Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Интервью

Славная история, надежная репутация

17 ноября 2020 года / Илья Вайсберг / Aviation EXplorer
 

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации отмечает в этом году свое 65-летие. Как один из старейших и ведущих вузов отечественной авиатранспортной отрасли, университет вносит значительный вклад в обеспечение ее высококвалифицированными кадрами. Об истории Университета, сегодняшнем дне вуза, перспективах его развития в эксклюзивном интервью журналу «АвиаСоюз» рассказывает исполняющий обязанности ректора доктор технических наук, профессор, Почетный работник транспорта, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации Николай Сухих.

«АС»: Николай Николаевич! Ознакомьте, пожалуйста, читателей нашего журнала со своей собственной университетской историей, с Вашими учителями и наставниками.

Н.С.: После окончания школы в 1968 г. я однозначно решил поступать на штурманский факультет Высшего авиационного училища гражданской авиации (ВАУ ГА) – так в то время называлось наше учебное заведение. Балл аттестата был высокий, не сомневался, что поступлю.

Однако подкачало здоровье – прошел всех врачей ВЛЭК, кроме окулиста. Вместо ВАУ ГА поступил в Ленинградский институт точной механики и оптики (ЛИТМО), после его окончания в 1974 г. был распределен в ВАУ ГА. Начал свою работу в должности инженера кафедры систем управления и авиационных приборов.

Считаю своим вторым высшим образованием учебу в течение трех лет в очной докторантуре Киевского института инженеров гражданской авиации (КИИГА). Это было на пороге конца 1980-х – начала 1990-х гг. В этот период занимался не только научными исследованиями, но и практической инженерной работой в инженерно-авиационной службе авиапредприятия.

За более, чем 46-летний период работы в Университете мне посчастливилось трудиться под руководством настоящих профессионалов своего дела, известных летчиков, авиационных инженеров, ученых, педагогов. Среди них: Иван Федотович Васин, Петр Васильевич Олянюк, Юрий Георгиевич Мамсуров, Николай Филиппович Никулин, Георгий Алексеевич Крыжановский, Юрий Петрович Дарымов, Степан Михайлович Федоров – вот неполный перечень тех уважаемых старших коллег, которые мне своим примером многое дали для формирования навыков руководителя.

Особенно хотел бы выделить И.Ф. Васина, Ю.П. Дарымова, С.М. Федорова. Иван Федотович Васин принимал меня на работу в Академию в 1974 г. на кафедру систем управления и авиационных приборов. Через четыре года я стал ассистентом, а вскоре заместителем начальника штурманского факультета.

Требовательность, высокий профессионализм, порядочность, умение решить любую задачу, доброжелательность – вот основные качества Ивана Федотовича. Он дал мне «путевку в авиационную жизнь». Применительно к Юрию Петровичу Дарымову, безусловно, относятся все ранее сформулированные слова об Иване Федотовиче. Хочется добавить несколько слов о глубоком знании и понимании Ю.П. Дарымовым вопросов организации и проведения учебной работы. В те годы не существовало образовательных стандартов, все учебные планы и программы разрабатывались вузом, их необходимо было утверждать в Министерстве гражданской авиации СССР. Я, молодой начальник факультета переподготовки командно-руководящих кадров (ФПКРК), прилетал в Москву для утверждения данных документов у начальника Управления учебных заведений МГА СССР Юрия Петровича Дарымова. Всегда удивлялся тому, что такой крупный руководитель вникал в каждую дисциплину учебного плана, просил прокомментировать предлагаемый объем часов, наименование дисциплины и т. п.

Степан Михайлович Федоров – заведующий кафедрой систем управления и авиационных приборов – мой учитель в области научной деятельности. Под его руководством я написал и защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Загруженность административной работой не позволяла мне сосредоточиться на подготовке докторской диссертации. И вдруг в далеком 1989 г. ученый совет Академии предлагает мне поступить в очную докторантуру, которая функционировала тогда только в Киевском институте инженеров гражданской авиации. Мне было очень трудно принять положительное решение о зачислении меня в упомянутую докторантуру. Но решение все же было принято. Из уважаемого руководителя – начальника факультета – я снова стал «студентом» на три года. Степан Михайлович убеждал меня, что это временные трудности и все будет в научном плане хорошо. Запомнил его фразу на момент поступления в докторантуру: «Коля, ты сел в поезд, который движется вперед». Так и получилось. Естественно, надо сказать о профессионализме, требовательности, порядочности и мудрости Степана Михайловича.

Спасибо Вам, мои дорогие, уважаемые учителя! Крепкого здоровья и долгих лет жизни желаю Юрию Петровичу Дарымову!

«АС»: Расскажите, пожалуйста, об истории создания вуза, о тех, кто стоял у его истоков, о знаменитых выпускниках?

Н.С.: Исторические корни нашего Университета уходят в родословную первого транспортного вуза России – Петербургского института путей сообщения, где с 1907 г. началось чтение лекций по воздухоплаванию. Созданный здесь Факультет воздушных сообщений послужил базой для организации в 1930 г. первого вуза гражданской авиации – Ленинградского института гражданской авиации.

А 65 лет тому назад произошло событие, ставшее знаковым для всей гражданской авиации страны. Постановлением Правительства СССР в Ленинграде было организовано Высшее авиационное училище Гражданского воздушного флота (ВАУ ГВФ), которое в начале 70-х получило статус «Академия гражданской авиации», а в 2005 г. было преобразовано в Университет гражданской авиации.

В истории вуза можно условно выделить четыре важнейших периода в становлении и развитии. Первый период охватывает 1955 г. – начало 1970-х гг. Его можно охарактеризовать как период становления первого, уникального учебного заведения в системе Главного управления ГВФ, которому поручалась подготовка руководителей авиапредприятий и специалистов с высшим образованием в области летной эксплуатации и управления воздушным движением. Одним из основателей и первым руководителем его стал дважды Герой Советского Союза Главный маршал авиации А.А. Новиков.

Высокий авторитет известного полководца в немалой степени обеспечил Высшему авиационному училищу быстрый, уверенный старт и высокие темпы развития. В ноябре 2020 г. мы будем торжественно отмечать 120 годовщину со дня рождения А.А. Новикова.

Начало 1970-х – конец 1980-х гг. можно отнести ко второму периоду. Он отмечен такими значительными событиями как реорганизацией в Академию, переездом с Литейного проспекта в новые корпуса в авиагородке, награждение орденом Ленина. Это время дальнейшего развития учебно-лабораторной и материально-технической базы, внедрение в учебный процесс ЭВМ, оснащение Академии комплексными тренажерами большинства типов воздушных судов, создание центра диспетчерских тренажеров, строительства лабораторного корпуса, двух зданий общежитий.

Третий период – конец 1980-х гг. – начало XXI столетия. В это время была начата подготовка специалистов в области авиационного менеджмента, транспортного права, сервиса на транспорте, связей с общественностью. Были открыты факультеты: юридический, гуманитарный, авиационного менеджмента и инженерно-технический, заложены основы для получения статуса Университета.

За все время своей деятельности Университет подготовил более 30 тыс. руководителей для гражданской авиации нашей страны, других отраслей транспорта, сфер экономики и общественной жизни. Он получил всеобщее признание как кузница руководящих кадров. Поздравляя ранее Университет с 50-летним юбилеем, Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что «вуз вырос в крупный учебный и научный центр, стал одним из признанных лидеров в подготовке высококвалифицированных специалистов для отечественной гражданской авиации».

Тысячи наших выпускников отмечены правительственными наградами и нагрудными знаками, более 200 удостоены почетных званий «Заслуженный пилот», «Заслуженный штурман», «Заслуженный работник транспорта», свыше 30 выпускникам присвоено высокое звание Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, Героя России.

«АС»: А чем примечателен четвертый, современный период в истории вуза?

Н.С.: В течение последних 10 лет в деятельности нашего Университета и университетского комплекса в целом значительно усилилась инновационная составляющая. Высокое качество подготовки специалистов обеспечивается единством учебного процесса и научных исследований, при этом новые научные результаты используются в соответствующих учебных курсах.

В состав Университета входят: 5 факультетов, 25 кафедр, Высшая школа аэронавигации, летно-технический комплекс, центр летной подготовки, библиотека, аспирантура и докторантура, центр информационных технологий, учебно-научные, научно-исследовательские и информационно издательские центры, учебно-производственные мастерские и другие подразделения.

Авиационный транспортный колледж, структурное подразделение Университета, осуществляет подготовку по программам среднего профессионального образования.

На базе Университета создан вертикально-интегрированный образовательный комплекс, включающий пять филиалов в Бугуруслане, Выборге, Красноярске, Хабаровске и Якутске.

В Университете функционирует уникальный Тренажерный центр. Его специалистами проводится большая работа по совершенствованию подготовки авиационного персонала.

В целях обучения студентов и тренировок летного состава авиакомпаний в условиях, наиболее приближенных к производственным, в Университете создано Отделение комплексных полнофункциональных тренажеров самолетов (Full Flight Simulator, FFS), в котором осуществляются тренировки студентов Университета и летных экипажей авиакомпаний на тренажерах FFS самолетов Ан-148, Airbus A320 и Boeing-737NG. Это – тренажеры самого высокого уровня, имеющие систему подвижности, а кабины этих тренажеров выполнены в виде полной реплики реальной кабины воздушного судна.

Если говорить о перспективах успешности подготовки пилотов, то главное: мы создали и постоянно совершенствуем систему непрерывной профессиональной подготовки пилотов коммерческой авиации.

В качестве учебных воздушных судов Университет в настоящее время располагает 121 воздушным судном которые используются для завершения летной подготовки студентов старших курсов на аэродромах Бугуруслан, Бугульма, Бегишево, Орск.

«АС»: Что Вы можете сказать о деятельности Высшей школы аэронавигации?

Н.С.: Высшая школа аэронавигации выступает передовой площадкой для апробации и внедрения новых способов организации и ведения образовательного процесса, передовых образовательных технологий, интеграции теоретического обучения с практической подготовкой.

Необходимо подчеркнуть, что магистратура в последние годы становится одной из современных и широко востребованных форм получения знаний, умений и формирования компетенций. Основной целью магистратуры, как уровня образования, получаемого в Университете, является подготовка для организаций воздушного транспорта профессионалов высшей квалификации, способных не только решать типовые задачи с помощью освоенных в процессе обучения методов, но и вырабатывать новые креативные подходы к осуществлению своей профессиональной деятельности, находить оптимальные пути решения нестандартных профессиональных задач.

Программы магистратуры обеспечивают дальнейшее развитие профессиональных компетенций, базовый уровень которых сформирован бакалавриатом того или иного профиля. Обучение по программам магистратуры позволяет получить углубленные знания, умения, навыки и компетенции как для успешной профессиональной деятельности и карьерного роста, так и для дальнейшего обучения с целью получения квалификации более высокого уровня.

Широкий спектр образовательных программ высшего образования – программ магистратуры, реализуемых в Высшей школе аэронавигации, обеспечивает сохранение и развитие кадрового потенциала отрасли в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития транспортного комплекса Российской Федерации, практическую реализацию задач, намеченных Транспортной стратегией на период до 2030 г. и Государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы».

«АС»: Насколько мне известно, важную роль в подготовке кадров для авиатранспортной отрасли в целом играет Федеральное учебно-методическое объединение. Каковы основные направления его деятельности?

Н.С.: В целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования в системе профессионального образования формируются федеральные учебно-методические объединения.

В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 25.07.2001 № 2796 на базе Академии гражданской авиации было создано такое Федеральное учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области аэронавигации.

Основными направлениями деятельности Федерального учебно-методического объединения являются:

-    формирование и представление предложений по вопросам государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере профессионального образования, содержания профессионального образования, кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса в органы государственной власти;

-         осуществление методического сопровождения реализации федеральных государственных образовательных стандартов;

-         организация разработки и проведения экспертизы проектов примерных основных образовательных программ;

-      взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями, заинтересованными в обеспечении качества и развития содержания образования;

-        взаимодействие с представителями работодателей (объединений работодателей) при организации разработки и проведения экспертизы примерных программ; участие совместно с представителями работодателей (объединений работодателей) в разработке профессиональных стандартов, в проведении независимой оценки качества образования, общественной и общественно-профессиональной аккредитации.

«АС»: Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве Университета с международными авиационными организациями?

Н.С.: Администрацией вуза прорабатывается вопрос о вступлении Университета в Европейскую ассоциацию аэронавигационных и аэрокосмических университетов (Partnerships of a European Group of Aeronautics and Space Universities, Pegasus). Также мы активно сотрудничаем с Французским университетом гражданской авиации (ENAC), с целью решения организационных вопросов для запуска в действие программы «двойного диплома».

Хотел бы отметить, что международная деятельность Университета – важная составляющая нашей работы. За последние пять лет наблюдается устойчивая тенденция сохранения общего числа студентов из зарубежных стран. В среднем ежегодно по всем формам обучения в Университет поступают около 250-300 иностранных студентов. Общее количество иностранных студентов составляет 1000-1100 человек.

В рамках международных контактов Университет заключил соглашения о научном и образовательном сотрудничестве с иностранными организациями из Австрии, Азербайджана, Киргизии, Китая, Финляндии, Белоруссии, Хорватии.

«АС»: Что бы Вы еще хотели сказать в связи со знаменательной датой для Университета?

Н.С.: 65-летие нашего вуза – это, по сути, всегда подведение итогов. Развитая материально-техническая база, имеющийся образовательный потенциал нашего вуза – это результат сплоченной работы всего коллектива Университета. Думается, достигнутый рубеж станет продолжением качественных перемен на пути вуза к достижению еще более значимых стратегических целей.

Еще раз подчеркну: деятельность профессорско-преподавательского состава и всего коллектива Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации посвящена главной задаче – подготовке высококвалифицированных профессионалов, активных граждан России, хорошо воспитанных и высококультурных специалистов, для которых будущее авиации, судьба России не абстрактные понятия, а дело всей жизни!

«АС»: Николай Николаевич, благодарю вас за интересное интервью. Желаю Вашему вузу успехов и дальнейшего развития!

Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"


Илья Вайсберг



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer