Первому заместителю
Председателя Правительства
Российской Федерации
А.Р. Белоусову
Председателя Правительства
Российской Федерации
А.Р. Белоусову
Уважаемый Андрей Рэмович!
Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (далее - АЭВТ) обращается к Вам по вопросу необходимости оперативного принятия мер, которые позволят в значительной степени снизить негативное воздействие на экономику отечественной гражданской авиации, вызванное введением ограничений международного воздушного сообщения и общим ухудшением экономической ситуации в стране.
Правительство Росскйской Федерации, исходя из масштабов и стремительности распространения эпидемии коронавируса в мире, оправданно ввело жесткие меры по ограничению воздушного сообщения. Уже введенные ограничения затронули не менее 70% рынка международных воздушных перевозок отечественных авиакомпаний. Международные рейсы выполняются отечественными авиакомпаниями в основном с целью возврата находящихся за рубежом граждан Российской Федерации. В связи с тем, что указанные рейсы выполняются с односторонней загрузкой, прямой убыток авиакомпаний по каждому такому рейсу по оценкам экспертов АЭВТ составляет до 2.5 млн. руб. при выполнении рейса на узкофюзеляжном самолете и до 4-5 млн. руб. при выполнении рейса на широкофюзеляжном самолете. В настоящее время выполняется до 200 таких рейсов в сутки, что приводит к дополнительным прямым убыткам для российских авиакомпаний в размере не менее 500 млн. рублей ежесуточно.
Основными негативными факторами, влияющими на деятельность российских авиакомпаний, являются:
1) Значительное снижение прибыльного для авиакомпаний сегмента рынка - международных пассажирских перевозок. Положительный финансовый результат операционной деятельности на международных воздушных линиях (МВЛ) всегда позволял авиакомпаниям частично компенсировать убытки от перевозок на внутренних воздушных линиях (ВВЛ), позволяя обеспечивать ценовую доступность для потребителей внутренних авиаперевозок (справочно, в 2018 г. операционный убыток от перевозок на ВВЛ составил 60,4 млрд. руб.).
2) В структуре операционных затрат авиакомпаний значительную часть (до 45-50%) составляют постоянные расходы, которые авиакомпании несут вне зависимости от фактического выполнения полетов: аренда и лизинг воздушных судов (ВС), техническое обслуживание ВС, затраты на оплату труда и обязательные отчисления на социальные нужды, обязательное страхование. Часть этих затрат оставшиеся направления авиаперевозок, а большей степени на и без того убыточный сегмент ВВЛ. Авиакомпании ведут активные переговоры с лизингодателями по снижению лизинговых ставок и рассрочке платежей по аренде ВС, но в условиях общего спада мировой экономики значительных уступок от лизингодателей ожидать не приходится. В таких условиях авиакомпании не смогут без финансовых потерь и в приемлемые сроки сократить образовавшийся избыток ВС. Затраты авиакомпаний на аренду/лизинг воздушных судов (ВС), техническое обслуживание ВС и обязательное страхование выражены в основном в валюте, что в условиях снижения курса рубля ведет к еще большему росту убытков авиакомпаний.
Будет ошибочным считать, что введенные ограничения на MВЛ прямо пропорционально увеличат спрос на внутренние туристические направления, так как не все потребители предпочтут такой вариант и нельзя исключить ситуацию, когда из-за угрозы распространения коронавируса внутри страны не будут введены ограничения на внутренние перелеты.
Хаотичное переориентирование освободившейся части парка ВС на внутренний рынок приведет к переизбытку провозной емкости на ВВЛ, что значительно ухудшит экономику внутренних авиаперелетов и увеличит
операционные убытки авиакомпаний.
В условиях стремительно развивающихся негативных факторов представляется затруднительным подсчитать точный размер дополнительных убытков авиакомпаний, но большинство экспертов авиационной отрасли оценивают их минимум в 65-70 млрд. руб. по итогам первого полугодия 2020 года.
Исходя из вышесказанного, А)ВТ считает необходимым принять неотложные меры в целях:
- предотвращения стремительного роста убытков авиакомпаний, в первую очередь на внутренних воздушных линиях из-за вброса на внутренний рынок избыточных провозных емкостей, образовавшихся вследствие ограничений международного воздушного сообщения:
-создания условий финансовой выживаемости отечественных авиакомпаний. что позволит избежать возможных банкротств и вызванных этим негативных социальных последствий, а также создаст условия для быстрого восстановления авиаперевозок в посткризисный период.
Перечень предлагаемых АОВТ неотложных мер по обеспечению устойчивой работы отечественных авиакомпаний прилагается.
Прошу рассмотреть.
Правительство Росскйской Федерации, исходя из масштабов и стремительности распространения эпидемии коронавируса в мире, оправданно ввело жесткие меры по ограничению воздушного сообщения. Уже введенные ограничения затронули не менее 70% рынка международных воздушных перевозок отечественных авиакомпаний. Международные рейсы выполняются отечественными авиакомпаниями в основном с целью возврата находящихся за рубежом граждан Российской Федерации. В связи с тем, что указанные рейсы выполняются с односторонней загрузкой, прямой убыток авиакомпаний по каждому такому рейсу по оценкам экспертов АЭВТ составляет до 2.5 млн. руб. при выполнении рейса на узкофюзеляжном самолете и до 4-5 млн. руб. при выполнении рейса на широкофюзеляжном самолете. В настоящее время выполняется до 200 таких рейсов в сутки, что приводит к дополнительным прямым убыткам для российских авиакомпаний в размере не менее 500 млн. рублей ежесуточно.
Основными негативными факторами, влияющими на деятельность российских авиакомпаний, являются:
1) Значительное снижение прибыльного для авиакомпаний сегмента рынка - международных пассажирских перевозок. Положительный финансовый результат операционной деятельности на международных воздушных линиях (МВЛ) всегда позволял авиакомпаниям частично компенсировать убытки от перевозок на внутренних воздушных линиях (ВВЛ), позволяя обеспечивать ценовую доступность для потребителей внутренних авиаперевозок (справочно, в 2018 г. операционный убыток от перевозок на ВВЛ составил 60,4 млрд. руб.).
2) В структуре операционных затрат авиакомпаний значительную часть (до 45-50%) составляют постоянные расходы, которые авиакомпании несут вне зависимости от фактического выполнения полетов: аренда и лизинг воздушных судов (ВС), техническое обслуживание ВС, затраты на оплату труда и обязательные отчисления на социальные нужды, обязательное страхование. Часть этих затрат оставшиеся направления авиаперевозок, а большей степени на и без того убыточный сегмент ВВЛ. Авиакомпании ведут активные переговоры с лизингодателями по снижению лизинговых ставок и рассрочке платежей по аренде ВС, но в условиях общего спада мировой экономики значительных уступок от лизингодателей ожидать не приходится. В таких условиях авиакомпании не смогут без финансовых потерь и в приемлемые сроки сократить образовавшийся избыток ВС. Затраты авиакомпаний на аренду/лизинг воздушных судов (ВС), техническое обслуживание ВС и обязательное страхование выражены в основном в валюте, что в условиях снижения курса рубля ведет к еще большему росту убытков авиакомпаний.
Будет ошибочным считать, что введенные ограничения на MВЛ прямо пропорционально увеличат спрос на внутренние туристические направления, так как не все потребители предпочтут такой вариант и нельзя исключить ситуацию, когда из-за угрозы распространения коронавируса внутри страны не будут введены ограничения на внутренние перелеты.
Хаотичное переориентирование освободившейся части парка ВС на внутренний рынок приведет к переизбытку провозной емкости на ВВЛ, что значительно ухудшит экономику внутренних авиаперелетов и увеличит
операционные убытки авиакомпаний.
В условиях стремительно развивающихся негативных факторов представляется затруднительным подсчитать точный размер дополнительных убытков авиакомпаний, но большинство экспертов авиационной отрасли оценивают их минимум в 65-70 млрд. руб. по итогам первого полугодия 2020 года.
Исходя из вышесказанного, А)ВТ считает необходимым принять неотложные меры в целях:
- предотвращения стремительного роста убытков авиакомпаний, в первую очередь на внутренних воздушных линиях из-за вброса на внутренний рынок избыточных провозных емкостей, образовавшихся вследствие ограничений международного воздушного сообщения:
-создания условий финансовой выживаемости отечественных авиакомпаний. что позволит избежать возможных банкротств и вызванных этим негативных социальных последствий, а также создаст условия для быстрого восстановления авиаперевозок в посткризисный период.
Перечень предлагаемых АОВТ неотложных мер по обеспечению устойчивой работы отечественных авиакомпаний прилагается.
Прошу рассмотреть.
Приложение
Предложения АЭВТ по обеспечению устойчивой работы отечественных авиакомпаний
Предлагается принять следующие неотложные меры:
1) Внести в Налоговый кодекс Российской Федерации изменения, предусматривающие установление ставки НДС 0% на все внутренние воздушные перевозки, включая авиаперевозки через аэропорты московского авиационного узла (МАУ). Данная мера позволит снизить фискальную нагрузку на авиакомпании в размере до 36 млрд. руб. Сохранение финансовой устойчивости предприятий гражданской авиации позволит поддержать деловую активность в смежных отраслях экономики, что в свою очередь сохранит уровень налоговых поступлений от их деятельности в бюджеты всех уровней. Предлагаем внести данные изменения в Налоговый кодекс РФ на период с 01 июня 2020 г. до 31 декабря 2029 г. (по аналогии с железнодорожным транспортом).
2) В кратчайшие сроки выполнить поручение Президента Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № Пр-2094ГС Правительству Российской Федерации о выделении до 1 ноября 2019 г. из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований в целях предоставления компенсации расходов авиакомпаний в связи с ростом стоимости авиационного топлива в 2018 году (п. 1з данного Поручения).
При этом:
- предоставление субсидий осуществлять авиакомпаниям, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта;
- расчет предлагается произвести российским авиакомпаниям пропорционально объему авиационного керосина, закупленного ими в Российской Федерации в собственность по договору с российской организацией в период 2018 года и использованным для заправки воздушных судов в указанном периоде. В качестве подтверждающего документа предлагается считать копии налоговых деклараций по акцизам (КНД1151089) за налоговые периоды с января 2018 года по декабрь 2018 года включительно, с учетом предоставленных уточненных расчетов по состоянию на 01.10.2019 г.;
- предусмотреть в постановлении Правительства Российской Федерации положение о том, что ставка субсидии и размер субсидии не включают в себя сумму налога на добавленную стоимость. Указанное предложение позволит предотвратить споры с налоговым органом в отношении необходимости восстановления сумм налога на добавленную стоимость, уплаченную авиакомпаниями при приобретении авиационного топлива и принятого к вычету.
Увеличить объем финансирования существующих программ субсидирования региональных авиаперевозок в 2 раза.
Ввести на весь 2020 г. мораторий на повышение ставок и сборов за услуги аэропортов и аэронавигацию, рекомендовать поставщикам данных услуг рассмотреть возможность частичного их снижения.
Не допустить дерегулирование услуг в российских аэропортах при обслуживании рейсов МВЛ и услуг по обеспечению ГСМ в аэропортах, как это предлагает ФАС России в проекте постановления Правительства РФ «О внесении изменений в перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23.04.2008г. №293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей».
5) Принять меры по совершенствованию механизма возмещения сумм акциза, начисленных при получении авиационного керосина авиаперевозчиками:
- снизить условное значение средней оптовой цены реализации авиационного керосина на территории Российской Федерации (Цкервр) на 2019 г. с 48 300 руб. до 40 000 руб. за тонну (40 000 руб./т - фактический уровень на декабрь 2017 г.) и далее ежегодно увеличивать значение Цкервр на уровень инфляции, установленный Росстатом, а не на фиксированные 5%;
- внести в пункт 21 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации изменения, предусматривающие повышение с 2,08 до 3,5 значения коэффициента суммы акциза, начисленной при получении авиационного керосина налогоплательщиком (ранее данная мера уже предлагалась АЭВТ и была поддержана Минтрансом России). Дополнительно, в целях реализации комплекса мер, направленных на снижение для отечественных авиакомпаний конечной стоимости авиационного керосина на территории Дальневосточного федерального округа и в труднодоступных районах, считаем целесообразным повышение значения коэффициента до 5 в отношении количества авиационного керосина, приобретенного в аэропортах данных регионов в целях дополнительной компенсации затрат авиакомпаний на приобретение авиакеросина в аэропортах, расположенных в Дальневосточном Федеральном округе, предлагается установить в пункте 27 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации значение КДТ_комп равным 1,5, начиная с 01.01.2020 г. (в настоящее время КДТ_комп равен 0,7 на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года включительно, 0,65 -начиная с 1 января 2020 года).
6) Внести авиакомпании в состав организаций, имеющих право на пониженные тарифы страховых взносов (пп.З пункта 1 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации).
7) Снизить тарифы или отменить взносы на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей (ст. 428 и 429 Налогового кодекса Российской Федерации).
8) Статьей 157 ТК РФ установлено, что время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада).
