиацией зарегистрировано три заявки на получение Сертификата типа для беспилотной авиационной системы.
В настоящее время работы по заявкам проводятся Авиарегистром России.
- Какова процедура регистрации и учета БВС?
- Государственная регистрация беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 кг осуществляется Росавиацией с сентября 2017 г. в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации на общих основаниях с пилотируемыми воздушными судами.
При этом, заявления на регистрацию БВС с массой более 30 кг начали поступать в Росавиацию только в 2020 г. На текущий момент зарегистрировано всего два БВС массой 45 кг производства НПП «Радар ммс» (Санкт-Петербург).
Учет БВС массой менее 30 кг проводится Росавиацией с 27 сентября 2019 г. в соответствии с Правилами учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации. Процедура постановки БВС на учет не вызывает сложностей у владельцев. Вся необходимая информация размещена на сайте Росавиации. Для постановки на учет необходимо предоставить в орган учета только заявление и фото своего беспилотного воздушного судна.
Сейчас эту услугу возможно получить в электронном виде через Единый портал государственных услуг. По состоянию на 1 января 2021 г. в базе данных о БВС учтено 26 200 беспилотных воздушных судов.
Вместе с тем, остается также возможность подачи заявлений и почтовым отправлением.
Результатом постановки БВС на учет является присвоение ему учетного номера – на сегодня этот номер состоит из семи знаков сочетания арабских цифр и строчных букв латинского алфавита. Получив учетный номер, владелец обязан нанести его на свой БВС и в дальнейшем использовать при получении разрешений на выполнение полетов (при необходимости). Учетный номер на БВС владелец наносит самостоятельно любым из способов, обеспечивающих его сохранение и читаемость при воздействии влаги, а также в случае разрушения БВС, цветом, контрастирующим с фоном или гравировкой номера на малоразмерных элементах конструкции.
В заключение хотел бы отметить, что для полномасштабной интеграции беспилотных авиационных систем в сферу гражданской авиации России предстоит еще немало сделать, в т. ч. в области разработки и совершенствования нормативно-правовой базы, подготовки специалистов, развития инфраструктуры для эксплуатации беспилотных авиационных систем и беспилотных воздушных судов и т. д. Решение этих и других актуальных вопросов находятся в центре внимания Федерального агентства воздушного транспорта.
журнал "Авиасоюз"