Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Экспертное мнение

О переносе летных навыков

4 июня 2013 года / Александр Яковлев / Aviation EXplorer
 

Александр Яковлев
Заместитель Председателя Экспертного Совета в области ГА. Родился 28.04.1955 г., г. Красноярск, окончил Бугурусланское летное училище ГА в 1974 г., Ордена Ленина Академию ГА (ОЛА ГА) в 1980 г., факультет по переподготовке командно руководящих кадров ГА (ФПКРК ОЛА ГА) в 1984 г. Начальник первого в СССР Актюбинского ВЛУ ГА 1987-94 гг., пилот 1 класса, к.т.н.

Эксперт "Aviation EXplorer"

Навык – наиважнейшая компонента в жизни человека. С первого дня своего рождения человек начинает приобретать навыки. Сначала он учится ходить, затем держать ложку, и только потом управлять самолетом. Но, прежде чем начать ходить, человек учится стоять, т.е. удерживать равновесие без перемещения. Только научившись стоять, он учиться удерживать равновесие в движении, т.е. делать то же самое, но перемещаясь с различной скоростью.

Для того чтобы научить человека летать, ему сначала прививают навыки работы с органами управления, чтобы сформировать устойчивую связь между реакцией воздушного судна (ВС) и действиями человека. У человека должен сформироваться такой стереотип действий, когда при минимальном контроле сознания, практически не задумываясь, отклоняя тот или иной орган управления самолетом, он наперед "знает", какая последует реакция на его действия. Только сформировав такой стереотип действий в горизонтальном полете (наиболее простом участке), можно переходить к формированию навыка управления самолетом в наборе высоты, на снижении, на разворотах, а затем уже при выполнении взлета и посадки. Человек не может побежать, не научившись стоять. На этом базируется принцип системности и последовательности обучения: "От простого к сложному, от полного неведения к вершинам познаний".

Последовательное формирование сложных навыков происходит на базе ранее приобретенных более простых, это становится возможным благодаря такому замечательному свойству нервной системы человека которое мы называем "переносом навыка". Под переносом при этом мы понимаем не что иное как возможность использования ранее сформированных устойчивых нервных связей для дальнейшего их совершенствования (надстройки) или формирования на их основе новых, более сложных и разветвленных цепочек которые могут потребоваться человеку в различных ситуациях. Без переноса навыка невозможно освоить сложные алгоритмы действий пилота по управлению самолетом.

Но вместе с этим замечательным и, таким необходимым свойством положительного переноса навыка, перенос может оказывать и негативное влияние. Речь идет о тех случаях, когда у человека в результате многолетней работы сложился устойчивый алгоритм действий по управлению каким-то объектом, и этот алгоритм абсолютно правильный, но только для этого объекта. На новом объекте (самолете) он мешает человеку, требуя постоянного отвлечения внимания к своим действиям, если эти действия отличаются от ранее освоенных и закрепленных до автоматизма. Снижается скорость работы пилота, возрастает вероятность совершения ошибок, особенно если усложняется ситуация и возникает дефицит времени. Такое явление получило название отрицательного переноса навыка. Идеальным было бы вообще исключить эргономические и пилотажные различия ВС, сведя к минимуму отрицательный перенос навыков, но это невозможно потому, что появляющаяся новая техника должна быть более совершенной, а значит отличаться от предшествующей иначе прогресс остановится.

Все советские самолеты (даже одного КБ) имели значительные различия между собой, а значит, требовали большего времени для переучивания и более продолжительной работы для приобретения опыта, необходимого для самостоятельных полетов. Современные западные самолеты пытаются создавать с минимальными различиями. Иногда целые линейки ВС практически не отличаются между собой (А-319, 320, 321;  В-737/500, 400, 300; В-737/700, 800;  CRJ-100, 200, 700, 900) и т.д.  Делается это не только для того чтобы сэкономить время и деньги на этапах проектирования, изготовления и эксплуатации, но в первую очередь для того чтобы повысить надежность и безопасность работы системы Человек-ВС-Среда, чтобы не ставить пилота в условия когда он потенциально может ошибиться. Для повышения надежности системы необходимо задействовать все резервы, исключить все факторы, которые могут вести к опасности.

Последние пять лет развития Российской авиации характеризуются бурным освоением иностранной авиационной техники, которая существенно отличается от Российской. А наши подходы к эксплуатации этой техники меняются очень медленно, сказывается отрицательный перенос старого опыта работы. От трехмесячного переучивания, существовавшего в Ульяновской ШВЛП, мы перешли к переучиванию на иностранный самолет в иностранном учебном центре менее чем за месяц, причем без полетов на реальном ВС. При этом "западный" инструкторский состав, переучивающий наших пилотов не знает нашего предшествующего опыта и всех особенностей наших самолетов, поэтому он априори не может акцентировать внимание обучаемых на наиболее важных и значимых особенностях своих самолетов и элементах полета. А наш инструкторский состав, привлекаемый для переучивания, не имеет еще того опыта и знаний, которые приходят при длительной эксплуатации конкретной техники. Вот почему именно в период массового освоения ВС со значительными различиями возрастает количество авиационных происшествий из-за ошибок экипажа. Мы упускаем ключевой момент – отрицательный перенос навыка, который в данной ситуации оказывается доминирующим. Наиболее подвержены этому более возрастные пилоты с менее гибким динамическим стереотипом.

Целесообразно все ошибочные действия пилотов в авиационных происшествиях, для определения причин совершаемых ими ошибок, рассматривать через призму отрицательного переноса навыка. Я бы хотел остановиться только на некоторых наиболее характерных проявлениях сказанного.

Начало освоения Канадского CRJ-200 на постсоветском пространстве привело к тому, что в течение двенадцати месяцев произошли три авиационных происшествия с полным разрушением самолета сразу после его отрыва (Внуково, Алма-Ата, Ереван). Беседуя в одном из случаев с пилотами, я пришел к выводу, что они даже не поняли причины произошедшего. По их словам, они все делали точно также, как тысячи раз до этого летая на "Тушках" или на "Боингах", но те самолеты не переворачивались, едва успев оторваться от полосы. А причина произошедшего лежала в особенностях самого самолета, на которые не обратили их внимания при переучивании. Для самолета CRJ-200 существует ограничение по скорости изменения угла атаки - не более 3°/сек., которого не было на наших ВС. Именно момент отрыва самолета является той точкой, где скорость вращения достигает своего максимума. На Российских самолетах использовались относительно "толстые" профили крыла, которые менее чувствительны к скорости изменения углов атаки. Поэтому некоторые пилоты недоумевали, какие отличия, все тоже самое? А отличия заключались в темпе взятия штурвала на себя и скорости изменения тангажа. Выполняя взлет на Ту-134 (154), мы сами того не замечая, практически за 1-2 сек. отрываем переднее колесо и увеличиваем тангаж с нуля до 7-8 градусов. Наши самолеты с относительно "толстым" профилем крыла допускают это. Иностранные самолеты имеют тонкий суперкритический профиль крыла, обеспечивающий высокую экономическую эффективность, но не допускающий быстрого изменения углов атаки т.е. высоких скоростей вращения по тангажу. Кроме этого на CRJ-200 не предусмотрены предкрылки и отсутствует индикация для этого ограничения. Поэтому, именно CRJ-200 (не Боинг или Эрбас) при освоении оказался наиболее слабым звеном.

Кто-нибудь в авиакомпаниях вычислял этот параметр при взлете наших Ту-134, (154)? А в тех трагических случаях с CRJ-200, угловая скорость вращения по тангажу превышала 5°/сек. Французы не обращали внимания наших пилотов на этот элемент при переучивании потому, что они не знали, как мы выполняем взлет на своих самолетах. Они, вероятно, считали, что достаточно будет показать один раз опытному пилоту, с каким темпом он должен увеличивать тангаж. Разве могли они предполагать, что этот пилот уже 20 лет делает это несколько иначе, в другом темпе. И в тот момент, когда контроль сознания ослабевал, происходил возврат к старому навыку, восстанавливался прежний темп взятия штурвала и увеличения тангажа и, наступал срыв еще не взлетевшего самолета. Ведь навык – это практически до автоматизма отработанные действия, выполняемые при минимальном контроле сознания. А для опытного пилота с двадцатилетним стажем не стоит напрягаться при выполнении взлета в отличных условиях и в стандартной ситуации. Многим, наверняка, знакома ситуация, когда ежедневно ездишь на машине по одному и тому же маршруту, но если тебе вдруг потребовалось изменить маршрут и, ты на секунду отвлекся (задумался о чем-то), то можешь проскочить нужный поворот "на автопилоте" по старому маршруту. Если бы кто заранее обратил внимание пилотов на эту коварную особенность самолета, к которой они пока не привыкли, этих трагических случаев можно было избежать.

