Вступительное слово Евгения Чудновского: Мы долго шли к этой цели. Когда-то у нас было два, а сегодня пять миллионов пассажиров. Я надеюсь, в этом году будет 5,4 млн пассажиров. Можно сказать, что авиационная отрасль вышла из кризиса. В кризис 2008-го, 2009-го года мы за два года вернули все показатели. То же самое произошло сейчас. По сути, за год мы вышли на объемы, которые превышают пиковые значения 2014-го года, а этот год был пиковым для всей отрасли. Сейчас можно с уверенностью сказать, что 2017-й год – пиковый за всю историю советского и постсоветского пассажиропотока в России, с чем я вас и поздравляю. В этом году мы ожидаем 12 миллионов пассажиров по группе [«Аэропорты Регионов»]. Средний рост составит, как и в «Кольцово», порядка 25%. То есть чуть выше, чем средний отраслевой уровень, который мы оцениваем в 18 – 19%.
Вступительное слово Алексея Пискунова: «Рекорд! Ещё в Советском Союзе в 1991-м году было 4900 млн. по итогам года. Теперь ориентировочно ожидаем 5 миллионов 400 тысяч пассажиров. Наши ожидания выросли по всем основным показателям: количество самолетовылетов, объем перевозимых грузов. Очень приятно, что выросла почта. Идет такое наращивание, что мы вынуждены предпринимать срочные инфраструктурные изменения с целью расширения пункта международного почтового обмена. Это и заказы (посылки) из Китайской Народной республики. Кроме того, продолжается программа «цветочников» - у нас основной хаб, потом цветы, которые прибывают из Амстердама, развозятся по всему региону».
- Все мы ждем Чемпионат мира по футболу. Как вы готовитесь к приему гостей?
Алексей Пискунов: Готовимся мы всегда по максимуму. Опасений, что возникнут какие-то непредвиденные, неожиданные трудности, на сегодняшний день нет. Аэропорт готов. Общие ожидания - примерно 60 тыс. болельщиков. Не трудно посчитать, зная параметры стадиона. Даже если по факту будет больше, у нас есть резерв и возможности на усиление в пиковые моменты.
- Будут ли организованы дополнительные пункты досмотра?
Алексей Пискунов: Сейчас ведется работа по дооснащению кабинами паспортного контроля. К нашим 30, которые расположены в терминале (15 на прилет и 15 на вылет), будет добавлено еще 15. Чтобы избежать каких-либо скоплений пассажиров, на пиковые прилеты и вылеты будет увеличение количества досмотрового оборудования и привлечены дополнительные сотрудники службы авиационной безопасности. У нас пропускная способность сейчас примерно 2 тысячи пассажиров в час - это совпадает с критерием, который нам определила FIFA.
- В период проведения игр Чемпионата мира будет как-то меняться регулярное расписание?
Алексей Пискунов: Практически нет. Регулярное расписание уже сформировано с учетом комфортных условий приема гостей и болельщиков. Пассажиры не должны заметить никакого дискомфорта. Тем более, время года достаточно благоприятное с точки зрения погодных условий – отсутствие обливов воздушных судов, нет снегопадов. Для этого периода не характерны туманы. Надеюсь, что все пройдет благополучно.
- Будет ли увеличен штат сотрудников аэропорта перед Чемпионатом мира? Будет ли обновление и увеличение аэродромной техники?
Алексей Пискунов: В преддверии Чемпионата мира мы не планируем радикального и скачкообразного увеличения людских ресурсов и техники. На период самих игр будет усиление службы авиационной безопасности. Сейчас в «Кольцово» работают около 2 тысяч человек (без кейтеринга). Кроме того, в период чемпионата будут задействованы волонтеры, которые будут помогать гостям ориентироваться в аэропорту.
- Новогодние праздники ближе, чем футбольный чемпионат. Куда в этом году полетят екатеринбуржцы?
Алексей Пискунов: Праздники у нас начинаются раньше – примерно за неделю до нового года. Это начало туристических поездок. На европейском направлении были открыты новые рейсы на Верону, появилась в чартерном расписании Катанья. Среди основных направлений, помимо европейского отдыха, востребованы Юго-Восточная Азия: Бангкок, Пхукет, Таиланд и Вьетнам. По этим направлениям первые полеты начинаются уже 24-го и 25-го декабря. Из регулярных рейсов - в новогоднюю ночь у нас в 22 часа крайний рейс. Первые рейсы 1-го января начинаются утром. Это будут «Уральские авиалинии» и чартерные рейсы. Мы подсчитали, что пик перевозок придется на 3 января. Это массовые разлеты по всем европейским направлениям и юго-восточным странам. Примерно через неделю после этого начинается массовый прилет. В уходящем году также вернулись некоторые старые направления. Авиакомпания «Ямал» возобновила рейсы в Минск. Частота – три рейса в неделю. Второе направление из забытых – Калининград, куда летают «Уральские авиалинии».
- Не так давно Группа «Ренова» вносила в Правительство РФ предложение по дифференцированному НДС для внутренних рейсов. Хотелось бы узнать, на какой стадии процесс принятия такого решения?
Евгений Чудновский: Инициатива касалось дифференциации НДС на внутрироссийские рейсы, которые не летят через Москву, чтобы они облагались ставкой ниже, чем та, что сейчас в отрасли. Это 10%. За несколькими исключениями: Калининград, где Президент недавно уже обнулил НДС, активно рассматривается вопрос обнуления НДС по Дальнему Востоку, действует льгота по Симферополю. Да, мы эти предложения внесли. В начале следующего года пройдет совещание, на котором будет обсуждаться уже конкретика. Пока из наших предложений – 0% по всем внутрироссийским рейсам, не касающимся Москвы, и, естественно, оставить ставку 10% на рейсы, которые идут через Москву. Если Правительство пойдет на такую меру, это будет существенным шагом, чтобы все российские региональные хабы получили возможность полноценной конкуренции с московским авиаузлом. А пассажиры получат возможность более оптимально строить свои маршруты.
- Каков статус проекта отмены аэропортовой льготы по НДС. Принято ли решение?
Евгений Чудновский: До конца нет. Идут финальные консультации с Минфином по согласованию проекта постановления по изменению Налогового кодекса. Выйдет ли он до конца этого года, я не уверен. Думаю, что нет. Это очень плохой сигнал для отрасли, потому что в этом году к Чемпионату вводится огромное количества объектов. Нам не удалось убедить Минфин, хотя мы убедили Правительство: Аркадием Дворковичем были даны поручения Минфину и Минтрансу – подготовить согласованное постановление – но они не увенчались пока успехом. Потери операторов аэропортов очень существенные. Можно сказать, что наш регулируемый ростовский тариф попал в этот невозмещаемый НДС. Тарифы могли бы быть ниже, если бы льгота была отменена раньше.
- Екатеринбург претендует на эту выставку Expo. Ранее заявлялось, что к ней может быть построена третья ВПП. Инвестиции оценивались в 15 – 20 миллиардов рублей. Рассматриваете ли вы возможность строительства этой полосы в случае получения права проведения выставки?
Алексей Пискунов: Когда мы готовились к конкурсу на Expo 2020, где заняли почетное второе место, аэропорт проводил определенную работу по подготовке. У нас было очень много визитеров и комиссий всех уровней. Нас оценивали, смотрели. Expo 2025 – это немножко иные задачи, потому что жизнь не стоит на месте. Мы обратились к международным авиационным консультантам и серьезным европейским фирмам. Они подготовят нам аналитику и расчеты. Наш нынешний генеральный план, разработанный Lufthansa Consulting, предполагает даже в настоящий момент построить дополнительно терминал международных авиалиний. Здесь в непосредственной близости, за гостиницей Angelo, на 60 – 70 тысяч квадратных метров. Это удвоит наши возможности. Если у нас сейчас проектная мощность порядка 8 миллионов пассажиров, то есть возможность увеличения до 15 – 16 миллионов с соответствующей инженерной инфраструктурой, сетями, подъездными путями и дорогами. 25-го декабря этого года будет введена в эксплуатацию после реконструкции взлетно-посадочная полоса № 2. Понадобится ли третья полоса? Я сомневаюсь. Строительство третьей полосы – это большой вопрос. Мы можем использовать две реконструированные взлетно-посадочные полосы. Полоса № 1 введена в эксплуатацию перед саммитом ШОС и БРИКС. Вторая ВПП была построена тоже по федеральной целевой программе, и сейчас будет улучшена с точки зрения своих возможностей по метеоминимуму до второй категории ICAO. Ими и будем пользоваться, потому что наша пропускная способность возрастет до 30 операций в час.
- Если будет построен новый терминал, нужен ли он будет Екатеринбургу после выставки?
Алексей Пискунов: Без развития трансферных перевозок мы остановимся в своем развитии. Сегодня транспортная авиационная подвижность населения чуть больше единицы. В Свердловской области населения меньше, чем мы перевезли пассажиров. Я понимаю, что приезжают пассажиры со всего региона – из Челябинска, Тюмени. «Уральские авиалинии» выполняют транзит из Китая в европейские столицы. Это серьезнейший прорыв. Это практически все европейские столицы, которые только можно придумать. Они наращивают постоянно программу. Конечно, из пассажиров процентов 80 это граждане КНР. Но зато у каждого свердловчанина есть возможность выбрать и слетать в европейскую столицу, а также полететь в Китай. Ежедневные рейсы. - это же здорово. Вот в этом наше будущее и залог роста. Драйвер роста – это транзит и трансфер. И для туристических компаний есть интересные рейсы и направления. Если мы прогнозируем на следующий год 5 миллионов 700 тысяч пассажиров, то мы скоро подойдем к проектной пропускной способности терминала. Мы уже думаем в следующем году выполнить реконструкцию международного терминала. По срокам все будет понятно по результатам конкурса на проведение Expo. Вот тогда сроки будут корректироваться по мере необходимости. Планируемая реконструкция поставит точку на тех технологических площадях, которые существуют на сегодняшний день. Больше реконструировать будет нечего. Терминальный комплекс полностью исчерпает свои возможности по расширению, улучшению и так далее. Соответственно, дальше мы смотрим, что нам надо проектировать и строить. Если нам выпадет такая честь, как Expo 2025, то планы будут скорректированы.
- Вы упомянули, что идет много грузов из Китая (посылок). В связи с этим в «Кольцово» проводятся некие инфраструктурные изменения. Не могли бы вы о них рассказать?
Алексей Пискунов: По пункту международного почтового обмена оператором является «Почта России». Мы предоставили его им в аренду. В самом терминале существует специально выделенная зона, где установлено технологическое оборудование «Почты России». Как я уже говорил, прирост идет от 1,5 тысяч тонн до 2,5 тысяч тонн в год. То есть, почти двукратное увеличение с момента открытия. В этом году «Почта России» попросила увеличить технологические площади. Сейчас идут проектные работы, по строительству автоматизированного почтового центра на нашей территории. По соглашению мы передали «Почте России» почти 7,5 гектаров под строительство этого центра, где будет новый пункт международного почтового обмена. Надеюсь, что строительство начнется в 2018-м году.
- Планируется ли в ближайшее время заключать какие-то концессионные соглашения с государством по поводу развития аэропортовой и аэродромной инфраструктуры? Какие аэропорты это могут быть?
Евгений Чудновский: Что касается нас, то единственный проект такого рода, в котором мы участвуем, это Новый Уренгой. Там отдается в концессию полоса – с обязательством ее реконструировать и обязательством построить новый терминальный комплекс. Подача заявок будет в ближайшее время. Правда, мы намерены попросить перенести сроки, с учетом небольшого времени на анализ концессионного соглашения. Во всех других региональных аэропортах на сегодняшний момент это не реалистично. Так как увеличит тарифы для пассажиров.
- До какого срока вы бы хотели попросить перенести подачу заявок. Можете ли озвучить параметры по инвестициям?
Евгений Чудновский: Параметры по инвестициям это предмет конкурса, поэтому я не смогу их раскрыть. Я думаю, что перенос в 30 рабочих дней было бы достаточно. Мы будем обсуждать с организаторами. Дело в том, что концессионное законодательство достаточно сложное. Сам проект концессионного соглашения (и то не в полном объеме) выложен за месяц за подачи – 15-го ноября. Мы вместе с юридическими консультантами и «Газпромбанком», с которым мы на эксклюзивной основе реализуем этот проект, считаем, что там есть ряд недоработок, которые было бы неплохо откорректировать до подачи заявок. С такими предложениями в ближайшее время будем выходить на организаторов.
