Для нас большая честь и удовольствие находится в России и общаться с российскими коллегами. Россия и ее авиакомпании - очень важный участник нашей организации. В России не только очень мощная авиационная промышленность, но и множество авиакомпаний, перевозчиков высокого качества. Россия находится на втором месте по количеству авиакомпаний - участников нашей организации – 11, уступая только Китаю. Вчера мы летели вашей флагманской компанией Аэрофлотом, должен сказать, я впечатлен. Также хочу сказать, что мы тесно сотрудничаем с российскими властями, в том числе в сфере авиации, с которыми у нас хорошие партнерские отношения. Сегодня утром у нас состоялась встреча с министром транспорта России, на которой мы поздравили российские власти со значительными улучшениями, в том числе и в развитии авиационной инфраструктуры.
Позвольте мне осветить ряд проблем, с которыми сталкивается мировая авиация в целом и авиация в России в частности. В целом в мире экономическая ситуация авиаперевозчиков хорошая. По нашему прогнозу, в 2017 году авиакомпании всего мира должны получить $31,4 млрд прибыли при выручке $743 млрд, что составляет примерно 5% чистой маржи. Третий год подряд наша доходность превышает стоимость капитала, что для авиации является исключением. Это значит, что акционерам авиационная отрасль принесет прибыль. Но все эти большие цифры не должны создавать излишних иллюзий. На самом деле, наша отрасль довольно-таки хрупкая и здесь пока еще не место для слишком оптимистичных ожиданий, потому что наша отрасль (авиация) особенно подвержена различным рискам и шоковым ситуациями. Простая цифра, которая иллюстрирует мою мысль - наша авиационная отрасль зарабатывает всего порядка $7 с пассажира. Таким образом, буфера против шоковых ситуаций не существует. Да, мы приносим прибыль, но ситуация хрупкая.
В целом ситуация в 2017 году выглядит позитивно, как по пассажирским перевозкам, так и по грузовоперевозкам. Если говорить о России, то за первые 4 месяца 2017 года рост пассажиропотока составил 12,4%. Мы видим этот рост пассажиропотока, как на международных, так и внутренних линиях, что представляет собой хорошую новость для всех: для страны в целом, для пассажиров, для авиаперевозчиков, для туристов, для бизнесменов.
Первая важная тема, на которой я хотел бы остановиться, это безопасность полетов. Наша отрасль очень безопасная, нам доверяют как пассажиры, так и грузоперевозчики. Мировая авиация перевозит за год 4 млрд пассажиров. С этой зрения безопасности, в России ситуация в этой сфере очень хорошая. За последние 3 года не было авиакатастроф, авиационных происшествий, связанных с гибелью людей (прим. ред: на магистральных самолетах). Конечно, такое улучшение произошло, и благодаря усилиям властей, и благодаря усилиям перевозчиков: приняты меры по укреплению безопасности полетов и обновлению парка воздушных судов. Свою роль сыграла и наша организация IATA, поскольку мы устанавливаем процессы и процедуры для улучшения ситуации в этой сфере, в том числе и наша система IOSA (эксплуатационный аудит безопасности полетов). Кстати, 12 российских перевозчиков являются участниками этой программы. Здесь должен лишь еще раз сказать, что это сфера, на которую мы обращаем особое внимание каждый день.
Конечно, есть сферы, которые еще можно улучшить. Помимо катастроф, бывают и происшествия без трагического исхода. В 2016 году в России по статистике было одно авиапроисшествие на 400 тыс рейсов, а по миру в среднем одно авиапроисшествие на 620 тыс рейсов, т.е. есть разрыв, который мы пытаемся сократить, благодаря совместным усилиям нашей организации и наших партнеров в России.
Сейчас я упомяну еще 3 темы, которые также важны. Прежде всего я здесь хочу сказать, что для мировой авиации очень важно, чтобы были установлены международные стандарты и чтобы они должным образом соблюдались. Поскольку, когда самолет совершает рейсы, есть точка отправления и точка посадки, а это могут быть самые разные города мира: Москва, Сингапур, Париж, Токио…. Везде воздушные суда должны иметь возможность для безопасных полетов. Поэтому мы постоянно думаем о том, как реализовать и внедрить эти глобальные стандарты по всему миру и как помочь России их также реализовать. Это то, что нас заботит, и то, в чем мы сотрудничаем с российскими властями.
Итак, сейчас я хочу сегодня коснуться тех трех сфер, где решение законодательных вопросов особенно важно. Первое - это очень позитивный пример того, что Россия ратифицировала Монреальскую конвенцию 1999 года, и скоро, в августе этого года, ожидается ее вступление в силу. Эта Конвенция посвящена глобализации права, связанного с обязательствами, а также электронному обмену данными. Это очень позитивная новость. Министерство транспорта, Госдума, аппарат Президента, все приложили свои усилия к тому, чтобы этот документ был принят. Поздравляем!
Следующий важный документ, к которому мы бы рекомендовали присоединиться Российской Федерации - Монреальский протокол №14. Он связан с тем, как поступать с пассажирами, которые допускают хулиганские действия на борту воздушных судов. Это действительно очень сложная и большая проблема. Здесь важно глобализировать усилия компаний в этой области. Это касается не только Гражданского кодекса, но и Уголовного кодекса стран. Насколько нам известно, президент Путин ужесточил меры, которые можно применять против таких пассажиров в России, но, при этом, мы бы приветствовали и подписание Монреальского протокола в качестве дополнительной меры, которая будет особенно полезна за пределами России. Например, когда осуществляется перевозка пассажиров из России в Европу, чтобы к таким пассажирам можно было применять меры на какой-то правовой основе и за пределами России. Здесь мы считаем, что Монреальский протокол - это полезный инструмент.
Третий важный документ, который мы считаем необходимым упомянуть - это система компенсаций по сокращению вредных выбросов в атмосферу Международной организации гражданской авиации, сокращенно CORSIA. Прежде всего эта система направлена на снижение CO2. Здесь должен сказать, что авиация стала первой отраслью, которая взяла на себя такие высокие амбициозные обязательства по сокращению выбросов CO2. Здесь мы говорим и о том, что мы взяли на себя обязательство к 2050 году есть сократить выбросы вредных веществ на половину, что есть очень амбициозная цель, над которой будут работать все участники нашей отрасли, и производители воздушных судов, и аэропорты, и авиакомпании. И здесь как раз система CORSIA станет очень важным рыночным инструментом, который поможет выполнить эти поставленные задачи. Начиная с 2020 года она будет функционировать на добровольной основе, а к 2026 году уже станет обязательной. Авиакомпании смогут выкупать эти экологические «кредиты» для компенсации своих выбросов.
В рамках ICAO эта система была принята в октябре 2016 года. К ней присоединились 190 стран. Здесь я могу лишь выразить сожаление, что Россия не является одной из этих стран. Должен сказать, что принятие Россией этой системы было бы в интересах всех сторон, потому что в противном случае нас ожидает лоскутное одеяло различных налоговых, административных и прочих законов, законных актов, мер регулирования, которые будут очень дорогостоящими и малоэффективными, и слишком сложными. Взамен предлагается CORSIA, как по-настоящему уникальное международное соглашение, которое поможет всем странам, в том числе и России, добиться изменений к лучшему в ситуации с климатическими изменениями.
Далее, в ходе ответов на вопросы журналистов, Александр де Жюньяк в частности сказал:
- Что касается пассажиропотока конкретно в России, как я уже говорил, за первые 4 месяца 2017 года рост составил 12,4%, что выше средних показателей по миру. Что же касается прогнозов по прибыли, то у нас нет отдельного прогноза по России, но есть прогноз по Европе. Он составляет $7,4 млрд. Должен сказать, что в целом половина всей прибыли приходится на Северную Америку, на втором месте Европа, далее Азия, Африка и Ближний Восток.
- Когда с пассажиром происходит неприятное событие, например, потеря багажа, задержки, компенсации необходимы, но при этом нужна гармонизированная международная система. И здесь мы выступаем за справедливый баланс между правами пассажиров и правами авиакомпаний. Потому что если будут существовать самые разные национальные правила и законы, это может стать просто невыносимым, слишком тяжким грузом для авиакомпании, может отразиться на ценах на билеты. С нашей точки зрения Монреальская конвенция - это очень хороший компромисс, который устанавливает некие общемировые ограничения – пределы ответственности. Должен сказать, что, скорее всего, они близки к тому, что российские авиакомпании уже выплачивают пассажирам по российским законам. Здесь я хочу еще добавить и то, что, проблема пассажира - это и проблема авиакомпании тоже. Если возникает задержка рейса, то это большая проблема и для пассажира, и для авиакомпании, например, если застряло воздушное судно в каком-то из аэропортов по какой-то причине. Поэтому здесь мы выступаем за то, чтобы был сбалансированный подход и сбалансированное законодательство.
- Что касается пассажиров, допускающих хулиганские действия на борту, здесь основной вопрос в том, какое законодательство применять в каждой конкретной ситуации. Допустим, у нас есть гражданин одной страны, который летит рейсом авиакомпании второй страны и прибывает в аэропорт третьей страны. Здесь нужно решить, какое законодательство использовать. Существующая путаница приводит к тому, что часто такие пассажиры остаются безнаказанными. Как раз протокол №14 связан с установлением общих правил, какое законодательство и в каком случае применять.
- Должен сказать, что наш приоритет - это безопасность полетов и чтобы у пилотов были необходимые навыки для управления конкретными типами воздушных судов. Здесь на уровне национальных правительств и авиационных властей принимаются самые важные законодательные меры для того, чтобы сделать более строгой систему взаимоотношений между авиакомпанией и пилотами. Прежде всего, для нас важна безопасность полетов. Возможно, вы видели уже эту статистику одного из производителей воздушных судов. В ближайшие 20 лет миру потребуется свыше 617 тыс. новых пилотов. Причем, 40% этих потребностей приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, 18% на Европу, 4% на Россию.