Согласно прогнозу Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в 2020 году мировая авиационная отрасль получит чистую прибыль в размере $29,3 млрд, что выше ожидаемой чистой прибыли 2019 года — $25,9 млрд.
Также в 2020 году доходность инвестированного капитала прогнозируется на уровне 6,0% (в 2019 году — 5,7%), общие доходы отрасли достигнут $872 млрд (+ 4,0% к $838 млрд в 2019 году).
По данным IATA, отраслевые операционные расходы вырастут на 3,5% до $823 млрд по сравнению с $796 млрд в 2019 году, а количество пассажиров достигнет 4,72 млрд. человек(+ 4,0% по сравнению с 2019 годом — 4,54 млрд).
«Замедление экономического роста, торговые войны, геополитическая напряженность и социальные волнения, а также сохраняющаяся неопределенность в отношении Brexit — все собрались вместе, чтобы создать более сложную, чем ожидалось, деловую среду для авиакомпаний. Тем не менее, отрасли удалось добиться десятилетия в плюсе, поскольку реструктуризация и сокращение расходов продолжали приносить дивиденды. Похоже, что 2019 год станет дном текущего экономического цикла, а прогноз на 2020 год несколько более яркий. Большой вопрос на 2020 год — как будут развиваться мощности, особенно когда, как и ожидалось, самолеты 737 MAX вернутся в экскплуатацию», — сказал Александр де Жуньяк, генеральный директор IATA.
Драйверы для 2020
В 2020 году рост общемирового ВВП составит 2,7%, что незначительно выше роста 2019 года - 2,5%. Темпы роста мировой торговли восстановятся до уровня в 3,3% по сравнению с 0,9% в 2019 году. Из-за предстоящих выборов в США напряженность на рынках снизится, одновременно с этим ожидается снижение фискальной политики государств.
Кроме того, более медленный, чем ожидалось, рост мировой экономики в 2019 году способствовал снижению спроса на энергоносители. Цены на авиационный керосин упадут, составив в среднем $75,60 за баррель против $77 в 2019 году. Общая сумма расходов на топливо авиакомпаний составит $182 млрд, что примерно 22,1% расходов по сравнению с $188 млрд (23,7% расходов) в 2019 году.
Ожидается, что общая занятость в авиакомпаниях достигнет 2,95 млн человек в 2020 году, что на 1,6% больше, чем в 2019 году. Производительность увеличится на 2,9% по сравнению с 2019 годом. Удельные затраты на рабочую силу будут практически неизменными на уровне $0,12, поскольку повышение производительности компенсирует повышение заработной платы.
Пассажиропоток вырастет на 4,1% в 2020 году, что соответствует росту на 4,2% в 2019 году. Фактически это маскирует рост, обусловленный ростом ВВП, поскольку базовые темпы роста упали до уровня менее 4% в 2019 году.
Поскольку поставки самолетов в 2020 году значительно возрастут, коэффициенты загрузки снизятся до 82% против 82,4% в 2019 году. В свою очередь, давление на доходность сохранится — как ожидается, она поднимется на 1,5% после трехпроцентного снижения в 2019 году. Доходы от пассажирских перевозок достигнут $581 млрд — рост на 2,5% по сравнению с $567 млрд в 2019 году.
По регионам
Здесь картина прибыли неоднозначна как в 2019, так и в 2020 году. Ожидается, что Африка, Ближний Восток и Латинская Америка потеряют деньги в 2019 году. Но перевозчики Латинской Америки вернутся к прибыли в 2020 году по мере укрепления региональной экономики.
Авиакомпании Северной Америки продолжают лидировать по финансовым показателям: на них приходится 65% прибыли отрасли в 2019 году и около 56% совокупной прибыли в 2020 году. Ожидается, что финансовые показатели улучшатся или останутся такими же по сравнению с 2019 годом во всех регионах, кроме Северной Америки, где ожидаемый рост пропускной способности за счет поставок новых самолетов, что может сказаться на прибыли.
Ожидается, что североамериканские перевозчики получат чистую прибыль в размере $16,5 млрд по сравнению с $16,9 млрд в 2019 году, чистая прибыль на одного пассажира составит $16. В 2019 году региону удалось повысить рентабельность, поскольку сохраняющаяся сильная экономика и структурные улучшения в отрасли позволили удержать доходы от выручки за единицу намного больше, чем в других регионах. Однако в 2020 году ожидается снижение выручки и рентабельности в результате замедления экономики и значительного увеличения поставок самолетов, особенно с ожидаемым возвращением в эксплуатацию Boeing 737 MAX.
По прогнозам IATA, европейские перевозчики получат чистую прибыль в $7,9 млрд в 2020 году, что больше прогноза в $6,2 млрд в 2019 году, поскольку авиакомпании в регионе получают выгоду от противоположной модели развития событий, нежели в Северной Америке. Экономический рост ускорится, и в результате значительного сокращения планов по расширению, ожидается, что рост мощностей будет умеренным, что поможет улучшить баланс спроса и предложения. Чистая прибыль на одного пассажира составит $6,40.
Такие относительно хорошие показатели для региона скрывают длинный список авиакомпаний, которые или убыточны или постоянно находятся на грани банкротства — из-за чего в 2019 году произошел ряд провалов европейских авиакомпаний, говорится в сообщении IATA.
На вопрос сохранится ли такой же уровень банкротств в будущем, главный экономист IATA Брайан Пирс ответил: «Мы надеемся, что нет! Однако, есть длинный хвост авиакомпаний, где ситуация довольно хрупкая, поэтому мы не можем это исключить».
Перевозчикам из Азиатско-Тихоокеанского региона поможет восстановление мировой торговли и авиаперевозок, которое принесет чистую прибыль в $6,0 млрд в 2020 году по сравнению с $4,9 млрд в 2019 году. Азия остается центром производства в мире, поэтому доходы от транспортировки товаров составляют значительную долю продаж для многих авиакомпаний региона. Однако в случае приостановки торговых войн — тарифы не снизятся. Рост объемов торговли и грузов будет умеренным. Чистая прибыль на одного пассажира составит $3,34.
Ближневосточные перевозчики продолжают процесс реструктуризации. По данным IATA, рост пропускной способности к 2020 году существенно замедлится. Слабый экономический рост в 2019 году существенно ограничил местный трафик, но некоторое оживление все же ожидается в 2020 году. Реструктуризация и более сильный экономический рост повысят производительность, однако это займет время — ожидается, что убыток будет третий год подряд и составит порядка $1 млрд по сравнению с $1,5 в 2019 году.
Латиноамериканские перевозчики получат выгоду от улучшений базовой экономики, реструктуризации и завершат следующий год с небольшой прибылью в $100 млн. Помимо слабости валюты в 2019 году, экономика региона резко замедлилась до всего лишь 0,2% из-за проблем в Мексике, спада в Аргентине и сокращения примерно на одну треть объема венесуэльской экономики. В 2020 году авиакомпаниям будет помогать отскок до прогноза МВФ на 1,8%, что обусловлено более сильным ростом в Бразилии и Мексике и менее серьезными сокращениями в Аргентине и Венесуэле. Это представляет собой положительную прибавку в размере $500 млн по сравнению с ожидаемой потерей в размере $400 млн в 2019 году.
Африканские перевозчики продолжают страдать от структурных проблем, связанных с высокими затратами (в значительной степени из-за государственных налогов и сборов) и низкими факторами загрузки. Экономический рост в регионе был относительно хорошим. По прогнозу IATA, он будет расти в 2020 году. Однако рынки крайне фрагментированы и неэффективно обслуживаются в отсутствие единого африканского рынка воздушного транспорта. В результате, согласно прогнозам, они потеряют $200 млн, аналогично 2019 году.
В целом, прогноз на 2020 год позитивный. Тем не менее, общая картина показывает, что рост авиационной отрасли замедляется. Долгосрочна эта перспектива или временная, еще предстоит узнать.