Среди награжденных работники Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля Александр Черецкий и Анатолий Бритвин, конструкторского бюро «Камов» Борис Орлов и Сергей Избудущев. В торжественной церемонии приняли участие генеральный конструктор предприятия «Камов» Сергей Михеев и исполнительный директор Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля Михаил Короткевич.
«9 мая мы все будем отмечать большой праздник – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Это день народной гордости, скорби и вечной памяти. Без преувеличения можно сказать, что это главный праздник в нашей стране, ведь нет, пожалуй, ни одной семьи в России, которую бы так или иначе не коснулись события тех страшных лет. Позвольте накануне юбилея Победы сердечно поздравить вас и пожелать крепкого здоровья и долголетия, – обратился Александр Михеев к ветеранам. – Вы всегда будете для нас ярким примером в вопросах патриотизма, верности долгу и безграничной любви к Родине. Наш священный долг – помнить об этой страшной войне, чтобы никогда не допустить повторения тех трагичных событий».
Награжденные ветераны прошли славный боевой путь во время Великой Отечественной войны.
Александр Матвеевич Черецкий в мае 1942 года был призван в Пограничные войска НКВД СССР, проходил службу в частях Закавказского погранотряда. С конца 1942 до мая 1945 года – бортрадист самолета Ли-2 транспортного авиаполка 62-й Отдельной авиационной бригады пограничных войск. С 1945 по 1951 год проходил обучение в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского. С 1951 года – лейтенант, инженер истребительной авиаэскадрильи в Группе советских войск в Германии. Службу закончил в 1976 году в звании полковника на должности инженера авиационной дивизии. С 1976 по 1981 год Александр Матвеевич – сотрудник Государственного НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники гражданской авиации в г. Люберцы. С 1981 года и по настоящее время – работник КБ Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией».
Александр Матвеевич Черецкий
Анатолий Андриянович Бритвин связал свою трудовую деятельность с авиацией. В 1943 году он поступил на завод № 301 Наркомата авиационной промышленности в г. Химки (ОКБ С.А. Лавочкина), но в 1944 году по партийной мобилизации был направлен в Наркомат иностранных дел. Исполняя официальную должность референта, он два года провел в спецкомандировке в США и Канаде: занимался приемкой боевых самолетов, поставляемых в СССР по ленд-лизу. Анатолий Андриянович – старейший работник Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля: на завод № 3 МАП (ставший площадкой для создания современного предприятия) пришел в 1950 году. Нет ни одного вертолета, начиная с Ми-1, в разработке или модернизации которого не участвовал бы Анатолий Андриянович. Он возглавлял работы по освоению серийного производства на заводе «Свидник» в Польской Народной Республике вертолетов Ми-1 и Ми-2. В качестве ведущего конструктора внес большой вклад в разработку вертолетов Ми-2, Ми-6, Ми-10, а также различных модификаций Ми-8/17, в частности Ми-8АМТШ. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», золотой медалью имени М.В. Келдыша, другими наградами.
Борис Григорьевич Орлов – ветеран трудового фронта. С 12 лет во время войны начал работу в колхозе. Затем прошел учебу в ремесленном училище в городе Люберцы, где изучал слесарное дело и помогал токарям изготовлять снаряды. После окончания войны Бориса Орлова направили на работу слесарем-инструментальщиком на завод сельскохозяйственных машин имени Ухтомского, где он проработал полвека. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», почетным званием «Заслуженный машиностроитель РФ». На предприятии «Камов» работает с
2003 года.
Борис Григорьевич Орлов
Сергей Андреевич Избудущев – ветеран трудового фронта. В 1941 году его отец ушел на войну, вместе со сверстниками мальчик выполнял всю мужскую тяжелую работу: и пахал, и сеял, и жал. После окончания войны работал в родном колхозе. С 1949 по 1953 год проходил службу командиром орудия в зенитно-артиллерийском полку в Советской Гавани. После демобилизации с 1953 по 1959 год работал заместителем начальника группы военизированной охраны Минфина СССР и сотрудником УВД отделения Московского метрополитена, а затем более 27 лет на Люберецком заводе сельскохозяйственного машиностроения им. Ухтомского. С 2002 года Сергей Андреевич работает техником в музее истории и трудовой славы предприятия «Камов».
Сергей Андреевич Избудущев
В связи с 70-летием Великой Отечественной войны различные ведомственные и корпоративные награды вручены 198 ветеранам войны и труженикам тыла предприятий холдинга «Вертолеты России».
Сейчас на предприятиях холдинга насчитывается 1386 ветеранов, из них 262 участника Великой Отечественной войны и 1124 труженика тыла.
Холдинг «Вертолеты России» гордится славной историей своих предприятий, которые в тяжелые годы войны работали над созданием и производством авиатехники, применяемой в боях с фашистскими захватчиками. Основатели российского вертолетостроения внесли личный вклад в борьбу с врагом.
Николай Камов и Михаил Миль – выдающиеся авиаконструкторы, основатели российской школы вертолетостроения и легендарных конструкторских бюро – внесли свой большой вклад в Победу. Так, Николай Камов во время войны разрабатывал новые типы авиатехники. В первые дни войны пять автожиров А-7 разработки Камова отправились на фронт, а затем для организации ремонта машин туда выехал и сам Николай Ильич. Впоследствии автожиры А-7 участвовали в боях, доставляли грузы партизанам.
Михаил Миль в 1940 году поступил работать на завод №290 и стал заместителей главного конструктора Н.И.Камова. Он участвовал в производстве и организации использования автожиров А-7 в боях под Ельней в августе-сентябре 1941 года, за что был награжден орденом Красной Звезды и медалями. В мае 1943 М.Л.Миль работал в ЦАГИ и занимался усовершенствованием боевых самолетов, улучшением их устойчивости и управляемости. Результаты исследований, проведенных под руководством Миля, были направлены на улучшение летных качеств серийных боевых машин И-16, ДБ-3 (Ил-4), СК-1, СК-2, ОКО-6 бис, ЛАГГ-3, Пе-2, Ла-5, Ил-2, что во время войны было чрезвычайо важно. За работы в области устойчивости и управляемости самолета Миль был награжден орденом Отечественной войны II степени.
В тяжелейшие для страны военные годы рабочие авиационных предприятий в сжатые сроки освоили производство и ремонт новых типов самолетов и двигателей, внесли неоценимый вклад в общее дело победы над врагом.
Многие предприятия холдинга «Вертолеты России» во время Второй Мировой войны работали над созданием и обслуживанием роторно-поршневой авиатехники, которая использовалась против врага.
Улан-Удэнский авиационный завод, известный тогда как авиационный завод №99, выпускал фюзеляжи и оперение самолета Пе-2, ставшего впоследствии основным фронтовым бомбардировщиком Великой Отечественной войны. С 1943 года на заводе начали строить истребители Ла-5, а с 1944 года – истребители Ла-7, которые стали главной ударной силой ВВС СССР.
Казанский вертолетный завод – в те годы авиационный завод №387 – изготовил для фронта более 11 тысяч бипланов По-2 – «легкой кавалерии» Советской армии. Здесь был собран каждый десятый боевой самолет, выпущенный авиационной промышленностью СССР за годы Великой Отечественной войны.
«Роствертол», ведущий свою историю от авиационного завода №168, основанного в Рязани, в начале Великой Отечественной войны производил крылья истребителей МИГ-3, а затем десантные планеры КЦ-20. Они использовались не только в боевых операциях для высадки десантников, но и для снабжения танковых войск и партизанских подразделений.
Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» была основана на базе авиаремонтного завода №116, который в годы войны ремонтировал самолеты и их двигатели, а также выпускал учебно-тренировочные самолеты УТ-2, на которых обучались военные летчики.
Новосибирский авиаремонтный завод, основанный на базе авиационных предприятий, эвакуированных из Москвы, во время войны восстановил 232 боевых самолета и 658 авиадвигателей, в том числе и трофейных, которые не имели сопроводительной конструкторской документации.
Одно из старейших авиационных ремонтных предприятий страны – Авиационный ремонтный завод №356, основанный в 1931 году. В годы Великой Отечественной войны предприятие ремонтировало боевые самолеты: истребители (И-15, И-15БИС, И-16, И-153), бомбардировщики (СБ, ПЕ-2, ТУ-2) и двигатели к ним.
Авиационный ремонтный завод №419 был основан уже во время войны – в 1942 году – в Вологодской области. В годы войны завод постоянно передислоцировался и оперативно ремонтировал самолеты истребительной‚ штурмовой и бомбардировочной авиации Волховского и Ленинградского фронтов.
С праздником Великой Победы!