— Мировая авиация и выставочная индустрия переживают тяжелейший кризис в истории. Как в подобных условиях удалось организовать мероприятие такого масштаба?
— К сожалению, авиационная и выставочная индустрия сейчас находятся не в лучшей своей форме. Анализируя статистику отмены проведения мероприятий в Европе и в целом по миру, можно констатировать, что за 2020 год не состоялось ни одного выставочного проекта по инфраструктуре аэропортов, кроме NAIS‑2020.
Старейшие международные выставки — Inter Airport Europe, Passenger Terminal Expo — были отменены. То есть NAIS стал единственным состоявшимся событием в области развития аэропортовой и авиационной инфраструктуры в мире.
Безусловно, при подготовке NAIS‑2021 были сомнения и опасения. Год тяжелый. Весенний локдаун. Ограничение авиаперевозок. Международное воздушное сообщение до сих пор не восставлено в полной мере. Но нужно отдать должное нашему ключевому партнеру — Федеральному агентству воздушного транспорта — и лично его руководителю Александру Васильевичу Нерадько, который поддержал проведение NAIS‑2021. Тем более, сейчас NAIS — это не только выставка, но и главное событие для авиационной отрасли, которое проходит именно в те даты, когда отмечается профессиональный праздник — День работников гражданской авиации. Уверена, что решение о проведении NAIS‑2021 было верным.
Как вы знаете, на площадке NAIS ежегодно проходит церемония награждения лучших аэропортов и авиакомпаний в рамках отраслевых премий «Воздушные ворота России» и Skyway Service Award. Несмотря на тяжелую ситуацию в отрасли, мы не отказались от вручения премий. Награждение состоится, но в адаптированной под текущие условия концепции. Основными номинациями по итогам 2020 года стали «Лучший аэропорт — противостояние вызовам» и «Лучшая авиакомпания — противостояние вызовам». Сохранится и формат проведения с насыщенной деловой и переговорной программой в рамках форума.
(Форум NAIS-2020 состоялся перед самым началом ограничений выставочной деятельности из-за пандемии. Диалог руководителя Росавиации Александра Нерадько и экс-министра транспорта Евгения Дитриха)
— NAIS традиционно открывает «новый авиационный год» в России. Событие знаковое. И вам наверняка не помешали бы определенные меры поддержки. Или рассчитываете на свои силы и опыт?
— Конечно, поддержка бы не помешала. Но в большей степени приходится рассчитывать на себя. В основном мы поддерживаем наших участников.
С 2019 года NAIS подключился к программе Московского правительства по возмещению затрат на участие в выставке субъектам малого и среднего бизнеса. В рамках программы Правительство Москвы частично компенсирует малому и среднему бизнесу, зарегистрированному на территории столицы, понесенные затраты на аренду площади, застройку, оформление стенда и т. п.
Мы, со своей стороны, также заинтересованы в снижении финансовой нагрузки на предприятия, которые участвуют в NAIS, и стараемся популяризировать данную программу среди наших экспонентов. В течение 2020 года многие из них уже получили компенсации по этой программе.
— Как нынешние санитарные условия меняют сам формат проведения форума, да, собственно, и деятельность всей выставочной отрасли? Грядут ли какие-либо концептуальные изменения, или пока на повестке дня необходимые, но временные уступки нынешней нелегкой ситуации? И насколько существенны связанные с этим затраты?
— Изменения есть, и в большей степени это ограничения.
В сентябре 2020 года была возобновлена конгрессно-выставочная деятельность с соблюдением требований, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции.
Роспотребнадзором выпущен документ: «Рекомендации по проведению профилактических мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19) при осуществлении конгрессной и выставочной деятельности», где в 25 пунктах описаны все правила, требования и ограничения как для организаторов, так и для участников.
Посетителям, участникам и персоналу выставок необходимо будет носить средства индивидуальной защиты — маску и перчатки. Должна производиться дезинфицирующая уборка контактных поверхностей (в т. ч. и в конференцзалах) каждые 1,5–2 часа. Контроль температуры, соблюдение дистанции, мониторинг количества посетителей и участников с использованием электронной системы подсчета присутствующих и другие необходимые требования уже исполняются нами, как организаторами, в обязательном порядке.
