Пассажирооборот авиакомпаний рф (млрд. пасс-км) в 1993-2017 гг.
По итогам 2017 г. отмечается интенсивный посткризисный восстановительный рост пассажирооборота авиапредприятий РФ (как в целом по рынку, так и в сегментах ВВЛ и МВЛ)
Статистика российских авиакомпаний: динамика пассажиропотока и его структура (млн. пасс.)
В 2017 г. перевозки российских авиакомпаний, совершив посткризисный «отскок», впервые превысили 105 млн пасс. (но на МВЛ пока не восстановили достигнутых в 2014 году 46,9 млн. пасс.).
Темпы роста/снижения пассажирооборота ГА России, помесячно, 2015 – фев. 2018 гг. (МВЛ+ВВЛ, в %)
17 месяцев в РФ продолжается интенсивный восстановительный рост авиаперевозок
Долгосрочный прогноз пассажирских перевозок ГА РФ (ФГУП ГосНИИ ГА)
В долгосрочной перспективе, с учетом прогнозов роста российской экономики, ожидается не менее чем 5% среднегодовой рост авиатранспортного рынка.
Динамика среднеотраслевой себестоимости воздушных перевозок (ВВЛ+МВЛ) в ГА РФ, руб./ткм
Рост себестоимости воздушных перевозок после 2008 г., вследствие перевооружения парка ВС, существенно ( ~ в 2 раза за 2008 ÷ 2016 гг.) отстает от темпов инфляции в российской экономике.
Динамика среднеотраслевой себестоимости воздушных перевозок на ВВЛ в ГА РФ, руб./ткм
Себестоимость воздушных перевозок в сегменте ВВЛ в течение 2016 – 6 мес. 2017 г. находится на стабильном уровне – 50,8 ÷ 50,3 руб./ткм.
Динамика среднеотраслевой себестоимости воздушных перевозок на МВЛ в ГА РФ, руб./ткм
Резкий рост себестоимости воздушных перевозок в сегменте МВЛ (на фоне девальвации национальной валюты в кризисный период 2014-2015 гг.) стабилизировался в 2016 г., а по итогам 6 мес. 2017 г. себестоимость перевозок на МВЛ снизилась до 31,2 руб./ткм.
Динамика структуры себестоимости воздушных перевозок ВВЛ+МВЛ ГА РФ: 2004/2014/6 мес. 2017 г.
Изменение структуры себестоимости в период 2004 - 2017 гг. привело к росту удельного веса постоянных статей расходов на авиаперевозки, что повысило риски авиатранспортного бизнеса
Текущая структура себестоимости авиаперевозок (6 мес. 2017 г.) на ВВЛ+МВЛ
С учетом девальвации рубля в кризисные 2014-2015 гг., крупнейшей статьей расходов а/к стала аренда и лизинг ВС (за 2004 – 2014 гг. указанная статья выросла с 7% до 16% себестоимости перевозок, а в первом полугодии 2017 г. достигла 25,5%), ранее крупнейшей статьей в структуре себестоимости авиаперевозок неизменно оставалась авиаГСМ (за последние годы ее удельный вес снизился с 27% до 22,6%).
Средняя операционная рентабельность деятельности авиаперевозчиков на ВВЛ+МВЛ в ГА РФ (%)
С 2016 г. ГА восстановила (пока на незначительном уровне) в целом рентабельную деятельность, проведя оптимизацию авиапарка и маркетинговой стратегии и перейдя на НДС 10% по ВВЛ.
Средняя операционная рентабельность деятельности авиаперевозчиков на ВВЛ в ГА РФ (%)
Убыточность на ВВЛ с 2016 г. значительно снизилась, но остается высокой.
Средняя операционная рентабельность деятельности авиаперевозчиков на МВЛ в ГА РФ (%)
Деятельность ГА на МВЛ остается высокорентабельной, восстановление российского сегмента МВЛ стабилизирует экономику российского авиатранспортного рынка.
Удельная стоимость авиаГСМ на один тонно-километр (ВВЛ+МВЛ) в ГА РФ, руб./ткм
Начиная с 2011 г. среднеотраслевые расходы на авиаГСМ находятся в диапазоне 8,1 ÷ 9,1 руб/т-км
Удельная стоимость авиаГСМ на один тонно-километр ВВЛ ГА РФ, руб./ткм
Наблюдается тенденция к росту удельной стоимости авиаГСМ на 1 т-км в сегменте ВВЛ. Уже по итогам 6 мес. 2017 г. данный показатель находится на наиболее высоком уровне после кризиса 2008 г.
Удельная стоимость авиаГСМ на один тонно-километр МВЛ ГА РФ, руб./ткм
Удельная стоимость авиаГСМ на 1 т-км в сегменте МВЛ находится на стабильном уровне в течение 2016 – 6 мес. 2017 г. и практически не отличается от данных 2011 г. (сказалось перевооружение авиапарка и снижения мировых цен на нефтяном рынке)
Динамика среднеотраслевой топливной эффективности российского авиапарка на транспортных перевозках, грамм/кр-км
За 2000÷2017 гг. среднеотраслевой расход авиаГСМ в грамм/кресло-км (топливная эффективность парка) снизился на 45%, перевооружение магистрального парка, в основном, завершено уже к 2014г., следующим прорывным этапом станет переход на новое поколение ВС (….neo, ..…max, МС-21)
Динамика среднего пассажирского тарифа на пасс-км по МВЛ и ВВЛ ГА РФ
Темп роста среднеотраслевого авиапассажирского тарифа ВВЛ (на 1 пасс-км) в 2011 ÷ 2017 гг. ~ в 1,5 раза отставал от темпов инфляции. С учетом снижения в этот период средней дальности полетов ВВЛ и ставки НДС рост среднего пассажирского тарифа (в руб/пасс) более чем в 2 раза отставал от темпов инфляции
Динамика среднего пассажирского тарифа на пасс. по МВЛ и ВВЛ ГА РФ
Отмечается снижение среднего тарифа на пассажира в сегменте МВЛ по итогам 9 мес. 2017 г. к значениям 2016 г. на 14,1%, при росте аналогичного показателя на ВВЛ примерно на 2% (т.е. на уровне официальной инфляции).
Динамика среднего тарифа на т-км груза и почты на МВЛ и ВВЛ ГА РФ
Можно констатировать высокие (значительно опережающие инфляцию) темпы роста среднего тарифа на т-км перевозки грузов и почты на ВВЛ – рост по итогам 9 мес. 2017 г. около 19%, в то время как на МВЛ аналогичный показатель за 9 мес. 2017 г. продемонстрировал снижение (около 8%).
Динамика среднего тарифа на перевозку 1 тонны грузов и почты на МВЛ и ВВЛ ГА РФ
Аналогичную динамику демонстрируют показатели среднего тарифа перевозки 1 тн грузов и почты на МВЛ и ВВЛ. По итогам 9 мес. 2017 г. средний тариф на ВВЛ вырос на 18,4%, на МВЛ – снизился на 8,8%.
Динамика изменения средневзвешенной цены пасс-км на сегменте 40 крупнейших по пассажиропотоку ВВЛ (для стандартного экономического класса обслуживания)
Результаты мониторинга средневзвешенного тарифа эконом. класса перевозки на сети 40 крупнейших ВВЛ РФ (65% рынка ВВЛ), в формате руб/пасс-км, за период 30.11.2016 – 19.04.2018. Ценовая выборка производится для стандартного эконом. класса обслуживания за 2-3 недели до даты вылета, билеты без скидок и спецпредложений, рекламных акций, с включенным в цену багажом.
Данные мониторинга подтверждают близость ценовой политики авиакомпаний РФ в эконом. классе к ценам мировых лоукостеров, что отражается в высоком коэф-те занятости пассажирских кресел.
Рыночная доля ведущих российских авиакомпаний (по предлагаемому количеству кресел в неделю 16.04 – 22.04.2018 на 40 крупнейших по пассажиропотоку ВВЛ)
В сложившейся ситуации общий уровень цен во многом зависит от ценовой политики крупнейшего (доминирующего) авиаперевозчика, т.к. с учетом своей доли на рынке он имеет все возможности влиять на ценовую политику конкурентов.
СПРАВОЧНО
В опубликованной 25.09.2017 г. статье «Контрольная закупка: мифы и реалии цен на авиабилеты» авторы приводят сравнительный анализ ценовой политики авиакомпаний, осуществляющих свою деятельность в крупнейших регионах США и Европы в конце сентября 2017 г.
По приведенным в статье данным среднемировой показатель экономически обоснованной стоимости авиаперевозки составляет не менее 10 центов на пасс-км. или около 5,76 руб./пасс-км). Аналогичный среднемировой минимальный показатель для низкобюджетных авиакомпаний составляет около 3,5 - 4,0 руб. на пасс-км, а для классических сетевых авиаперевозчиков – примерно 6,3- 6,9 руб. на пасс-км.
Из сопоставления данных ценового мониторинга на 40 крупнейших по пассажиропотоку ВВЛ РФ в 2017-2018 гг. (средний в годовом измерении тариф стандартного эконом-класса в РФ на 40 крупнейших ВВЛ с включенным в стоимость авиабилета багажом составляет около 4,31 руб/пкм с учетом динамического повышения цен в дни перед вылетом на линиях с высоким спросом) и среднемировых показателей стоимости авиаперевозки можно сделать вывод о том, что уровень цен на авиабилеты на ВВЛ РФ находится в диапазоне, близком к среднемировым ценам низкобюджетных авиакомпаний, что обусловлено низкой покупательной способностью населения РФ, вынуждающей российские авиакомпании переходить к гибридным бизнес-моделям, синтезирующим подходы «лоукостеров» и классических сетевых авиакомпаний.