Международный аэропорт «Платов» – крупнейший инфраструктурный проект Ростовской области. Аэропортовый комплекс возведен в Аксайском районе, в 4 км севернее станицы Грушевская. Новый аэропорт построен «с нуля» и заменит старый, который будет полностью выведен из эксплуатации интегрирован в городскую застройку.
Проект строительства нового аэропортового комплекса в Ростове-на-Дону реализуется в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» и Программы подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу 2018 года. Проект реализуется на основе государственно-частного партнерства. Участники проекта – Министерство транспорта РФ, Федеральное агентство воздушного транспорта, ФГУП АГА(А), Правительство Ростовской области и Управляющая Компания «Аэропорты Регионов». Общий объем инвестиций составляет 47 млрд руб., из которых частных - 19 млрд руб. (собственные средства «Реновы», а также привлеченные у Газпромбанка).
Первым в новый аэропорт прибыл рейс из Москвы, который выполняла авиакомпания «Россия» (входит в группу «Аэрофлот») на самолете А319, символично названный в честь крупнейшего города на юге России «Ростов-на-Дону». На его борту в столицу Южного Федерального Округа прибыли представители Росавиации во главе с руководителем агентства Александром Нерадько, а также руководители компаний-партнеров проекта и журналисты столичных СМИ.
Следующим прибыл самолет молодой авиакомпании юга России «Азимут», выполнивший символический рейс из старого аэропорта Ростова-на-Дону в новый. Этим рейсом на самолете Sukhoi SuperJet 100 прибыло около ста почётных гостей, среди которых были: Министр транспорта РФ Максим Соколов, Губернатор Ростовской области Василий Голубев, председатель Совета Директоров группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг, почётные граждане Ростовской области. Также в числе первых пассажиров «Платова» были представители федеральных служб и ведомств, исполнительной и законодательной власти региона, правоохранительных структур, региональных СМИ. По авиационной традиции первый рейс в новый аэропорт был встречен водной аркой из брандспойтов пожарных машин.
После осмотра пассажирского терминала, прибывшие гости направились на совещание, которое прошло в здании нового аэропорта, где обсуждался вопрос готовности воздушной гавани к обслуживанию регулярных рейсов. По словам главы Минтранса РФ Максима Соколова, первый регулярный рейс в аэропорту «Платов» будет обслужен 1 декабря 2017 года. «Вопрос перевода [в новый аэропорт] конкретных рейсов будет решен оператором аэропорта. В соответствии с решением правительства РФ перевод рейсов разрешен с 27 ноября, в соответствии с решениями сегодняшнего оперативного штаба, он будет осуществляться с нуля часов 1 декабря по конкретному НОТАМу, выпущенному оператором аэропорта», - пояснил Максим Соколов.
Стоит отметить, что в новый аэропорт будут осуществлять рейсы порядка 40 авиакомпаний, о чем рассказал гендиректор УК «Аэропорты Регионов» Евгений Чудновский: «Со всеми авиакомпаниями, которые летают из аэропорта Ростова-на-Дону, подписаны договоры о наземном обслуживании от нового юрлица. Они все ждут от нас НОТАМа по закрытию старого аэродрома и переходу в новый», - сказал Е.Чудновский. Планируется организовать круглосуточный трансфер между городом Ростов-на-Дону и новым аэропортом «Платов». Об этом рассказал министр транспорта региона Андрей Иванов. «Будут организованы соответствующие маршруты с интервалом 20 минут, а в ночное время - 30 минут от железнодорожного вокзала и железнодорожной станции «Сельмаш», - сказал он. Министр уточнил, что в ближайшее время будет проведен конкурс на поставку 20 микроавтобусов Mercedes Sprinter. «Срок поставки транспортных средств - 27 ноября», - добавил Иванов.
Строительство аэропорта было начато в 2014 году по поручению правительства РФ. В рамках реализация проекта «с нуля» на объекте осуществлено строительство всего комплекса аэропортовой инфраструктуры - нового аэродрома класса Б, искусственной взлётно-посадочной полосы размером 3600х45 метров с оснащением по II категории ИКАО, сети рулежных дорожек, перрона на 45 мест стоянки воздушных судов, грузового перрона, инженерных сетей, контрольно-диспетчерского пункта, стартовой и основной аварийно-спасательных станций и иных объектов аэродромной инфраструктуры.
Все объекты аэродромной инфраструктуры возведены за счёт средств федерального бюджета. Общая площадь искусственных аэродромных покрытий - 921 530 м2., что составляет 17% от общей площади аэропорта (общая площадь землеотвода аэропорта – 535 Га). Взлетно-посадочная полоса способна принимать все типы современных средне- и дальнемагистральных воздушных судов. За расчетный тип воздушного судна принят самолет B-777-300ER с ограничением интенсивности движения до 10 вылетов в сутки.
Пассажирский терминал площадью 50 тыс. кв. м. оснащен 9 телескопическими трапами. Автопарковка на привокзальной площади рассчитана на 2500 автомобилей. Расчетная пропускная способность аэропорта - 5 млн пассажиров в год (1 791 пассажиров в час). По данным Минтранса, в долгосрочной перспективе объем перевозок в «Платове» может вырасти до 12 млн человек в год. Также новый аэропорт будет ежегодно обрабатывать порядка 20 тыс. тонн грузов в год
Архитектурная концепция пассажирского терминала заслуживает особенного внимания. Крыша терминала с воздуха напоминает волны реки Дон, которые, разливаясь на берегу, переходят в каскадные фонтаны и небольшой водоём перед пассажирским терминалом. Автором концепции «Мост в небо» стало английское архитектурное бюро Twelwe Architects.
Председатель совета директоров ГК «Ренова» Виктор Вексельберг отметил, что ввод аэропортового комплекса «Платов» даёт больше возможности для развития прилегающей к аэропорту территории. «Наиболее актуальными и первоочерёдными задачами будет создание гостиничного комплекса, для того, чтобы экипажи и пассажиры могли переночевать в нормальных условиях. Это вопросы создания логистических центров, торговых комплексов, комплексов по поведению свободного времени, потому что деятельность аэропорта может быть связана с задержками, в первую очередь, из-за климатических условий. И нам хотелось бы создать максимально комфортные условия для пассажиров», - сказал он.
И действительно, новый аэропорт это не только аэродром и пассажирский терминал. Здесь возводится целый ряд инфраструктурных объектов: VIP-терминал, административно-технологический комплекс с залом брифинга экипажей, здания службы специального транспорта и ремонта, государственных контрольных органов, склада Duty Free, производственно-бытовое здание, здания кинологической службы, склада материально-технического снабжения, котельная, грузовой терминал, и другое.
Разрешения на ввод в эксплуатацию уже возведенных объектов аэропорта, включая сам пассажирский терминал, были выданы Росавиацией 16 октября 2017 года, а 4 ноября Глава Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о допуске аэропорта к выполнению международных полетов и обустройству пункта пропуска. Этому предшествовало получение заключений о соответствии новых объектов требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности.
Новый аэропорт будет одним из самых современных региональных аэропортов страны. Помимо новых процедурных технологий, как, к примеру, единая зона досмотра пассажиров международных и внутренних линий, в Платове будет использоваться технологичное оборудование. Так, именно донской аэропорт первым среди нестоличных авиагаваней начнет досматривать багаж пассажиров с помощью томографов, которые имеют лучшие в своем классе показатели обнаружения угроз при рекордной пропускной способности.
По завершению совещания высокие гости приняли участие в высадке деревьев в памятном сквере. Он посвящён 80-летию со дня основания Ростовской области. На привокзальной площади перед терминалом, как символ долголетия, благосостояния и процветания региона, высадили платаны. Их ровно 80 - по количеству лет со дня основания Ростовской области.
«Это начало большого движения. Мы должны наполнить территорию аэропорта. Куда будем двигаться? Дальше наше движение только вперёд», — сказал, отвечая на вопросы журналистов, глава региона Василий Голубев.