Уважаемые члены Общественного совета! Генеральный директор Виталий Геннадьевич Савельев, к сожалению, не смог лично принять участие в заседании, и попросил меня доложить вам о стратегии авиакомпании на 5-ти летний период. Этот вопрос был доложен Виталием Геннадьевичем президенту России, получил поддержку и одобрение. И вы фактически первые представители общественности, кто узнает его в развернутом виде, посмотрев именно ту презентацию, которую видел и одобрил президент Владимир Владимирович Путин.
В 2023 году мы будем отмечать столетие Аэрофлота. И чем его можно встретить? Можно встретить какими-то серьезными достижениями. А именно - 100 млн. пассажиров. Что мы планируем сделать в рамках новой стратегии - это 5 основных пунктов, на каждом я остановлюсь более подробно.
В 1990 году тогда ещё советский Аэрофлот был занесен в книгу рекордов Гиннеса, как компания, перевезшая 139 млн. пассажиров. Такой цифры в то время не могла достичь ни одна зарубежная авиакомпания, включая европейских и американских гигантов. После распада Советского Союза, разукрупнения и дробления авиакомпании, уже в 1994 году Аэрофлот перевозил чуть более 3 млн. пассажиров. Представляете себе степень падения? В 2009 году, когда пришла новая команда, компания перевозила чуть более 11 млн. пассажиров.
На данный момент, по итогам 2017 года мы перевезли более 50 млн. пассажиров как Группа компаний. И мы ставим себе крайне амбициозную задачу, она у многих вызывает скепсис, но мы идем на это с открытыми глазами, что через 5 лет, в 2023 году будем перевозить от 90 до 100 млн. пассажиров в год. То есть, существенно приблизимся к той цифре, которая была у Аэрофлота, когда он был всесоюзной компанией СССР, а не только российской.
Чем сейчас характеризуется мировой и европейский рынок авиаперевозок? Они действительно растут. Ежегодный средний прирост европейского рынка авиаперевозок с 2009 года составляет 6,5%. Самый главный драйвер, который обеспечивает прирост и в Европе и во всем мире это лоукостеры.
Российский рынок тоже растет, за исключением 2015-2016 гг. Сейчас вернулась тенденция ежегодного роста. Мы считаем и наши консультанты подтверждают этот прогноз, что он будет ежегодно прирастать более чем на 6% , что позволяет нам делать оптимистичные выводы о том, что мы и для себя сможем серьезно нарастить пассажиропоток.
Российский рынок рос в среднем на 10% в год, Группа «Аэрофлот» растет быстрее российского рынка. И во многом российский рынок растет благодаря быстрому росту Группы «Аэрофлот».
Еще в 2015 году мы поставили перед собой некие задачи, которые должны были быть выполнены в 2025 году. Но благодаря пассажирам, благодаря хорошей работе всех сотрудников компании, большинство целей мы смогли достичь с опережением на 8 лет к 2017 году. Мы должны были войти топ-20 авиакомпаний по пассажиропотоку в мире. В 2009 году мы были 68-е, задача была войти в двадцатку на 2025 году, но уже в 2017 мы стали 19-ми в мире. Так же мы должны были войти в топ-5 авиакомпаний по пассажиропотоку в Европе, начинали с 15-го места в 2009 году, в 2017 стали пятыми. Должны были перевозить в 2025 году более 70 млн. пассажиров. Исходя из того, что две цели уже были достигнуты с опережением, это позволяет нам делать вывод о том, что поставленная новая амбициозная задача может быть выполнена.
Как будет распределяться пассажиропоток среди всех компаний Группы? Понятно, что все 4 авиакомпании, которые входят в Группу «Аэрофлот», будут активно участвовать в наращивании пассажиропотока. Авиакомпания Аэрофлот с 33 млн. в 2017 году будет перевозить 52 млн. Мы по прежнему будем позиционировать Аэрофлот как компанию премиум класса. Поэтому здесь нет такого гигантского роста, как показывает наша низкобюджетная авиакомпания «Победа». Мы считаем, что именно она будет основным драйвером роста. Рост с 5 млн. пассажиров в 2017 г. до 25-30 млн. в 2023 г. Авиакомпания «Россия» будет перевозить людей по социальным тарифам, в первую очередь на Дальний Восток и замкнет на себя региональные перевозки. И наша дальневосточная компания «Аврора» увеличит в два раза операции на Дальнем Востоке.
Как я уже сказал, основным драйвером роста будет являться авиакомпания «Победа». Мы можем сказать, что как только компания приходит на какой-то рынок, сразу идет увеличение пассажиропотока между городами, где она начинает летать, на 30%. Это новые пассажиры, которые пересаживаются с автомобилей, которые пересаживаются с поездов на компанию «Победа». 350 тыс. билетов было продано в 2017 году по тарифу 499 руб. Рекордная загрузка самолетов - 94%, об этом можно только мечтать, в том числе и на уровне мировых лоукостеров. «Победа» является мировым лидером по налету на самолетах Boeing 737 - 13 часов в сутки каждый самолет находится в воздухе. Для сравнения, в Аэрофлоте, и это тоже очень высокий показатель, самолет аналогичного типа находится в воздухе 9,5 часов в сутки. И прибыль по итогам 2017 года составила 3,5 млрд. руб. Когда мы запускали сам проект «Победа», мы планировали, что на прибыль она выйдет по истечении первых трех лет, что являлось и так достаточно оптимистичным прогнозом. Но уже в первый год авиакомпания показала прибыль, и по итогам 2017 года это уже заметная прибыль на фоне всех российских авиакомпаний. Потенциал «Победы» сумасшедший. Раз в 2-3 недели к нам поступают предложения от региональных властей, которые просят, чтобы авиакомпания начала летать в их регион. Готовы давать скидки на обслуживание в аэропортах, лишь бы «Победа» туда заходила. Потому что понятно, что сейчас, учитывая экономическую ситуацию в стране, население не обладает серьезными средствами для передвижения более дорогими авиакомпаниями. В этот момент на помощь приходит лоукостер. Этот продукт является крайне востребованным.
Что будет из себя представлять авиакомпания «Россия»? Сейчас компания базируется в основном в Санкт-Петербурге. В Москве она раньше базировалась в аэропорту Внуково, но сейчас практически полностью перешла в аэропорт Шереметьево. С начала следующего летнего расписания будет уже полностью летать из Шереметьево. Я объясню, какие в связи с этим появляются дополнительные преимущества. Она будет сосредоточена на тех рейсах, которые у нас выполняются по плоским, то есть фиксированным тарифам. Это полеты в Калининград, Симферополь, и самое главное, это полеты в пять городов Дальнего Востока: Владивосток, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Хабаровск. Плоские тарифы авиакомпании «Россия» сами по себе дешевле плоских тарифов Аэрофлота, за счет более простого сервиса, хотя он не многим уступает Аэрофлоту. И, соответственно, с учетом того, что цены ниже, это повышает доступность авиаперевозок.
Вторая наша глобальная цель - мы хотим нарастить международный транзитный пассажиропоток с 5 млн. до 10-15 млн. пассажиров в год. Мы забираем иностранных пассажиров, которые летят с востока на запад, с запада на восток. Москва является уникальным хабом, даже по отношению к уже существующим европейским (таким как Хельсинки, Франкфурт, Мюнхен, Париж…), за счет меньшего расстояния от точки к точке. На слайде вы видите экономию времени, за счет пролета через Москву. Поскольку для авиации каждый цент на счету, это является достаточно серьезным конкурентным преимуществом. Особенно существенна разница по отношению к перелетам через Лондон, Стамбул, Дубай, Доху – до 3-х часов экономии полетного времени. И уже сейчас на некоторых направлениях мы являемся номером один по пассажиропотоку, например, Шанхай-Париж, Шанхай-Амстердам, Пекин-Прага. Мы хотим на себя замкнуть весь китайский транзит в Европу и, возможно, транзит других азиатских стран. Понятно, что здесь в первую очередь речь будет идти о том, чтобы аэропорт быстро мог переварить достаточно большое количество транзитных пассажиров, о чем мы сейчас с руководством аэропорта Шереметьево активную работу и проводим.
Третье. Есть так называемый майский указ Президента России о том, что надо разгрузить московский авиаузел от внутреннего транзита, который, по понятным причинам, перегружает московские аэропорты как на земле, так и в воздухе. Потому что основная часть авиапассажиров, которая перемещается по территории России, перемещается через Москву. Как это можно сделать. Это можно сделать только путем создания региональных баз в тех или иных городах. Это был очень серьезный дискуссионный вопрос, потому что он во многом определяет наше развитие даже не до 2023 года, а на очень серьезную дальнейшую перспективу. И в качестве региональных баз были выбраны следующие города: Сочи, Екатеринбург, Новосибирск и международный хаб в Красноярске. Международный хаб в Красноярске будет отличаться от первых трех городов тем, что там будет базирование самолетов в достаточно большом количестве, и это будет разлет опять же из Китая в Европу и т.д. Как показывает расчет наших консультантов, и наши внутренние расчеты, появление хаба в Красноярске сможет оттянуть достаточно большое количество пассажиров из Москвы. Мы считаем, что реализация данной программы позволит нам увеличить региональные перевозки более чем в 2,5 раза. Сейчас они составляют 7 млн. пассажиров, а к 2023 году из 90-100 млн. пассажиров 19 будут приходиться на региональные перевозки.
Четвертое - 200 отечественных самолетов Superjet 100 и МС-21. Сейчас в нашем парке 50 самолетов Superjet 100, заключен договор поставки еще на 100 таких самолетов и 50 МС-21. Мы ожидаем первую поставку МС-21 либо в конце 2019, либо в начале 2020 года и с нетерпением ждем этот самолет. По тем характеристикам, которые заявлены производителем, он должен быть на хорошем конкурентоспособном уровне.
И, наконец, пятое - повысить уровень цифровизации компаний Группы. Сейчас тенденция развития авиаперевозок во всем мире связана с развитием цифровизации. Все меньше задействован человек в процессе обслуживания пассажира, все больше на замену человеку приходит искусственный интеллект. И сейчас мы с гордостью можем сказать, что мы являемся по результатам 2017 года по уровню цифровизации 4-й авиакомпанией в мире. На одном из предыдущих общественных советов Виталий Геннадьевич Савельев презентовал наши успехи в этой области. У нас очень много задумок, которые позволят не только удержаться в пятерке лидеров, но и приблизиться к таким компаниям, как Singapore и Qantas. Потому что понимаем, что те вложения, которые мы будем делать в цифровизацию, однозначно окупятся.
Таким образом, вот какой вы увидите Группу «Аэрофлот» в 2023 году. Пассажиропоток 90-100 млн. пассажиров в год. Международный транзит – 15 млн. пассажиров. Парк самолетов резко увеличится и будет составлять 520 машин, включая 190 отечественных (на данный момент у нас 50 отечественных, 260 узкофюзеляжных импортных и 55 широкофюзеляжных импортных самолетов). Такой прирост мы планируем путем закупки как отечественной, так и импортной техники. Очевидно, что без увеличения парка самолетов такое количество пассажиров мы переветзи не сможем. Выручка Группы составит 1,3 трлн. руб. Рыночная капитализация достигнет 400 млрд. руб. Понятно, что для всего этого нужна стабильная геополитическая обстановка. К сожалению, на фоне возможных санкций и общей мировой нестабильности это все может быть откорректировано. Но в случае комфортных условий мы полагаем, что те амбициозные цели, которые мы ставим перед собой, будут выполнены, и для этого мы приложим максимальные усилия.
Вот то, что увидел Президент Владимир Владимирович Путин и то, что увидели вы. Эта стратегия была одобрена Президентом, и мы надеемся, что будет одобрена вами.