Конечно, это доставляет определенный дискомфорт, появляется необходимость более тщательного планирования своего графика на выставке. Но если на карту поставлен вопрос сохранения здоровья и жизни, то выбор, думаю, очевиден.
Осенний цикл проектов Reed Exhibitions успешно состоялся с соблюдением всех перечисленных требований. Безусловно, это для нас дополнительные затраты, но абсолютно необходимые, чтобы обеспечить безопасное пребывание и работу участников на выставке.
Хочется быть оптимистами и надеяться, что данные ограничения рано или поздно сойдут на нет, и мы вернемся к привычному формату организации выставок.
— Что нового в экспозиции 2021 года, на что стоит обратить особенное внимание?
— Признаюсь, что даже нас, как организаторов, непростой 2020 год очень удивил (в хорошем смысле) составом и качеством экспозиции.
Вялотекущий и апатичный режим бронирования весны-лета был вполне понятен. И частично наши планы формировались, исходя из негативных прогнозов. Более того, мы изначально реалистично оценивали невозможность участия иностранных компаний, а также понимали удрученность финансового состояния многих российских предприятий. Все «затягивали пояса», и экономия, как обычно начиналась с маркетинговых бюджетов. Но бизнес есть бизнес. Дальновидный руководитель понимает, что если компания уходит из информационного поля отрасли, то подает рынку в какой-то степени «негативный» сигнал. Понимание этого и стало определенным толчком к принятию решения об участии в NAIS. Ведь иногда компании очень важно просто показать: «мы есть», «мы с вами», «мы работаем», «на нас можно рассчитывать». Кроме того, как мы знаем, у любого кризиса есть обратная сторона медали, и как бы ни банально звучало — это новые возможности. Отрадно, что многие компании воспользовались этими возможностями и заняли место отсутствующих на NAIS.
Всем нам известный белорусский производитель МАЗ (Минский автомобильный завод) впервые покажет на NAIS не макет, а реальный перронный автобус. А компания «СИСУ АУТО РУС» представит на своем стенде аэродромный тягач. Хочу обратить ваше внимание, что такого рода техника будет впервые демонстрироваться на нашей выставке.
Невозможно обойти вниманием участие в NAIS АО «Концерн ВКО «Алмаз–Антей», на стенде которого будет представлен комплекс средств и систем ОрВД, а также современные системы и средства обеспечения безопасности полетов воздушных судов. Тем более, что 2020 год стал знаковым в плане изменения многолетней схемы организации воздушного движения.
Хочу отметить стенд нашего давнего партнера ООО «ТД Эйрфлот Техникс», который является комплексным интегратором по оснащению аэропортов и объектов транспортной инфраструктуры. На стенде компании вы увидите инновационные технические средства охраны B2SCAN, взвешивающий конвейер B2SORT, систему обработки багажа Dimark, мебель Giulio Marelli, кресла для пассажиров Real.
Российский разработчик — компания «Финтех» — представит на стенде решения с защищенной операционной системой «СинтезМ», средствами контроля АПМ АСПК, ПТСПК, применяемыми для обеспечения информационной, транспортной, авиационной и объектовой безопасности.
— В условиях ограничений значительно возрастает роль цифровых инструментов. Какие онлайн-платформы и форматы задействованы в проведении этого форума? Забегая вперед, какие IT-решения в выставочной отрасли будут востребованы и после пандемии?
— На протяжении восьми лет существования проекта мы внедряли и совершенствовали цифровые платформы, которые позволяют с большей эффективностью не только принимать участие в NAIS, но и готовиться к проекту.
Уже никого не удивить онлайнрегистрацией посетителей и онлайнкаталогом экспонентов. Эти сервисы давно воспринимаются как должное в любом выставочном проекте. Но у нас есть уникальный сервис, который мы начали внедрять на NAIS c 2020 года. Цифровая платформа и приложение Reed Click, которое позволяет нашим экспонентам и посетителям грамотно планировать и с большей эффективностью учувствовать в выставке и форуме.
Приложение Reed Click — это агрегатор онлайнсервисов, действующих на NAIS как для экспонентов, так и для посетителей. Среди возможностей и преимуществ приложения — составление своего индивидуального графика встреч с представителями компаний и знакомство с их продукцией на стендах, возможность добавления конкретного диапазона времени в свой план, управление планом простым сканированием бейджей сотрудников на стендах и штрихкодов на мероприятиях.
Поскольку Reed Click синхронизирован с другими нашими сервисами (онлайнкаталог, индивидуальный список рекомендаций), посетитель сможет видеть рекомендации прямо в своем плане, а после мероприятия получит e-mail со списком тех стендов, которые посетил, и ссылками на дополнительные материалы этих компаний. Сервис не имеет полноценных аналогов в России и создан эксклюзивно для российских проектов Reed Exhibitions. Мобильное приложение Reed Click доступно для планшетов и смартфонов на базе iOS и Android. Сервис предоставляется бесплатно после онлайнрегистрации (ее, кстати, можно пройти прямо в приложении).
Соглашусь, что пандемия заставляет нас пересматривать классические подходы к организации выставок и переходить на гибридные решения. Мы даем возможность полноценного участия в выставке компаниям, которые физически не могут присутствовать на площадке. В частности, решение позволяет одновременно оформить небольшой стенд и организовать участие представителя компании на этом стенде через онлайн-коммуникацию (видео- и аудиосвязь) с посетителями стенда. Конечно, немногие участники пока могут решиться на подобный эксперимент, но думаю, что в скором времени он наберет популярность как альтернативный формат участия.
— Насколько активны зарубежные участники, ведь процесс их привлечения был наверняка непрост? Какие аргументы вы использовали, заставляя их забыть про санкции и ковид?
Про санкции уже даже смешно говорить. Иностранные предприятия, которые планируют работать или уже работают на российском рынке, не бояться никаких санкций. Бизнес есть бизнес. Даже во время пандемии компании продолжали свою бизнесактивность (это касается не только иностранцев). Да, на удаленке, да, с затянутыми поясами, но все продолжали работать. Инфраструктурные проекты в аэропортах тоже не останавливались, а где-то даже ускорились по причине уменьшения пассажиропотоков.
Есть ряд компаний, которые с нами уже на протяжении 5–6 лет, а некоторые с самого начала. Компания ADB Safegate пришла на NAIS в 2014 году. А мы помним 2014 год как начало глобального санкционного давления. И даже пандемия 2020 года не внесла корректировки в их планы по участию. Также могу отметить наших давних партнеров — TLD Europe, AEBI Schmidt, Vanderlande, Transcon. Им не страшны были санкции раньше, а сейчас и пандемия. Но, если говорить серьезно, то, конечно, есть потери среди иностранных участников в 2021 году. В основном это компании без представительства в Российской Федерации, которые физически лишены возможности участия по причине закрытия границ. Также ряд компаний ввели запрет на участие и посещение мероприятий. К сожалению, были вынужден пропустить этот сезон наши давние партнеры OCEM, Honeywell, YOUYANG, Weihal Guangtai Airport Equipment, LOGIPIX, HONCO, Rohde & Schwarz GmbH & Co.
— На ваш взгляд, как профессионала конгрессновыставочной индустрии, каково место NAIS в ряду других крупнейших мировых авиационных форумов — в Европе, Азии, США? Как оцениваете потенциал роста российской выставки?
Потенциал велик. Скромничать не будем. С 2014 года выставка NAIS выросла на 75% по площади и в два раза по количеству участников. Основу NAIS составляют российские организации — разработчики и поставщики решений для авиаотрасли, 25% выставки — зарубежные компании. Именно эта пропорция позволила нам не потерять выставку в 2021 году, и при невозможности участия иностранных компаний мы смогли сохранить экспозицию.
