Оценивая показатели деятельности воздушного транспорта России в 2018 году, можно сказать, что отрасль сумела восстановиться после спада воздушных перевозок в 2015-2016 годах. Результаты деятельности гражданской авиации за 10 месяцев 2018 года свидетельствуют о поступательном ее развитии. Продолжает совершенствоваться наземная инфраструктура: в отдельных регионах страны строятся новые аэропорты и реконструируются старые. В этом году Авиаторы внесли существенный вклад в обеспечение проведения в нашей стране чемпионата мира по футболу. Авиакомпании пополняют свой парк новыми ВС различных типов, как иностранного, так и отечественного производства.
Операционные показатели деятельности ГА
По оптимистичному прогнозу экспертов АЭВТ в предстоящие 5 лет среднегодовой темп роста пассажирских перевозок при сохранении текущих темпов развития экономики страны будет находиться в диапазоне 6-8%. По консервативному прогнозу в предстоящие 5 лет среднегодовой темп роста пассажирских перевозок будет находиться в диапазоне 4-5%. При негативном развитии событий рынок пассажирских перевозок будет стагнировать или может наступить рецессия. Отдельные признаки негативного сценария мы уже начинаем отмечать.
Учитывая ежегодную статистику IV квартала, можно спрогнозировать, что авиакомпании закончат 2018 год с общим убытком по операционной деятельности – около 37-39 млрд. рублей.
Необходимо отметить, что главным фактором ухудшения финансово-экономического состояния авиакомпаний стал рост стоимости авиатоплива. В 2017-2018 гг. российские авиакомпании работают в условиях резкого роста стоимости авиационного топлива.
При этом не может не удивлять позиция ФАС России при оценке роста цен на авиационное топливо. Создается устойчивое впечатление, что ответственные чиновники в ФАС России пребывают в каком-то параллельном мире.
Вгляд из параллельного мира
Позиция ФАС России заключается в следующем: По данным отраслевой государственной статистики в структуре расходов авиакомпаний сокращается доля затрат на авиационное топливо… Снижение в структуре расходов доли авиатоплива произошло за счет того, что в настоящее время топливо поставляется напрямую с НПЗ, либо с альтернативных ТЗК. В России созданы институциональные условия для обеспечения устойчивой ситуации на рынках авиатоплива и авиатопливообеспечения. Среднегодовые цены на авиационное топливо за последние три года менялись темпами, близкими к темпам инфляции, в отдельные периоды опережая ее, в отдельные - отставая.
Представляя в Правительство России графики динамики изменения национальных индексов цен на авиационный керосин в период с 2016 по 2018 годы, сотрудники ФАС России попросту отрицают даже то, что представлено на этих графиках.
Позиция АЭВТ
Проведенный экспертами АЭВТ анализ показал, что с ноября 2015 г. по ноябрь 2018 г. средневзвешенная цена авиационного керосина росла темпами более чем в 3 раза превышающими инфляцию.
Более того, с 2017 г. среднегодовые темпы роста стоимости авиакеросина превышают уровень инфляции более чем в 8 раз. В результате стоимость авиационного керосина по национальному биржевому индексу ТС в октябре 2018 г. была на 77,5% выше, чем в январе 2016 г., что более чем в 7,5 раз выше темпов инфляции за этот период (10,1%).
За 9 месяцев 2018 года общие затраты авиакомпаний на топливо выросли на 43% или на 87 миллиардов рублей до 288 миллиардов рублей, при этом потребление авиатоплива выросло только на 9 процентов до 7 миллионов тонн. В результате, только из-за роста цен на топливо авиакомпании понесли дополнительные затраты в размере 68 миллиардов рублей, и лишь 19 млрд. руб. за счет увеличения потребления. Удельный вес затрат на авиатопливо в расходах авиакомпаний по операционной деятельности за 9 месяцев 2018 г. увеличился на 5 п.п. и составил более 27%.
По прогнозу АЭВТ за год дополнительные расходы авиакомпаний за счет роста цен на топливо могут достичь 75-80 миллиардов рублей. Не вселяет оптимизма и тот факт, что авиакеросин при рассмотрении Правительством механизмов сдерживания роста цен на нефтепродукты в списке рассматриваемых нефтепродуктов до последнего времени не числился.
Предложения АЭВТ
АЭВТ в ноябре 2018г. направила на имя заместителя Председателя Правительства письмо с изложением сделанного экспертами АЭВТ анализа ситуации с резким ростом цен на авиатопливо, их негативного влияния на финансово-экономическое состояние авиаперевозчиков. В письме также были сделаны предложения:
- поддержать предложение Минтранса России о выделении авиакомпаниям 22,5 миллиардов рублей в качестве единовременной компенсации резкого увеличения стоимости авиатоплива в 2018 году:
- эффективной мерой поддержки отрасли воздушных перевозок может стать не только единовременная компенсация, но и системная дополнительная мера,
возмещения авиакомпаниям суммы, подлежащей вычету в рамках действия пункта 21 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации, путём повышения с 2,08 до 3,5 коэффициента суммы акциза, начисленной при получении авиационного керосина налогоплательщиком. Данная мера приведёт к увеличению суммы возмещения акциза сверх начисленного с 3 024 до 7 000 руб. за тонну.
Остается надеяться, что поручение заместителя Председателя Правительства России, данное ряду министерств и служб о подготовке материалов для доклада Руководству Правительства будет выполнено и предложения авиакомпаний АЭВТ будут отражены в соответствующем правовом акте Правительства Российской Федерации.
Падение рентабельности негативно отражается на уровне долговой нагрузки в отрасли в целом, что ухудшает кредитоспособность российских авиаперевозчиков. Текущее финансово-экономическое состояние авиакомпаний можно охарактеризовать одной фразой: «Затишье перед бурей». Большинство авиакомпаний перешли от стратегии развития к стратегии выживания.
Государственное регулирование, надзор и контроль
Накопившиеся проблемы в сфере нормативно-правового регулирования деятельности на воздушном транспорте годами не находят своего разрешения. Сегодня мы можем констатировать – за прошедший год мало, что изменилось. В актуальной повестке дня стоят те же проблемы и добавились новые. Приведу только несколько примеров.
- Концессионные соглашения в отношении аэродромной инфраструктуры аэропортов
Введение инвестиционной надбавки, в среднесрочной и долгосрочной перспективе приведет к повышению стоимости перевозки для конечного потребителя услуг авиатранспорта. Например, Аэропорт Шереметьево после заключения концессионного соглашения с авиакомпаниями включение инвестиционной составляющей в сбор за взлет – посадку приведет к его увеличению в два раза .
Предлагаемый подход к финансированию развития и реконструкции объектов концессионного соглашения перекладывает на авиаперевозчиков основную массу обязательств и рисков концессионера, связанных с исполнением концессионного соглашения и ведением его коммерческой деятельности.
- Перевод ВС в Государственный реестр гражданских ВС РФ
В этом году Министерством транспорта РФ активизирована работа по созданию условий по переводу эксплуатируемых российскими авиакомпаниями ВС в Государственный реестр гражданских ВС РФ. Противоречия между авиакомпаниями и Регуляторами по данному вопросу заключаются в следующем:
- органы исполнительной власти стремятся приблизить срок перевода ВС любой ценой;
- авиакомпании настаивают на необходимости в первую очередь внести изменения в нормативную правовую базу по ПЛГ ВС, в налоговое законодательство, в Гражданский кодекс и только после этого требовать от владельцев ВС обязательную регистрацию ВС в отечественном реестре.
Справедливости ради, можно отметить, что, как нам кажется, нам удалось перевести совместную с Минтрансом России работу по данному вопросу в конструктивное русло – по поручению Министра транспорта создана соответствующая рабочая группа. Во всяком случае, мы рассчитываем, что мнение авиакомпаний ляжет в основу соответствующих проектов нормативно-правовых актов по данному вопросу.
- Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении требований к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок»
Всесторонне изучив проект постановления Правительства РФ по АИС ОВП от июля 2018г. хотели бы отметить, что АЭВТ видится логичным установление срока реализации данных требований не на конкретную дату, а на временной отрезок, начинающийся с момента ввода на рынок полноценного решения, позволяющего осуществлять продажу как внутренних, так и внешних перевозок.
