Некоммерческая организация
«РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ
ЭКСПЛУАТАНТОВ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА»
(АЭВТ)
Руководителю ФАС России
И.Ю. Артемьеву
Уважаемый Игорь Юрьевич!
За последние полтора месяца авиатопливо подорожало на 25%. Если в I квартале цена тонны керосина составила 27 тыс. руб., то в апреле достигла 36 тыс. (спр. Домодедово - 01.03.15 - 1 т. керосина - 34 950 руб., 10.04.15 - 39 700 руб.; Сугрут - 30 540 руб., 36 640 руб., Пермь - 29 970 руб., 36 070 руб. соответственно). Авиакомпании тратят на топливо треть своих расходов, поэтому перевозчики вынуждены поднимать цены на авиабилеты или сокращать маршрутную сеть.
Действующее в настоящее время законодательство РФ в части ценообразования услуг в аэропортах в определенной степени требует обоснованности установленных цен. Данное положение прописано, в частности, в статьях 6 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Однако во всех нормативных документах порядок формирования цен носит преимущественно декларативный характер. Лишь при формировании цен, регулируемых ФСТ, прописана относительно четкая методология определения себестоимости (в последующем цены) полного комплекса только шести видов предоставляемых услуг. При этом применительно к ценообразованию комплексной цены авиатоплива («в крыло») регулируется лишь цена хранения авиатоплива и обеспечение заправки воздушных судов, которые в своей совокупности составляют 10-15% от цены «в крыло» и относительно продолжительное время остаются неизменными. Порядка же установления ТЗК стоимости самого авиационного топлива до настоящего времени нормативными документами не предусмотрено: цена преимущественно устанавливается достаточно произвольно и непредсказуемо часто, в основном не соотносясь с характером цен на соответствующих топливно-сырьевых биржах. Действующие до настоящего момента «Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен» (утв. ГКАЛ 21.04.1994 № ВБ/2053) носят лишь методический применяются лишь ФАС РФ в случаях проведения проверок и выявления монопольных неправомерных цен, установленных субъектами, применяющими свободные цены.
АЭВТ письмом №10.02/2-02а/20 от 27.01.15 обращалось к заместителю председателя Правительства Российской Федерации Дворковичу А.В., где предлагала ввести порядок информирования авиакомпаний о предстоящем изменении цен на авиатопливо как минимум за три месяца.
В связи с вышеизложенным, просим провести проверки в аэропортах, где цена топлива выросла на 10-15% и выше в апреле относительно I квартала 2015 г.
Президент АЭВТ В.Н. Тасун