- Илья Николаевич, на заседании Общественного совета вы сказали, что добровольное страхование от задержки или невылета уже существует, но, возможно и видимо, не все об этом знают.
- Да, мы несколько лет продаем полисы защищающие от невылета или задержки рейсов, в том числе на сайтах авиакомпаний и туристических онлайн-агентств. Сейчас тема активно обсуждается и мы рассчитываем, что люди будут более внимательно относиться к возможности защитить себя от вполне настоящих рисков. Сейчас пример с "ВИМ-Авиа" нам в реальности показывает: те, у кого был полис и страховая защита, сейчас находятся в лучшем положении, чем те, кто страховую защиту не покупал.
- Есть примеры застрахованных?
- Конечно, мы уже получаем обращения от клиентов "АльфаСтрахование" оказавшихся пассажирами "ВИМ-Авиа". Уже произведены первые выплаты людям, которым надолго задерживали рейсы «ВИМ-Авиа». И не важно, они задержаны, или люди вообще не улетели. Или улетели другим рейсом, для нас это все равно. У нас есть разные страховые продукты, но большинство обращений, которые мы сейчас получаем, это люди, которые приобретали билеты и, соответственно, наши страховки на сайте OZON Travel и сайтах других туристических онлайн-агентств.
Например, OZON Travel вместе с нами предоставляет для своих клиентов страховую защиту в добровольном порядке, т.е. пассажир сам выбирает, покупать ему или нет страховку, которая предусматривает фиксированную выплату при задержке рейса более чем на 3 часа.
Увы, большая часть пассажиров "ВИМ-Авиа" - без полисов, потому что у этой авиакомпании большая часть - пассажиры чартерных рейсов, которые сами не покупали билеты, соответственно, и не покупали никакой защиты. Данные билеты лежали "внутри" турпакетов, а туристические компании это немного другая история. И пока у них подобных предложений нет.
Зато если вы, например, покупали авиабилет на рейсы "ВИМ-Авиа" онлайн, а вместе с ним и полис страхования на время путешествия от "АльфаСтрахование" - мы призываем вас обращаться в компанию. Например, по статистике OZON.Travel такие полисы покупают примерно 15-20% всех покупателей авиабилетов. И мы, пользуясь случаем, хотим привлечь внимание пассажиров к тому, что они могут получить дополнительную выплату и защиту.
- Есть какая-то верхняя планка выплаты для пассажиров "ВИМ-Авиа"?
- Да, есть текущая планка выплат - до 10 тысяч рублей. Но не составляет большого труда поднять верхнюю планку. При цене полиса в 200-300 рублей рост объемов максимальных выплат не приведет к удорожанию страховых полисов. При этом мы сейчас говорим о комплексной страховой защите, включающей не только задержку или отмену рейса, но и защиту от несчастных случаев при перелете, страхование багажа. И все это - в диапазоне 200-300 рублей.
- Как Вы думаете, не стоит ли перед правительством России поставить вопрос об обязательном страховании туристическими компаниями своих клиентов на случай задержки или невылета?
- Зачем? Это не нужно. В текущей действительности подбор авиакомпании партнера - это риск туроператора. Провал авиакомпании ложится на плечи туроператора, который обязан доставить обратно туриста. Захочет туроператор - будет страховать, не захочет - не будет. В конце концов, приобретая очень дешевые чартеры у "ВИМ-Авиа" участники рынка вполне осознавали, что с авиакомпанией не все в порядке, есть задержки, сбои, но шли на это. За что и поплатились. Это как нести вклад в банк, обещающий в 2 раза больше процентов по депозиту, чем остальные. Ты можешь заработать, если повезет, а может и все потеряешь. Это все-таки рынок. Он сам себя регулирует.
- Выходит, они прекрасно осознавали, что покупают чартеры по демпинговым ценам и понимали свой риск? Значит все претензии туристических компаний к авиаотрасли безосновательны?
