Некоммерческая организация
«РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ЭКСПЛУАТАНТОВ ВОЗДУШНОГО
ТРАНСПОРТА»
(АЭВТ)
«_31_»_июля_______ 2015г.№ ВТ20/2-02а/206
На № _______________ от ________________
Заместителю
Председателя Правительства Российской Федерации
А.В. Дворковичу
Уважаемый Аркадий Владимирович!
В Ассоциацию агентств воздушного транспорта (ААВТ) и Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) от агентов авиакомпаний (далее – уполномоченные агенты), поступают обращения о применении налоговыми органами к их деятельности положений Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон).
По мнению налоговых органов, уполномоченные агенты авиакомпаний являются платежными агентами поскольку они, как и платежные агенты, осуществляют деятельность по приему платежей физических лиц.
ААВТ и АЭВТ считают позицию налоговых органов необоснованной.
В соответствии с нормами Закона платежный агент оказывает поставщику товаров (работ, услуг) исключительно услуги по приему денежных средств от плательщиков.
Однако деятельность уполномоченного агента авиаперевозчика, содержание которой нормативно определенно воздушным законодательством РФ, имеет многофункциональный характер, и не сводится к деятельности по приёму платежей физических лиц.
В соответствии с Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» уполномоченный агент авиакомпании осуществляет от имени перевозчика деятельность по бронированию, продаже и оформлению перевозок на перевозочных документах, возврату провозной платы при отказе пассажира от перевозки, а также оказанию сопутствующих перевозке услуг.
Кроме того, ссылаясь на положения Закона, налоговые органы предъявляют к уполномоченным агентам требования об обязательном применении контрольно-кассовой техники и зачислении полученной от плательщиков оплаты на специальный счет, осуществление расчетов с которого имеет существенные ограничения.
Исполнение таких требований вступает в противоречие с правовыми актами, регулирующими деятельность уполномоченных агентов авиаперевозчиков.
Оформление перевозочного документа (билета), подтверждающего факт заключения договора перевозки, производится по форме, утвержденной Минтрансом России. Поэтому расчеты с покупателем билета могут осуществляться без применения контрольно-кассовой техники, что установлено Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 359.
Использование специального счета для расчетов с населением (пассажирами) существенным образом ограничивает потребителя (пассажира) в его праве на получение от уполномоченного агента уплаченных за перевозку денежных сумм при добровольном или вынужденном расторжении/изменении договора воздушной перевозки, поскольку нормы Закона, регулирующие деятельность платежных агентов, не предусматривают возможность использования зачисленных на спецсчет денежных средств для последующих расчетов с плательщиками.
В связи со складывающейся ситуацией, Минтранс России направил в ФНС России письмо от 23.04.2015 № ВО-22/4928, в котором изложил позицию о неприменении к деятельности уполномоченных агентов перевозчиков положений Закона. Однако, до настоящего времени ФНС России согласованного решения по обращению Минтранса России не принято.
Учитывая изложенное и на основании части 2 статьи 1 Закона, просим Вашего поручения ФНС России совместно с Минтрансом России направить в территориальные налоговые органы разъяснение о том, что положения Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» не распространяются на деятельность агентов, оказывающих услуги по бронированию, продаже, оформлению перевозок и дополнительные услуги в области гражданской авиации.
С уважением!
Президент АЭВТ Президент ААВТ
В.Н. Тасун Э.Н. Бородина
Поручение Правительства Российской Федерации
от 13.08.2015 № АД-П9-5506
(по письму АЭВТ и ААВТ от 31.07.2015 № ВТ20/2-02а/206 по платежным агентам)
Минфин России (А.Г.Силуанову)
ФНС России (М.В.Мишустину)
Минтранс России (М.Ю.Соколову)
Прошу проанализировать законодательство в области осуществления денежных расчетов при оформлении документов воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов, при необходимости подготовить проекты актов, обеспечивающих возможность осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, и представить доклад в Правительство Российской Федерации до 1 сентября 2015 г.