В преддверии тура по строящимся объектам, Генеральный директор АО «МАШ» Михаил Михайлович Василенко ознакомил представителей СМИ с программой масштабного развития аэропорта.
Сегодня аэропорт Шереметьево является крупнейшим пассажирским и грузовым хабом России, обслуживая более 33 млн пассажиров и обрабатывая более 280 тыс. тонн грузов и почты в год. В аэропорту оперируют авиакомпании трех крупнейших глобальных авиационных альянсов, которые обслуживают более 200 направлений по всему миру: SkyTeam(Аэрофлот, Air France, KLM, Delta, CzechAirlines, Alitalia, China Southern Airlines, Korean Air и др.), StarAlliance (SAS, Air China, LOT, Adria Airways и др.), Oneworld(Finnair) . Несмотря на то, что Шереметьево обладает крупнейшим по площади аэровокзальным комплексом страны, сегодня осуществляются значительные инвестиции в дальнейшее его развитие как крупного восточно-европейского авиационного транспортного узла.
Михаил Василенко: «Реализация программы развития позволит Шереметьево стать одним из крупнейших пассажирских и грузовых хабов мира. Это повысит привлекательность Москвы как международного финансового центра и поднимает уровень конкурентоспособности нашей страны в целом».
Аэропорт Шереметьево ставит перед собой амбициозные цели и задачи, связанные с обеспечением долгосрочного сотрудничества с базовым перевозчиком - авиакомпанией «Аэрофлот», стратегическим партнером - «Волга-Днепр» и другими авиакомпаниями. Для этого разработана долгосрочная программа развития и модернизации с горизонтом планирования до 2026 года. К указанному периоду пропускная способность аэропорта достигнет 80 млн пассажиров в год.
Важнейшим этапом реализации программы является подготовка аэропорта к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году. К этому времени запланировано введение в строй терминала B, межтерминального перехода, новых карго- и топливозаправочного комплексов, независимой третьей взлетно-посадочной полосы, расширение Старошереметьевского шоссе и реконструкция Терминала С.
Основным аэровокзалом для пассажиров внутренних линий станет новый терминал B, входящий в Северный терминальный комплекс (СТК) аэропорта Шереметьево. После ввода в эксплуатацию первой очереди он обеспечит расчетную пропускную способность в объеме 20 млн пассажиров в год (4 100 пасс/час). Общая площадь здания нового терминала –составит 114 000 м2. Автоматизированная система обработки багажа в результате интеграции с системами других терминалов позволит обрабатывать до 4 800 ед. багажа в час.
Архитектурно-планировочное решение терминала будет исполнено в эстетике русского конструктивизма. На территории терминала В будут расположены три бизнес-зала общей площадью 4 000 м2 на 250-300 мест каждый и ВИП-зал с плановой площадью 1 600 м2. Терминал планируется обеспечить системой iBeacon для онлайн-навигации пассажиров по всему аэропорту через мобильное приложение Шереметьево. В новом терминале и межтерминальном переходе будет работать единая со всем остальным аэропортом бесплатная для пользователей высокоскоростная бесшовная Wi-Fi сеть.
Комплексное поддержание безбарьерной среды будет реализовано с помощью тактильной навигации, дублирования общедоступной информации шрифтом Брайля, пандусов, подъемных платформ, заниженных стоек, кнопок вызова ситуационной помощи, а также нового зала повышенной комфортности «Меркурий». Также, Новый терминал будет соединен пешеходной галереей с многоуровневым паркингом на 2 500 тыс. мест. Планируемый срок завершения строительства – декабрь 2017 г. Объем инвестиций - $305млн
Следующим, уникальным и во многом инновационным для России, является проект строительства межтерминальных переходов – двух подземных тоннелей (пассажирского и багажного, длиной 1936 метров каждый и диаметром 6 метров), которые пройдут прямо под летным полем и соединят все пассажирские терминалы аэропорта. Впервые в мире перевозка пассажиров и багажа будет организована под действующими взлетно-посадочными полосами. Доступ в межтерминальный переход будет осуществляться через комфортабельные станционные комплексы. Северный станционный комплекс будет находиться на уровне первого наземного этажа будущего терминала В. а южный станционный комплекс сооружается как отдельно стоящее здание, расположенное на территории между терминалами Е и D.
Пассажирский тоннель обеспечит гарантированное минимальное стыковочное время (до 50 минут) и увеличит оперативность трансфера пассажиров между терминалами, что особенно важно для организации эффективных хабовых операций. Время в пути между северным и южным терминальными комплексами составит всего 5 минут.
Автоматизированная система перевозки пассажиров обеспечит перевозку не менее 11,5 млн пассажиров в год, пропускная способность составит 3 352 пасс/час, в т.ч. 1 676 пасс/час в каждом направлении. Пропускная способность системы перевозки багажа - 5,9 млн ед. баг./год (1 816 ед. баг/час, в т.ч. 908 ед. баг/час в каждом направлении). Поставку и монтаж системы перевозки пассажиров обеспечивает компания Doppelmayr, а системы перевозки багажа - компания Beumer.
Проходка тоннелей межтерминального перехода осуществляется в круглосуточном режиме с помощью сверхсовременного и полностью автоматизированного тоннелепроходческого комплекса производства немецкого концерна Herrenknecht AG. Данная техника используется для беспросадочной проходки тоннелей с извлечением породы при помощи ленточного конвейера на поверхность и монтажа блоков высокоточной тоннельной обделки. Скорость проходки автоматизированного тоннелепроходческого комплекса - 18-20 метров сутки. К настоящему времени пассажирский тоннель проложен на 600 метров и пересек магистральную рулежную дорожку, а багажный тоннель достиг отметки в 300 метров. Планируемый срок завершения строительства – 2017 г. Объем инвестиций - $245 млн
Следующий объект - новый грузовой комплекс. После ввода в эксплуатацию первой очереди крупнейшего в России грузового терминала его мощность составит 380 000 тонн грузов в год. В перспективе, благодаря возможности расширения, мощности можно будет адаптировать под растущие потребности рынка и увеличить до 1 млн тонн грузов в год.
В новом карго-комплексе будет установлена автоматизированная система хранения и обработки грузов/которая является уникальной для применения в России. Терминал будет являться автоматизированным складским комплексом с минимальным количеством ручных операций. Это обеспечит высочайший уровень сохранности грузов при их обработке, перемещении и хранении. Перемещение и сортировка грузов в многоуровневых стеллажных зонах хранения будет осуществляться с помощью автоматических грузоподъемных механизмов. В терминале будут организованы две самостоятельные зоны — для контейнерного и бестарного хранения грузов с единой автоматизированной системой управления. Система хранения рассчитана на 3 898 поддонов и 612 мест для хранения паллет, 160 из которых будут оснащены системой контроля температуры. Комплекс планируется оснастить 28 пунктами приема и выдачи груза и 17 конвейерными линиями с выходами на аэродром.
Общая площадь нового грузового терминала составит 47 000 м2. Плановый срок завершения строительства и сдачи в эксплуатацию - 2 квартал 2017 г. Объем инвестиций - $85 млн.
Также, в аэропорту полным ходом идет строительство нового Топливо-заправочного комплекса, стоимостью $150 млн. И здесь важно отметить, что все эти проекты реализуются за счет частных инвестиций. Причем, после окончательного составления смет, инвесторам удалось сэкономить порядка $80 млн от первоначально запланированного объема инвестиций. Но эти деньги решено не экономить, а пустить на реконструкцию ещё одного терминала аэропорта Шереметьево – «С». Всего же суммарный объем частных инвестиций в строительство данных объектов превысит 865 млн долларов.
Помимо этого продолжается строительство третьей взлетно-посадочной полосы - ВПП-3 (длина 3200 м, ширина 60 м). Она позволит увеличить пропускную способность аэропорта по взлетно-посадочным операциям в 2 раза и обеспечит взлет и посадку практически всех типов воздушных судов. Финансирование строительства осуществляется из федерального бюджета в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России». Идут работы и по расширению Старошереметьевского шоссе, она же трасса Ш1-Ш2 (заказчиком выступает ГКУ «Дирекция дорожного строительства» Московской области). А также строительство северного съезда с трассы М-11 Москва-СПб.
Таким образом, к 2018 году общее число взлетно-посадочных операций с использованием трех ВПП увеличится с 55 до 90 единиц в час, общая пропускная способность терминалов вырастет с 9 008 до 13 118 пассажиров в час, а годовая пропускная способность аэропорта увеличится до 55 млн пассажиров.
«Важно отметить, что развитие аэропорта оказывает всё большее влияние на развитие экономики всего московского региона, в котором мы являемся и существенным драйвером промышленного роста, и логистическим центром, и крупнейшим налогоплательщиком, и привлекательным работодателем. При реализации основных проектов важнейшей задачей для нас является сохранение темпов роста перевозок и высочайших стандартов качества обслуживания пассажиров: аэропорт сейчас - мировой лидер по пунктуальности полетов и европейский лидер по качеству обслуживания. Мы встретим гостей Чемпионата на самом высоком уровне, ведь именно с Шереметьево начнётся их знакомство с Россией».
фото: Ю.Кузьмина