Заместителю Председателя
Правительства Российской Федерации
А.В. Дворковичу
Правительства Российской Федерации
А.В. Дворковичу
Об отмене льготы по НДС на услуги в аэропортах
Уважаемый Аркадий Владимирович!
Почти три года назад Минтранс России докладывал в Правительство Российской Федерации о необходимости отмены льготы по НДС на услуги, оказываемые в аэропортах по обслуживанию воздушных судов, и введении ставки НДС 0% на эти услуги (письмо от 30.04.2015 г. № ВО-10/5338).
На инициативу Минтранса России Минфин России предложил свой вариант - отменить льготу и ввести НДС 18% для внутренних перевозок, и 0% для международных (письмо от 01.06.2016 г. № 03-07-03/31634).
На совещании в Правительстве Российской Федерации (протокол совещания от 07.07.2015 г. № АД-П9-167пр) предложение Минфина России было одобрено.
В период с 2015 по 2017 гг. была выработана согласованная позиция отрасли о поддержке отмены льготы на условиях ставок в 18% и 0%. В том числе этот вариант поддержали не только аэропорты, но и ведущие авиакомпании «Аэрофлот» и «Сибирь» С7, а также Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта.
На заседании Правительственной комиссии по транспорту (протокол от 20.06.2017 г. № 3) предложение Минтранса России об отмене льготы и введении НДС по ставкам 18% и 0% было поддержано.
Минэкономразвития России согласовало разработанный Минтрансом России законопроект об отмене льготы.
Однако, Минфин России отказал в согласовании, аргументируя отказ отсутствием финансово-экономического обоснования (ФЭО) и расчета выпадающих доходов бюджета, несмотря на то, что ранее в сам предложил введение НДС 18% для внутренних перевозок, и 0% для международных.
По заказу Международной Ассоциации Аэропортов ФГБУ "Научно-исследовательский финансовый институт" (НИФИ) при Минфине России проведена научно-исследовательская работа, согласно результатам которой потери федерального бюджета в виде выпадающих доходов на примере 2018 г. составят 5 052 млн. руб., при этом доходы бюджета от экономического эффекта в авиационной и смежных отраслях за тот же период составят 8 143 млн. руб.
Иными словами, потерь у бюджета не будет, а будут дополнительные поступления в размере 3 091 млн. рублей.
И в долгосрочной перспективе итоговый результат для бюджета будет положительным и составит за период 2018-2021 гг. 14,2 млрд. руб., за период 2018-2026 гг. - 41 млрд. руб.
С учетом полученных результатов исследования Минтранс России повторно направил законопроект 26.09.2017 г. на согласование в Минфин России (приложил ФЭО с расчетом потерь бюджета).
Тем не менее, Минфин России 11.10.2017 г. снова отказал в согласовании, указав на следующие недостатки.
1. Неопределенность в вопросе о том, по какой ставке будут облагаться
услуги при транзитных рейсах.
2. Государственной Думой принят [1] Закон, который делегирует Правительству Российской Федерации полномочия определять перечь услуг в аэропортах, подпадающих под льготу.
На данные замечания можно отметить следующее.
Воздушный кодекс Российской Федерации (ст. 101) определяет, что международным рейсом является рейс, вылетающий из Российской Федерации в другое государство (пункты посадки и высадки расположены в разных государствах), а внутренним рейсом - рейс, вылетающий из точки «а» в точку «б», расположенные на территории одного государства (пункты посадки и высадки расположены на территории Российской Федерации).
Трудностей при разграничении рейсов на международных и внутренних линиях при обложении НДС по различным ставкам не возникнет (например, при осуществлении авиакомпанией рейса Берлин-Москва-Владивосток, услуги по рейсу Берлин-Москва будут облагаться по ставке НДС 0%, а по рейсу Москва-Владивосток - по ставке НДС 18%).
Что касается принятого Федерального закона, подчеркиваем, что принятый Закон проблему налогообложения услуг аэропортов не решает, так как не отменяет, а сохраняет льготу по НДС в отношении утверждаемого Правительством Российской Федерации перечня услуг, оставляя при этом проблему удорожания себестоимости услуг аэропортов и повышенную финансовую нагрузку при инвестициях.
В Минтрансе России 24.11.2017 г было проведено согласительное совещание с Минфином России, однако разногласия урегулировать не удалось.
В тоже время Минэкономразвития России 12.12.2017 г. представило положительное заключение об оценке регулирующего воздействия на законопроект.
Со своей стороны, НИФИ направило обращение в Правительство Российской Федерации в поддержку отмены льготы по НДС на услуги в аэропортах и введения НДС 18% для внутренних перевозок и 0% для международных (письмо от 23.01.2018 г. № 04-02/23-01/104и).
[1] Федеральный закон от 30.10.2017 № 305-ФЗ "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В связи с отсутствием взаимоприемлемого решения по законопроекту, просим Вас, уважаемый Аркадий Владимирович, поддержать позицию Минтранса России и авиационного сообщества и, при необходимости, провести согласительное совещание на площадке Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
Исполнительный директор
Международной Ассоциации Аэропортов С.Никотин
Почти три года назад Минтранс России докладывал в Правительство Российской Федерации о необходимости отмены льготы по НДС на услуги, оказываемые в аэропортах по обслуживанию воздушных судов, и введении ставки НДС 0% на эти услуги (письмо от 30.04.2015 г. № ВО-10/5338).
На инициативу Минтранса России Минфин России предложил свой вариант - отменить льготу и ввести НДС 18% для внутренних перевозок, и 0% для международных (письмо от 01.06.2016 г. № 03-07-03/31634).
На совещании в Правительстве Российской Федерации (протокол совещания от 07.07.2015 г. № АД-П9-167пр) предложение Минфина России было одобрено.
В период с 2015 по 2017 гг. была выработана согласованная позиция отрасли о поддержке отмены льготы на условиях ставок в 18% и 0%. В том числе этот вариант поддержали не только аэропорты, но и ведущие авиакомпании «Аэрофлот» и «Сибирь» С7, а также Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта.
На заседании Правительственной комиссии по транспорту (протокол от 20.06.2017 г. № 3) предложение Минтранса России об отмене льготы и введении НДС по ставкам 18% и 0% было поддержано.
Минэкономразвития России согласовало разработанный Минтрансом России законопроект об отмене льготы.
Однако, Минфин России отказал в согласовании, аргументируя отказ отсутствием финансово-экономического обоснования (ФЭО) и расчета выпадающих доходов бюджета, несмотря на то, что ранее в сам предложил введение НДС 18% для внутренних перевозок, и 0% для международных.
По заказу Международной Ассоциации Аэропортов ФГБУ "Научно-исследовательский финансовый институт" (НИФИ) при Минфине России проведена научно-исследовательская работа, согласно результатам которой потери федерального бюджета в виде выпадающих доходов на примере 2018 г. составят 5 052 млн. руб., при этом доходы бюджета от экономического эффекта в авиационной и смежных отраслях за тот же период составят 8 143 млн. руб.
Иными словами, потерь у бюджета не будет, а будут дополнительные поступления в размере 3 091 млн. рублей.
И в долгосрочной перспективе итоговый результат для бюджета будет положительным и составит за период 2018-2021 гг. 14,2 млрд. руб., за период 2018-2026 гг. - 41 млрд. руб.
С учетом полученных результатов исследования Минтранс России повторно направил законопроект 26.09.2017 г. на согласование в Минфин России (приложил ФЭО с расчетом потерь бюджета).
Тем не менее, Минфин России 11.10.2017 г. снова отказал в согласовании, указав на следующие недостатки.
1. Неопределенность в вопросе о том, по какой ставке будут облагаться
услуги при транзитных рейсах.
2. Государственной Думой принят [1] Закон, который делегирует Правительству Российской Федерации полномочия определять перечь услуг в аэропортах, подпадающих под льготу.
На данные замечания можно отметить следующее.
Воздушный кодекс Российской Федерации (ст. 101) определяет, что международным рейсом является рейс, вылетающий из Российской Федерации в другое государство (пункты посадки и высадки расположены в разных государствах), а внутренним рейсом - рейс, вылетающий из точки «а» в точку «б», расположенные на территории одного государства (пункты посадки и высадки расположены на территории Российской Федерации).
Трудностей при разграничении рейсов на международных и внутренних линиях при обложении НДС по различным ставкам не возникнет (например, при осуществлении авиакомпанией рейса Берлин-Москва-Владивосток, услуги по рейсу Берлин-Москва будут облагаться по ставке НДС 0%, а по рейсу Москва-Владивосток - по ставке НДС 18%).
Что касается принятого Федерального закона, подчеркиваем, что принятый Закон проблему налогообложения услуг аэропортов не решает, так как не отменяет, а сохраняет льготу по НДС в отношении утверждаемого Правительством Российской Федерации перечня услуг, оставляя при этом проблему удорожания себестоимости услуг аэропортов и повышенную финансовую нагрузку при инвестициях.
В Минтрансе России 24.11.2017 г было проведено согласительное совещание с Минфином России, однако разногласия урегулировать не удалось.
В тоже время Минэкономразвития России 12.12.2017 г. представило положительное заключение об оценке регулирующего воздействия на законопроект.
Со своей стороны, НИФИ направило обращение в Правительство Российской Федерации в поддержку отмены льготы по НДС на услуги в аэропортах и введения НДС 18% для внутренних перевозок и 0% для международных (письмо от 23.01.2018 г. № 04-02/23-01/104и).
[1] Федеральный закон от 30.10.2017 № 305-ФЗ "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В связи с отсутствием взаимоприемлемого решения по законопроекту, просим Вас, уважаемый Аркадий Владимирович, поддержать позицию Минтранса России и авиационного сообщества и, при необходимости, провести согласительное совещание на площадке Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
Исполнительный директор
Международной Ассоциации Аэропортов С.Никотин