Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Интервью

Состояние и перспективы развития авиации общего назначения России

24 декабря 2020 года / Илья Вайсберг / Aviation EXplorer
 

В последние годы деятельность авиации общего назначения нашей страны вызывает большой общественный интерес. В этой сфере накопилось достаточно много проблем, требующих решений на федеральном уровне. О состоянии дел и перспективах развития авиации общего назначения рассказывает заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Олег Сторчевой.

Сторчевой Олег Георгиевич
Заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация). Начал летать в 1989 году в правительственном отряде Москвы и выполнял особо важные полеты по перевозке правительства Советского Союза и России. С 1993 по 2003 годы работал в ОАО "Трансаэро", принимал активное участие в освоении нового типа ВС в России - "Боинг-737-200". За профессиональные качества Сторчевой был переведен в Инспекцию по безопасности полетов на должность ведущего пилота-инспектора. Работал на должности начальника отдела летной инспекции, заместителя начальника Инспекции по безопасности полетов. 4 мая 2012 года приказом Министра транспорта Российской Федерации назначен заместителем руководителя Росавиации.

- Олег Георгиевич, давайте начнем с юридических азов. Какими основными документами регламентируется деятельность авиации общего назначения России?

- Авиация общего назначения (АОН) была определена в Воздушном кодексе Российской Федерации как вид гражданской авиации в 1997 г. Вместе с тем анализ количества выполненных с 1997 г. воздушными судами АОН внутренних и международных планов полетов позволяет сделать вывод о том, что интенсивный рост полетов в этом сегменте авиации начался только в 2006 г.

Деятельность эксплуатантов АОН (имеющих свидетельство эксплуатанта АОН) регулируется Федеральными авиационными правилами «Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения», утвержденными приказом Минтранса России от 18.06.2003 № 147 (ФАП АОН). В настоящее время зарегистрировано 63 эксплуатанта, имеющих действующее свидетельство эксплуатанта АОН.

В то же время в соответствии с пунктом 4 статьи 61 Воздушного кодекса требования ФАП АОН не распространяются на физических и юридических лиц, использующих легкие либо сверхлегкие гражданские воздушные суда. При этом использование физическим лицом и юридическим лицом легкого либо сверхлегкого гражданского воздушного судна АОН разрешается в отсутствие свидетельства эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

Следует отметить, что парк легких и сверхлегких воздушных судов (ВС) в России составляют сегодня, в основном, воздушные суда иностранного производства, имеющие сертификат типа, а также воздушные суда «единичной постройки» (единичные экземпляры воздушных судов). Общее количество зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации единичных экземпляров воздушных судов на конец 2020 г. составляет 3058 единиц.

При этом, согласно данным федеральной государственной информационной системы «Реестр эксплуатантов и воздушных судов», срок действия сертификатов летной годности истек у 1068 единичных экземпляров ВС АОН (35% от общего их числа), на 1134 единичных экземпляров ВС (37%) сертификат летной годности вообще не оформлялся.

Отмечу, что особую озабоченность Росавиации, осуществляющей, в рамках установленных законодательством полномочий, контроль деятельности исключительно эксплуатантов АОН, имеющих свидетельство эксплуатанта АОН, вызывает состояние безопасности полетов с ВС, эксплуатируемыми лицами, не обладающими свидетельством эксплуатанта АОН. Именно в данном сегменте авиации превалирует пренебрежение требованиями воздушного законодательства Российской Федерации.

Увеличение объемов полетов АОН обусловило необходимость актуализировать внимание всех участников данного сегмента отрасли на вопрос обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

Приведу несколько цифр для сравнения. Если за период 1997-2005 гг. произошло лишь два авиационных происшествия (АП), то за период с 2006 г. по ноябрь 2020 г. – 296 АП, более половины из которых (57%) закончились катастрофами, в них погибли 304 человека. Сейчас АП с воздушными судами АОН происходят, в среднем, раз в две недели.

- Обрисуйте, пожалуйста, общую картину состояния безопасности полетов в АОН России. Каковы основные причины авиационных происшествий в этой сфере?

