Более 200 самых успешных студентов программы Приток получили уникальную возможность продемонстрировать имеющиеся знания и навыки в сфере управления аэропортовой деятельностью. В Деловой игре смоделированы реальные бизнес-процессы работы воздушной гавани: согласно условиям DME LIVE Practice, 3 команды студентов по 44 человека представляют аэропорты, ещё 110 человек из числа учащихся выступают в роли пассажиров.
Цель Деловой игры заключается в развитии практических навыков эффективного планирования и управления производственными процессами у студентов, проходящих подготовку в рамках целевой программы Приток. Кроме того, Деловая игра способствует выявлению и в перспективе развитию управленческих качеств будущих молодых специалистов аэропорта.
Для отработки практических навыков, в условиях максимально приближённых к реальности, для молодых специалистов были открыты три мини-аэропорта с настоящими техникой и самолетами. Всего студентам предстояло освоить более 30 профессий, от которых зависит бесперебойная и качественная работа аэропорта. Молодые специалисты управляли аэродромной техникой, обслуживали пассажиров перед рейсом и, конечно же, готовили к вылету три настоящих воздушных судна: Boeing 767, Boeing 737 и Boeing 747.
Для подготовки к игре участники прошли специальное обучение по 44 учебным курсам – от авиационной безопасности до управления оперативной сменой аэропорта. Суммарно объем практических занятий превысил 2,5 тыс. академических часов. Игра полностью автоматизирована за счет передовых IT-решений Домодедово. Рассказывает Залуцкий Геннадий Ильич, управляющий директор Domodedovo Integration:
«У нас эти игры проходят не первый год. Начинали мы с деловой игры в компьютерах, все эти операции были ну, совсем уж в виртуальной среде, отражались в виде учетных таблиц. Потом это все трансформировалось вот в такую практическую идею, когда реальное оборудование и на нем прямо те же самые операции, что и в реальной жизни, может с небольшим упрощением, но все по-взрослому. Само по себе оборудование - это реальные системы, которые у нас раньше стояли в аэропорту. Это реальные стойки регистрации и системы досмотра. Там стоит реальный софт, почти такой же, какой используется в нашей «боевой среде». У нас есть еще ряд систем, весьма похожий на рабочие, но мы их конечно упростили, потому что бизнес-процесс проще. Главное, что было сделано на сегодняшний день нового - специально разработанная программа, которая всем этим управляет. Там учитывается каждая операция, существуют чек-листы у каждого инспектора, они отмечают правильность выполнения каждой операции. У каждого студента есть КПК. Он получает задание, выполняет его, нажимает кнопку «выполнил». А за ним ходит инспектор, который подтверждает или нет закрытие задачи. Если участники игры выполняют все правильно, то их аэропорт зарабатывает деньги. Если они не успевают обслуживать рейс, то получают штрафы. Кто вовремя и правильно все выполняет, тот и выигрывает.
Аэропортовые базы данных, в которых отмечены рейсы, расписание. Вот это все связано. Все, как в жизни. Система управления фабрикой бортпитания. Заказ идет с рейса, соответственно поступает в цех, они его обрабатывают, распечатывают, готовы накладные по всем рецептурам. Все это учитывается: сколько сырья было израсходовано, лишнего или не лишнего, сколько порций они изготовили.
Система грузообработки - это система, которая работает в грузовом терминале, мы ее тоже адаптировали под студентов, чтобы они понимали из чего состоит процесс, но все равно она осталась довольно сложной. Это тоже заполнение разных накладных, у них есть сканеры, считывающие штрих-коды с разных устройств. В общем, они все это изучают на практике. Пассажиров регистрируют, принимают багаж, досматривают, сажают в автобус, везут в самолет.
Пассажир - это отдельная игровая роль. У каждого пассажира своя роль. Некоторые играют всяких буйных, кто-то больной, кто-то в колясках, с собачками. У нас чередуется вылет-прилет. Пассажиры вылетают из одного аэропорта, прилетают в другой, который должен их принят, выдать багаж и т.д. То есть, аэропорты меняются местами – отправляют один борт, а принимают другой. При этом они принимают и отправляют разные типы воздушных судов, технологии обслуживания которых несколько отличаются».
В DME LIVE Practice воссоздана полномасштабная экосистема авиационного бизнеса, учитывающая законодательные, финансово-экономические и технологические требования к деятельности аэропорта. Регулировать и контролировать выполнение законодательства в области авиаперевозок, специально разработанного для проведения игры – задача Государства. В качестве представителей исполнительной и судебной власти выступили профессионалы Домодедово.
Игра DME Practice проходит по стандартам олимпиады рабочих рук WorldSkills международного движения, организующего соревнования молодых специалистов по прикладным специальностям и компетенциям. Россия присоединилась к WorldSkills в мае 2012 г. Значимость WorldSkills Russia подтверждается поддержкой организации со стороны Министерства образования и науки РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ и Агентства стратегических инициатив.
Главная цель участников игры — достичь наиболее высоких финансовых показателей. Для этого им были предоставлены не только инструменты осуществления производственной деятельности, но и ресурсы для продвижения авиационных услуг. Так, для создания позитивного информационного поля, команды могли использовать средства коммуникации, которые представлены несколькими телевизионными каналами различной жанровой направленности, а также social media. В DME LIVE Practice действовал полноценный медиацентр, включающий, в том числе, Министерство связи и телецентр.
Масштабы мероприятия увеличиваются с каждым годом: 40 тыс. кв.м игровой зоны (это в четыре раза превышает размеры футбольного поля), более 400 участников, среди которых не только студенты отраслевых вузов, но и эксперты движения WorldSkills Russia, представители Министерства образования РФ и региональных министерств образования. В рамках игры состоялось выездное заседание Общественного Совета при Министре образования
Московской области под руководством Марины Захаровой, а также сопредседателя Совета в лице олимпийской чемпионки Ларисы Лазутиной.
Городецкий Игорь Дмитриевич, советник губернатора Московской области: «Я второй раз на подобном мероприятии. Был и на большом федеральном WorldSkills. Здесь, конечно, образцовая организация, совсем другой хайтековский уровень. Самое главное - огромный интерес и позитивный заряд участников. Это очень дорогого стоит, потому что сейчас нет ничего важнее для страны, чем подготовка молодых кадров. У нас в Подмосковье огромное количество инвестиционных проектов, где требуются специалисты новой формации. Сотни и сотни бизнесменов, работающих уже и имеющих «на прицеле» Московскую область, приходят с совершенно конкретными проектами, развивающими уже существующие производства, либо создающими новые. И ключевым элементом этого производства всегда будет человек – продвинутый рабочий класс . WorldSkills как раз создает такой рабочий класс, фактически класс будущего. Социальный слой, который во многом сродни по интеллекту, по кругу интересов, по лояльности, если хотите, что очень важно для государства, сродни элите общества, среднему классу, который создавался сотнями лет исторического развития во всем мире. Мне кажется, что это потрясающее начинание. И федеральный орган в лице Минобрнадзора, и наши областные структуры, и лично губернатор Андрей Воробьев заинтересованы в развитии World Skills. Это та консолидация первичного звена, первичного профессионального образования, которая произошла в Московской области: где-то около полутора сотен старых профучилищь сейчас интегрированы в укрупненные колледжи. Радует подмосковный домодедовский колледж «Московия», который на прошедших федеральных соревнованиях World Skills занял первое место. Где имеется реальное сопряжение интересов крупного товаропроизводителя и крупного учебного центра, возникает продукт. Продуктом этим является самое ценное, что есть - это человек. Был такой Папа Римский Иоанн Павел II, который сказал: «Раньше главным на планете была земля, потом капитал, сейчас главное - человек». И вот создать человека, который производит инструменты, аппаратуру, «человека работающего» - это сверхзадача. Мне кажется, что здесь она воплощается очень вовремя и очень правильно».
ПРОГРАММА ПРИТОК
Этапы программы Приток:
-
профориентационная работа с учебными заведениями;
-
конкурсный отбор школьников и студентов;
-
вступление в программу Приток;
-
целевая подготовка на предприятиях Домодедово;
-
работа в аэропорту Домодедово.
Основные принципы реализации программы:
-
каждый учащийся проходит дополнительное обучение, разработанное на основе требований к знаниям и навыкам должностей;
-
подготовка молодых специалистов проходит по 70 специальностям, как гуманитарного, так и технического профиля;
-
всем студентам гарантируется трудоустройство на Предприятиях аэропорта, что отражается в Договоре, заключаемом с каждым участником программы;
-
после начала работы в Московском аэропорту Домодедово для участников программы Приток проводятся мероприятия, направленные на успешное вхождение в должность, освоение профессиональных навыков и максимально эффективное включение в производственный процесс.