Немного предыстории. Наша редакция имеет многолетний опыт проведения различного рода опросов и голосований. Первый свой опрос мы провели примерно ещё полтора десятка лет назад. Несмотря на это, мы не «злоупотребляли» этим инструментом изучения мнения аудитории. Сама по себе форма интернет-опроса, во-первых, не гарантирует высокой степени достоверности полученного результата, так как всегда есть возможность искусственной накрутки голосов заинтересованными лицами, а во-вторых, мнение аудитории отдельно взятого специализированного отраслевого ресурса может резко отличаться от мнения всех граждан страны, так как подавляющее большинство посетителей сайта принадлежит к конкретному профессиональному сообществу.
Однако я не просто так упомянул, что на всякого рода опросах мы «собаку съели». Само собой мы использовали все возможные инструменты, чтобы отсечь возможность для подтасовки результатов извне. А также, мы разделили аудиторию на профессиональное сообщество и всех остальных граждан, условно назвав их – «пассажирами». В итоге, на наш взгляд, мы получили весьма интересные результаты.
Нами было признано действительными 4565 голосов. Вполне достаточно для любого социологического исследования. Сразу отмечу, что если бы мы признали все голоса без отсечки сомнительных, результаты получились бы в целом точно такими же, как и те, что представлены ниже в таблице.
Итак, 20,5% проголосовавших сообщили о себе, что работают в авиапроме, 44,7% - работают в гражданской авиации, 34,3% - пассажиры. Этих цифр нет в таблице, так как не столь важно, каково было процентное соотношение этих групп, а важно то, как эти группы ответили на наши вопросы. Эти цифры скорее интересны нам как изданию, так как, с некоторым допущением, соответствуют облику аудитории AVIA.RU в целом. Наши исследования и раньше показывали, что примерно 70% аудитории портала это работники гражданской авиации и авиапрома, и около 30% - работники смежных отраслей, военнослужащие (ВВС), пилоты-любители, спортсмены, интересующиеся авиацией, и другие.
Смотрим на таблицу и комментируем. Первый столбик результатов отражает мнение аудитории в целом, а остальные – результаты по трем «профессиональным» группам:
Вопрос/ответ
|
Вся аудитория, %
|
Работники авиапрома, %
|
Работники ГА, %
|
«Пассажиры», %
|
Согласны ли Вы с утверждением, что SSJ100 по комфорту для пассажиров не уступает западным аналогам?
|
|
|
|
|
Да
|
57,7
|
55,2
|
56,0
|
62,0
|
Нет
|
23,4
|
25,3
|
27,5
|
16,9
|
Не знаю
|
18,9
|
19,5
|
16,5
|
21,1
|
Считаете ли Вы, что SSJ100 соответствует современным требованиям надежности и безопасности?
|
|
|
|
|
Да
|
55,9
|
52,7
|
54,3
|
60,3
|
Нет
|
30,3
|
37,4
|
33,9
|
21,6
|
Не знаю
|
13,8
|
9,9
|
11,8
|
18,1
|
Считаете ли Вы, что самолет SSJ100 является успехом российского авиастроения?
|
|
|
|
|
Да
|
35,8
|
36,9
|
27,8
|
45,8
|
Нет
|
57,3
|
58,5
|
65,9
|
45,5
|
Не знаю
|
6,9
|
4,6
|
6,3
|
8,7
|
Ваше мнение о самолете сформировалось:
|
|
|
|
|
На основе личного опыта
|
50,6
|
65
|
55,4
|
35,6
|
По рассказам знакомых
|
15,7
|
13
|
20,4
|
11,2
|
Из публикаций СМИ
|
33,7
|
22
|
24,2
|
53,2
|
Если посмотреть на результаты ответов на первые два вопроса, то более половины читателей AVIA.RU считают, что самолет Sukhoi Supejet 100 современный, комфортный, безопасный и не уступает западным аналогам. Причем, все группы респондентов единодушны в своем мнении. Так считает большинство людей, причастных к производству авиатехники, с ними солидарны и потребители продукции авиапрома – работники гражданской авиации. А среди «пассажиров» цифра одобрения перевалила за 60%.
А вот на третий вопрос «Считаете ли Вы, что самолет SSJ100 является успехом российского авиастроения?» большинство читателей сайта ответили отрицательно (57%). Это соответствует и мнению профессиональных групп - авиастроителей и работников ГА. Причем, последние в целом «радикальнее» в своем мнении (66%).
Получается некоторое противоречие - самолет отвечает всем современным требованиям, но, при этом, профессиональное сообщество не считает его успехом авиастроения. В принципе такой результат нас не удивил. Просто этот вопрос нам бы следовало сформулировать конкретнее. Полагаем, что каждый из отвечавших на него читателей вложил в понятие «успех» свой смысл. Для одного успех это техническое совершенство конструкции, для другого – импульс в развитии авиапромышленности, для третьего – коммерческий успех самолета на рынке, а для четвертого – эффективный рабочий инструмент.
Одно ясно, для профессионального сообщества самолет с успехом пока не ассоциируется. А вот «пассажиры» думают иначе. На вопрос об успехе (или неуспехе) проекта их мнение куда позитивнее профессиональной аудитории. Голоса разделились поровну: 45 – За, 45 – Против.
Не менее интересно и то, как читатели ответили на вопрос об источнике информации, который повлиял на формирование их мнения о Суперджете. Две трети работников авиапрома сформировали свое мнение на основе личного опыта. Такая же примерно ситуация и с работниками ГА – более половины респондентов. А «пассажиры» … И это самое интересное. Более половины представителей этой группы заявили, что их мнение о проекте SSJ100 сформировано средствами массовой информации. И как тут не вспомнить неоднократные заявления руководителей проекта, что успеху самолета на рынке мешает негативный фон в СМИ. Однако именно те, чье мнение во многом было сформировано этими СМИ, оценивают проект куда позитивнее, нежели профессиональное сообщество. И тут есть над чем задуматься.
Подводя итог хочется отметить, что результаты опроса оказались одновременно и предсказуемы, и неожиданны. По одним вопросам мы получили подтверждение, другие вносят корректировку в наше представление о положении вещей. Что ж, думаю, можно считать этот опыт успешным. Впредь мы будем чаще прибегать к подобному способу изучения мнения аудитории.