Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Экспертное мнение

Российские самолеты в Турции: случайность или тенденция?

Отвечая на вопрос bbcrussian.com


11 октября 2015 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган предупредил Россию, что не намерен терпеть нарушения воздушного пространства страны российскими боевыми самолетами, а генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что инциденты в небе Турции "не похожи на случайность" и являются недопустимыми.

BBC: Как заявили турецкие власти, российская авиация дважды за два дня (3-4 октября) пролетела без разрешения над территорией Турции. [Известно, что 3 октября истребитель Су-30 около двух минут находился в районе города Яйладагы южной провинции Хатай, а затем вернулся в сирийское воздушное пространство. Похожий случай имел место с истребителем-бомбардировщиком Су-24М – прим. AEX.RU]. Кроме того, еще один неизвестный самолет помешал разведывательным полетам ВВС Турции над границей с Сирией, в результате чего группа самолетов F-16 оказалась в прицеле радара наведения в течение четырех с половиной минут. Тем временем постпред России при НАТО Александр Грушко заявил во вторник, что инцидент с российским самолетом в воздушном пространстве Турции был использован, чтобы включить НАТО в информационную войну, "извращающую и искажающую" цели российской операции в Сирии. А официальный представитель российского МИД Мария Захарова в интервью корреспонденту Би-би-си Стиву Розенбергу сказала, что "никто не должен вторгаться в воздушное пространство других стран, мы должны быть очень ответственными, особенно в эти дни". На вопрос о том, может ли Россия дать гарантии того, что подобное больше не повторится, Захарова ответила: "Мы постараемся".

"Вопрос дня" от bbcrussian.com экспертам из России и Турции: можно ли считать появление российских самолетов в турецком небе случайностью или это уже определенная тенденция?

Отвечает Владимир Карнозов, российский авиационный эксперт, www.aex.ru:

Слово "случайность" можно интерпретировать по-разному. А если говорить о некой закономерности, то, считаю, что все происходящее вполне объяснимо. Дело в том, что участок государственной границы между Турцией и Сирией, где произошло нарушение воздушного пространства, давно известен повышенной активностью военной авиации. Так, 22 июня 2012 года над морем в непосредственной близости от сирийского побережья, зенитной артиллерией был сбит турецкий самолет-разведчик RF-4E Phantom II. Экипаж из двух человек погиб.

Северо-запад Сирии -  это горные районы, которые сегодня используются для сообщений с повстанцами. Сирийские ВВС и сирийская армия давно пытаются перекрыть пути, по которым идет нелегальная поставка повстанцам всего, чего можно. Но, так как Сирия сейчас слаба, поскольку охвачена гражданской войной, эти попытки не всегда хорошо кончаются.

ВВС Турции проявляют там повышенную активность. Насколько могли, турецкие военные не позволяли сирийским летчикам выполнять задания, поставленные перед ними командованием в Дамаске. Известны случаи, когда турки сбивали сирийские самолеты. Так, например, 23 марта 2014 года турецкий перехватчик F-16 сбил МиГ-23БН ВВС Сирии. С точки зрения нарушения воздушного пространства Турции, этот и другие случаи, мягко говоря, сомнительны. Хотя бы потому, что МиГ, сбитый в прошлом году, упал не на турецкой, а сирийской территории. Однако Сирия не стала «раздувать» конфликт. Дамаску не хотелось еще больше портить отношения с Турцией, и без этого сильно натянутые. В прошлом году это точно в планы Дамаска не входило.

Почему же в октябре 2015-го, в этом горном районе, «засветились» российские самолеты? Если посмотреть сводки, которые ежедневно выпускаются министерством обороны России, то авиационные удары часто наносятся по целям, расположенным недалеко от границы с Турцией. Практически каждый день с начала операции 30 сентября, в сводках МО РФ присутствует Джиср-эш-Шугур, в считанных километрах от турецких постов. В сводках из Сирии есть и другие населенные пункты в приграничных провинциях Латакия, Идлиб и Алеппо. Анализ этой информации дает основание утверждать, что российская авиация работает по пунктам, расположенным очень близко к линии государственной границы.

Cамолеты ВКС России, ВВС США и их союзников над сирийско-турецкой границей. Источник: Пентагон

С сирийцами они [турки] могли и обнаглеть, сбивая самолеты и вертолеты ВВС Сирии, даже когда те находились в воздушном пространстве своей страны. А вот с российскими Воздушно-Космическими Силами (ВКС) им страшно так обращаться. Потому, что можно получить жесткий отпор. Да и сирийские летчики, затаившие обиду на турецких за гибель своих товарищей, стали действовать смелее, зная, что сегодня вместе с ними в воздухе находятся российские друзья.

Из турецких же источников мы знаем, что в отдельные дни ВВС Турции поднимали большие силы авиации. Например, 4 октября в воздухе одновременно находились десять истребителей F-16. В период 3-4 октября примерно в одном районе отмечено три случая, когда турецкие военные фиксировали либо нарушение воздушного пространства, либо опасное приближение к госгранице, чреватое вооруженным инцидентом. Так, согласно турецким военным источникам, 4 октября (по другим данным 5 октября) «самолет МиГ-29 с неустановленной государственной принадлежностью в течение 5 минут и 40 секунд держал на прицеле своего радара два наших F-16». Понятно, что это был самолет ВВС Сирии, поскольку МиГов на известной авиабазе ВКС России нет, - там все боевые самолеты только марки «Су».

Поэтому, как мне представляется, проблема гораздо шире. Сирийские военные и поддерживающая их наша авиагруппа сейчас предпринимают активные действия, чтобы горные районы провинции Идлиб были очищены от боевиков и перешли под контроль сирийского правительства. На публикованных МО РФ видео можно разглядеть, что нашей авиацией наносятся удары по базам террористов в горной местности, причем иногда там, где проходит горная дорога. Без нашей поддержки восстановить суверенитет над этими районами сирийцы не могут. Потому, что там самолеты и вертолеты ВВС Сирии турками сбивались, а сирийцы не могли адекватно ответить. Ситуация изменилась 30 сентября, когда в районе начала действовать российская авиация, которая, если что, и ответить сможет.

Чтобы точно сбросить в горах авиабомбу - чем, собственно, и занимаются российские летчики, поражающие цели в провинции Идлиб - надо выполнить очень точный заход на цель, построить маневр с учетом рельефа местности. Это особенно важно, когда удар наносится бетонобойной бомбой БЕТАБ-500. А такие, согласно официальным сообщениям МО РФ, широко применяются в Сирии. От летчика ударного самолета требуется зайти на цель с небольшим превышением по высоте, сбросить бомбу и, затем, сманеврировать так, чтобы не врезаться в гору. Конечно, летчик, в первую очередь, думает не о том, как бы ему не нарушить госграницу, а просто о том, как выполнить атаку и выйти из зоны. Нарушение границы – это, конечно, плохо. Дипломаты будут выяснять между собой, что да как, это – их работа. Но следует помнить, что в Сирии идет война, и летчикам приходится действовать соответственно. Поставленная задача по уничтожению объекта террористов должна быть выполнена!

Сбить наш или сирийский самолет так, чтобы потом можно было аргументированно утверждать, что он был поражен именно в турецком небе, - крайне привлекательный сюжет для турецких военных. При малейшей возможности, уверен, они будут сбивать.

Турция использует истребители американского производства типа F-16 в качестве перехватчика. С нашей стороны - Су-30. Это - многоцелевой истребитель, который в Сирии, насколько я понимаю, выполняет задачу сопровождения штурмовиков Су-25, истребителей-бомбардировщиков Су-24М и Су-34. В случае, если завяжется воздушный бой, экипажи Су-30 будут защищать наши бомбардировщики и штурмовики. Они летают там, чтобы показать турецким перехватчикам, что если те обнаглеют, то могут не вернуться на базу. Если бы летали одни только бомбардировщики, турецкие перехватчики действовали бы наглее. Идет сдерживание друг друга при решении тех задач, которые есть у военных с разных сторон.

Су-24М на взлете, авиабаза Хмеймим. Источник: МО РФ

Да, летчики могут ошибаться при выполнении атаки или при построении маневра захода на посадку (такая версия существует). Авиабаза «Хмеймим» находится примерно в 30 км от сирийско-турецкой границы. При определенных климатических условиях заход на аэродром осуществляется с севера. С учетом горной местности, конечно, это уже ближняя зона. Поэтому, бывает, подобные инциденты возникают, в том числе как следствие неблагоприятных погодных условий. Кстати, одним из объяснений турецкой стороны почему «фантом», сбитый три года назад, оказался в сирийском воздушном пространстве, было и такое, что экипаж, мол, начал маневр захода на посадку, готовясь завершить полет на одном из аэродромов на юге Турции, и порывом ветра самолет «сдуло» к сирийскому побережью.

Когда наблюдается повышенная активность боевой авиации, которую мы сегодня видим на северо-западном участке государственной границы Сирии, боевые самолеты с той и другой стороны находятся на сравнительно небольшом удалении, измеряемом десятками километров, а порой, возможно, несколькими километрами. Возьмем, для примера, случай с МиГ-29 «неустановленной государственной принадлежности». БРЛС этой машины (Н-019Э) таковы, что, в реальной обстановке, МиГ мог «держать в прицеле» F-16 на расстоянии два-три десятка километров. Такое расстояние истребитель пролетает за минуту-две, а в случае встречных курсов двух самолетов счет идет на секунды.

Если иностранный летательный аппарат залетел в воздушное пространство страны без разрешения, сильное государство сбивает его либо принуждает к посадке. Военные, стоящие на страже своих рубежей, имеют полное юридическое основание сбить нарушителя, тем более, если самолет военный.

Для примера приведу выдержку из сообщения по сирийскому самолету, сбитому израильскими зенитчиками. «23 сентября 2014 года, самолет Су-24МК ВВС Сирии выполнял боевую задачу в районе сирийско-израильской границы. Целью удара были места концентрации боевиков у населенного пункта Кунейтра. При выполнении маневра, в 08:57, самолет кратковременно вторгся в воздушное пространство Израиля и был обстрелян ракетой ЗРК "Пэтриот". Ракета поразила цель уже над сирийской территорией, к югу от н.п. Джубата аль-Хушейб, после чего экипаж катапультировался. Один из членов экипажа полковник Тарик Анад от полученных травм скончался. Полковнику Хассану Хади удалось добраться до места дислокации одного из армейских подразделений».

Вооруженный противник вторгся без разрешения на территорию в том момент, когда в Сирии идет война, а военные, когда давали присягу, присягали защищать суверенитет своей страны.

С другой стороны, их тоже надо сдерживать. Не допускать того, чтобы они сбивали сирийские и наши самолеты над территорией Сирии. В этом смысле идет некая игра, некое противостояние. Оно вооруженное, но – во всяком случае, пока - не горячее. Если Россия решилась на столь серьезные действия в Сирии, то придется соизмерять цели, которые ставятся, с последствиями.

Нам уже открыто грозят. НАТО может «ответить» формированием большей авиационной группы на аэродромах в Турции. В ее состав может войти большой по численности американский контингент. Уже сегодня летательные аппараты ВВС США выполняют боевые вылеты с турецкой авиабазы «Инджирлик» (İncirlik), наносят авиаудары по ИГИЛ в Ираке и Сирии. В районе государственной границы с Сирией турки могут разместить не только дополнительное число самолетов, но и зенитных средств – ракетных систем класса «земля-воздух» и зенитной артиллерии. Возможны и другие меры.

Но, я уверен, ВКС России не откажутся от продолжения бомбардировок до тех пор, пока не будут выполнены задачи, поставленные высшим руководством страны.

 

В данной публикации приводится полный текст ответа, данного нашим экспертом. На сайте BBC опубликован сокращенный вариант: http://www.bbc.com/russian/international/2015/10/151005_qd_russia_incursion_turkey


Владимир Карнозов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer