Главным новым объектом инфраструктуры «Шереметьево», безусловно, является Межтерминальный переход - тоннель, соединяющий южную и северную части аэропорта. Это уникальный проект, поскольку впервые в России прямо под действующими взлетно-посадочными полосами аэропорта были проложены два двухкилометровых тоннеля, по которым будет осуществляться пассажирское и багажное сообщение между терминалами.
Межтерминальный переход включает в себя пассажирский и багажный тоннели длиной 1936 метров каждый и два станционных комплекса. Проект объединил все пассажирские терминалы (B,С,D,E,F) аэровокзального комплекса «Шереметьево» в единое целое «под одной крышей» и способен обеспечивать оперативную транспортировку – 11,1 млн пассажиров и 5,9 млн единиц багажа ежегодно. Общие инвестиции в создание Межтерминального перехода составили $235 млн.
Пассажирские перевозки осуществляются двумя автоматизированными поездами на канатной тяге производства компании Doppelmayr и состоят из 4-х вагонов, каждый из которых вмещает до 27 пассажиров.
По словам представителей аэропорта, в случае увеличения пассажиропотока, существует возможность установки дополнительного пятого вагона. Целесообразность установки еще одного вагона, по мнению представителей аэропорта, будет понятна в течение ближайших 2-х лет эксплуатации. Время в пути между удаленными терминалами «Шереметьево» составляет 4 минуты.
При этом тоннель обеспечивает гарантированное минимальное стыковочное время (до 50 минут) и позволяет увеличить оперативность трансфера пассажиров между терминалами. Это особенно важно для организации эффективных хабовых операций базового перевозчика Шереметьево авиакомпании «Аэрофлот».
Спуск на станцию МТП в южном секторе аэропорта находится в галерее, соединяющей терминал аэроэкспресса, выходы к терминалам Е и F и терминал D в так называемой грязной зоне аэропорта. Спустившись несколько пролетов вниз по ступенькам, на лифте или эскалаторе пассажир попадает на саму станцию. Она комфортно освещенная, с информационными табличками на русском, английском и китайском языках. По краям станции как раз и проходит канатная дорога для поездов.
Для того, чтобы предотвратить падение на рельсы и канаты, а также в целях пресечения нахождения людей в закрытых служебных пространствах между перроном и поездами, установлено сплошное остекленное заграждение с автоматическими дверьми, которые открываются одновременно с дверьми вагонов. Аналогичная система стоит на некоторых станция метрополитена в Санкт-Петербурге. Небольшие вагоны имеют по одной двери каждый, при этом двери довольно просторные и позволяют беспрепятственно пройти пассажирам с багажом.
Сюда же попадают и трансферные пассажиры. Для станции разделены на две части («грязную» и «чистую»). Один вагон поезда останавливается в стерильной зоне, что позволяет трансферным пассажирам, при перемещении между северной и южной территориями аэропорта, оставаться в «чистой» зоне, и избежать дополнительного прохождения досмотра, а это, в свою очередь, способствует ускорению транзита пассажиров.
Параллельно с пассажирским сообщением, через тоннель организована и транспортировка багажа. В специальном тоннеле, по двухуровневой магнитно-индукционной дороге, на специальных тележках, багаж пассажиров быстро транспортируется между южной и северной зонами аэропорта.
В общей сложности, для транспортировки используется 180 тележек для габаритных вещей и еще примерно столько же для негабаритного багажа. Тележки развивают скорость до 8 метров в секунду. Таким образом, весь путь они преодолевают за время, равное примерно 4 минутам 20 секундам, учитывая разгон после станции и торможение перед станцией.
В северной зоне аэропорта станция и багажно-сортировочный центр находятся в недавно открытом Терминале B. Багажная система рассчитана на перевозку транзитного багажа до 20 млн пассажиров в год.
Система обработки багажа полностью автоматизирована и человек только осуществляет ее контроль, а также доставку багажа до самолета. Кроме того, багажное отделение имеет камеру хранения на 1500 мест, что позволяет без проблем обслуживать трансферных пассажиров с продолжительным временем пересадки.
В рамках пресс-тура, объекты инфраструктуры аэропорта «Шереметьево» посетил Губернатор Московской области Андрей Воробьев. Ему были представлены новые инфраструктурные объекты, построенные к Чемпионату мира по футболу. Председатель Совета директоров АО «МАШ» Александр Пономаренко и Генеральный директора АО «МАШ» Михаил Василенко провели для главы Московской области презентацию новейшего Терминала В и МТП.
Также губернатору были представлены и перспективные планы развития: в настоящее время идет строительство (реконструкция) 1-й очереди нового Терминала С площадью 116 000 кв. м с пропускной способностью 20 млн пассажиров ежегодно, который будет открыт в 2019 г. и интегрирован с Терминалом B в единый Северный терминальный комплекс.
В рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу-2018 «Шереметьево» завершил строительство и ввел в эксплуатацию пассажирский Терминал B площадью 110 500 кв. м с пропускной способностью 20 млн пассажиров в год. Архитектура и дизайн нового терминала выполнены в эстетике русского конструктивизма.
Во внешнем облике и интерьерах сделан акцент на работах русских авангардных художников начала XX века - Любови Поповой и Варвары Степановой, широко используются мотивы произведений Эля Лисицкого и Александра Родченко. Акцент в интерьере сделан на широкоформатных 3D панелях, которые демонстрируют знаковые визуальные образы и достопримечательности России.
В Терминале B к услугам пассажиров представлены 64 стойки регистрации, включая 16 стоек с возможностью самостоятельной сдачи багажа. В терминале также расположены ВИП-зал и бизнес-залы «Рублев», «Кандинский», которые, по мнению специалистов, являются одними из лучших в Европе. В дизайне их интерьеров также использованы элементы русского художественного и архитектурного наследия.
«Шереметьево развивается, и в ближайшее время сюда будут инвестированы ещё порядка $1,2 млрд. В аэропорту работает более 12 тысяч человек. Пассажиропоток каждый год растет. Прирост практически на 5 млн пассажиров за год. В этом году «Шереметьево» перевезет 40 млн пассажиров. Мы используем самые современные технологии, и в строительстве, и в технологиях, и в сервисе для пассажиров. У пассажиров очень положительные впечатления от того, как работает новый терминал. Очень приятно, что управляющая компания собирается и дальше инвестировать в развитие аэропорта. В свою очередь, по государственной программе развития Московского транспортного узла, мы закончили реконструкцию Старошереметьевского шоссе – это тоже большие инвестиции. Я очень надеюсь, что «Шереметьево», Аэрофлот и другие компании, которые здесь работают, будут предоставлять обслуживание самого высокого качества. Мы находимся на пороге Чемпионата Мира по футболу. Большое количество туристов и из России, и со всего мира приедет к нам. Я думаю, то, что мы сделали в «Шереметьево», заслуживает уважения. По сути, теперь пассажиропоток может увеличиться вдвое. Для Подмосковья это стратегически важные инвестиции, это возможность наращивать свой экономический потенциал», - сказал Губернатор Московской области Андрей Воробьев.
В свою очередь, генеральный директор аэропорта «Шереметьево» Михаил Василенко, поделился планами, относительно будущего развития аэропорта: «После завершения строительства и открытия Терминала B пропускная способность аэропорта составляет 55 млн пассажиров в год. В терминале более комфортная среда, более комфортное ожидание рейса, отдых пассажиров, магазины и кафе. Следующее по планам будет создание второй очереди Терминала С. Затем в 2021 году мы поставим на реконструкцию Терминал F. Для того, чтобы его поставить на реконструкцию, нужно сначала создать все условия для обслуживания пассажиров, чтоб была площадь, в которой бы они могли спокойно разместиться. К моменту начала реконструкции Терминала F должна быть построена вторая очередь Терминала С. Длительность реконструкции будет зависеть от проектных решений, но составит не менее года. После этого общая пропускная способность "Шереметьево" достигнет 80 млн человек в год".
По данным «Шереметьево» общий объем собственных инвестиций аэропорта в проекты развития к Чемпионату Мира по футболу составил $722 млн. К ЧМ-2018 в эксплуатацию введены: новый Терминал В на 20 млн пассажиров ежегодно, межтерминальный переход с пассажирским и багажным тоннелями и двумя станциями, третий альтернативный топливозаправочный комплекс мощностью до 1,2 млн тонн авиатоплива в год. Также, в 2017 г. в коммерческую эксплуатацию был введен современный автоматизированный карго-комплекс, рассчитанный на обработку 380 тыс. тонн грузов в год. Общий объем инвестиций в проекты развития до 2026 года достигнет $2 565 млрд.
Реализация проектов развития трансформирует «Шереметьево» в удобный и эффективный пассажирский и грузовой хаб, сильного конкурента ведущих узловых аэропортов Европы и драйвер социально-экономического прогресса Москвы и Московской области. Новая современная инфраструктура аэропорта «Шереметьево» даст дополнительные возможности встретить и обслужить на высоком уровне участников и гостей Чемпионата мира по футболу 2018.