В данный момент на рынке РФ отсутствует готовое решение, способное справиться с тем массивом задач, которые появятся после реализации проекта требований, и присутствуют сомнения в том, что к началу 2020 года создание подобного единого продукта представляется возможным.
В связи с этим логичным было бы в проекте возложить обязанности по исполнению изложенных норм и требований не только на авиакомпании, но и на зарубежных ГДС (GDS), а именно:
- обязать для осуществления своей деятельности на территории РФ перенос серверов и баз данных, обрабатывающих информацию о перелетах внутри РФ, на территорию РФ;
- регистрацию юридического лица в РФ в статусе ее резидента и так далее.
- Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 №-599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах»
В 2018 году АЭВТ продолжала работу над вопросом внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 №-599 (О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах).
По обращению АЭВТ (от 05.04.18 № ВТ01/2-02а/179) в Администрацию Президента Российской Федерации, 14 мая 2018 Минтранс России провел рабочее совещание по вопросу «Проблемы нормативного правового регулирования, касающиеся порядка доступа к инфраструктуре аэропортов для операторов по наземному обслуживанию, авиаперевозчиков и их подрядчиков, а также установления условий их работы в аэропортах».
В соответствии Протокола указанного совещания, АЭВТ письмом (от 15 июня 2018 № ВТ20/2-2а/292) направила предложения совместной рабочей группы в Минтранс России по данному проекту. Минтранс России уведомил АЭВТ, что письмом (от 23.11.2018 № 01-01/26427-ис) направил разработанный проект (№ 599) в ФАС России.
- Ситуация с новой структурой Московской зоны ЕС ОрВД
На основании замечаний пользователей воздушного пространства и инициативной группы к новой структуре МЗ ЕС ОрВД версии 8.5.4 30 января 2018 г. в НИИ «Аэронавигация» была проведена встреча разработчиков новой структуры с представителями пользователей воздушного пространства.
После 21 февраля 2018 года РГ по совершенствованию структуры МЗ ЕС ОрВД не собиралась, информации о переходе на новую структуру в сборниках АНИ не публиковалась (достаточно двух сроков АИРАК- 56 дней). Поскольку контакты с пользователями прерваны, есть предположение, что к внедрению готовится версия 8.5.
- Обеспечение авиационной (транспортной) безопасности
В этом году Правительство РФ утвердило требования по обеспечению транспортной безопасности на воздушном транспорте, установив сроки выполнения данных требований (Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 № 886).
Авиакомпаниям предписано установить на ВС дополнительные технические средства обеспечения транспортной безопасности (видеонаблюдение). При этом нет перечня такого оборудования, сертифицированного установленным в гражданской авиации порядке и одобренного производителями ВС. Соответственно отсутствует техническая документация по установке и эксплуатации данного оборудования.
В результате – требование есть, а механизма его исполнения нет. Уровень финансовых затрат авиакомпаний по выполнению данных требований также в расчет не принимается. То, о чем предупреждали авиакомпании АЭВТ в течение последних четырех лет, случилось.
Теперь на площадке Минтранса России созданы и работают две рабочие группы: одна – по гармонизации требований транспортной и авиационной безопасности, вторая – по гармонизации сертификационных требований к техническим средствам обеспечения транспортной безопасности с установленными в гражданской авиации правилами сертификации авиационной техники и устанавливаемого на ВС оборудования.
Воздушный транспорт России подошел к рубежу, когда для дальнейшего его развития необходимо предпринимать неотложные и действенные меры.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным перед гражданской авиацией на ближайшую перспективу поставлены амбициозные задачи по развитию наземной инфраструктуры и региональных авиаперевозок.
Для достижения поставленных целей необходима мобилизация общих усилий, как авиационного бизнес-сообщества, так и органов исполнительной власти. Простого диалога и обмена мнениями между ними уже явно недостаточно.
Отрасли необходимы новые точки роста. И появляться эти точки роста должны, не дожидаясь указаний «сверху», а исходя из создания благоприятных условий ведения бизнеса для всех предприятий отрасли.