А если говорить о месте NAIS в ряду других крупнейших мировых авиационных форумов, то мы с ними на сегодняшний день на абсолютно равных позициях. C 2019 года NAIS стал частью Global Reach Airport Shows — платформы, объединяющей 90% всех мировых выставочных проектов в области развития авиационной и аэропортовой инфраструктуры. В эту программу также входят известные мировые проекты Inter Airport Europe, Inter Airport China, Inter Airport South-Asia, Airport Show Dubai. Между собой мы называем наш союз Global Reach Airport Family. И, как водится в семье, каждый ее член индивидуален и со своим характером. У каждого проекта есть свои сильные и уникальные стороны, а также региональные особенности. Мы обмениваемся идеями и опытом, помогаем друг другу найти интересные решения для экспонентов, посетителей и организации деловой программы. И мне приятно, что NAIS является в нашей «семье» авиационных проектов одним из основных идеологов.
В 2020 году мы запустили программу лояльности в рамках Global Reach Airport Shows. Суть программы в том, что международные компании, участвующие в трех проектах нашего международного портфеля, получают ощутимые преференции и бонусы. Конечно, пандемия внесла свои коррективы в данную программу, так как из пяти проектов Global Reach Airport Shows в 2020 году состоялась только одна выставка, а участие иностранных компаний даже на 2022 год пока трудно прогнозировать.
— С развитием технологий онлайнкоммуникаций количество участников выставок снижается. В то же время стоимость участия для экспонентов растет из года в год, NAIS — яркое тому подтверждение. Как бы вы могли объяснить этот экономический феномен? Почему организации готовы платить за стенды все больше, даже в условиях экономического спада? За что они платят? Не грозит ли такая ценовая политика отпугнуть клиентов в дальнейшем?
Я бы не вполне согласилась с такой формулировкой вопроса. Онлайн-коммуникация — одна из форм передачи информации. Как, впрочем, и общение по телефону. Но мы ведь не ставим под сомнение, что телекоммуникация составит конкуренцию выставкам. Онлайн и коммуникационные сервисы заняли огромную часть нашей жизни и бизнеса, с этим не поспоришь. Но давайте будем честны! Какая компания заключит сделку на десятки и сотни миллионов только с помощью онлайн-коммуникации, при этом не увидев своими глазами продукт и не пообщавшись с руководством своего партнера лично? Особенно это выражено в «консервативных» секторах экономики — промышленное производство, машиностроение, транспорт и т. п. Онлайнкоммуникации несут в большей мере вспомогательный и «сервисообразующий» характер, и не думаю, что онлайн вытеснит живое общение, возможность которого в полной мере дают выставки. Причем особую ценность это общение получило именно в пандемию, когда, пребывая на удаленке, мы перенасытились онлайном и вебинарами, а к осени в полной мере ощутили необходимость встреч в формате face to face.
Качество аудитории NAIS всегда оценивается участниками и посетителями наивысшим образом. В течение двух выставочных дней форум посещают и проводят переговоры 145 делегаций из аэропортов и авиакомпаний Российской Федерации. А в рамках деловой программы обсуждают важные, а иногда и болезненные вопросы отрасли более 800 участников. Именно поэтому профильные компании и участвуют в NAIS: вживую проводят переговоры и встречи, а также демонстрируют свои решения для представителей авиационной отрасли.
Серьезные предприятия, работающие в отрасли, стоимость не пугает. Они понимают ценность NAIS, и какие задачи они решают в рамках проекта. Да, стоимость участия в выставке растет, как и цены на все товары и услуги в стране. Но в 2020 году, несмотря на увеличение стоимости услуг «Крокус Экспо», мы не стали повышать цену участия для экспонентов NAIS-2021 (для чистоты эксперимента можно сравнить заявки 2020 и 2021 годов). Более того, не первый год у нас существует специальная стоимость участия для компаний, которые демонстрируют образцы аэропортовой наземной техники. Авиапредприятия также участвуют в NAIS на льготных условиях.
Словом, хотя пандемия затормозила, остановила, заблокировала многое и многих, мы продолжаем движение вперед и вверх.
Опубликовано в журнале "Гражданская авиация"
Фото: Георгий Кочергин, Павел Леляев