Ключевые финансовые результаты Группы «Аэрофлот» за 6 месяцев 2017 года:
- Выручка увеличилась на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 234 860 млн руб.;
- Показатель EBITDAR составил 46 057 млн руб., рентабельность EBITDAR – 19,6%;
- Показатель EBITDA составил 15 403 млн руб., рентабельность EBITDA – 6,6%;
- Чистая прибыль составила 2 890 млн руб.
Шамиль Курмашов, заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот», прокомментировал:
«В первом полугодии 2017 года Группа «Аэрофлот» продолжила операционный рост: мы перевезли 23,0 млн пассажиров, что на 16,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Данный рост связан с оживлением спроса на авиаперевозки, что определило потребность в дополнительных провозных емкостях. Группа увеличила провозные емкости на 18,8% на международных маршрутах и на 11,9% на внутренних, при этом процент занятости пассажирских кресел вырос на 2,0 п.п. до 80,6%.
На фоне роста операционных показателей позитивную динамику показала выручка Группы, которая увеличилась до 234,9 млрд рублей или на 4,9%. Основной рост связан с сегментом пассажирских перевозок. При этом темпы роста выручки оказались ниже темпов роста операционных показателей, что объясняется курсовым эффектом на валютные доходы, определившим снижение доходных ставок на международных рейсах и прочей выручки, деноминированной в валюте.
Операционные расходы также увеличились на фоне роста объема операций. В отличие от прошлых периодов, когда курс оказывал давление на такие статьи как операционный лизинг, техническое обслуживание, аэропортовые сборы за рубежом, в данном отчетном периоде укрепление рубля оказало позитивное влияние на операционные расходы. При себестоимости 3,08 рублей на кресло-километр экономия составила 30 копеек на каждый кресло-километр операционной программы, что составляет примерно 10% удельных затрат (CASK). Однако повышение стоимости авиакеросина на 10% в результате роста цен на нефть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не позволило Группе получить все преимущества от укрепления рубля. В условиях, когда стоимость топлива снова растет, особую значимость приобретает топливная эффективность, которая непрерывно увеличивается на протяжении последних лет – на сегодня удельное потребление топлива на кресло-километр по Группе «Аэрофлот» составляет 22,8 грамма. Таким образом, в результате укрепления рубля и снижения валютных доходов, а также роста стоимости топлива, основного фактора, повлиявшего на операционные расходы, показатель EBITDA снизился до 15,4 млрд рублей, что соответствует рентабельности 6,6%.
Несмотря на снижение операционной рентабельности, Группа «Аэрофлот» смогла показать сопоставимый с первым полугодием прошлого года результат по чистой прибыли – 2,9 млрд рублей. Это стало возможным благодаря значительному снижению долговой нагрузки за счет досрочного погашения кредитных линий в течение года, а также экономии на прочих неоперационных расходах.
Мы вошли в третий квартал, традиционно высокий сезон для российской авиаотрасли, с более «нормализованной» базой стоимости топлива и курса валют и продолжаем политику активного управления доходами, ориентированную на спрос. Мы также сохраняем темпы операционного развития как в международном, так и внутреннем сегменте, что позволяет нам с оптимизмом смотреть на второе полугодие».
Основные производственные показатели
«В первом полугодии 2017 года Группа «Аэрофлот» продолжила операционный рост: мы перевезли 23,0 млн пассажиров, что на 16,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Данный рост связан с оживлением спроса на авиаперевозки, что определило потребность в дополнительных провозных емкостях. Группа увеличила провозные емкости на 18,8% на международных маршрутах и на 11,9% на внутренних, при этом процент занятости пассажирских кресел вырос на 2,0 п.п. до 80,6%.
На фоне роста операционных показателей позитивную динамику показала выручка Группы, которая увеличилась до 234,9 млрд рублей или на 4,9%. Основной рост связан с сегментом пассажирских перевозок. При этом темпы роста выручки оказались ниже темпов роста операционных показателей, что объясняется курсовым эффектом на валютные доходы, определившим снижение доходных ставок на международных рейсах и прочей выручки, деноминированной в валюте.
