- Игорь Петрович, Вы, как командир Рустама Цыбакина и Владислава Кулика, что можете сказать о действиях пилотов в такой ситуации?
- Они сделали все на высшем уровне, работали слаженно, не допустили паники на борту воздушного суда и самое главное - обеспечили безопасность пассажиров и воздушного судна. Они смогли убедить «угонщика» на посадку для дозаправки, сообщили о ситуации наземным службам. Выбрали совместно с центром управления полетов «Аэрофлота» и диспетчерами аэропорт для посадки, а после координировали действия экипажа с силовыми структурами, проще говоря, сделали все от них зависящее, чтобы максимально быстро разрешить этот кризис. Они действовали очень спокойно, слаженно и эффективно. Отдельно хотелось бы отметить бортпроводников этого рейса, которые непосредственно общались со злоумышленником и проявили выдержку и смелость. Дополнительно благодарим пассажиров - они в экстремальной ситуации проявили самообладание и хладнокровие.
- Как готовятся пилоты к работе в экстремальных условиях? Получают ли они эти навыки в училищах или уже в авиакомпаниях? Изменился ли уровень их подготовки?
- Основные навыки пилоты получают уже в авиакомпаниях, все нестандартные ситуации отрабатывают на тренажерах и доводят свои действия до автоматизма. Минтранс прикладывает много усилий, чтобы улучшить условия подготовки пилотов в России. Пока качество подготовки летчиков в учебных заведениях не всегда отвечает нашим ожиданиям, но есть перемены к лучшему. Скажем, десять лет назад нам приходилось готовить пилотов из тех, кто только имел документы об окончании учебных заведений, то сейчас мы их просто доучиваем до наших требований. Это задача совсем другого уровня, объемов работы и затрат. Однозначно улучшилось качество летной подготовки: выпускники имеют устойчивые навыки пилотирования. Но их теоретическая подготовка отстает от современных требований. Трудно сказать, когда последний раз пересматривались образовательные стандарты, но явно, что это было в эпоху самолетов максимум второго поколения, а мы эксплуатируем самолеты третьего (Boeing 737) и четвертого (Airbus 320, 330, Boeing 777, SSJ 100) поколений.
- Они сделали все на высшем уровне, работали слаженно, не допустили паники на борту воздушного суда и самое главное - обеспечили безопасность пассажиров и воздушного судна. Они смогли убедить «угонщика» на посадку для дозаправки, сообщили о ситуации наземным службам. Выбрали совместно с центром управления полетов «Аэрофлота» и диспетчерами аэропорт для посадки, а после координировали действия экипажа с силовыми структурами, проще говоря, сделали все от них зависящее, чтобы максимально быстро разрешить этот кризис. Они действовали очень спокойно, слаженно и эффективно. Отдельно хотелось бы отметить бортпроводников этого рейса, которые непосредственно общались со злоумышленником и проявили выдержку и смелость. Дополнительно благодарим пассажиров - они в экстремальной ситуации проявили самообладание и хладнокровие.
- Как готовятся пилоты к работе в экстремальных условиях? Получают ли они эти навыки в училищах или уже в авиакомпаниях? Изменился ли уровень их подготовки?
- Основные навыки пилоты получают уже в авиакомпаниях, все нестандартные ситуации отрабатывают на тренажерах и доводят свои действия до автоматизма. Минтранс прикладывает много усилий, чтобы улучшить условия подготовки пилотов в России. Пока качество подготовки летчиков в учебных заведениях не всегда отвечает нашим ожиданиям, но есть перемены к лучшему. Скажем, десять лет назад нам приходилось готовить пилотов из тех, кто только имел документы об окончании учебных заведений, то сейчас мы их просто доучиваем до наших требований. Это задача совсем другого уровня, объемов работы и затрат. Однозначно улучшилось качество летной подготовки: выпускники имеют устойчивые навыки пилотирования. Но их теоретическая подготовка отстает от современных требований. Трудно сказать, когда последний раз пересматривались образовательные стандарты, но явно, что это было в эпоху самолетов максимум второго поколения, а мы эксплуатируем самолеты третьего (Boeing 737) и четвертого (Airbus 320, 330, Boeing 777, SSJ 100) поколений.
- В стратегии Группы «Аэрофлот» обозначено, что перевозки к 2023 году достигнут уровня 100 млн человек. Для этого необходимо существенно нарастить флот и увеличить штат пилотов. Сколько летчиков потребуется?
- Для достижения пассажиропотока (до 100 млн пассажиров к 2023 г.) группа существенно нарастит парк ВС и планирует принять на работу 2500 пилотов. В 2018 г. все летные училища должны были выпустить около 750 пилотов, при этом в 2018 г. только «Аэрофлот» подготовил 554 пилота из них 210 командиров. Но пока дефицит квалифицированного пополнения есть, и для кардинального решения проблемы обеспечения российских авиакомпаний кадрами мы предложили Министерству транспорта сделать основной акцент в подготовке пилотов на среднее образование, значительно повысив качество обучения. Программу высшего образования - применять для специалистов с опытом работы, проявивших себя и рассматриваемых в качестве кандидатов на командные должности.
- Что ждет летчика на работе в «Аэрофлоте»?
- После переподготовки - ввод в строй вторым пилотом. Из вторых пилотов идет отбор в командиры воздушного судна. Для этого перехода тоже нужно учиться и набрать определенный налет. По законодательству, пилот может летать 800 часов в год (около 80 часов в месяц). С согласия самого пилота норма может быть увеличена до 900 часов. Загрузка летчиков, график их работы и отдыха - это очень строгое планирование, которое учитывает множество факторов, как личных и важных для самого летчика, так и знаковых для компании. Качество подготовки пилотов особенно проявляется при ухудшении метеоусловий, экипажу необходимо проанализировать тенденцию ухудшения погодных условий, остаток топлива, время возможного ожидания, погоду на запасных аэродромах, состояние полос и многое другое. Профессионализм пилотов и проявляется в том, чтобы принять грамотное решение, обеспечив безопасность полетов, пунктуальность и необходимый комфорт.
- Есть ли в «Аэрофлоте» сейчас дефицит пилотов, о котором так много говорили в прошлом году?
- На растущем рынке нехватка квалифицированного персонала — естественная ситуация. Но «Аэрофлот» с этой ситуацией успешно справляется, так что критической нехватки для бесперебойного выполнения полетов не наблюдаем. Но у меня как у летного директора возникают вопросы к некоторым профсоюзным организациям, которые не только не помогают отечественной авиаотрасли, но и по сути разваливают ее, преследуя свои интересы. Порой возникает ощущение, что профсоюзы переквалифицировались в рекрутинговые агентства и занимаются централизованной отправкой пилотов в азиатские авиакомпании. Уж слишком часто и подробно и слишком красочно лидеры некоторых профсоюзов рассказывают про прелести работы в Китае и Вьетнаме.
- Большие авиакомпании нередко обвиняют в том, что они пилотов беспощадно эксплуатируют. Вы согласны с этим тезисом?
- Беспощадно эксплуатируют, Вы сказали? Да, работа пилота не самая простая, но давайте не будем забывать про то, что и прогресс не стоит на месте и современный самолет типа SSJ100, А320, Boeing 737 существенно отличается от тех самолетов, которые эксплуатировались ранее, например Ту-154, ИЛ-86. Современная техника позволяет самолетам садиться в автоматическом режиме, пилот получает всю информацию через компьютер, все карты загружены в электронный планшет, а не как ранее на бумажных носителях. Нормы, существовавшие ранее, отстают от прогресса и писались под самолеты, которые уже давно не эксплуатируются. Сейчас в год пилоту разрешается отлетать 800 часов в год или 80 часов в месяц, если пилот согласен и чувствует в себе силы, то он может увеличить полетное время до 90 часов в месяц или 900 часов в год. При этом иностранное законодательство (FAA, EASA) устанавливает годовую норму 1 000 часов и это нормально, повторюсь, сейчас у пилотов условия труда существенно лучше, чем в 80 – е годы.
- В Шереметьевском профсоюзе с Вами не согласятся...
- Настоящие пилоты, профессионалы не воспринимают ШПЛС всерьез. Эта организация занимается популизмом, раздувает скандалы и приписывает себе как достижение то, что компания «Аэрофлот» делает на постоянной основе. Вы только задумайтесь, этот профсоюз существует с 1992 года, за это время сменилось четыре руководителя «Аэрофлота» и ни с кем из них этим «ребятам» не удалось наладить нормальные отношения. Всегда действуют вопреки и во вред.
- Но в недавнем интервью лидер ШПЛС Дельдюжов утверждал, что именно благодаря их усилиям пилотам подняли зарплату.
- Зарплату компания индексировала по своей инициативе, никакого отношения Дельдюжов и его якобы профсоюз к этому не имеет. Просто громче всех кричат, что добились они. Для них самое главное - изображать бурную деятельность. На самом деле «работа» ШПЛС непыльная: Дельдюжов пристально следит за тем, как руководство улучшает условия труда пилотов, увеличивает заработную плату, выплачивает премии и - он тут как тут. Начинает повсюду трубить, что благодаря позиции ШПЛС, благодаря тому, что руководство Аэрофлота их, якобы, в очередной раз испугалось и под давлением снова повысило зарплаты. На деле, никто их не слушает и иначе как проходимцев не воспринимает. Вспомните историю, как руководство ШПЛС отсидело положенный срок за вымогательство у «Аэрофлота» сперва 100 млн рублей, а затем они умерили свой аппетит до 30 млн. Тогда несколько активистов потребовали деньги в обмен на отказ от планов организовать протестные акции и распространить в СМИ компромат. Также они обещали освободить компанию от необходимости выплачивать деньги за переработанные часы.
- Так какую зарплату сейчас получают пилоты Аэрофлота?
- С начала 2018 года «Аэрофлот» существенно поднял заработную плату командиров воздушных судов. Максимальный размер среднемесячной заработной платы в настоящее время составляет 660 тыс. рублей в месяц для КВС, которые пилотируют дальнемагистральные воздушные суда (Boeing 777, Airbus A330). У командиров среднемагистральных самолетов (Boeing737, Airbus320), среднемесячная заработная плата составляет 615 тыс. рублей. Максимальный размер заработной платы достигается при стаже работы в должности командира воздушного судна не менее трех лет, а также при наличии письменного согласия на норму полетного времени 90 часов в месяц (900 часов за календарный год). Это — максимальная в «Аэрофлоте» и российской гражданской авиации продолжительность полетного времени. В сумму заработка включаются все выплаты, в том числе дополнительное ежеквартальное поощрение за стаж и добросовестную работу. Следует также отметить, что в целях привлечения на работу квалифицированного летного состава в «Аэрофлоте» действует система стимулирующих единовременных выплат при трудоустройстве. Для командира воздушного судна входной бонус составляет 650 тыс. рублей, для второго пилота — 350 тыс. рублей. Система распространяется на тех, кто впервые трудоустраивается в компанию, а также для бывших пилотов «Аэрофлота», которые возвращаются на прежнее место работы. Также авиакомпания компенсирует пилотам расходы, связанные с обучением (по ученическим договорам при увольнении с прежнего места работы или затраченных работником средств на свое обучение).
- А вот ШПЛС утверждает, что это не так, что у них много сторонников в компании, только их запугивают увольнением…
- Запугивают увольнением? Это даже смешно! Пилот – это штучный товар, и если пытаться оказывать на него какое-то давление, то он попросту сменит авиакомпанию. Что до ШПЛС, то большинство тех, кто в нем числится, пилотами не являются. Даже действующими сотрудниками компании не являются. Костяк ШПЛС – это пенсионеры и люди, которые прямого отношения к авиакомпании не имеют, для массовости они начинают привлекать пилотов и бортпроводников из других компаний, например NordWind.
- Действительно, в том же интервью Дельдюжов откровенно говорит, что в ШПЛС всего несколько сотен членов. Учитывая, что летный состав - десятки тысяч человек, это очень мало. На какие средства профсоюз существует?
- Они утверждают, что живут и работают на взносы своих членов. Может быть есть еще какие-то источники финансирования. Хотя нет прямых доказательств, но есть мнение, что им платят деньги иностранные организации.
- Возможен ли диалог с ШПЛС?
- Возможен только монолог самого Дельдюжова. Может, ему просто нравится звук собственного голоса? Вести с таким человеком предметный разговор невозможно.