В работе Комиссии приняли участие члены и эксперты Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре, представители институтов гражданского общества, научного, экспертного и авиационного сообщества.
По повестке дня выступили:
- председатель Комиссии, президент ОАО «РЖД» Белозёров О.В.;
- заместитель председателя Комиссии, председатель подкомиссии по авиации, председатель совета директоров ЗАО «Группа компаний С7» Филёва Н.В.;
- заместитель генерального директора, директор по бюджетному управлению ЗАО «Группа компаний С7» Куделькин Д.Е.;
- главный научный сотрудник Центра отраслевой экономики НИФИ Министерства финансов Российской Федерации Уткин B.C.;
- ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ Высшая Школа Экономики Борисов Ф.А.;
- начальник Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 6 Казанский Д.М.;
- вице-президент Российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Карпович Б.Б.;
- руководитель Центра отраслевой экономики НИФИ Министерства финансов Российской Федерации Рыкова И.Н.
Заслушав и обсудив вынесенный на рассмотрение вопрос о развитии механизма стимулирования транспортной отрасли на примере воздушного транспорта, участники заседания отметили следующее:
Развитие эффективных транспортно-логистических связей - один из ключевых факторов структурной перестройки экономики и экономического роста, приоритет экономической политики российского Правительства. Развитие пассажирских перевозок, улучшение их доступности для граждан, повышение мобильности населения является важным элементом при решении данной задачи.
Государство активно поддерживает и стимулирует транспортную отрасль, используя различные инструменты государственной поддержки (сниженные налоговые ставки, субсидии, государственные гарантии по кредитам и др.)
Гражданская авиация имеет особое значение для Российской Федерации, как средство обеспечения дальнемагистральных пассажирских сообщений. Воздушный транспорт играет важную роль в регионах, лишенных средств наземного транспорта.
По оценкам экспертов, объём перевозок российских авиакомпаний в 2016 году составит 86 млн. чел., что на 7,6 % ниже максимума, достигнутого в 2014 году. В то же время, в кризисном 2009 году объём воздушных перевозок был почти вдвое меньше - всего 45 млн. пассажиров.
В сложных экономических условиях авиакомпании самостоятельно принимали меры по сдерживанию негативных тенденций в авиаперевозках, но ключевую роль в стимулировании спроса на пассажирские перевозки сыграли меры государственной поддержки. В 2015 году НДС на внутренние авиаперевозки был снижен с 18 % до 10%. В 2014-2015 годах отдельным авиакомпаниям были предоставлены государственные гарантии по банковским кредитам.
Получили развитие программы субсидирования перевозок на Дальний Восток, в Крым, в Калининград, действуют программы субсидирования региональных авиаперевозок. Росту пассажиропотока на внутренних авиалиниях содействует реализация пяти программ по субсидированию авиаперевозок. В рамках этих программ полеты выполняются 34 авиакомпаниями по 253 маршрутам.
Министерством транспорта Российской Федерации внесены предложения в Правительство Российской Федерации по обнулению ставки НДС на авиаперевозки, что позволит обеспечить ещё большую финансовую устойчивость авиакомпаний. Помимо этого, дополнительно развивается субсидирование внутреннего туризма с использованием воздушного транспорта, основанного на принципах софинансирования с субъектами Федерации.
В условиях негативной конъюнктуры на сырьевых рынках, сужения доходной базы государственного бюджета критически важно повысить эффективность мер государственной поддержки, использовать государственные ресурсы наиболее оптимальным образом.
Из всего комплекса применяемых инструментов поддержки необходимо выделить те меры, которые:
- реально улучшают доступность перевозок для населения, повышают его мобильность;
- обеспечивают сбалансированное развитие отрасли в интересах пассажиров;
- позволяют пассажиру выбирать оптимальный вид транспорта на каждом маршруте;
- стимулируют развитие отрасли, увеличивают объёмы перевозок.
В конечном итоге, эффективные меры стимулирования отрасли должны обеспечить экономический рост и возвратность государственных инвестиций.
Положительным примером стимулирования спроса на авиаперевозки могут служить программы субсидирования перевозок с Дальнего Востока, а также перевозок в Калининград и в Крым, где наблюдается значительный рост пассажиропотока. Данные программы реализуется по принципу субсидирования за перевезённого пассажира.
Наиболее эффективная мера - снижение НДС на внутренних воздушных линиях (ВВЛ) с 18% до 10% - привела к росту внутренних перевозок (более 6%) и стабилизации тарифа, несмотря на двукратный рост валютных затрат. Результаты такой поддержки - увеличение пассажиропотока, рост туризма и экономики. Выпадающие доходы по НДС авиакомпаний в значительной степени компенсируются налоговыми поступлениями по другим статьям (налоги с заработной платы, прибыли и др. как от авиакомпаний, так и от аэропортов, поставщиков топлива и др.)
Менее успешные примеры государственной поддержки - поддержка региональных перевозок в Приволжском Федеральном округе и других регионах по принципу субсидирования затрат на рейс. Перевозки по данным программам зачастую прекращаются полностью сразу после отмены субсидий, поскольку они не нужны пассажиру. Также неочевидна эффективность предоставления государственных гарантий по кредитам отдельным перевозчикам.
Участники заседания отметили необходимость систематизации мер государственной поддержки пассажирских перевозок. Предлагается перейти от поддержки к стимулированию роста - роста спроса, роста пассажиропотока, роста экономики.
Необходима единая логика стимулирования по всем видам транспорта и перевозчикам - выбирать вид транспорта и компанию-перевозчика должен пассажир.
Кроме того, субъектам транспортной отрасли необходимо понимать долгосрочную стратегию государства по стимулированию перевозок. Наличие такого понимания существенно повысит стремление перевозчиков инвестировать в развитие хабов, новых маршрутов и др.
По итогам состоявшегося обсуждения были сформулированы следующие предложения:
1. В целях сбалансированного (по видам транспорта) стимулирования пассажирских перевозок как одного из драйверов экономического роста, рассмотреть возможность внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта об установлении ставки НДС 0 % на внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа на срок от 3 лет.
2. В целях повышения эффективности бюджетных расходов и мер государственной поддержки в рамках существующих инструментов и государственных программ, провести аудит мер государственной поддержки в транспортной отрасли в целях совершенствования механизмов стимулирования спроса на пассажирские перевозки, повышения, улучшения доступности авиаперевозок для населения и повышения его мобильности.
3. Провести инвентаризацию мер стимулирования и государственного участия в экономической деятельности в сфере транспорта с учетом имеющихся инструментов (бюджетные, налоговые, тарифные, нормативно-правовые, имущественные и др.) и выработать меры по их совершенствованию, что позволит повысить вклад транспортной отрасли в экономический рост страны.
- председатель Комиссии, президент ОАО «РЖД» Белозёров О.В.;
- заместитель председателя Комиссии, председатель подкомиссии по авиации, председатель совета директоров ЗАО «Группа компаний С7» Филёва Н.В.;
- заместитель генерального директора, директор по бюджетному управлению ЗАО «Группа компаний С7» Куделькин Д.Е.;
- главный научный сотрудник Центра отраслевой экономики НИФИ Министерства финансов Российской Федерации Уткин B.C.;
- ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ Высшая Школа Экономики Борисов Ф.А.;
- начальник Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 6 Казанский Д.М.;
- вице-президент Российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Карпович Б.Б.;
- руководитель Центра отраслевой экономики НИФИ Министерства финансов Российской Федерации Рыкова И.Н.
Заслушав и обсудив вынесенный на рассмотрение вопрос о развитии механизма стимулирования транспортной отрасли на примере воздушного транспорта, участники заседания отметили следующее:
Развитие эффективных транспортно-логистических связей - один из ключевых факторов структурной перестройки экономики и экономического роста, приоритет экономической политики российского Правительства. Развитие пассажирских перевозок, улучшение их доступности для граждан, повышение мобильности населения является важным элементом при решении данной задачи.
Государство активно поддерживает и стимулирует транспортную отрасль, используя различные инструменты государственной поддержки (сниженные налоговые ставки, субсидии, государственные гарантии по кредитам и др.)
Гражданская авиация имеет особое значение для Российской Федерации, как средство обеспечения дальнемагистральных пассажирских сообщений. Воздушный транспорт играет важную роль в регионах, лишенных средств наземного транспорта.
По оценкам экспертов, объём перевозок российских авиакомпаний в 2016 году составит 86 млн. чел., что на 7,6 % ниже максимума, достигнутого в 2014 году. В то же время, в кризисном 2009 году объём воздушных перевозок был почти вдвое меньше - всего 45 млн. пассажиров.
В сложных экономических условиях авиакомпании самостоятельно принимали меры по сдерживанию негативных тенденций в авиаперевозках, но ключевую роль в стимулировании спроса на пассажирские перевозки сыграли меры государственной поддержки. В 2015 году НДС на внутренние авиаперевозки был снижен с 18 % до 10%. В 2014-2015 годах отдельным авиакомпаниям были предоставлены государственные гарантии по банковским кредитам.
Получили развитие программы субсидирования перевозок на Дальний Восток, в Крым, в Калининград, действуют программы субсидирования региональных авиаперевозок. Росту пассажиропотока на внутренних авиалиниях содействует реализация пяти программ по субсидированию авиаперевозок. В рамках этих программ полеты выполняются 34 авиакомпаниями по 253 маршрутам.
Министерством транспорта Российской Федерации внесены предложения в Правительство Российской Федерации по обнулению ставки НДС на авиаперевозки, что позволит обеспечить ещё большую финансовую устойчивость авиакомпаний. Помимо этого, дополнительно развивается субсидирование внутреннего туризма с использованием воздушного транспорта, основанного на принципах софинансирования с субъектами Федерации.
В условиях негативной конъюнктуры на сырьевых рынках, сужения доходной базы государственного бюджета критически важно повысить эффективность мер государственной поддержки, использовать государственные ресурсы наиболее оптимальным образом.
Из всего комплекса применяемых инструментов поддержки необходимо выделить те меры, которые:
- реально улучшают доступность перевозок для населения, повышают его мобильность;
- обеспечивают сбалансированное развитие отрасли в интересах пассажиров;
- позволяют пассажиру выбирать оптимальный вид транспорта на каждом маршруте;
- стимулируют развитие отрасли, увеличивают объёмы перевозок.
В конечном итоге, эффективные меры стимулирования отрасли должны обеспечить экономический рост и возвратность государственных инвестиций.
Положительным примером стимулирования спроса на авиаперевозки могут служить программы субсидирования перевозок с Дальнего Востока, а также перевозок в Калининград и в Крым, где наблюдается значительный рост пассажиропотока. Данные программы реализуется по принципу субсидирования за перевезённого пассажира.
Наиболее эффективная мера - снижение НДС на внутренних воздушных линиях (ВВЛ) с 18% до 10% - привела к росту внутренних перевозок (более 6%) и стабилизации тарифа, несмотря на двукратный рост валютных затрат. Результаты такой поддержки - увеличение пассажиропотока, рост туризма и экономики. Выпадающие доходы по НДС авиакомпаний в значительной степени компенсируются налоговыми поступлениями по другим статьям (налоги с заработной платы, прибыли и др. как от авиакомпаний, так и от аэропортов, поставщиков топлива и др.)
Менее успешные примеры государственной поддержки - поддержка региональных перевозок в Приволжском Федеральном округе и других регионах по принципу субсидирования затрат на рейс. Перевозки по данным программам зачастую прекращаются полностью сразу после отмены субсидий, поскольку они не нужны пассажиру. Также неочевидна эффективность предоставления государственных гарантий по кредитам отдельным перевозчикам.
Участники заседания отметили необходимость систематизации мер государственной поддержки пассажирских перевозок. Предлагается перейти от поддержки к стимулированию роста - роста спроса, роста пассажиропотока, роста экономики.
Необходима единая логика стимулирования по всем видам транспорта и перевозчикам - выбирать вид транспорта и компанию-перевозчика должен пассажир.
Кроме того, субъектам транспортной отрасли необходимо понимать долгосрочную стратегию государства по стимулированию перевозок. Наличие такого понимания существенно повысит стремление перевозчиков инвестировать в развитие хабов, новых маршрутов и др.
По итогам состоявшегося обсуждения были сформулированы следующие предложения:
1. В целях сбалансированного (по видам транспорта) стимулирования пассажирских перевозок как одного из драйверов экономического роста, рассмотреть возможность внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта об установлении ставки НДС 0 % на внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа на срок от 3 лет.
2. В целях повышения эффективности бюджетных расходов и мер государственной поддержки в рамках существующих инструментов и государственных программ, провести аудит мер государственной поддержки в транспортной отрасли в целях совершенствования механизмов стимулирования спроса на пассажирские перевозки, повышения, улучшения доступности авиаперевозок для населения и повышения его мобильности.
3. Провести инвентаризацию мер стимулирования и государственного участия в экономической деятельности в сфере транспорта с учетом имеющихся инструментов (бюджетные, налоговые, тарифные, нормативно-правовые, имущественные и др.) и выработать меры по их совершенствованию, что позволит повысить вклад транспортной отрасли в экономический рост страны.