- Должны были понимать. Когда они начинают жаловаться: «как же так, куда вы смотрели?». Но позвольте, это всего лишь взаимоотношения двух хозяйствующих субъектов. Это не должно быть предметом госполитики. Когда мы говорим о взаимоотношениях хозяйствующих субъектов на коммерческом рынке, какое ещё нужно регулирование, кроме Гражданского кодекса? Каждый сам отвечает за себя, свои решения и действия на рынке.
- Вернемся к теме страхования. Сама «ВИМ-Авиа» не страховала своих пассажиров?
- Тут другая история. "АльфаСтрахование" выступает за то, чтобы люди заботились о себе, ведь инструменты для этого есть. Если часто летающие и путешествующие пассажиры считают, что страховые компании предлагают мало или неинтересные продукты и страховую защиту, мы всегда готовы на это реагировать. Мы настроены предлагать нужные пассажирам продукты, и рады, когда они оказываются срабатывают и оказываются нужными.
Вот и с этим продуктом мы довольно долго формировали различные фокус-группы среди пассажиров, спрашивали, что бы им хотелось получить от страхования. И все для того, чтобы предложить им именно те вещи, которые выгодны самим пассажирам, а не авиакомпании, которая просто продает ничтожный продукт но получает с этого комиссию. В эти игры мы не играем и стараемся сделать что-то действительно нужное для путешествующего. И обычно авиакомпании в целом относятся к этому с пониманием. Но «ВИМ-Авиа» стала редким исключением.
Еще год назад «ВИМ-Авиа» продавала даже наши полисы. Но прошлом году в "ВИМ-Авиа" сказали, что они в нас больше не нуждаются, и что им компания «Ренессанс Страхование» предлагает более привлекательный для пассажира продукт. Вот сейчас, наверное, появился повод это проверить. Например, изучив правила, вы найдете там условия для выплат включающую в себя отмену или задержку рейса по метеоусловиям, но отнюдь не по вине авиакомпании. Даже интересно узнать, какое число клиентов "ВИМ-Авиа" смогут получить выплату по данному продукту.
- Приятно, что вы поступаете, как вполне добросовестная коммерческая компания и не пытаетесь лоббировать навязывание со стороны государства обязательного страхования пассажиров на случай задержки и невылета. Другие бы не упустили такой возможности в столь благоприятный для этого момент.
- Мы просто верим в рыночные механизмы. Нет никакого смысла в бесконечном субсидировании авиационной отрасли или формировании фондов из средств пассажиров. Пассажиры не станут покупать от этого чаще и больше билетов, а это не позволит достичь эффекта и успеха, не станет залогом стабильности отрасли авиаперевозок. Зато компании смогут долго стабильно работать в убыток. Надо ли это государству? Речь идет о том, как создать механизм, при котором компании не будут внезапно прекращать деятельность и оставлять пассажиров на произвол судьбы. То, что компании банкротятся - это совершенно нормальная история, это и есть рынок, и его история. Банкротство - это неотъемлемая часть рыночных механизмов. Ровно это механизмы и позволяют поддерживать конкуренцию и предлагать услугу по разумной цене. Как только мы начнем все регулировать, начнутся вопросы: почему у нас билеты такие дорогие?
Но банкротство банкротству рознь. Есть компании, которые завершают свою деятельность, и это очень печально, которые оставляют своих акционеров с убытками и, возможно, не расплачиваются с кредиторами, но потребитель при этом не страдает. А есть вот такие истории как с "ВИМ-Авиа". И на мой взгляд, речь должна идти не о механизмах, обеспечивающих стабильность работы, а о механизмах, позволяющих завершать деятельность авиакомпании с минимальным ущербом пассажирам.
Здесь любая история с созданием новых фондов, которыми неизвестно кто будет распоряжаться, каждый раз какая странная, очень громоздкая и коррупционноёмкая история, потому что этих фондов потом как всегда не хватит. И, по традиции, выяснится, что деньги куда-то подевались. на этом фоне даже вариант с привлечением бюджетных средств на вывоз пассажиров выглядит более гибким вариантом и механизмом. Если это общественно значимая вещь, то для этого мы и платим налоги. Это как чрезвычайная ситуация.
- Мне нравится аналогия с чрезвычайной ситуацией.
- Когда 40 000 россиян застряли в чужих странах - это и есть чрезвычайная ситуация. И какая разница, заблудились они в лесу, у них затопило дом или они оказались отрезаны от дома за тысячи километров? Надо им помочь, ну надо. При этом они тоже должны понимать - что можно было не только экономить на билетах, но и приобрести страховой полис перед вылетом. На западе авиакомпании банкротятся не реже, но никто не кричит что все прогнило и пропало. Просто заранее думают о рисках и их защите.
История про фонды снижает ответственность руководителя и акционеров авиакомпаний. Если собственники авиакомпаний, когда им будет удобно, всегда смогут сказать - есть фонд, я отчислял деньги, значит, сейчас мы уходим с рынка, когда нам захочется, а вы вывозите наших пассажиров, как вам будет удобно. Кому будет удобна такая ситуация? Вам или мне как пассажиру? Или мы не хотим, чтобы авиакомпании так завершали свою деятельность?
- В таком случае вы, как страховая компания, готовы модернизировать предлагаемый пассажиру продукт так, чтобы частично закрыть эту брешь?
- Из истории с «ВИМ-Авиа» мы обязательно сделаем выводы и будем дальше модифицировать свои предложения. Надеюсь, при поддержке общественности и самих авиакомпаний. В любом случае, это должно быть делом добровольным. Есть люди, которые покупают страховку, есть те, кто не покупает. Причем, по нашим исследованиям, есть люди, которые всегда это делают, а есть те, которые никогда не покупают страховку. Одни готовы, потратить лишние 200 рублей и получить дополнительную защиту, другие – нет. Это вопрос психологии и менталитета. Хотя, кстати, постепенно в обществе мнение о страховании все-таки меняется в пользу приобретения полисов дополнительной защиты от всяких неожиданностей, в том числе и во время путешествий.
- Да, мы несколько лет продаем полисы защищающие от невылета или задержки рейсов, в том числе на сайтах авиакомпаний и туристических онлайн-агентств. Сейчас тема активно обсуждается и мы рассчитываем, что люди будут более внимательно относиться к возможности защитить себя от вполне настоящих рисков. Сейчас пример с "ВИМ-Авиа" нам в реальности показывает: те, у кого был полис и страховая защита, сейчас находятся в лучшем положении, чем те, кто страховую защиту не покупал.
- Есть примеры застрахованных?
- Конечно, мы уже получаем обращения от клиентов "АльфаСтрахование" оказавшихся пассажирами "ВИМ-Авиа". Уже произведены первые выплаты людям, которым надолго задерживали рейсы «ВИМ-Авиа». И не важно, они задержаны, или люди вообще не улетели. Или улетели другим рейсом, для нас это все равно. У нас есть разные страховые продукты, но большинство обращений, которые мы сейчас получаем, это люди, которые приобретали билеты и, соответственно, наши страховки на сайте OZON Travel и сайтах других туристических онлайн-агентств.
Например, OZON Travel вместе с нами предоставляет для своих клиентов страховую защиту в добровольном порядке, т.е. пассажир сам выбирает, покупать ему или нет страховку, которая предусматривает фиксированную выплату при задержке рейса более чем на 3 часа.
Увы, большая часть пассажиров "ВИМ-Авиа" - без полисов, потому что у этой авиакомпании большая часть - пассажиры чартерных рейсов, которые сами не покупали билеты, соответственно, и не покупали никакой защиты. Данные билеты лежали "внутри" турпакетов, а туристические компании это немного другая история. И пока у них подобных предложений нет.
Зато если вы, например, покупали авиабилет на рейсы "ВИМ-Авиа" онлайн, а вместе с ним и полис страхования на время путешествия от "АльфаСтрахование" - мы призываем вас обращаться в компанию. Например, по статистике OZON.Travel такие полисы покупают примерно 15-20% всех покупателей авиабилетов. И мы, пользуясь случаем, хотим привлечь внимание пассажиров к тому, что они могут получить дополнительную выплату и защиту.
- Есть какая-то верхняя планка выплаты для пассажиров "ВИМ-Авиа"?
- Да, есть текущая планка выплат - до 10 тысяч рублей. Но не составляет большого труда поднять верхнюю планку. При цене полиса в 200-300 рублей рост объемов максимальных выплат не приведет к удорожанию страховых полисов. При этом мы сейчас говорим о комплексной страховой защите, включающей не только задержку или отмену рейса, но и защиту от несчастных случаев при перелете, страхование багажа. И все это - в диапазоне 200-300 рублей.
- Как Вы думаете, не стоит ли перед правительством России поставить вопрос об обязательном страховании туристическими компаниями своих клиентов на случай задержки или невылета?
- Зачем? Это не нужно. В текущей действительности подбор авиакомпании партнера - это риск туроператора. Провал авиакомпании ложится на плечи туроператора, который обязан доставить обратно туриста. Захочет туроператор - будет страховать, не захочет - не будет. В конце концов, приобретая очень дешевые чартеры у "ВИМ-Авиа" участники рынка вполне осознавали, что с авиакомпанией не все в порядке, есть задержки, сбои, но шли на это. За что и поплатились. Это как нести вклад в банк, обещающий в 2 раза больше процентов по депозиту, чем остальные. Ты можешь заработать, если повезет, а может и все потеряешь. Это все-таки рынок. Он сам себя регулирует.
- Выходит, они прекрасно осознавали, что покупают чартеры по демпинговым ценам и понимали свой риск? Значит все претензии туристических компаний к авиаотрасли безосновательны?
- Должны были понимать. Когда они начинают жаловаться: «как же так, куда вы смотрели?». Но позвольте, это всего лишь взаимоотношения двух хозяйствующих субъектов. Это не должно быть предметом госполитики. Когда мы говорим о взаимоотношениях хозяйствующих субъектов на коммерческом рынке, какое ещё нужно регулирование, кроме Гражданского кодекса? Каждый сам отвечает за себя, свои решения и действия на рынке.
- Вернемся к теме страхования. Сама «ВИМ-Авиа» не страховала своих пассажиров?
- Тут другая история. "АльфаСтрахование" выступает за то, чтобы люди заботились о себе, ведь инструменты для этого есть. Если часто летающие и путешествующие пассажиры считают, что страховые компании предлагают мало или неинтересные продукты и страховую защиту, мы всегда готовы на это реагировать. Мы настроены предлагать нужные пассажирам продукты, и рады, когда они оказываются срабатывают и оказываются нужными.
Вот и с этим продуктом мы довольно долго формировали различные фокус-группы среди пассажиров, спрашивали, что бы им хотелось получить от страхования. И все для того, чтобы предложить им именно те вещи, которые выгодны самим пассажирам, а не авиакомпании, которая просто продает ничтожный продукт но получает с этого комиссию. В эти игры мы не играем и стараемся сделать что-то действительно нужное для путешествующего. И обычно авиакомпании в целом относятся к этому с пониманием. Но «ВИМ-Авиа» стала редким исключением.
Еще год назад «ВИМ-Авиа» продавала даже наши полисы. Но прошлом году в "ВИМ-Авиа" сказали, что они в нас больше не нуждаются, и что им компания «Ренессанс Страхование» предлагает более привлекательный для пассажира продукт. Вот сейчас, наверное, появился повод это проверить. Например, изучив правила, вы найдете там условия для выплат включающую в себя отмену или задержку рейса по метеоусловиям, но отнюдь не по вине авиакомпании. Даже интересно узнать, какое число клиентов "ВИМ-Авиа" смогут получить выплату по данному продукту.
- Приятно, что вы поступаете, как вполне добросовестная коммерческая компания и не пытаетесь лоббировать навязывание со стороны государства обязательного страхования пассажиров на случай задержки и невылета. Другие бы не упустили такой возможности в столь благоприятный для этого момент.
- Мы просто верим в рыночные механизмы. Нет никакого смысла в бесконечном субсидировании авиационной отрасли или формировании фондов из средств пассажиров. Пассажиры не станут покупать от этого чаще и больше билетов, а это не позволит достичь эффекта и успеха, не станет залогом стабильности отрасли авиаперевозок. Зато компании смогут долго стабильно работать в убыток. Надо ли это государству? Речь идет о том, как создать механизм, при котором компании не будут внезапно прекращать деятельность и оставлять пассажиров на произвол судьбы. То, что компании банкротятся - это совершенно нормальная история, это и есть рынок, и его история. Банкротство - это неотъемлемая часть рыночных механизмов. Ровно это механизмы и позволяют поддерживать конкуренцию и предлагать услугу по разумной цене. Как только мы начнем все регулировать, начнутся вопросы: почему у нас билеты такие дорогие?
Но банкротство банкротству рознь. Есть компании, которые завершают свою деятельность, и это очень печально, которые оставляют своих акционеров с убытками и, возможно, не расплачиваются с кредиторами, но потребитель при этом не страдает. А есть вот такие истории как с "ВИМ-Авиа". И на мой взгляд, речь должна идти не о механизмах, обеспечивающих стабильность работы, а о механизмах, позволяющих завершать деятельность авиакомпании с минимальным ущербом пассажирам.
Здесь любая история с созданием новых фондов, которыми неизвестно кто будет распоряжаться, каждый раз какая странная, очень громоздкая и коррупционноёмкая история, потому что этих фондов потом как всегда не хватит. И, по традиции, выяснится, что деньги куда-то подевались. на этом фоне даже вариант с привлечением бюджетных средств на вывоз пассажиров выглядит более гибким вариантом и механизмом. Если это общественно значимая вещь, то для этого мы и платим налоги. Это как чрезвычайная ситуация.
- Мне нравится аналогия с чрезвычайной ситуацией.
- Когда 40 000 россиян застряли в чужих странах - это и есть чрезвычайная ситуация. И какая разница, заблудились они в лесу, у них затопило дом или они оказались отрезаны от дома за тысячи километров? Надо им помочь, ну надо. При этом они тоже должны понимать - что можно было не только экономить на билетах, но и приобрести страховой полис перед вылетом. На западе авиакомпании банкротятся не реже, но никто не кричит что все прогнило и пропало. Просто заранее думают о рисках и их защите.
История про фонды снижает ответственность руководителя и акционеров авиакомпаний. Если собственники авиакомпаний, когда им будет удобно, всегда смогут сказать - есть фонд, я отчислял деньги, значит, сейчас мы уходим с рынка, когда нам захочется, а вы вывозите наших пассажиров, как вам будет удобно. Кому будет удобна такая ситуация? Вам или мне как пассажиру? Или мы не хотим, чтобы авиакомпании так завершали свою деятельность?
- В таком случае вы, как страховая компания, готовы модернизировать предлагаемый пассажиру продукт так, чтобы частично закрыть эту брешь?
- Из истории с «ВИМ-Авиа» мы обязательно сделаем выводы и будем дальше модифицировать свои предложения. Надеюсь, при поддержке общественности и самих авиакомпаний. В любом случае, это должно быть делом добровольным. Есть люди, которые покупают страховку, есть те, кто не покупает. Причем, по нашим исследованиям, есть люди, которые всегда это делают, а есть те, которые никогда не покупают страховку. Одни готовы, потратить лишние 200 рублей и получить дополнительную защиту, другие – нет. Это вопрос психологии и менталитета. Хотя, кстати, постепенно в обществе мнение о страховании все-таки меняется в пользу приобретения полисов дополнительной защиты от всяких неожиданностей, в том числе и во время путешествий.