Вместе с тем, поскольку законодательство не содержит четкого перечня оснований оценки причин простоя, принятие соответствующего нормативного правового акта, подтверждающего обоснованность определения в текущей ситуации причин простоя как не зависящих от работодателя и работника, является крайне срочной и важной мерой.
Предлагаем поручить Минтруду России совместно с Минтрансом России подготовить и внести на утверждение проект соответствующего нормативного правового акта.
2) В кратчайшие сроки выполнить поручение Президента Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № Пр-2094ГС Правительству Российской Федерации о выделении до 1 ноября 2019 г. из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований в целях предоставления компенсации расходов авиакомпаний в связи с ростом стоимости авиационного топлива в 2018 году (п. 1з данного Поручения).
При этом:
- предоставление субсидий осуществлять авиакомпаниям, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта;
- расчет предлагается произвести российским авиакомпаниям пропорционально объему авиационного керосина, закупленного ими в Российской Федерации в собственность по договору с российской организацией в период 2018 года и использованным для заправки воздушных судов в указанном периоде. В качестве подтверждающего документа предлагается считать копии налоговых деклараций по акцизам (КНД1151089) за налоговые периоды с января 2018 года по декабрь 2018 года включительно, с учетом предоставленных уточненных расчетов по состоянию на 01.10.2019 г.;
- предусмотреть в постановлении Правительства Российской Федерации положение о том, что ставка субсидии и размер субсидии не включают в себя сумму налога на добавленную стоимость. Указанное предложение позволит предотвратить споры с налоговым органом в отношении необходимости восстановления сумм налога на добавленную стоимость, уплаченную авиакомпаниями при приобретении авиационного топлива и принятого к вычету.
Увеличить объем финансирования существующих программ субсидирования региональных авиаперевозок в 2 раза.
Ввести на весь 2020 г. мораторий на повышение ставок и сборов за услуги аэропортов и аэронавигацию, рекомендовать поставщикам данных услуг рассмотреть возможность частичного их снижения.
Не допустить дерегулирование услуг в российских аэропортах при обслуживании рейсов МВЛ и услуг по обеспечению ГСМ в аэропортах, как это предлагает ФАС России в проекте постановления Правительства РФ «О внесении изменений в перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23.04.2008г. №293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей».
5) Принять меры по совершенствованию механизма возмещения сумм акциза, начисленных при получении авиационного керосина авиаперевозчиками:
- снизить условное значение средней оптовой цены реализации авиационного керосина на территории Российской Федерации (Цкервр) на 2019 г. с 48 300 руб. до 40 000 руб. за тонну (40 000 руб./т - фактический уровень на декабрь 2017 г.) и далее ежегодно увеличивать значение Цкервр на уровень инфляции, установленный Росстатом, а не на фиксированные 5%;
- внести в пункт 21 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации изменения, предусматривающие повышение с 2,08 до 3,5 значения коэффициента суммы акциза, начисленной при получении авиационного керосина налогоплательщиком (ранее данная мера уже предлагалась АЭВТ и была поддержана Минтрансом России). Дополнительно, в целях реализации комплекса мер, направленных на снижение для отечественных авиакомпаний конечной стоимости авиационного керосина на территории Дальневосточного федерального округа и в труднодоступных районах, считаем целесообразным повышение значения коэффициента до 5 в отношении количества авиационного керосина, приобретенного в аэропортах данных регионов в целях дополнительной компенсации затрат авиакомпаний на приобретение авиакеросина в аэропортах, расположенных в Дальневосточном Федеральном округе, предлагается установить в пункте 27 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации значение КДТ_комп равным 1,5, начиная с 01.01.2020 г. (в настоящее время КДТ_комп равен 0,7 на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года включительно, 0,65 -начиная с 1 января 2020 года).
6) Внести авиакомпании в состав организаций, имеющих право на пониженные тарифы страховых взносов (пп.З пункта 1 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации).
7) Снизить тарифы или отменить взносы на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей (ст. 428 и 429 Налогового кодекса Российской Федерации).
8) Статьей 157 ТК РФ установлено, что время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада).
Вместе с тем, поскольку законодательство не содержит четкого перечня оснований оценки причин простоя, принятие соответствующего нормативного правового акта, подтверждающего обоснованность определения в текущей ситуации причин простоя как не зависящих от работодателя и работника, является крайне срочной и важной мерой.
Предлагаем поручить Минтруду России совместно с Минтрансом России подготовить и внести на утверждение проект соответствующего нормативного правового акта.