Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Статистика

Динамика авиатранспортного рынка, экономика и цены на авиаперевозки

10 апреля 2018 года / Александр Фридлянд / Aviation EXplorer
 

Александр Фридлянд
Директор НЦ № 19 ФГУП «ГосНИИ ГА», профессор МГТУ ГА, д.э.н.

Эксперт "Aviation EXplorer"

По итогам 2017 г. отмечается интенсивный посткризисный восстановительный рост пассажирооборота авиапредприятий РФ (как в целом по рынку, так и в сегментах ВВЛ и МВЛ). В 2017 г. перевозки российских авиакомпаний, совершив посткризисный «отскок», впервые превысили 105 млн пасс. (но на МВЛ пока не восстановили достигнутых в 2014 году 46,9 млн. пасс.).

Пассажирооборот авиакомпаний рф (млрд. пасс-км) в 1993-2017 гг.

По итогам 2017 г. отмечается интенсивный посткризисный восстановительный рост пассажирооборота авиапредприятий РФ (как в целом по рынку, так и в сегментах ВВЛ и МВЛ)

Статистика российских авиакомпаний: динамика пассажиропотока и его структура (млн. пасс.)

В 2017 г. перевозки российских авиакомпаний, совершив посткризисный «отскок», впервые превысили 105 млн пасс. (но на МВЛ пока не восстановили достигнутых в 2014 году 46,9 млн. пасс.).

Темпы роста/снижения пассажирооборота ГА России,    помесячно, 2015 – фев. 2018 гг.  (МВЛ+ВВЛ, в %)

17 месяцев в РФ продолжается интенсивный восстановительный рост авиаперевозок

Долгосрочный прогноз пассажирских перевозок ГА РФ (ФГУП ГосНИИ ГА)

В долгосрочной перспективе, с учетом прогнозов роста российской экономики, ожидается не менее чем 5% среднегодовой рост авиатранспортного рынка.

Динамика среднеотраслевой себестоимости воздушных перевозок (ВВЛ+МВЛ) в ГА РФ, руб./ткм

Рост себестоимости воздушных перевозок после 2008 г., вследствие перевооружения парка ВС, существенно ( ~ в 2 раза за 2008 ÷ 2016 гг.) отстает от темпов инфляции в российской экономике.

Динамика среднеотраслевой себестоимости воздушных перевозок на ВВЛ в ГА РФ, руб./ткм

Себестоимость воздушных перевозок в сегменте ВВЛ в течение 2016 – 6 мес. 2017 г. находится на стабильном уровне – 50,8 ÷ 50,3 руб./ткм.

Динамика среднеотраслевой себестоимости воздушных перевозок на МВЛ в ГА РФ, руб./ткм

Резкий рост себестоимости воздушных перевозок в сегменте МВЛ (на фоне девальвации национальной валюты в кризисный период 2014-2015 гг.) стабилизировался в 2016 г., а по итогам  6 мес. 2017 г. себестоимость перевозок на МВЛ снизилась до 31,2 руб./ткм.

Динамика структуры себестоимости воздушных перевозок ВВЛ+МВЛ ГА РФ: 2004/2014/6 мес. 2017 г.

Изменение структуры себестоимости в период 2004 - 2017 гг. привело к росту удельного веса постоянных статей расходов на авиаперевозки, что повысило риски авиатранспортного бизнеса

Текущая структура себестоимости авиаперевозок (6 мес. 2017 г.) на ВВЛ+МВЛ

С учетом девальвации рубля в кризисные 2014-2015 гг., крупнейшей статьей расходов а/к стала аренда и лизинг ВС (за 2004 – 2014 гг. указанная статья выросла с 7% до 16% себестоимости перевозок, а в первом полугодии 2017 г. достигла 25,5%), ранее крупнейшей статьей в структуре себестоимости авиаперевозок неизменно оставалась авиаГСМ (за последние годы ее удельный вес снизился с 27% до 22,6%).

Средняя операционная рентабельность деятельности авиаперевозчиков на ВВЛ+МВЛ в ГА РФ (%)

С 2016 г. ГА восстановила (пока на незначительном уровне) в целом рентабельную деятельность, проведя оптимизацию авиапарка и маркетинговой стратегии и перейдя на НДС 10% по ВВЛ.

Средняя операционная рентабельность деятельности авиаперевозчиков на ВВЛ в ГА РФ (%)

Убыточность на ВВЛ с 2016 г. значительно снизилась, но остается высокой.

Средняя операционная рентабельность деятельности авиаперевозчиков на МВЛ в ГА РФ (%)

Деятельность ГА на МВЛ остается высокорентабельной, восстановление российского сегмента МВЛ стабилизирует экономику российского авиатранспортного рынка.

Удельная стоимость авиаГСМ на один тонно-километр (ВВЛ+МВЛ) в ГА РФ, руб./ткм

Начиная с 2011 г. среднеотраслевые расходы на авиаГСМ  находятся в диапазоне  8,1 ÷ 9,1 руб/т-км

Удельная стоимость авиаГСМ на один тонно-километр ВВЛ ГА РФ, руб./ткм

Наблюдается тенденция к росту удельной стоимости авиаГСМ на 1 т-км в сегменте ВВЛ.   Уже по итогам 6 мес. 2017 г.  данный показатель находится на наиболее высоком уровне после кризиса 2008 г.

Удельная стоимость авиаГСМ на один тонно-километр МВЛ ГА РФ, руб./ткм

Удельная стоимость авиаГСМ на 1 т-км в сегменте МВЛ находится на стабильном уровне в течение 2016 – 6 мес. 2017 г. и практически не отличается от данных 2011 г. (сказалось перевооружение авиапарка и снижения мировых цен на нефтяном рынке)

Динамика среднеотраслевой топливной эффективности российского авиапарка на транспортных перевозках, грамм/кр-км

За 2000÷2017 гг. среднеотраслевой расход авиаГСМ в грамм/кресло-км (топливная эффективность парка) снизился на 45%, перевооружение магистрального парка, в основном, завершено уже к 2014г., следующим прорывным этапом станет переход на новое поколение ВС (….neo, ..…max, МС-21)

Динамика среднего пассажирского тарифа на пасс-км по МВЛ и ВВЛ ГА РФ

Темп роста среднеотраслевого авиапассажирского тарифа ВВЛ (на 1 пасс-км) в 2011 ÷ 2017  гг. ~ в 1,5 раза отставал от темпов инфляции. С учетом снижения в этот период средней дальности полетов ВВЛ и ставки НДС рост среднего пассажирского тарифа (в руб/пасс) более чем в 2 раза отставал от темпов инфляции

Динамика среднего пассажирского тарифа на пасс. по МВЛ и ВВЛ ГА РФ

Отмечается снижение среднего тарифа на пассажира в сегменте МВЛ по итогам 9 мес. 2017 г.  к значениям 2016 г.  на 14,1%, при росте аналогичного показателя на ВВЛ примерно на 2% (т.е. на уровне официальной инфляции).

Динамика среднего тарифа на т-км груза и почты на МВЛ и ВВЛ ГА РФ

Можно констатировать высокие (значительно опережающие инфляцию) темпы роста среднего тарифа на т-км перевозки грузов и почты  на ВВЛ – рост по итогам 9 мес. 2017 г. около 19%, в то время как на МВЛ аналогичный показатель за 9 мес. 2017 г. продемонстрировал снижение (около 8%).

Динамика среднего тарифа на перевозку 1 тонны грузов и почты на МВЛ и ВВЛ ГА РФ

Аналогичную динамику демонстрируют показатели среднего тарифа перевозки 1 тн грузов и почты на МВЛ и ВВЛ. По итогам 9 мес. 2017 г. средний тариф на ВВЛ вырос на 18,4%, на МВЛ – снизился на 8,8%.

Динамика изменения средневзвешенной цены пасс-км на сегменте 40 крупнейших по пассажиропотоку ВВЛ (для стандартного экономического класса обслуживания)

      Результаты мониторинга средневзвешенного тарифа эконом. класса перевозки на сети 40 крупнейших ВВЛ РФ (65% рынка ВВЛ), в формате руб/пасс-км, за период 30.11.2016 – 19.04.2018. Ценовая выборка производится для стандартного эконом. класса обслуживания за 2-3 недели до даты вылета, билеты без скидок и спецпредложений, рекламных акций, с включенным в цену багажом.

      Данные мониторинга подтверждают близость ценовой политики авиакомпаний РФ в эконом. классе к ценам мировых лоукостеров, что отражается в высоком коэф-те занятости пассажирских кресел.

Рыночная доля ведущих российских авиакомпаний (по предлагаемому количеству кресел в неделю 16.04 – 22.04.2018 на 40 крупнейших по пассажиропотоку ВВЛ)

В сложившейся ситуации общий уровень цен во многом зависит от ценовой политики крупнейшего (доминирующего) авиаперевозчика, т.к. с учетом своей доли на рынке он имеет все возможности влиять на ценовую политику конкурентов.

СПРАВОЧНО

В опубликованной 25.09.2017 г. статье «Контрольная закупка: мифы и реалии цен на авиабилеты» авторы приводят сравнительный анализ ценовой политики авиакомпаний, осуществляющих свою деятельность в крупнейших регионах США и Европы в конце сентября 2017 г.         

По приведенным в статье данным среднемировой показатель экономически обоснованной стоимости авиаперевозки составляет не менее 10 центов на пасс-км. или около 5,76 руб./пасс-км). Аналогичный среднемировой минимальный показатель для низкобюджетных авиакомпаний составляет около 3,5 - 4,0 руб. на пасс-км, а для классических сетевых авиаперевозчиков – примерно 6,3- 6,9 руб. на пасс-км.

Из сопоставления данных ценового мониторинга на 40 крупнейших по пассажиропотоку ВВЛ РФ в 2017-2018 гг. (средний в годовом измерении тариф стандартного эконом-класса в РФ на 40 крупнейших ВВЛ с включенным в стоимость авиабилета багажом составляет около 4,31 руб/пкм с учетом динамического повышения цен в дни перед вылетом на линиях с высоким спросом) и среднемировых показателей стоимости авиаперевозки можно сделать вывод о том, что уровень цен на авиабилеты на ВВЛ РФ находится в диапазоне, близком к среднемировым ценам низкобюджетных авиакомпаний, что обусловлено низкой покупательной способностью населения РФ, вынуждающей российские авиакомпании переходить к гибридным бизнес-моделям, синтезирующим подходы «лоукостеров» и классических сетевых авиакомпаний.


Александр Фридлянд


комментарии (7):

Rothman-s      10/04/2018 [23:59:53]#1
"Результаты мониторинга средневзвешенного тарифа эконом. класса в формате руб/пасс-км". Зачем придумывать, что не подлежит придумыванию?
Конфуций советовал всякое важное дело начинать с «исправления имён», то есть с уточнения смысла используемых терминов.
https://sites.google.com/view/ ...

Обилие графиков вовсе дает ясность в объективности реальности, потому как есть отработанные показатели в международном стандарте, которые можно найти у ведущего поставщика финансовой информации https://www.bloomberg.com, уважающие себя авиакомпании сбрасывают туда оперативную и периодическую отчетность, под авторитет агенства туда идут за информацией и инвесторы.




Dynamo-MOW      11/04/2018 [09:52:00]#2
Блумберг здесь не помощник. Речь не о финансовых результатах компаний, предоставляющих отчетность по МСФО. Да и тогда вполне можно обойтись без Блумберга.

Михаил_К      13/04/2018 [10:37:54]#3
Красиво, но часть взятых цифр получена АК искусственно. Например, общее число перевезённых пассажиров завышено за счёт введения экономических стимулов для использования МАУ в качестве хаба вместо прямых рейсов на загруженных линиях (СПб - Адлер в высокий сезон) путём снижения в полтора раза стоимости билета в равных условиях на рейс с пересадкой в сравнении с прямым рейсом.

Dynamo-MOW      14/04/2018 [00:26:34]#4
Сегодня Питер-Адлер 5 рейсов.

Rothman-s      14/04/2018 [10:02:54]#5
Росстат не занимается статистикой по ГА они её отфутболили на Росавиацию . Рос авиация собирает и публикует информацию только по натуральным показателем, тут все ясно. (оборот пассажиропотока и др.)
Но вот если в показателях Уважаемого Директора НЦ № 19 ФГУП «ГосНИИ ГА», профессора МГТУ ГА, и даже д.э.н появляются показатели стоимостные типа "Динамика структуры себестоимости воздушных перевозок ВВЛ+МВЛ ГА РФ: 2004/2014/6 мес. 2017 г." там где присутствуют рублики, то возникает вопрос а откуда уважаемый проф. черпает информацию. Может быть АК щедрые на финансовую отчетность или запросы через налоговые. Или может выборка репрезентативная то все равно кто щедрый на ФО (коммерческой тайны)?

Dynamo-MOW      14/04/2018 [13:17:46]#6
Опять мимо. То Блумберга придумали, то есть налоговую почему-то. Данные по структуре себестоимости публикуют авиакомпании, форма собственности которых предусматривает публикацию отчетности и раскрытие информации. По компаниям со 100% участиемгосударства это тоже не проблема.

Al_Sib      25/05/2018 [23:47:23]#7
Очень интересный материал.
Хотелось бы немного вглубь:
1. Сравнение тарифов на МВЛ и ВВЛ не получилось (различная протяженность полетных участков или сегментов?, поэтому формально тариф на МВЛ выше, а в пересчете на пасс-км - ниже). Все-таки что дороже? МВЛ или ВВЛ?
2. С себестоимость тоже вопросы. Может быть лучше сравнивать маржинальную рентабельность? Доход с какой-то комбинацией релевантных издержек?





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBzFh2
Смотрите здесь - http://remont.youdo.com/electrician/outlet/network/, лучшие цены тут.
Услуги специалиста: http://perevozki.youdo.com/country/geo/novorossiysk/, отзывы.
Профессиональные услуги http://photo.youdo.com/photo/photoshoot/choose/staged/car/ можно найти здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer