В Москву на CS300
Направление Рига-Москва airBaltic называет одним из главных в своей маршрутной сети.
«airBaltic планирует перевести все рейсы на маршруте Москва-Рига на данный тип (CS300)», сообщил директор по производству airBaltic Мартин Седлацки на презентации самолета CS300 в аэропорту Шереметьево.
Авиакомпания выполняет 4 рейса в день между двумя столицами (всего 24 в неделю). Есть только три направления, по которым авиакомпания выполняет рейсы чаще – это столицы Прибалтики. «Все члены кабинного экипажа говорят на русском.», отмечает Мартин Седлацки.
Сейчас airBaltic выполняет полеты из Риги в Москву, Санкт-Петербург и Казань, но в 2018 г. авиакомпания планирует открыть новые направления в Россию.
airBaltic – стартовый заказчик CS300
Первый самолет CS300 airBaltic получила в ноябре прошлого года, и выполнила пробный пассажирский рейс в декабре. Завершив подготовку наземной базы и обучение персонала, авиакомпания на протяжении уже трех месяцев активно эксплуатирует CS300 на своей сети маршрутов.
«Самолет очень навороченный, но уже начинает нравиться», - сказали журналистам представители авиаперевозчика.
«Авиакомпания уже получила и эксплуатирует 3 самолета CS300 и в течении нескольких недель придет еще 5 бортов. К июлю авиакомпания будет иметь в парке 8 машин CS300», отмечает Мартин Седлацки.
airBaltic планирует новыми CS300 постепенно заменить свой флот самолетов Boeing семейства 737.
К концу 2019 года национальный авиаперевозчик Латвии планирует получить 20 самолетов Bombardier CS300.
Комфортный и вместительный салон
И работники airBaltic и пассажиры положительно оценивают размещение пассажирских кресел по схеме 2+3 – всего пять в одном ряду.
«Это удобно, когда пассажиры выбирают места в салоне, что они делают в зависимости от количества путешественников. Если Вы путешествуете вдвоем, то, как говориться, третий – лишний. Кстати, сидения – не такие как на CS100 швейцарской авиакомпании Swiss International Airlines (там используются немецкой фирмы ZIM Flugsitz), но тоже удобные и легкие.»
Положительные отзывы получило освещение салона, сделанное на основе современных LED светильников, с режимом "mood lighting". Хорошо спроектирована и система кондиционирования воздуха: в отличие от некоторых самолетов предыдущего поколения, температурный режим поддерживается без заметных перепадов по всей длине салона.
Кроме того, сотрудники airBaltic отмечают «очень большие багажные объемы» самолета. «На других типах воздушных судов у нас были проблемы с размещением всего багажа и грузов когда все места в салоне заняты, а вот на CS300 подобных вопросов не возникает».
Отмечается исключительно низкий уровень шума на режимах взлета, посадки и крейсерского полета, как внутри так и снаружи. Когда самолет находится на перроне, по уровню шума снаружи практически невозможно определить, включена вспомогательная силовая установка (ВСУ) или нет.
Пассажиропоток Рига-Москва увеличивается
Так за январь-апрель 2017 г. пассажиропоток airBaltic между Ригой и Москвой увеличился на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г, сообщил директор авиакомпании airBaltic в России и СНГ Андрей Ларченко.
До конца года авиакомпания планирует перевезти на этом маршруте 230 тыс. пассажиров.
Всего в 2017 г. авиакомпания планирует перевезти из Риги в Россию около 400 тыс. пассажиров.
Bombardier CS300 – современный, тихий и экономичный
«Bombardier CS300 это самый современный самолет который сейчас доступен на рынке ВС. Поэтому мы начали использовать его на этом рынке, где требуется комфортные условия для перевозки.», говорит директор по производству airBaltic Мартин Седлацки.
«Авионика данного самолета отвечает самым высоким требованиям. Такая же авионика устанавливается только на самых дорогих бизнес-джетах. И когда я первый раз летал на самолете, я был удивлен, потому что он настолько тихий, что я не понял что я взлетел.», отмечает Седлацки.
