Учебные бои происходили как между одиночными самолетами и парами, так и в масштабе «эскадрилья на эскадрилью» (по другим данным, число привлеченных «сушек» ограничивалось четырьмя). Участники учений на своей военной форме носили специальную нашивку с названием учений, индийской и британской символикой.
Учения освещались группой местных журналистов, которым предоставили возможность вести съемку британских и индийских самолетов на взлете и посадке. В дополнение к их фотосъемке, прессе предоставили несколько кадров, выполненных сотрудниками министерства обороны Соединенного Королевства (photo: MoD Crown Copyright). Среди переданных СМИ кадров был и такой, на котором «тайфун» и «сушка» запечатлены во время «совместного маневрирования» над Северным Морем (North Sea).
Официальных комментариев насчет сравнительных боевых и маневренных возможностей самолетов марки «Сухой» Су-30МКИ и Eurofighter EF2000 Typhoon не давалось. Однако в ходе неформального общения отдельным журналистам было сказано следующее. Хотя, по словам английских летчиков, легкий «тайфун» обладает более высокой, чем тяжелая «сушка», тяговооруженностью, это его преимущество легко нивелировалось за счет управляемого вектора тяги «Сухих». Как известно, реактивные сопла моторов EJ200 европейского истребителя не отклоняемые.
Характерная конструктивная особенность АЛ-31ФП – поворотное осесимметричное сопло с отклоняемым в наклонной плоскости вектором тяги в диапазоне углов +/-15 градусов, обеспечивающее режим сверхманевренности самолета. Управление поворотным соплом интегрировано с системой управления истребителя. На самолете Су-30МКИ два мотора АЛ-31ФП размещены с развалом (v-образность), чем обеспечивается возможность управления самолетом на низких скоростях в каналах тангажа и крена. Согласно информации ОКБ им. П.О. Сухого, режим суперманевренности на Су-30МКИ обеспечивается в диапазоне высот 0…10000 метров, скоростей – от нулевых до значения Маха полета М=0,5...0,6.
Управляемый вектор позволял индийским летчикам во время маневрирования выходить на большие углы атаки, до 70 градусов, что значительно превышает соответствующую цифру для «тайфуна». Кроме того, на низких скоростях полета «сушка» разворачивается по тангажу и крену значительно быстрее английского противника.
От внимания журналистов не ускользнул и тот факт, что, по крайней мере, один раз «сушка» вернулась с задания раньше срока, как им показалось, по причине сбоя в работе силовой установки. Правда, дефект устранили за одну ночь и на утро эта машина снова была полностью боеспособна.
По сообщениям индийской прессы, также комментирующей происходящее в английском небе, министерство обороны намерено закупить еще 30-40 Су-30МКИ в дополнение к почти трем сотням уже заказанных аналогичных самолетов. Они будут собраны на заводе Корпорации HAL в Насике. Необходимость в расширении закупок Су-30МКИ возникла в свете недавнего окончательного отказа Правительства Индии от тендера MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft), в котором участвовали российский МиГ-35, американские F-16IN и F-18E/F, европейский (Великобритания, Германия, Италия) Eurofighter EF2000 Typhoon и французский Rafale.
На проводившихся в июле-августе учениях Exercise Indradhanush IV, ВВС Индии была представлена эскадрильей номер 2 (No. 2 Squadron) с авиабазы Tezpur. Индийских авиаторов возглавлял командир группы (IAF Team Leader) Ashu Srivastav. В прошлом - летчик-истребитель, с налетом 2215 часов на самолетах семейства Су-30. Состав авиагруппы включал пятнадцать летчиков-истребителей и пять офицеров управления оружием (weapons systems officers, WSO).
Эскадрилья «сушек» действовала с аэродрома RAF Coningsby – места постоянного базирования истребительной эскадрильи номер 3 Королевских ВВС (RAF squadron No. 3) под командованием комэска Chris Moon. На время учений второй истребительной эскадрилье был придан транспортный самолет – заправщик Ил-78. Логистическая поддержка осуществлялась с использованием военно-транспортных самолетов C-17 Globemaster III и C-130J Hercules. Кроме различных грузов, они также были задействованы на перевозке личного состава, включая индийский и британский спецназ. В рамках учений отрабатывались операции по выброске десанта. С индийской стороны было задействовано подразделение спецназа Garud («птица»).
