Существующая в Российской Федерации система сборов за метеообеспечение гражданской авиации не в полной мере соответствует стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и Всемирной метеорологической организации (ВМО), предусматривающим единообразные условия по метеорологическому обеспечению для всех Договаривающихся государств-участников. В большинстве стран мира полное или частичное возмещение затрат на метеообеспечение (часть расходов покрывается из бюджета государства) осуществляется на основе аэропортовых сборов и сборов за аэронавигационное обслуживание (или только из сборов за аэронавигационное обслуживание). ИКАО и ВМО предусматривают различные варианты национальной политики в области возмещения расходов на метеообеспечение: от полного финансирования из бюджета страны (как это сделано в США) до предоставления обслуживания на рыночных условиях. При этом эксперты ИКАО предупреждают, что последний вариант легко применим, однако содержит потенциальную угрозу безопасности полетов.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу, Росгидромет осуществляет метеорологическое обслуживание гражданской авиации. Однако услуги по метеообеспечению гражданской авиации фактически предоставляются в произвольном порядке, по нерегулируемым ценам, несмотря на монопольное положение поставщика услуг и положения Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ. В настоящее время некоторые тарифы на предоставление метеоинформации летным экипажам сопоставимы с ценой одного билета (8000 руб. за один метеобюллетень в а/п Норильск, 7920 руб. - в а/п Надым), что особенно сильно влияет на стоимость местных перевозок самолетами пасажировместимостью 9-19 пассажирских мест.
Сбор за предоставление метеорологической информации на всех этапах полета уже включен в аэронавигационные сборы в соответствии с Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241.
Требование запретить провайдерам полетно-информационного обслуживания SITA и Jeppesen передавать метеоинформацию российским эксплуатантам с учетом отсутствия отечественных программных продуктов для расчета рабочих планов полета с учетом фактической, прогнозируемой и статистической погоды для воздушных судов зарубежного производства может привести к остановке полетов российских авиаперевозчиков.
Произвольное определение цены за предоставление метеорологической информации, ее нестабильное качество, неудобный способ ее предоставления и оплаты, приводит к отказу авиакомпаний от использования услуг Росгидромета. В Минтранс России поступает информация об отказе ряда ведущих авиакомпаний оплачивать услуги аэродромных метеорологических подразделений в рамках сбора за метеообеспечение в аэропортах, что может к снижению уровня безопасности полетов.
В целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации и повышения качества метеорологической информации Минтрансом России разработан проект приказа «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Представление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов».
По результатам совещаний в Минтрансе России с участием представителей Минприроды России, Росгидромета, Росавиации, ФГУП "Госкорпорация ЕС ОрВД" и авиакомпаний проект приказа был доработан направлен на согласование в Минприроды России.
С учетом изложенного Минтранс России предлагает разработать дорожную карту совершенствования метеорологического обеспечения полетов. Дорожная карта должна включать, в том числе, проведение мероприятий по снижению себестоимости метеорологического обеспечения гражданской авиации (включение авиаметеорологической наблюдательной сети в состав государственной наблюдательной сети, оптимизация численности персонала), предоставление достоверной и обоснованной информации о себестоимости услуг по метеорологическому обеспечению полетов. В случае невозможности полного финансирования за счет средств федерального бюджета включить недостающую часть необходимого финансирования за предоставление метеорологической информации в сборы за предоставление аэронавигационного обслуживание. Необходимо установить порядок выдачи разрешений Росгидрометом на подключение к источникам метеорологической информации, в том числе и находящимся в иностранных государствах.
Реализация указанных предложений будет способствовать повышению уровня безопасности полетов и снижению стоимости авиаперевозок, в первую очередь, на внутреннем рынке.