«Он на 21% более топливноэффективен чем действующие существующие самолеты.», заявил представитель авиакомпании.
Пассажировместимость нового самолета - 145 человек в двухкласcной компоновке.
Действительно, салон Bombardier CS300 имеет широкие кресла.
Вместительные багажные полки.
Большие окна.
Уже не региональный – увеличилась дальность полетов
«Дальность машин CSeries – до 6000 км с полной пассажирской загрузкой. Машина может лететь более 6 часов, что открывает большие возможности расширения географии для эксплуатантов», говорит маркетинг-менеджер Bombardier в РФ и СНГ Кирилл Майоров.
Как отмечает представитель Bombardier, «Эта машина может выполнять беспосадочные перелеты из Лондона в Нью-йорк в полностью бизнес-класс компоновке на 42 кресла».
Так 25 марта 2017 года в рамках испытаний самолет CS100 совершил безпосадочный трансатлантический перелет из аэропорта имени Джона Кеннеди (Нью-Йорк, США) в Лондон-Сити. (трасса 5830 км без учета ветра)
«В полете до 6-6,5 часов пассажиры чувствуют себя абсолютно комфортно. Подтверждением этому является анонсированый рейс Рига-Абу-Даби расстоянием более 4,5 тыс км, который авиакомпания airBaltic откроет в этом году», отмечает Майоров.
«Такие направления как Рига-Абу-Даби, которые airBaltic может покрыть с учетом текущего парка Boeing, безусловно мы будет открывать на CS300», говорит Мартин Седлацки.
«Авиакомпания airBaltic в октябре откроет новый маршрут «Рига - Абу-Даби» (4500 км) на самолете Bombardier CS300. Также, уже авиакомпания открыла достаточно дальнемагистральное направление Рига-Мадрид», - отметил он.
Летчику в кабине комфортно
Корреспондентам Aviation EXplorer представилась возможность поговорить с командиром корабля.
КВС Айнис Мартузанс сказал, что стал летчиком, закончив Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков — лётное училище в городе Балашов Саратовской области. И, действительно, список выпускников Балашовского ВВАУЛ содержит запись: «Мартузанс Айнис Петрович».
Летал на Ан-24, Ан-26 и других типах, которые входят в состав Военно-транспортной Авиации. По увольнению из рядов Вооруженных Сил, Айнис пошел в гражданскую авиацию, где проработал двадцать лет. Сегодня его налет на всех типах воздушных судов составляет порядка 14 тысяч часов.
«Этот самолет лучше всех мне известных типов», - заявил наш собеседник.
Перед тем, как освоить Bombardier CS300, он много времени провел за штурвалом Boeing 737. Канадская машина стала первой для летчика с боковой ручкой управления.
Мы спросили, что еще отличает Boeing от CSeries?
«Знаете, в подобных случаях летчики шутят, что ощущения такие словно пересел с «опеля» на «мерседес». На самом деле, это так примерно и есть на самом деле», - отвечает наш собеседник.
Поскольку сертификат типа на Boeing 737 самого первого варианта был получен в далеком 1967 году, самолет, несмотря на многочисленные модернизации, до сих пор несет в себе элементы той далекой эпохи. «Входишь кабину – там столько тумблеров! А CSeries – современный «компьютерный» самолет. В его кабине чувствуешь себя комфортно. Глаз отдыхает! И везде экипажу помогают выполнять полетное задание новейшие компьютерные технологии».
Во-первых, «чек-лист». Для воздушных судов прошлого поколения он «бумажный». «А сейчас мы входим в кабину и начинаем читать его на экране. Самолет сам предупреждает нас о том, что сделано, и что еще предстоит сделать, информирует о вновь поступивших вводных».
Например, выбор параметров полета. Бортовой компьютер делает расчет оптимальных значений. Экипажу выдаются рекомендации по выбору параметров полета, с пояснением, какой выигрыш можно получить по расходу топлива, изменив исходные данные. Соответственно, экипаж запрашивает разрешение диспетчеров на изменение параметров.
Кабина летчиков CS300 – двухместная, и каждое оборудовано ручкой управления самолетом. Одновременное управление сразу двумя летчиками запрещено. Если это происходит (в движении сразу обе ручки), бортовая система тут же выдает предупреждение – случай «double input». Для того, чтобы взять управление на себя, летчику надо использовать специальную кнопку.
Низкий расход топлива
С точки зрения экономики авиакомпании, большое значение имеет расход топлива. На эшелоне 37 тысяч футов (FL370, 11280 метров) расход топлива полностью загруженного самолета типа CS300 составляет всего 1700 кг – это цифра от маркетологов фирмы Bombardier.
Для сравнения: на узкофюзеляжных машинах предыдущего поколения одинаковой вместимости он составляет более двух тонн. Наиболее «ходовые» эшелоны для пассажирских полетов реактивных лайнеров находятся в диапазоне 38-40 тысяч футов. А CS300 может забраться выше, на эшелон FL410 (12500 метров). Поскольку на первом рейсе CS300 в Шереметьево было всего 70 пассажиров, масса самолета позволяла быстро забраться на эту высоту, что и было сделано. Расход топлива на этом рейсе оказался менее двух тонн. Максимальная скорость на данном эшелоне соответствует числу Маха полета М=0,82.
«У нас еще не такой большой опыт полетов на этом типе воздушных судов», - сказал нам Айнис Мартузанс и пошел готовиться к рейсу в базовый аэропорт.
Россия и CSeries
Выступление представителя Bombardier на конференции «Авиационное финансирование и лизинг в России и СНГ» 26 апреля 2017 года содержало информацию о том, что, по состоянию на прошлый месяц, в коммерческой эксплуатации находилось восемь CS100/300, которые к тому времени перевезли свыше 525 тысяч пассажиров, выполнив порядка пяти тысяч рейсов в более чем тридцать аэропортов.
Пока что фирма Bombardier не может похвастаться столь крупными портфелями заказов на свой новый самолет, какие получили Airbus на A320neo и Boeing на 737MAX. Вместе с тем, на CSeries есть контракты у отечественных лизингодателей. Довольно крупный заказ разместила воронежская лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК). Правда, в ходе реализации проекта CSeries, фирма Bombardier испытала ряд трудностей с запуском серийного производства и доведением до совершенства типовой конструкции воздушного судна. Образовался значительный перерасход средств на НИОКР и постановку производства, а поставки товарной продукции сдвинулись на несколько лет. Авиастроительной компании пришлось неоднократно извиняться перед клиентами в связи с невозможностью выполнить принятые на себя обязательства по договорам, подписанным ранее. Так, соглашения с ИФК несколько раз пересматривались. Напомним, что первое соглашение с Bombardier и ИФК подписали в 2011 году, а зимой 2013 заключили твердый контракт, предусматривающий начало отгрузки товарной продукции в 2015 году. Однако его пришлось пересматривать из-за отставания от первоначально согласованного графика поставок и технических трудностей, возникших у производителя с доводкой нового самолета до заявленных показателей и постановкой его серийного производства. Кроме того, канадские государственные структуры не предоставили воронежской фирме обещанного финансирования по линии поддержки экспорта высокотехнологичной продукции.
Летом 2016 года стало известно о сокращении заказа ИФК с 32 до 20 CS300, и переносе сроков поставки - теперь они планируются в период с октября 2018 по ноябрь 2021 года. Ранее внесенные авансовые платежи переведены на другую продукцию фирмы - турбовинтовые самолеты регионального класса Q400. Согласно информации на сайте воронежской компании, она ожидает первый Q400 в первой половине 2017 года, и еще пять - по ноябрь 2018 года. Недавно фирма Bombardier подтвердила, что ИФК имеет твердые заказы на Q400, и что пара таких машин будет передана в эксплуатацию кенийской авиакомпании Jambojet. По соглашению сторон, африканский авиаперевозчик получит оба самолета до конца текущего года. Вместе с данной информацией пришло и подтверждение, что ИФК остается среди заказчиков CSeries.