На заключительном этапе пребывания индийских гостей на британской земле, паре летчиков предоставили возможность выполнить полет в кабине истребителя-бомбардировщика Tornado. Самолетом управлял британский авиатор, а его индийский коллега занимал место оператора оружием. По обмену, пара англичан получила приглашение «прокатиться» в задней кабине «сушки».
История совместных учений ВВС Индии и Великобритании насчитывает два визита «тайфунов» на индийские авиабазы и однократное, в 2007 году, размещение группы самолетов Су-30 на английских аэродромах. Однако, по сообщениям местных СМИ, масштаб учений 2007 года был серьезно ограничен тогдашними требованиями индийского министерства обороны. В частности, летчикам запрещалось использование бортовой радиолокационной станции Н-011М «Барс» разработки НИИП им. В.В. Тихомирова. На нынешние учения подобное ограничение не распространялось. При этом, однако, участвующие стороны договорились о неких правилах ведения учебных воздушных боев за пределами прямой видимости BVR (beyond-visual range engagements). Так, специально оговаривалось некое предельное удаление при ведении такого боя.
Получается, что индийская сторона в добровольном порядке отказалась от преимущества, которое Су-30МКИ имеет перед «тайфуном» за счет более мощного радиолокатора Н-011М в котором, к тому же, применяются технологии электронного сканирования луча. Между тем, серийные «тайфуны» оснащаются менее продвинутыми локаторами типа Captor c механическим сканированием. Кроме дальности, у «Барса» есть и второе существенное преимущество – возможность одновременного наведения ракет с радиолокационными головками на несколько целей одновременно.
Также отмечается, что оба типа самолетов, и индийский, и британский, оснащены современными оптико-локационными системами (ОЛС, в английском варианте - IRST, infrared search and track), которые на учениях при необходимости могут использоваться на больших дальностях вместо радара.
Активная фаза учений растянулась на две недели, причем, ее интенсивность шла по нарастающей. Она завершилась совместной операцией, в которой, со стороны «синих», действовали четыре «сушки» и шесть «тайфунов», обеспечивающие сопровождение двум «геркулесам» (один – британский, другой - индийский). Последние выполняли задание по выброске десанта в глубине обороны «красных», противовоздушная система которых включала перехватчики Typhoon и учебно-тренировочные самолеты Hawk, вооруженные ракетами «воздух-воздух».
Главной целью учений была проверка мастерства летчиков по ведению воздушного боя. Нашлось время и для упражнений по поражению наземных целей. Как индийские «сушки» так и британские «тайфуны» наносили «удары» с имитацией сброса управляемых боеприпасов. Так, английский летчики показали мастерство по поражению «точечных» целей с помощью американских управляемых бомб Paveway II/IV, с наведением по лазерному лучу. И если британцы израсходовали несколько таких бомб, их индийские коллеги лишь «эмулировали» сброс аналогичных боеприпасов.
Английские журналисты пытались получить у индийских гостей хоть какую-то информацию по программам модернизации самолетов строя. В частности, их интересовали следующие вопросы: переоснащение истребителей радиолокационными станциями с активной фазированной решеткой; доработка самолетов на использование французского нашлемного прицела Topsight фирмы Thales; gодвеска новейших ракет «воздух-воздух» дальнего радиуса действия индийской разработки тип Astra и «воздух-земля» тип Brahmos. Однако ни на один из подобных вопросов индийские гости не ответили, ссылаясь на ограничения, установленные министерством обороны.
Неформальное общение позволило сделать вывод о том, что средства, сэкономленные по тендеру MMRCA, будут пущены на ускорение работ по истребителю пятого поколения Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA), которые ведутся совместно с Россией.
фото МО Великобритании