Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Мнение

Правовые ключи к открытому небу

Как делать деньги "из воздуха"


27 ноября 2014 года / В.Бордунов, Б.Елисеев / Aviation EXplorer
 

В недавно опубликованной на Avia.ru аналитической статье «Авиация общего назначения - стратегический просчет регулятора» был поднят вопрос о необходимости вовлечения российского воздушного пространства в хозяйственный оборот. Авторы поддерживают эту идею, тем более, что высказанные ими еще в 2008 году предложения на этот счет во многом были направлены на решение этой проблемы. Такой правовой механизм мог бы способствовать приобщению дарованного России могучего природного ресурса в качестве нового экономического актива и использовать его для укрепления экономической мощи России, что было бы совсем не лишним сейчас в период санкций.

По нашему мнению, у России существует реальная возможность основательно и регулярно пополнять государственную казну за счет налоговых поступлений от хозяйственной деятельности гражданской авиации, если создать правовой механизм, выводящий воздушную «территорию» из состояния бесхозности и переводящий ее в режим хозяйствования. Такой взгляд  авторов навеян «белой» завистью к странам, которые  давно уже «качают» из воздуха кучу денег, благодаря умелому хозяйскому подходу к добру, посланному им самой природой. В статье об авиации общего назначения, приведены убедительные цифры об ее вкладе в ВВП в США и других западных странах.  

Россия располагает несметным естественным «небесным» богатством и вроде бы  ничего не стоит обратить его во благо российской экономике. Но зададимся вопросом, не упускаем ли мы «жар-птицу»,  умеем ли мы по-хозяйски использовать собственное воздушное пространство и что нужно изменить в нашем законодательстве, чтобы оно превратилось в объект широкой и масштабной  хозяйственной деятельности гражданской авиации? В настоящее время опыт такой деятельности в России невелик. Основной  пользователь воздушного пространства - коммерческий воздушный транспорт. Казалось бы, российским эксплуатантам ничего не мешает быть успешными и процветающими, что не очень-то у них получается.

Экономическая модель хозяйственного использования российского воздушного пространства в интересах международного сегмента российского сегмента авиаперевозок не блещет  новизной, она традиционна и консервативна. Международные воздушные сообщения России по-прежнему строятся на старой правовой основе - двусторонних соглашениях, тогда как подавляющее число государств – членов ИКАО давно уже, еще в 90-х годах, перешли к многостороннему сотрудничестве на основе соглашений о либерализации. В настоящее время в  ИКАО зарегистрировано свыше 400 соглашений такого рода.  Россия в этом процессе либерализации международных воздушных  сообщений не участвует и до сих пор не проявляет никаких намерений к нему  присоединится, хотя в рамках СНГ и Евразийского экономического союза либерализация могла бы принести большую пользу.   

Повальное увлечение либерализацией в мире объяснимо. Прежде всего,  она ориентирована на раскрепощение  экономики перевозок, освобождение  ее от различных правовых препонов, преград, включение на полную мощь режима добросовестной конкуренции и переключение ее с режима государственных дотаций и субсидий на рыночный режим, свободный от монополизма и недобросовестной конкуренции. Это   делает  доступ на рынок перевозок открытым и равным для всех авиакомпаний,  готовых и способных предложить потребителю достойные цены и услуги по перевозке.   

Либерализация отнюдь не означает, что государство  устраняется от регулирующего вмешательства и все пускает на самотек, полагаясь исключительно на волю рыночных «волн». Напротив, либерализация предъявляет высокие требования к государству как регулятору национального рынка перевозок, и без эффективного экономического вмешательства государства, как показывает практика стран, внедривших либерализацию, успешное, без аритмии, стабильное развитие  рынка вряд ли возможно.  Под ее влиянием в национальной и международной правовой практике появилось новое направление в правовом регулировании рынка перевозок – экономическое регулирование. В российской законодательной и правоприменительной практике это направление регулирования еще не прижилось. Между тем «экономическое регулирование» позволяет осуществить переход к другому измерению привычных подходов к регулированию деятельности гражданской авиации, в  частности, использованию российского воздушного пространства в хозяйственных целях, а не просто видеть в нем пространственную сферу для полетов авиации и не более того.

По нашему мнению одной из причин неполучения российскими авиакомпаниями экономических и коммерческих выгод от перевозочной деятельности  выступает  слабое и неэффективное регулирующее воздействие государства на рынок доступа к использованию воздушного пространства гражданской авиацией в хозяйственных целях, который из-за этого так до сих пор и не сложился.  К тому же в 90-е и последующие годы,  оказавшись без  поддержки государства, маршрутная и аэродромная сеть страны, неотъемлемая часть хозяйственного использования воздушного пространства, пришла в упадок.   

Приходится констатировать, что выступая безраздельным собственником воздушного пространства, российское государство распоряжается дарованным ему свыше природным богатством не по-хозяйски и неумело им управляет. Сейчас этот вопрос стоит ребром  – обеспечение интенсивного развития российских внутренних и международных воздушных коммуникаций в  целом по России связано не только с дорогами, но и возрождением гражданской авиации, обеспечивающей перевозки по всем былым региональным и местным маршрутам, что было привычным делом в советский период.  В настоящее время существует огромная потребность населения малых городов и поселков в  региональных и местных авиаперевозках. Но предложений крайне не достаточно и спрос на перевозки не обеспечивается.

Обычно, когда возникает вопрос о средствах для финансирования местных авиационных линий, то в основном взоры всех обращены к кошельку государства и на этом строятся все расчеты. В советское время так оно и было. Теперь наступили другие времена. У государства на все денег не хватает. В этом случае от государства ожидается поддержка рынка услуг по хозяйственному использованию  воздушного пространства, что и сделали многие государства, открывших широкий доступ для полетов авиации общего назначения, деловой,  любительской, учебной, корпоративной, спортивной и иной авиации. Другими словами, от моноиспользования значительное число государств перешло к широкому и масштабному полииспользованию собственного воздушного пространства в интересах гражданской авиации. Именно моноиспользование воздушного пространства характерно для  России. Деятельность авиации общего назначения неприметна и очень скромна. Государство не поощряет ее развитие и в транспортной стратегии до 2030 года  в отношении нее  не строится никаких планов.

В 90-е годы и начале 21 века изменился характер деятельности международного коммерческого воздушного транспорта. Долгое время, 50-70-е годы, к эксплуатации двусторонних международных воздушных маршрутов допускались только так называемые назначенные авиапредприятия. Такое подход  исключал реальную конкуренцию между ними. Отпадала потребность в достижении экономической эффективности эксплуатации международных воздушных перевозок, снижении  цен на  перевозки, что, естественно, убивало спрос на них.

Конкуренция - могучий рыночный инструмент не работал в международных воздушных сообщениях. Чтобы запустить ее ресурс в действие, в начале 80-х США, а  вслед за ними и Европа, отказались от традиционных представлений о порядке и условиях осуществления международных воздушных перевозок, принятых тогда в практике международных воздушных сообщений. Они открыли свои национальные международные сегменты рынка авиаперевозок на принципах либерализации и «открытого неба». Правовая политика, основанная на этих принципах, привела к созданию новой экономической модели международного воздушного транспорта, благодаря которой объемы международных авиаперевозок в странах, приверженцах либерализации и «открытого неба», неизмеримо выросли и продолжают расти. Дело идет к тому, что к 2020 году в США и Европе будет перевозиться по 1млрд. пассажиров в год.

Впечатляющие экономические успехи новой правовой политики либерализации получили одобрение в «Декларации глобальных принципов либерализации международного воздушного транспорта» на Всемирной авиатранспортной конференции ИКАО, прошедшей в марте 2003 года. Значительные преимущества либерализации воздушного транспорта - ее вклад в мировую экономику, торговлю, туризм, социальное развитие и создание рабочих мест. Это признала Всемирная авиатранспортная конференция, проведенная ИКАО в 2013 году. Учитывая это, Конференция посчитала необходимым разработать и принять в ближайшем будущем многостороннюю конвенцию о либерализации международного воздушного транспорта. Такое намерение ИКАО заставляет подумать о том, какую международно-правовую позицию должна занять Россия по отношению к этому предложению. Надо отметить, что российские перевозчики научились пользоваться благами либерализации в странах, где она внедрена. Однако ни государство, ни перевозчики не проявили себя  приверженцами либерализации. Более того, ни государство, ни перевозчики не стремятся перейти на режим либерализации и тем самым идти в ногу с мировым развитием международного воздушного транспорта. Плюсов в такой политике нет никаких. Запрограммировано отставание, а не встраивание российского воздушного транспорта  в мировую транспортную систему, где доминирует либерализация.

Главной целью либерализации, как показывает мировой опыт, является упрощение доступа к использованию воздушного пространства в целях  авиационной деятельности  теми, кому она разрешена на основании национального закона или норм международного права. В России доступ регулируется по старым правовым меркам и лекалам и ясно, что правовая политика России в отношении либерализации доступа к использованию воздушного пространства должна быть в корне пересмотрена, иначе время будет упущено, а это будет вредить его вовлечению в хозяйственный оборот.  Пересмотр повлечет необходимость разработки новых понятий и терминов, не применявшихся в нашем законодательстве, таких как понятие «либерализация», «доступ к рынку», «маршрутные права», «права авиаперевозчиков», «права поставщиков воздушных сообщений» и другие. Либерализация многогранна и поэтому ее следует различать по предназначению:  одна должна применяться для внутренних сообщений и перевозок, другая для  международных воздушных сообщений и перевозок.

Либерализация, ориентированная на внутренние перевозки, потребует от законодателя разработку понятия «доступ к рынку использования воздушного пространства в целях гражданской авиации». Чтобы не сложилось у поставщиков воздушных сообщений и иных пользователей воздушного пространства впечатления о том, что открыто и доступно для любого и каждого пользователя без разбора и различий, необходимо разработать правовые фильтры, закрывающие доступ к благам либерализации тем, кто склонен к  безрассудному  и безответственному использованию воздушного пространства. Упреждающими на этот счет должны  быть «правила доступа пользователей к использованию воздушного пространства», «эксплуатационные правила», «правила организации и проведения полетов», «правила эксплуатации аэродромов и аэропортов» и другие. Этот перечень носит условный характер и вполне может быть дополнен. Особую важность имеет определение содержания «маршрутных прав». Законодателю потребуется ответить на вопрос, кто и на каких основаниях может быть их обладателем и распоряжаться федеральными, региональными и местными маршрутами, предоставлять их в аренду, концессию, долевое владение, траст и иных правовых основаниях. Решение этих вопросов способно стимулировать государственно-частное партнерство, открыть дорогу инвестиционным потокам, а главное, перевести использование воздушного пространства в хозяйственный режим.

Либерализация в сфере международных воздушных сообщений и перевозок потребует от России пересмотра своих традиционных предпочтений строить свои воздушные сообщения исключительно на  двусторонней основе. Стоит присмотреться к мировому опыту либерализации и использовать то, что приемлемо и подходит России, соответствует ее  российским интересам и не изобретать «велосипед» на этот счет.  Отдаем себе отчет в том, хорошие и дельные законы о либерализации могут получиться при широком участии экономистов, управленцев, специалистов по УВД и других. Западные страны потратили на совершенствование своей нормативно-правовой базы использования воздушного пространства в хозяйственных целях десятки миллионов долларов. Теперь они возвращаются  миллиардами. Этот опыт неплохо бы  учесть  России. Подобрав собственные правовые ключи к открытому небу, Россия может создать новую экономическую силу, новые  рычаги для ускорения  развития  российской гражданской авиации в соответствии с требованиями XXI века.


В.Бордунов, Б.Елисеев


комментарии (2):

Синькофф      01/12/2014 [19:06:26]#1
Уважаемые авторы!
И в первой статье, и во второй звучит много общих призывов и лозунгов, звучат таинственные слова «регулятор», «либерализация». А если развеять этот туман, простым языком можете объяснить чего конкретно вы хотите? Упростить и облегчить использование АОН? Обложить налогом то, что ещё не обложено? Разрешить приватизацию воздушного пространства? Или я чего-то не понял?

Дядя      01/12/2014 [20:24:04]#2
Интересно, кто у них третьим был?





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgByu9F
Сервис подбора специалистов: https://youdo.com/lawyer/civillaw/military/, подробное описание.
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/arenda/tag/svoditelem/, смотреть здесь.
Смотрите: http://perevozki.youdo.com/passenger/cars/foreign/mercedes/, подробности...
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer