Предпосылки
Агломерация Москвы и Московской области — крупнейшая по численности населения в нашей стране. Для медиков и пилотов санитарной авиации это означает только одно: больше людей — больше несчастных случаев, вызовов, инцидентов и пациентов, которым требуется помощь.
Однако, несмотря на развитую транспортную инфраструктуру региона, ее загруженность накладывает серьезные ограничения на возможность экстренной транспортировки пациентов. Зачастую, разница между жизнью и смертью пациента составляет считанные минуты (если не секунды).
При этом, согласно новым правилам, пациенты должны доставляться в профильные учреждения здравоохранения, но бывает так, что эти учреждения находятся на большом удалении от места эвакуации, что негативно влияет на возможность безопасно и оперативной транспортировки пациента автомобильным транспортом. И здесь незаменимой становится вертолетная санитарная авиация, способная в кратчайшие сроки вылететь и доставить медиков в любую точку региона оказания помощи пациенту и быстро и безопасно доставить его в больницу.
Агломерация Москвы и Московской области — крупнейшая по численности населения в нашей стране. Для медиков и пилотов санитарной авиации это означает только одно: больше людей — больше несчастных случаев, вызовов, инцидентов и пациентов, которым требуется помощь.
Однако, несмотря на развитую транспортную инфраструктуру региона, ее загруженность накладывает серьезные ограничения на возможность экстренной транспортировки пациентов. Зачастую, разница между жизнью и смертью пациента составляет считанные минуты (если не секунды).
При этом, согласно новым правилам, пациенты должны доставляться в профильные учреждения здравоохранения, но бывает так, что эти учреждения находятся на большом удалении от места эвакуации, что негативно влияет на возможность безопасно и оперативной транспортировки пациента автомобильным транспортом. И здесь незаменимой становится вертолетная санитарная авиация, способная в кратчайшие сроки вылететь и доставить медиков в любую точку региона оказания помощи пациенту и быстро и безопасно доставить его в больницу.
Как все устроено?
Наша авиамедицинская бригада Территориального центра Медицины Катастроф Московской области находится на постоянном дежурстве непосредственно на территории базы санитарной авиации в Хелипарке «Подушкино». Каждая бригада заступает на дежурство в 9 утра и находится на дежурстве полные сутки.
Как правило, мы осуществляем эвакуацию 2 пациентов в день, но бывают и очень насыщенные дни, когда мы получаем по 3 и более заявки на эвакуацию больных. Многое зависит от погоды и от других факторов.
Несмотря на то, что в последние недели в центральной России нередки грозы и сильные ветра, интенсивность вылетов остается прежней. Это обусловлено тем, что при резких изменениях погоды у многих людей ухудшается самочувствие, «скачет» давление, возникают проблемы с сердцем, особенно у пожилых пациентов. Однако, летный и технический персонал имеет большой опыт работы с вертолетами этой модели в различных условиях, что позволяет нам всегда находиться в «боевой готовности».
Наша авиамедицинская бригада Территориального центра Медицины Катастроф Московской области находится на постоянном дежурстве непосредственно на территории базы санитарной авиации в Хелипарке «Подушкино». Каждая бригада заступает на дежурство в 9 утра и находится на дежурстве полные сутки.
Как правило, мы осуществляем эвакуацию 2 пациентов в день, но бывают и очень насыщенные дни, когда мы получаем по 3 и более заявки на эвакуацию больных. Многое зависит от погоды и от других факторов.
Несмотря на то, что в последние недели в центральной России нередки грозы и сильные ветра, интенсивность вылетов остается прежней. Это обусловлено тем, что при резких изменениях погоды у многих людей ухудшается самочувствие, «скачет» давление, возникают проблемы с сердцем, особенно у пожилых пациентов. Однако, летный и технический персонал имеет большой опыт работы с вертолетами этой модели в различных условиях, что позволяет нам всегда находиться в «боевой готовности».
Диспетчер базы санитарной авиации Московской области Антон Гарбуз в Хелипарке Подушкино
На дежурный пульт пришла заявка на эвакуацию ребенка с ожогами
Как только на пульт диспетчера санитарной авиации в Хелипарке поступает заявка о необходимости эвакуации пациента, начинается процедура согласования с авиационными службами Московского региона, изучения метеорологической обстановки и других аспектов, позволяющих оценить безопасность и эффективность вылета.
Заявка на использование воздушного пространства подается диспетчерской службой «РВС» в «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением» во Внуково. Для получения разрешения на взлет у гражданских компаний уходит порядка 30 минут, но вертолеты со статусом MEDEVAC (медицинская эвакуация) получают такое разрешение в течении 5 минут.
Как правило, с момента принятия решения на взлет до вылета вертолета с бригадой медиков в воздух требуется 10-15 минут.
Необходимо отметить, что в рамках нашей работы, мы осуществляем как плановую транспортировку, так и экстренные вылеты. Это могут быть автомобильные аварии или техногенные катастрофы, где пострадавшими являются как дети, так и взрослые. Так, совсем недавно, мы эвакуировали пострадавшего при пожаре на Северной ТЭЦ. Пациент с ожогами 2 и 3 степени был доставлен в специализированный центр в Подольске. Нам также часто приходится транспортировать пациентов в Люберецкий детский ожоговый центр. При этом медицинское оснащение вертолета позволяет осуществлять не просто мониторинг состояния здоровья пациента, но и, в случае необходимости, проводить реанимационные процедуры, а также поддерживать жизнедеятельность до поступления больного в профильные больницы.
Так как нам приходиться работать в условиях, приближенных к экстремальным, то у нас работают специалисты с большим практическим опытом. При этом мы все время стараемся улучшить свои навыки — в свободное от полетов время мы постоянно контактируем как с пилотами и техниками «Русских Вертолетных Систем», так и с производителями медицинского оборудования. Отрабатываем взаимодействие, проводим тренировки, изучаем новое оборудование.
Полноценная служба санитарной авиации в Подмосковье появилась совсем недавно и многие идеи к нам приходят с опытом. Мы постоянно находимся в поиске наиболее эффективных и рациональных решений. Так, по нашей просьбе техники «РВС», совместно с производителем вертолетов, оптимизировали систему вентиляции в вертолете, что позволило создать более комфортные условия для работы авиамедицинской бригады и пациентов.
Авиамедицинская бригада ТЦМК МО и пилоты «РВС» готовятся к вылету
Авиатехники проверяют вертолет перед взлетом
Почему «Ансат»?
Ну, во-первых, всегда приятно видеть, что отечественный «продукт» ничуть не хуже, а в некоторых случаях и лучше, чем зарубежный. Так, по сравнению с вертолетами Eurocopter и Bell на которых мне доводилось летать, «Ансат» гораздо комфортнее для проведения медицинских миссий, а сам медицинский модуль вертолета позволяет оказывать квалифицированную современную помощь и ничем не уступает возможностям автомобильной кареты скорой помощи. В целом, обладая 5-летним опытом работы в медицине катастроф, отдельно хочу отметить, просторную кабину вертолета. Это очень важно для эргономики, обеспечению удобного доступа к пациенту, его погрузке и выгрузке.
Также к положительным качествам авиамедицинской эвакуации можно отнести более щадящий режим транспортировки пациента ввиду отсутствия зависимости от качества дорожного покрытия. Влияние действия воздушных потоков на современных вертолетах сведено к минимуму при полете на безопасных высотах. Важно, что время необходимое вертолету для транспортировки в профильное учреждение здравоохранения существенно короче перевозки автотранспортом, что очень важно вследствии меньшего негативного воздействия из-за вибраций на пораженные участки тела и органы пациента.
Вертолет «Ансат» компании «Русские Вертолетные Системы» вылетает на санитарное задание
«2 пациента — это в 2 раза больше спасенных жизней»
Совсем недавно, 25 июля, к нам поступила заявка на эвакуацию 2 детей из Сергиева Посада. Брат с сестрой 16 и 2 лет в следствии возгорания в квартире получили обширные неглубокие ожоги. Тяжесть и обширность ранений, трактовала необходимость оказания высокоспециализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, не доступной в ЦРБ. При этом большая удаленность профильного лечебного учреждения требовала привлечения вертолетов санитарной авиации.
После предполетного осмотра и подготовки пациенты были взяты на борт, где был продолжен весь комплекс лечебно-диагностических мероприятий, проводимых в отделении стационара. Благодаря объемной кабине вертолета «Ансат» получилось осуществить одновременную транспортировку 2 пациентов в ожоговый центр Московского областного центра охраны материнства и детства в Люберцах. Пациенты хорошо перенесли полет и ухудшения жизненно важных показателей отмечено не было.
Согласно статистики детского ожогового центра, расположенного в Люберцах эвакуация автотранспортом в острый период крайне опасна для пациента, эвакуация же вертолетам повышает шанс на выживание.
После предполетного осмотра и подготовки пациенты были взяты на борт, где был продолжен весь комплекс лечебно-диагностических мероприятий, проводимых в отделении стационара. Благодаря объемной кабине вертолета «Ансат» получилось осуществить одновременную транспортировку 2 пациентов в ожоговый центр Московского областного центра охраны материнства и детства в Люберцах. Пациенты хорошо перенесли полет и ухудшения жизненно важных показателей отмечено не было.
Согласно статистики детского ожогового центра, расположенного в Люберцах эвакуация автотранспортом в острый период крайне опасна для пациента, эвакуация же вертолетам повышает шанс на выживание.
Медицинский модуль производства Казанского агрегатного завода
Мнение пилотов
По словам командира «Ансата» Сергея Фадеева, вертолет сочетает в себе такие качества как экономичность, комфортность, широкие эксплуатационные возможности и ремонтопригодность. Вертолет такой размерности отлично подходит для Московской области, так как его эксплуатация существенно дешевле тяжелых вертолетов Ми-8, что позволяет осуществить медицинскую эвакуацию большего числа людей, а габариты позволяют сесть на дорогу или в ограниченном пространстве населенных пунктов.
«Опыт, который мы получили, эксплуатируя этот вертолет в 9 различных регионах Российской Федерации позволил нам убедиться в том, что конструкторские решения, заложенные Казанским вертолетным заводом, оказались верными и как результат мы получили хорошую винтокрылую машину, которая была так необходима в последние годы» — отмечает Фадеев.
«Опыт, который мы получили, эксплуатируя этот вертолет в 9 различных регионах Российской Федерации позволил нам убедиться в том, что конструкторские решения, заложенные Казанским вертолетным заводом, оказались верными и как результат мы получили хорошую винтокрылую машину, которая была так необходима в последние годы» — отмечает Фадеев.
Командир вертолета «Ансат» компании «Русские Вертолетные Системы» Сергей Фадеев демонстрирует медикам устройство медицинского модуля
Опубликовано на сайте АО «Русские Вертолетные Системы»