Уважаемый Евгений Иванович!
Обращаемся к Вам, как к лицу реализующему политику государства, в т. ч. и в области деятельности гражданской авиации страны.
По оценке Экспертного совета в области гражданской авиации РФ ситуация в авиатранспортном комплексе созрела для принятия профессиональных управленческих решений, являющихся критичными для отрасли и выходящих за пределы полномочий Росавиации. В то же время, их реализация не требует никаких материальных вложений.
Базовым для анализа является документ «Основы госполитики РФ в области авиационной деятельности до 2020 года», утвержденный Президентом РФ Д.А. Медведевым 01 апреля 2012 года. Предусматривался контроль реализации - за Президентом, исполнение - за Правительством РФ.
По оценке Экспертного совета сложилась следующая ситуация.
В качестве одной из главных целей (Гл. 3, п. 10, подп. е) предписывалось «повышение авиационной безопасности и безопасности полетов ВС с учетом требований международных стандартов и рекомендаций Международной организации гражданской авиции (ИКАО)». По оценке Экспертного совета ситуация следующая:
«Государственная Программа обеспечения безопасности полетов ВС ГА», утвержденная распоряжением Правительства РФ № 641-р от 06 мая 2008 года на протяжении более 10 лет не уточнялась и не корректировалась;
приемлемый уровень безопасности полетов гражданской авиации не определен, высшее должностное лицо, ответственное за ее состояние, как того требует Приложение 19 к Чикагской конвенции, не назначено; глобальный план ИКАО по действиям государств - участников «Путеводная нить для гражданской авиации в 21 век» в Российской Федерации не внедряется;
игнорируя документы ИКАО, Воздушный кодекс РФ и наличие комиссии по авиации общего назначения (АОН) при Президенте РФ, продолжаются попытки упразднить АОН как подвид и убедить всех, что это приведет к ее расцвету и коммерческому успеху. На это прямо указывают представленные Минтрансом в Правительство поправки в ВК РФ. «Основные меры государственного регулирования в области авиационной деятельности» в гл. 4, п. 13, подп. б предусматривают «В области гражданской авиации... усиление государственного контроля за ценообразованием в сфере услуг наземной инфраструктуры и авиатопливного бизнеса...». Только бизнес-интересы чиновников могли привести к полному отказу от контроля за качеством Авиа ГСМ непосредственно в пункте заправки ВС. Авиационный мир не знает подобного и уже негативно реагирует на ситуацию.
«В области научной деятельности...» подп. г, п. 13 этой же главы предопределяет отраслевую науку как важнейший элемент развития отрасли. Созданный в 1930 году прошлого века НИИ ГВФ, как ключевое учреждение по научному сопровождению эксплуатационной деятельности, во многом предопределил развитие отечественной гражданской авиации. В результате управленческого угара Гос НИИ ГА был вырван из структуры отрасли, и на сегодня мы теряем остатки того, что осталось от некогда известнейшего в мировой авиации научного учреждения. Отрасль лишилась прикладных исследований, ушли в историю испытательная, летно-методическая и экспертная работы, являвшиеся фундаментальными для профилактики инцидентов и АП. Был уничтожен главный замысел создания института. На сегодня, метаморфозы, происходящие с институтом, четко определяют различие интеллектуального уровня и профессионализма чиновников далеких 30-х прошлого века и чиновников сегодняшнего дня. Комментарии излишни.
«В области подготовки кадров»... » ....» п. 13, подп. з разработка общегосударственных образовательных стандартов... и приведение учебных программ в соответствие этим стандартам, унификация подготовки авиационного персонала со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО»...
Взяв на себя полномочия по разработке Федеральных авиационных правил и типовых учебных программ, сертификации и допуска к эксплуатации тренажеров, Минтранс показал свою полную несостоятельность и неспособность в области стандартизации процессов всех видов подготовки авиаперсонала и правовом обеспечении его деятельности. На сегодня непрофессионализм чиновников привел к правовому вакууму в тренажерной тематике, что делает невозможным их допуск к тренировке летного состава.
Возвращение Росавиации полномочий по разработке типовых учебных программ и авиационных правил, как это предопределяют документы ИКАО, позволило бы в течение кратчайшего времени выйти из правового коллапса в этом важнейшем направлении.
Не менее важным является воссоздание центра летно-методических и научно-экспертных исследований по ключевым направлениям авиатранспортной деятельности в структуре Гос НИИ ГА, в связи с чем институт безусловно должен вернуться в отрасль.
Крайне важно разобраться в реализации обязательств РФ, как государства - участника по использованию стандартов и рекомендуемой практики ИКАО на государственном уровне.
Члены Экспертного совета уверены, что выражают оценку ситуации, с которой солидарны специалисты и профессионалы отрасли.
Поскольку это наше первое обращение к Вам, считаем целесообразным ограничиться указанными проблемами как наиболее актуальными.
Надеемся, что Ваш жизненный и профессиональный опыт, уважаемый Евгений Иванович, позволят Вам принять те командирские решения, которые пойдут на благо развития отечественной гражданской авиации.
На Ваше решение.
С уважением,
Председатель Совета, Заслуженный пилот СССР Терещенко М.М.
Зам. председателя Совета, Заслуженный пилот СССР Шишкин Ж.К.
Член Совета, Заслуженный пилот РФ Солдатов В.В.
Член Совета, Заслуженный пилот РФ Тульский С.Г.
Член Совета, Ректор Актюбинского высшего авиационного училища ГА Яковлев А.А.