- Ассоциация Эксплуатантов АЭВТ заявляет, что тарифы аэропортовых сборов в новом аэропорту Ростова-на-Дону по ряду позиций в разы выше, чем были в старом. Планируется ли повышать тарифы для авиакомпаний в аэропортах Саратова, Екатеринбурга?
Евгений Чудновский: Слово «повышать», наверное, неправильно. То, что вы имеете в виду – это установление регулируемых тарифов для нового аэропорта. Они установлены. Тарифы действительно высокие, но это объективный фактор с учетом 50 миллиардов рублей инвестиций. Это первый в России аэропорт, построенный абсолютно с нуля. Мы построили не только терминальный комплекс, а за частные деньги построили еще и большой объем вспомогательной инфраструктуры. Нами, ФАС и авиакомпаниями было проведено много консультаций с точки зрения тарифного уровня. Мы видим, что рост тарифов не приведет к росту стоимости билетов, с учетом высокой конкурентности и хорошей доходности рейсов в Ростове-на-Дону. Будут ли тарифы повышаться в других аэропортах? Есть федеральная методика установления тарифа. Если вы реализуете крупную инвестпрограмму, вы имеете право подавать на повышение тарифа. Учитывая, что в Саратове будет построен новый аэропорт в чистом поле, и там инвестиции весьма серьезные относительно действующего пассажиропотока, тарифы будут существенными. Надо смотреть на ситуацию объективно. Возвращаясь к ростовскому кейсу... Пассажиры авиакомпаний получают абсолютно другой уровень безопасности и комфорта. К сожалению, за это приходится платить.
- Поскольку помимо аэропорта «Кольцово» и «Платов» в холдинг «Аэропорты Регионов» входят еще некоторое количество аэропортов, хотелось бы чуть подробнее остановиться на каждом из аэропортов, которые будут принимать Чемпионат мира. Каков процент готовности? Что уже сделано? Что ещё предстоит сделать?
Евгений Чудновский: Все наши аэропорты абсолютно готовы, включая «Платов», который 1-го декабря 2017г. получил все необходимые разрешения, а 7-го декабря мы произвели полный перевод рейсов из старого аэропорта, причем, без приостановки и изменения регулярного расписания. Это уникальный случай в Европе и в России. В стране еще никогда ничего не переводилось с одного аэропорта в другой без остановки обслуживания. С точки зрения Чемпионата все наши объекты готовы. Я повторюсь, что это Самара, где мы в 2014-м году построили и ввели в эксплуатацию новый терминальный комплекс. Там инвестиции порядка 6 миллиардов рублей. Помимо терминала был построен грузовой терминал, привокзальная площадь, обновлена всевозможная инфраструктура. Государство к этому моменту реконструировало перрон и сейчас завершает взлетно-посадочную полосу. С нашей стороны все готово. Государство немного запаздывает. Я думаю, к Чемпионату все успеют. В Нижнем Новгороде мы с президентом открывали терминал в 2016-м году. То же самое - наша часть полностью готова. Новый терминал, новая привокзальная площадь и инфраструктура. Государство заканчивает перрон и вторую взлетно-посадочную полосу. Что отличает эти аэропорты от «Кольцово»? «Кольцово» вообще может не заметить Чемпионат мира из-за своего масштаба. Ну, 60 тысяч пассажиров – это чуть больше 1%. Для «Кольцово» это просто хороший летний день. Все остальные аэропорты в два - три раза меньше по пассажиропотоку. Там у нас зарезервированы старые терминалы, которые будут работать во время Чемпионата. Там увеличение гораздо более существенное. Потребуется большее увеличение численности персонала и наземной техники. Большая инвестиционная программа была сделана по наземной технике, по досмотровому оборудованию. Все это уже закуплено. Персонал обучается. Проблем с точки зрения нашей инфраструктуры мы не видим. При этом нам повезло, что везде были старые терминалы, и мы не создавали никакого излишка под Чемпионат. Затем старые терминалы просто закроются навсегда. Сносятся или перепрофилируются – это в зависимости от активов. А старый аэропорт Ростова-на-Дону, закрыт с 7-го декабря. Он пойдет под снос и там будет жилая застройка.
- В 2020-м году заканчивается ФЦП. Есть ли в отрасли понимание, что будет дальше. Как будет финансироваться развитие аэродромной инфраструктуры в регионах? Вы сказали, что концессия в регионах нелогична. Есть ли понимание?
Евгений Чудновский: ФЦП заканчивается гораздо раньше. Со следующего года они уже называются «госпрограмма». Сегодня верстается развитие транспортной системы на следующие годы. Я уверен, что государство понимает свою ответственность и не бросит население в труднодоступных регионах, и программа будет продолжена. Вопрос лишь в том, как она будет называться. Надо отметить, что за период действия ФЦП Федеральное Правительство сделало 75% от всего того, что нужно было сделать. Вы сейчас сможете назвать какие-нибудь крупные (узловые) аэропорты РФ, у которых нет современной аэродромной инфраструктуры? Я таких не припоминаю. Нам повезло, все наши аэропорты попали в программу Чемпионата мира по футболу. Мало того, что у нас новые полосы, так у нас еще и по две ВПП везде. Через десять лет будет следующий цикл, когда потребуется федеральная программа по реконструкции полос.
- Вы сказали, что практически не осталось аэропортов, которым нужна серьезная модернизация, но у нас есть международный аэропорт «Иркутск». Он тоже находится в городской черте. Помню, что Холдинг заявлял об интересе к аэропорту, когда конкурс и все, что происходило вокруг конкурса, активно обсуждалось. Можете уточнить, какой сейчас статус, кому аэропорт перешел и перешел ли?
Евгений Чудновский: Насколько нам известно, статус все тот же. Морочат голову инвестору и пытаются определиться, что же все-таки хочет регион. Регион, в моем понимании, упустил очень неплохую возможность. Они потеряли деньги ФЦП - 20 миллиардов рублей вычеркнуто для Иркутска и, видимо, навсегда. Насколько это поставит точку на возможности строительства нового аэропорта – непонятно. Это зависит от позиции правительства региона. Действующий аэропорт может просуществовать еще лет пять. Там нет с этим никаких проблем. Но если они не хотят его развивать, то нужно понимать, что вопрос строительства нового аэропорта должен быть отложен лет на 10, пока окупятся те инвестиции, которые кто-то будет вкладывать в действующий аэропорт. Мы исходим из того, что было бы правильно начинать сейчас процесс строительства нового аэропорта, но для этого Федерации и региону нужно решить вопрос с собственным бюджетом. То есть найти необходимые (из нашего опыта) 30 миллиардов рублей – 20 от федералов и 10 от субъекта – чтобы реализовать этот проект. Частный инвестор сможет подключиться со своими инвестициями. В целом, «Иркутск» – интересный аэропорт. Он, наверное, один из последних, кто остался в стране из не вошедших в какие-либо крупные холдинги. Инвестиционная программа в нем до конца не выполнена. Там действительно есть чем заняться с точки зрения качества обслуживания и снятия инфраструктурных ограничений. Безусловно, туристический потенциал с точки зрения китайского рынка очень высокий.
- Какие еще российские аэропорты, не входящие в какие-либо холдинги и управляющие компании Вам было бы интересно взять себе в управление?
Евгений Чудновский: Если серьезно, практически ничего не осталось. Уфа и Казань? У них нет потребности, потому что регионы совсем недавно провели там крупные инвестиционные проекты. Иркутск обсудили. По сути, всё. Больше из имеющегося в городах-миллионниках ничего нет. Ну, есть Омск, но там тяжелая ситуация с «Федоровкой». Регион должен сначала самостоятельно принять решение, хотят ли они строить новый аэропорт. Мы там были месяца два назад. «Федоровка» представляет собой тяжелое зрелище. Еще неизвестно, дешевле строить там или на новой площадке. Мы будем смотреть за развитием дел в Омске. В целом нам это интересно. Вопрос всегда в том, потянет ли оператор инвестиционную нагрузку. Сейчас все выходят на гораздо более тяжелые с точки зрения экономики проекты. Раньше мы и не смотрели, если меньше миллиона пассажиров, потому что можно было сконцентрироваться на чем-то более интересном, быстром и понятном. Сейчас уже все начинают смотреть на объекты меньше, либо за рубеж. Это тоже один из путей развития. Не СНГ, надо смотреть на Европу.
- А вы думаете, Европу отдадут, в свете санкций, под управление российской компании?
Евгений Чудновский: Во-первых, это можно делать совместно. Во-вторых, это зависит от страны в Европе.