- В 2020 г. (по состоянию на 1 декабря) из 24 авиационных происшествий с воздушными судами АОН, 23 произошли с физическими и юридическими лицами, не имеющими свидетельства эксплуатанта АОН. В 2019 г. из 21 авиационного происшествия с воздушными судами АОН только одно произошло с воздушным судном юридического лица, имеющего свидетельство эксплуатанта АОН.

Анализ авиационных происшествий показывает, что в 2020 г. сохраняется влияние на безопасность полетов воздушных судов АОН такого фактора опасности, как сознательное игнорирование требований воздушного законодательства при подготовке и выполнении полетов:

      - 14 из 24 авиационных происшествий (58% от общего числа АП с воздушными судами АОН) произошли при выполнении полетов на ВС в отсутствие или с истекшим сроком действия сертификата летной годности (в 2019 г. – 12 АП, 57%);

     - в 14 из 24 авиационных происшествий (58% от общего числа АП с воздушными судами АОН) полет выполнялся без связи и уведомления органов ОВД (в 2019 г. – 15 АП, 71%).

Если говорить об основных причинах авиационных происшествий, то для самолетов АОН наиболее распространенными из них являются АП из-за потери управления в полете. Как правило, причина этих происшествий – попытка выполнить фигуры сложного или даже высшего пилотажа, получить необычные, острые ощущения, достичь границы возможностей как ВС, так и самого пилота, переоценивая собственные навыки и пренебрегая летно-техническими характеристиками воздушных судов.

При этом результаты расследований таких авиационных событий показывают, что зачастую пилоты демонстрируют слабые знания в области законов и правил, касающихся выполнения функций обладателя свидетельства частного пилота, динамики полета и аэродинамики, общих знаний конструкции ВС применительно к соответствующему их виду, принципов эксплуатации и работы силовых установок, систем и приборного оборудования.

Немаловажной причиной авиационных происшествий с воздушными судами АОН является их некачественное техническое обслуживание и нарушение регламента и программ технического обслуживания авиационной техники со стороны инженерно-технического персонала эксплуатантов и владельцев ВС. Кроме того, были выявлены случаи установки на ВС контрафактных изделий и агрегатов.

Необходимо признать, что на подобные нарушения пилотов-любителей провоцирует излишний либерализм национального воздушного законодательства, неоправданно низкие размеры административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Как следствие, нарушается принцип неотвратимости наказания за сознательные, подчас общественно опасные, правонарушения.

В силу возложенных на Росавиацию функций и полномочий, контроль за деятельностью эксплуатантов АОН ограничен выдачей свидетельств пилотов, свидетельств эксплуатантов, сертификатов летной годности, государственной регистрацией ВС, а также проведением расследований инцидентов и производственных происшествий.

- Какие меры предпринимаются Росавиацией для решения наиболее актуальных проблем в сфере АОН?

- Учитывая интенсивное развитие АОН и ее важное значение для экономики страны и безопасности полетов, Росавиация уделяет большое внимание возникающим в этом сегменте проблемам. С этой целью ежеквартально в территориальных органах Росавиации проводятся кустовые совещания с эксплуатантами и владельцами ВС АОН.

Совещания проходят с привлечением представителей Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения, органов прокуратуры Российской Федерации, ФСБ России, МВД России, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местного самоуправления) и других заинтересованных органов и организаций.

На них рассматриваются наиболее проблемные вопросы развития АОН в регионе, обеспечения безопасности полетов, связанные с организацией, обеспечением и выполнением полетов, до сведения эксплуатантов и владельцев ВС доводятся требования действующего законодательства Российской Федерации, результаты проведенных расследований авиационных событий, приказы и информации по безопасности полетов Росавиации.

Также производится разбор основных ошибок (нарушений) в летной и технической эксплуатации ВС, приводивших к авиационным происшествиям. По итогам совещаний принимаются согласованные решения по профилактике авиационных событий, подготавливаются предложения по внесению изменений (дополнений) в воздушное законодательство Российской Федерации и вводятся другие необходимые меры.

В адрес эксплуатантов и владельцев ВС АОН регулярно направляется информация по безопасности полетов, в которой рассматриваются проблемные вопросы и предлагаются к реализации профилактические мероприятия. В средствах массовой информации размещаются материалы с целью пропаганды культуры обеспечения безопасности полетов.

Территориальными органами Рос-авиации для обеспечения прозрачности информации об эксплуатантах, осуществляющих свою деятельность на легитимной основе, т. е. в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации, с 2013 г. на своих официальных сайтах в сети Интернет размещается и обновляется информация об эксплуатантах, в т. ч. выполняющих полеты в целях АОН на территории, подконтрольной территориальному органу.

В отношении эксплуатантов и частных владельцев ВС АОН, осуществляющих свою деятельность с нарушением требований воздушного законодательства Российской Федерации, Росавиацией осуществляется постоянное информационное взаимодействие с надзорными и правоохранительными органами Российской Федерации, ФСБ России и антитеррористическими комиссиями субъектов Российской Федерации в части оперативного предоставления информации, необходимой для выявления и пресечения незаконных полетов. В рамках такого взаимодействия в адрес правоохранительных органов и Генеральной прокуратуры Российской Федерации на регулярной основе направляется информация для принятия мер прокурорского реагирования.

В последние годы наблюдается рост числа праздничных мероприятий, проводимых различными организациями и органами местного самоуправления с привлечением воздушных судов АОН. Росавиация и ее территориальные органы оказывают помощь в вопросах организации и выполнения полетов для обеспечения безопасности полетов.

В администрации субъектов Российской Федерации и муниципальные образования направлены обращения с предложением заблаговременно предоставлять информацию о запланированных в зоне ответственности территориального органа Росавиации праздничных мероприятиях с использованием гражданских ВС или их проведении на аэродромах, вертодромах, посадочных площадках гражданской авиации или аэродромах совместного базирования.

Так, с 2016 г. с участием Росавиации успешно проведены крупные социально-значимые праздничные мероприятия: авиасалон «Авиарегион – 2016» и АэроТур «Золотое Кольцо – 2016» в аэропорту Ярославля (Туношна); авиасалон «Авиарегион – 2016» в аэропорту Сыктывкар; авиационный праздник «Я выбираю небо», а также этапы чемпионата мира по воздушным гонкам RedBullAirRace в Казани в июле 2017 г. и августе 2018 г. и др.

- Расскажите, пожалуйста, об участии Росавиации в разработке и совершенствовании нормативных актов в сфере АОН.

- Для исключения полетов гражданских ВС, не зарегистрированных в установленном воздушным законодательством Российской Федерации порядке или исключенных из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, а также не имеющих сертификата летной годности, подтверждающего их полетопригодность, Росавиацией разработано специальное Положение, отраженное в Технологии информационного взаимодействия Росавиации с Центрами организации воздушного движения.

В соответствии с Положением информация о выданных, приостановленных и аннулированных сертификатах эксплуатанта, сведения о государственной регистрации и летной годности ВС вносятся в федеральную государственную информационную систему «Реестр эксплуатантов и воздушных судов» и учитывается оперативными органами организации воздушного движения в процессе автоматизированной обработки представленных планов полетов воздушных судов и уведомлений об использовании воздушного пространства.

В случае выявления несоответствия представленных данных, оперативный орган по организации воздушного движения не принимает к дальнейшей реализации план полета и информирует об этом пользователя воздушного пространства в установленном порядке.

Кроме того, в рамках совершенствования административного законодательства Росавиацией в соответствующие органы государственной власти Российской Федерации направлены конкретные предложения в проект нового федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающие, в т. ч., детализацию нарушений порядка использования воздушного пространства и существенное увеличение размеров административного штрафа в отношении эксплуатантов и владельцев ВС, эксплуатирующих их с нарушениями требований воздушного законодательства Российской Федера-ции, а также конфискацию орудия совершения административного правонарушения при использовании контролируемого воздушного пространства, пересечении границ запретных зон и зон ограничения полетов без разрешения органа по организации воздушного движения.

Кроме того, применение административных штрафов все еще не стало эффективной профилактической мерой и весомым аргументом для пользователя воздушного пространства при оценке им возможности нарушения требований воздушного законодательства и по вероятности выявления его нарушения, ни по размеру штрафа.

В этой связи, считаем целесообразным рассмотреть вопрос о расширении перечня решаемых задач и мероприятий с целью обеспечения непрерывного контроля за деятельностью владельцев ВС АОН, в которых должен участвовать участковый уполномоченный полиции с участием территориальных органов МВД России. Это позволит решить задачу предупреждения и пресечения преступлений и иных правонарушений, связанных с выполнением полетов при отсутствии разрешительных документов или хулиганскими действиями с использованием легких либо сверхлегких воздушных судов АОН.

С целью создания условий для государственного регулирования деятельности АОН в интересах не только отдельных граждан, но также общества и государства, интенсивного развития и повышения уровня безопасности полетов АОН, повышения мобильности населения, особенно в труднодоступных регионах, и сокращения нагрузки на федеральный бюджет за счет сокращения субсидий Росавиация приняла активное участие в разработке проекта ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования деятельности авиации общего назначения) и в Воздушный кодекс Российской Федерации»). В рамках реализации положений проекта федерального закона Росавиацией подготовлены предложения по внесению соответствующих изменений в действующие ФАП и разработке новых ФАП.

- Олег Георгиевич, многие владельцы легких и сверхлегких воздушных судов жалуются на сложные и достаточно затратные требования к их деятельности. Предусмотрены ли изменения в законодательстве, упрощающие эти процедуры, а также позволяющие использовать легкие и сверхлегкие воздушные суда для выполнения авиационных работ?

- В решении проблем развития легкой авиации, в т. ч. и затронутых Вами, проведена значительная работа.

1. Росавиацией разработаны предложения по внесению изменений в Федеральные авиационные правила, направленные на дифференцирование (упрощение) требований к юридическим лицам индивидуальным предпринимателям, осуществляющим (намеревающимся осуществлять) коммерческие воздушные перевозки на пилотируемых легких и/или сверхлегких ВС и упрощение порядка подтверждения их соответствия.

2. Росавиация принимала непосредственное участие в разработке новых ФАПов, устанавливающих требования к эксплуатантам, выполняющим авиационные работы, которые утверждены приказом Минтранса России и направлены на регистрацию в Минюст России. Новыми ФАП предусмотрены положения, позволяющие, в т. ч., использовать при выполнении авиационных работ ВС, обладающие сертификатом летной годности, выданным на основании акта оценки ВС на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды, т. е. не относящиеся к ВС типовой конструкции. Кроме того, новыми ФАП предусмотрена возможность привлекать к выполнению определенных видов авиационных работ обладателей свидетельств частных пилотов. С этой же целью подготовлены предложения по внесению изменений в соответствующие ФАП, которые предусматривают порядок получения квалификационных отметок обладателями свидетельств частного пилота, позволяющими привлекать частных пилотов к выполнению авиационных работ.

3. С 2017 г. Росавиацией утверждено около 60 программ по подготовке частных пилотов, которые в настоящее время реализуются авиационными учебными центрами в различных регионах Российской Федерации. Это отразилось на заметном росте подготовленных частных пилотов. Так, за период 2015-2017 гг. Росавиацией было выдано 1224 свидетельств частного пилота, а с 2018 г. по ноябрь 2020 г. – 2865 таких свидетельств, т. е. количество подготовленных частных пилотов увеличилось более чем в два раза.

В заключение хотел бы отметить: авиация общего назначения нашей страны динамично развивается, что требует регулярного совершенствования нормативной базы и реализации других мер в этой сфере. Эти вопросы постоянного находятся в центре внимания Федерального агентства воздушного транспорта и его региональных органов.

Опубликовано в журнале "Авиасоюз", декабрь 2020г.


Илья Вайсберг


комментарии (1):

d1973      25/12/2020 [18:01:03]#1
Что-то не так у докладчика со статистикой. Только в 2004 г. только в Мячково как минимум 2 катастрофы было. Т.е. если исходить из информации О.С. «… за период 1997-2005 гг. произошло лишь два авиационных происшествия (АП)…», то больше АП в этот период не было? Были. Например, L-410 в Борках 1 марта 2003го. М.б., это Росавиация за 97-05 годы учла только 2 АП? Но это не значит, что их не было, а с 2006 года «завалило». Соответственно, другой статистике и выводы должны другие уже соответствовать.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer