У организаций, как и у людей, обязательно есть родители, а если говорить сухим юридическим языком – учредители. Их было чуть более сорока человек – отцов-основателей Межрегиональной, а с 1998 года Международной ассоциации руководителей авиапредприятий (МАРАП). Командиров объединённых авиаотрядов, представлявших все территориальные управления гражданской авиации общесоюзного Аэрофлота. Настоящих энтузиастов, болеющих за дело своей жизни всей душой, подхвативших первыми в гражданской авиации идею клубного движения. Именно они создали в 1986 году Клуб командиров авиапроизводства, прообразом для которого послужил Клуб директоров промышленных предприятий, основанный в 1983 году академиком А.Г. Аганбегяном.
Спустя пять лет, в октябре 1991 года, из этого неформального объединения командиров родилась МАРАП. В «метрике» (учредительном протоколе) МАРАП так и записано: дата рождения – 23 октября 1991 года, место рождения – город Уфа.
К сожалению, время неумолимо. Многих отцов-основателей Ассоциации уже нет с нами. Кто-то, посвятив авиации всю свою жизнь, ушёл на заслуженный отдых. Других судьба разбросала по бескрайним просторам бывшего СССР, они оказались за пределами России и связь с ними утеряна. Но МАРАП всегда отличалась бережным отношением к директорскому «генофонду». На смену прежним лидерам директорского движения в Ассоциацию приходят новые поколения руководителей. Именно они 6-7 октября 2016 года собрались в Севастополе на 44-е заседание Клуба командиров авиапроизводства России (КК-44) и Общие (открытые) отчётно-выборные собрания Саморегулируемой организации авиационного бизнеса (СРО АБ) и Саморегулируемой общественной организации «Международная ассоциация руководителей авиапредприятий» (СРОО МАРАП), приуроченные к 25-летнему юбилею Ассоциации.
Тема КК-44: «Управление гражданской авиацией России: вчера, сегодня, завтра», – логическое продолжение разговора о практике и перспективах взаимодействия руководителей авиапредприятий с органами государственной власти, состоявшегося в Москве 10 июня 2016 года на 43-м заседании Клуба командиров, приуроченном к его 30-летию.
Эта тематика, по мнению участников 43-го и 44-го заседаний Клуба, рассчитана на длительную перспективу. Участники Клуба командиров, опираясь на 30-летний опыт, в Москве в июне решили и в Севастополе перешли от простого обмена опытом к семинарам по рекомендуемым управленческим практикам. В обозримой перспективе по мере разработки и принятия стандартов авиационного бизнеса Клуб перейдет к семинарам по их изучению и распространению. Таким образом, цели директорского корпуса, объединённого в МАРАП, соответствуют целям ИКАО, предметом деятельности которой являются стандарты и рекомендуемая практика. Кому-то может показаться, что директора сознательно ограничивают себя стандартами и рекомендуемой управленческой практикой, однако именно эта практика, в конечном итоге, призвана обеспечить безопасность авиационной деятельности, т.е. направлена на достижение целей ИКАО.
Слева направо: В.С.Исаев, П.С.Дейнекин, А.В.Нерадько, Р.Р.Сулейманов, Н.Н.Ивановский, В.В.Горлов, Е.Д.Казанцев
Организаторами заседания выступили СРОО МАРАП и СРО АБ.
В 44-м заседании Клуба приняли участие руководители, заместители/советники руководителей предприятий, организаций и МТУ Росавиации, Республики Крым и г. Севастополя, науки и учебных заведений ГА (ФГУП ГосНИИ ГА, СПбГУ ГА, МГТУ ГА); руководитель Росавиации; представители Общественной палаты РФ и Союза транспортников России; руководство Клуба ветеранов высшего руководящего состава гражданской авиации (Клуб «Опыт») и РОО «Авиаветеран»; руководство НП «Безопасность полётов» и Фонда «Партнёр гражданской авиации»; вице-президент Ассоциации гражданской авиации «АВИАСОЮЗ»; член Бюро Клуба вертолётчиков Франции и другие заинтересованные лица.
На заседании председательствовал генеральный директор СРОО МАРАП Сулейманов Р.Р.
С докладом об итогах 39-й очередной сессии Ассамблеи ИКАО (сентябрь – октябрь 2016) и роли руководителей предприятий и организаций гражданской авиации в их реализации выступил руководитель Росавиации Нерадько А.В.
Об интеграции авиатранспорта Республики Крым в авиатранспортный комплекс России рассказал генеральный директор ООО «Международный аэропорт «Симферополь» Плаксин Е.В.
Председатель Общественного совета при Росавиации, Герой России, Заслуженный военный лётчик СССР, генерал армии Дейнекин П.С. («Воздушный флот – сила России: история и развитие») и председатель Правления НП «Безопасность полётов», Заслуженный военный лётчик РФ, генерал-лейтенант Байнетов С.Д. («Опыт управления безопасностью полётов в Вооружённых Силах РФ») в своих докладах остановились на проблемах системы управления гражданской авиацией России и системы управления безопасностью полётов, отметили ценность опыта, накопленного в военной авиации России.
Президент ООО «ТМИ – Бизнес системы» Озеров Г.М. и вице-президент этой компании Богданова Н.Э. познакомили участников КК-44 с методологическими аспектами организационного совершенства, безопасности и сервиса авиапассажиров.
Вслед за этим участники Клуба рассмотрели
– практику, проблемы и перспективы управления деятельностью субъектов авиационного бизнеса (Ивановский Н.Н. – генеральный директор ООО «Авиапредприятие «Северсталь», президент СРОО МАРАП; Андреев А.В. – генеральный директор АО «Международный аэропорт Уфа»; Шпагин О.Г. – директор Красноярского транспортного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель»); управления гражданской авиацией на региональном уровне в современном и историческом аспектах (Чернов О.Г. – начальник Коми УГА МГА СССР, генеральный директор Коми республиканского авиапредприятия «Комиавиа» в 1980-х – 1990-х, независимый член Совета СРОО МАРАП; Смирнов О.М. – начальник Латвийского, Эстонского УГА МГА СССР, заместитель министра ГА СССР в 1974-1990, президент Фонда «Партнёр гражданской авиации»; Полецков С.М. – руководитель Коми МТУ Росавиации); управления экономикой хозяйствующих субъектов (Фридлянд А.А. – директор НЦ-19 ФГУП ГосНИИ ГА);
Слева направо: Генеральные директора ГУП «Аэропорт «Севастополь» В.В.Базыкин и АО «Международный аэропорт «Уфа» А.В.Андреев
Слева направо: генеральные директора ООО «ЭлектроЭйр» Р.Р.Карагулов, ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» И.Р.Марушко и ФКП «Аэропорты Севера» В.В.Волков
А.А.Фридлянд, директор НЦ-19 ГосНИИ ГА, и С.М.Полецков, руководитель Коми МТУ Росавиации
– опыт и лучшие отечественные практики управления гражданской авиацией на отраслевом уровне (Горлов В.В. – заместитель министра ГА СССР, заместитель директора ДВТ Минтранса России, ФАС / ФСВТ России в 1986-2000, председатель Совета РОО «Авиаветеран»); обеспечения безопасности на стадии разработки и производства авиационной техники (Книвель А.Я. – руководящий работник Минавиапрома СССР и последующих структур, МАК, координатор работы Головных НИИ в области перспективных научных разработок в 1983 – начале 2000-х, советник генерального директора ФГБУ «НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского»); методического обеспечения и регулирования лётной деятельности (Яковлев А.А. – начальник Актюбинского Высшего лётного училища ГА в 1987–19947, член Экспертного совета при Росавиации).
Состоялась церемония вручения поощрений Росавиации и Союза транспортников России в связи с 25-летием СРОО МАРАП (Нерадько А.В., Казанцев Е.Д. – член Общественной палаты РФ, вице-президент СТР).
Проведены общественные слушания по вопросу «Управление подготовкой авиационных кадров». Особое внимание было уделено рассмотрению опыта и практики управления подготовкой авиационных кадров в СССР (Смирнов О.М.); опыта организации и оплаты труда авиаработников в СССР (Тёмкина Т.Н. – начальник УОТиЗ МГА СССР с 1977 до начала 1990-х, заместитель председателя РОО «Авиаветеран»), проекта Концепции развития образования в сфере гражданской авиации до 2030 года (разработана рабочей группой уполномоченных представителей профессорско-преподавательского состава ВУЗов ГА); перспектив создания отраслевой системы управления профессиональными квалификациями (Сулейманов Р.Р. – председатель Совета СРО АБ, генеральный директор СРОО МАРАП).
Участники заседания одобрили упомянутый проект Концепции развития образования в сфере ГА (с учётом замечаний и предложений) и высказали принципиальное несогласие с планами Минтранса России по проведению реформы транспортного образования, предусматривающей интегрирование авиационных ВУЗов (в частности, МГТУ ГА) в Российский университет транспорта.
Было подчеркнуто, что предлагаемая Минтрансом России реформа противоречит международной практике, не учитывает Стандарты и Рекомендуемую практику Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и международные обязательства Российской Федерации в области гражданской авиации, может привести к снижению уровня безопасности авиационной деятельности (включая безопасность полётов) и национальной безопасности.
Решение участников общественных слушаний опубликовано на Общероссийском портале AVIA*RU Network и доведено 10 октября 2016 года до сведения Министра транспорта Российской Федерации Соколова М.Ю., председателя Координационного совета по транспортному образованию; Министра образования и науки Российской Федерации Васильевой О.Ю.; руководителя Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации Абызова М.А.; руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Нерадько А.В.; И.о. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сарицкого С.Н. и заместителя руководителя Чертока В.Б.; Председателя Общественного совета при Минтрансе России Блинкина М.Я.; Председателя Общественного совета при Росавиации Дейнекина П.С.; Председателя Общественного совета при Ространснадзоре Белозёрова В.Л.; секретаря Общественной палаты Российской Федерации Бречалова А.В.; Министерства обороны Российской Федерации; членов СРОО МАРАП и СРО АБ.
На Общих (открытых) отчётно-выборных собраниях СРОО МАРАП и СРО АБ подведены итоги работы за двухлетний период, намечены перспективы дальнейшей деятельности организаций. Состоялись выборы в руководящие органы СРОО МАРАП и СРО АБ.
В перерыве заседания. Слева направо: А.Р.Пивоваров, А.В,Нерадько, С.В.Извольский, П.С.Дейнекин, С.А.Невзоров, Т.Н.Тёмкина, С.М.Киричек, Р.Р.Сулейманов
Президентом Ассоциации избран Андреев А.В., генеральный директор АО «Международный аэропорт «Уфа», д.э.н.; первым вице-президентом – Ивановский Н.Н., генеральный директор ООО «Авиапредприятие «Северсталь»; генеральным директором в ранге вице-президента – Сулейманов Р.Р.; избраны вице-президенты по направлениям деятельности Ассоциации.
Новый президент СРОО МАРАП Андреев А.В. работает в городе Уфе – месте рождения Ассоциации
Звания Почётного члена МАРАП удостоены Чернов О.Г. и Ивановский Н.Н.
На общем собрании СРО АБ избраны: председатель Совета СРО АБ – Сулейманов Р.Р., генеральный директор – Тетерин В.В.
В рамках культурной программы КК-44 участники заседания посетили Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес-Таврический» и Музейный историко-мемориальный комплекс Героическим защитникам Севастополя «35-я Береговая Батарея».
Немного истории:
- 1-я оборона Севастополя - 1854-1855 гг. (в годы Крымской войны 1854-1856 гг.),
- 2-я оборона Севастополя - 1941-1942 гг. (в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.),
- 3-я оборона Севастополя - 1991-2014 гг. Так севастопольцы называют 23 года нахождения города в составе Украинской Республики.
- Современная история - см. видеоролик "Севастополь. Новейшая история"
Организаторы и участники 44-го заседания Клуба командиров выражают благодарность руководству и сотрудникам Филиала «Крымаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», аэропортов Симферополя и Севастополя за помощь в подготовке и проведении Клуба.
Место, сроки и тему очередного, XXXXV заседания Клуба командиров решено определить в рабочем порядке.
Пресс-служба СРОО МАРАП
Фотографии Валерия Плотницкого