Операционные расходы также увеличились на фоне роста объема операций. В отличие от прошлых периодов, когда курс оказывал давление на такие статьи как операционный лизинг, техническое обслуживание, аэропортовые сборы за рубежом, в данном отчетном периоде укрепление рубля оказало позитивное влияние на операционные расходы. При себестоимости 3,08 рублей на кресло-километр экономия составила 30 копеек на каждый кресло-километр операционной программы, что составляет примерно 10% удельных затрат (CASK). Однако повышение стоимости авиакеросина на 10% в результате роста цен на нефть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не позволило Группе получить все преимущества от укрепления рубля. В условиях, когда стоимость топлива снова растет, особую значимость приобретает топливная эффективность, которая непрерывно увеличивается на протяжении последних лет – на сегодня удельное потребление топлива на кресло-километр по Группе «Аэрофлот» составляет 22,8 грамма. Таким образом, в результате укрепления рубля и снижения валютных доходов, а также роста стоимости топлива, основного фактора, повлиявшего на операционные расходы, показатель EBITDA снизился до 15,4 млрд рублей, что соответствует рентабельности 6,6%.
Несмотря на снижение операционной рентабельности, Группа «Аэрофлот» смогла показать сопоставимый с первым полугодием прошлого года результат по чистой прибыли – 2,9 млрд рублей. Это стало возможным благодаря значительному снижению долговой нагрузки за счет досрочного погашения кредитных линий в течение года, а также экономии на прочих неоперационных расходах.
Мы вошли в третий квартал, традиционно высокий сезон для российской авиаотрасли, с более «нормализованной» базой стоимости топлива и курса валют и продолжаем политику активного управления доходами, ориентированную на спрос. Мы также сохраняем темпы операционного развития как в международном, так и внутреннем сегменте, что позволяет нам с оптимизмом смотреть на второе полугодие».
Основные производственные показатели
Показатель | 6 мес. 2017 | 6 мес. 2016 | Изменение |
Пассажиропоток, тыс. чел. | 22 962 | 19 695 | 16,6% |
- международные перевозки | 10 245 | 8 092 | 26,6% |
- внутренние перевозки | 12 717 | 11 603 | 9,6% |
Пассажирооборот, млн пкм | 59 392 | 50 011 | 18,8% |
- международные перевозки | 35 523 | 28 276 | 25,6% |
- внутренние перевозки | 23 868 | 21 735 | 9,8% |
Предельный пассажирооборот, млн ккм | 73 719 | 63 617 | 15,9% |
- международные перевозки | 43 742 | 36 830 | 18,8% |
- внутренние перевозки | 29 978 | 26 787 | 11,9% |
Занятость кресел, % | 80,6% | 78,6% | 2,0 п.п. |
- международные перевозки | 81,2% | 76,8% | 4,4 п.п. |
- внутренние перевозки | 79,6% | 81,1% | (1,5 п.п.) |
За 6 месяцев 2017 года Группа «Аэрофлот» перевезла 23,0 млн пассажиров, что на 16,6% превышает результат аналогичного периода прошлого года.
Основные финансовые показатели
Млн руб., если не указано иное | 6 мес. 2017 | 6 мес. 2016 | Изменение |
Выручка | 234 860 | 223 824 | 4,9% |
EBITDAR[1] | 46 057 | 58 397 | (21,1%) |
Рентабельность EBITDAR | 19,6% | 26,1% | (6,5 п.п.) |
EBITDA1 | 15 403 | 30 035 | (48,7%) |
Рентабельность EBITDA | 6,6% | 13,4% | (6,8 п.п.) |
Операционная прибыль | 7 697 | 23 250 | (66,9%) |
Рентабельность опер. прибыли | 3,3% | 10,4% | (7,1 п.п.) |
Прибыль за период | 2 890 | 2 467 | 17,1% |
Рентабельность чистой прибыли | 1,2% | 1,1% | 0,1 п.п. |
Выручка
Млн руб., если не указано иное | 6 мес. 2017 | 6 мес. 2016 | Изменение |
Выручка от пассажирских перевозок | 200 799 | 188 112 | 6,7% |
в т.ч. регулярные перевозки | 188 416 | 181 096 | 4,0% |
чартерные перевозки | 12 383 | 7 016 | 76,5% |
Выручка от грузовых перевозок | 7 183 | 5 218 | 37,7% |
Прочая выручка | 26 878 | 30 494 | (11,9%) |
Выручка итого | 234 860 | 223 824 | 4,9% |
Выручка Группы «Аэрофлот» за 6 месяцев 2017 года увеличилась на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составила 234 860 млн руб.
Выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 4,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 188 416 млн руб., что связано с ростом пассажиропотока. На динамику показателя оказало влияние снижение доходных ставок, прежде всего на международных направлениях, в связи с укреплением курса рубля и соответствующей корректировкой валютных доходов.
Выручка от чартерных перевозок увеличилась на 76,5%, до 12 383 млн руб., в том числе в связи с развитием чартерной программы авиакомпании «Россия».
Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 37,7% до 7 183 млн руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на фоне поступления широкофюзеляжных воздушных судов в парк Группы и роста объема перевозок грузов и почты на 44,3%.
Прочая выручка снизилась на 11,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 26 878 млн руб., что в основном обусловлено снижением рублевого эквивалента номинированных в иностранной валюте доходов по соглашениям с авиакомпаниями вследствие изменения валютного курса.
Операционные расходы
Млн руб., если не указано иное | 6 мес. 2017 | 6 мес. 2016 | Изменение |
Обслуживание воздушных судов и пассажиров | 45 961 | 40 120 | 14,6% |
Расходы на оплату труда | 38 324 | 31 032 | 23,5% |
Расходы по операционной аренде | 30 654 | 28 362 | 8,1% |
Техническое обслуживание воздушных судов | 15 682 | 17 525 | (10,5%) |
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы | 14 507 | 12 843 | 13,0% |
Амортизация и таможенные пошлины | 7 706 | 6 785 | 13,6% |
Прочие расходы | 18 112 | 19 117 | (5,3%) |
Операционные расходы за исключением авиационного топлива | 170 946 | 155 784 | 9,7% |
Расходы на авиационное топливо | 56 217 | 44 790 | 25,5% |
Операционные расходы итого | 227 163 | 200 574 | 13,3% |
Расходы на авиационное топливо за 6 месяцев 2017 года увеличились на 25,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 56 217 млн руб. Рост расходов обусловлен повышением средних цен на авиатопливо в рублях на фоне динамики стоимости нефти и валютного курса, а также увеличением объема перевозок и налета часов.
Сдерживающим фактором, компенсировавшим увеличение расходов, связанное с расширением масштабов деятельности, стало укрепление рубля. Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, увеличились на 9,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 170 946 млн руб.
Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров составили 45 961 млн руб., увеличившись на 14,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в основном за счет роста объемов перевозок. Дополнительное влияние на данную статью расходов оказало внедрение инициатив по повышению качества сервиса.
Расходы на оплату труда увеличились на 23,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 38 324 млн руб. в связи с индексацией заработной платы работникам в соответствии с коллективным договором, увеличением численности персонала для поддержания операционного роста, а также за счет роста переменной части заработной платы работников, связанной с достижением корпоративных ключевых показателей эффективности.
Расходы по операционной аренде воздушных судов составили 30 654 млн руб., увеличившись на 8,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что обусловлено расширением парка воздушных судов (чистое увеличение числа воздушных судов в операционной аренде составило 36 самолетов или 16,9% по сравнению с 30 июня 2016 года), а также ростом средней трехмесячной ставки LIBOR почти в два раза в первом полугодии 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Расходы на техническое обслуживание воздушных судов снизились на 10,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 15 682 млн руб., что обусловлено укреплением рубля и незначительными корректировками в графике технического обслуживания.
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 13,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 14 507 млн руб., что обусловлено ростом вознаграждений агентской сети в связи с увеличением продаж, а также развитием ИТ-инфраструктуры.
Расходы на амортизацию и таможенные пошлины увеличились на 13,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 7 706 млн руб., что связано с поступлением воздушных судов в собственности авиакомпании «Аврора», а также прочего оборудования в течение последних двенадцати месяцев.
Прочие расходы сократились на 5,3% до 18 112 млн руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что связано со снижением расходов на глобальные дистрибутивные системы вследствие уменьшения рублевого эквивалента валютных затрат.
В результате влияния вышеуказанных факторов показатель прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации и операционного лизинга (EBITDAR) составил 46 057 млн руб. при рентабельности 19,6%. Показатель прибыли до вычета процентов, налогов и амортизации (EBITDA) составил 15 403 млн руб. при рентабельности 6,6%.
Неоперационные прибыли и убытки
Млн руб., если не указано иное | 6 мес. 2017 | 6 мес. 2016 | Изменение |
Операционная прибыль | 7 697 | 23 250 | (66,9%) |
Убыток от продажи и обесценения инвестиций, нетто | (70) | (3 429) | (98,0%) |
Финансовые доходы | 4 783 | 7 890 | (39,4%) |
Финансовые расходы | (4 159) | (5 074) | (18,0%) |
Реализация результата хеджирования | (2 748) | (8 655) | (68,2%) |
Доля в финансовых результатах ассоциированных предприятий | 34 | (45) | - |
Результат от выбытия компаний | - | (5 726) | - |
Прибыль до налогообложения | 5 537 | 8 211 | (32,6%) |
Расход по налогу на прибыль | (2 647) | (5 744) | (53,9%) |
Прибыль за период | 2 890 | 2 467 | 17,1% |
Финансовые доходы за 6 месяцев 2017 года снизились на 39,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 4 783 млн руб. в основном за счет уменьшения прибыли от курсовых разниц.
Финансовые расходы снизились на 18,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 4 159 млн руб., что в основном связано с уменьшением долга и советующим сокращением расходов по процентам по займам.
Убыток от реализации результата хеджирования составил 2 748 млн руб. и обусловлен исполнением обязательств по финансовым инструментам, отраженным в капитале, а также реализованным результатом хеджирования выручки в долларах США лизинговыми обязательствами в той же валюте.
Таким образом, несмотря на снижение рентабельности на операционном уровне, обусловленного влиянием макроэкономических факторов (курсов валют на доходы и стоимости нефти), благодаря снижению долговой нагрузки чистая прибыль Группы «Аэрофлот» по итогам 6 месяцев 2017 года составила 2 890 млн руб., что приблизительно соответствует уровню аналогичного периода прошлого года.
Долговая нагрузка
Млн руб., если не указано иное | 30.06.2017 | 31.12.2016 | Изменение |
Кредиты и займы | 17 448 | 20 367 | (14,3%) |
Финансовая аренда | 112 374 | 122 736 | (8,4%) |
Пенсионные обязательства | 929 | 805 | 15,4% |
Общий долг | 130 751 | 143 908 | (9,1%) |
Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции | 88 133 | 37 795 | 133,2% |
Чистый долг | 42 618 | 106 113 | (59,8%) |
Чистый долг / EBITDA | 0,7х[2] | 1,4х[3] | - |
Общий долг по состоянию на 30 июня 2017 года снизился на 9,1% по сравнению с показателем на 31 декабря 2016 года и составил 130 751 млн руб. Снижение долговой нагрузки связано с выплатами кредитов и займов, как плановыми, так и досрочными, с переоценкой обязательств по финансовой аренде вследствие укрепления рубля к доллару США на 30 июня 2016 года по сравнению с 31 декабря 2016 года. Несмотря на значительные выплаты, сумма денежных средств и краткосрочных финансовых инвестиций увеличилась более, чем в 2 раза по сравнению с 31 декабря 2016 года, до 88 133 млн руб.
По состоянию на 30 июня 2017 года объем невыбранных лимитов по кредитным линиям, доступным Группе «Аэрофлот» в крупнейших российских и международных банках, составлял 92,8 млрд руб.
[1] EBITDAR = EBITDA + расходы по операционной аренде. EBITDA = прибыль от операционной деятельности + амортизация + таможенные пошлины.
[2] Рассчитано на основе показателя EBITDA за 12 месяцев, окончившихся 30.06.2017, в размере 63 373 млн руб.
[3] Рассчитано на основе показателя EBITDA за 12 месяцев, окончившихся 31.12.2016, в размере 78 004 млн руб.