Второй случай, на котором я хотел бы остановиться, это принятие решения на посадку в сложных метеоусловиях.  Принятие решения на ВПР – это тоже годами отрабатываемый навык, который закрепляется и переносится с одного типа ВС на другой. Если ВС и условия идентичные, то перенос навыка будет положительным, если ВС или условия отличаются, то человек принимая решение по ранее сформировавшемуся алгоритму, может совершить ошибки.

Большая часть наших пилотов летало на Российских ВС обеспечивавших заход на посадку по первой категории ICAO или некатегорированный заход, даже если была установлена и работала курсоглиссадная система. Высота принятия решения (ВПР) при этом устанавливалась, как правило, 60 метров. Возможности самолета позволяли без каких-либо проблем уходить на второй круг с 30 и даже с 20 метров, если заранее быть к этому готовым. При выполнении захода по курсоглиссадной системе, будучи уверенным, что самолет находится на курсе и на глиссаде многие командиры сознательно шли на то, что высоту возможного ухода на второй круг определяли для себя ниже 60 метров. Объясняли это тем, что заход производится по точной системе, и с высоты 30-40 метров может быть выполнен безопасный уход на второй круг, а эти 20-30 метров необходимы для более уверенного установления контакта с огнями взлетно-посадочной полосы (ВПП), определения места ВС относительно ВПП и принятия окончательного решения на посадку. У достаточно большой части летного состава сформировался устойчивый стереотип принятия решения по такому алгоритму. С переходом на посадочные минимумы II или III категории ICAO, этот временной "зазор" или запас по высоте на ВПР исчез, а человек при заходе на посадку "по минимуму" продолжал действовать по годами отработанному сценарию (алгоритму) принятия решения, т.е. медлить с уходом на второй пытаясь определиться с местом положения ВС. Вот как ситуацию описывает опытный КВС: "О чем думают члены экипажа в таких обстоятельствах? Достигнув своего минимума, им кажется, ну вот-вот, еще полсекундочки и я увижу землю. Ну, еще крохотулечку и ... а ведь все протекает столь скоротечно, что даже и мгновений на такие размышления нет и не должно быть".

Именно отрицательным переносом навыка принятия решения можно объяснить касание хвостовой частью фюзеляжа антенны курсового маяка при заходе на посадку в Казани 25.01.2013 года А-321 Уральских авиалиний при вертикальной видимости 30 метров. Произошел опаснейший случай только чудом не закончившийся трагедией для более чем 220 человек. Почему его "замолчали" и он не стал предметом для анализа и изучения? Похожий случай произошел в той же авиакомпании спустя месяц (28.02.2013 г.) в Хургаде, когда А-320 выполняя запоздалый уход на второй круг при непосадочном положении ВС коснулся колесами и " задел оперением полосу, и на фюзеляже осталась потертость". Это не единичные случаи, примеров, к сожалению, множество, каждый из них имеет свои особенности, но во всех присутствует сложившийся стереотип принятия решения. Когда я слышу, что экипаж спровоцировала информация о погоде соответствующей установленному минимуму, а она оказалась хуже этого минимума, то это, по меньшей мере, удивляет. Если получаемая погода близка к установленному минимуму, то нужно быть готовым, что в момент принятия решения она окажется или чуть лучше или чуть хуже (средства измерения, наше восприятие и т.д.). Существует золотое правило: "Готовься к худшему, надейся на лучшее и все получится". Я специально не рассматриваю случаи захода на посадку по неточным системам, потому что там несколько иная ситуация и экипаж не может быть полностью уверен в местонахождении ВС.

Таким образом, мы подошли к ключевому тезису нашего повествования: "Практически все ошибочные действия пилота, так или иначе, связаны с отрицательным переносом навыка". Потому что пилот, как правило, совершает "роковые" ошибки не в стандартных условиях, когда все идет по запланированному сценарию, а когда что-то пошло "не так" и от него требуется незамедлительная реакция. Именно в таких ситуациях возрастает вероятность того, что пилот примет решение и поступит так, как подскажет ему сформированный ранее динамический стереотип. Приведу еще один пример, на мой взгляд, хорошо иллюстрирующий сказанное. Заход на посадку и посадка самолета Ту-204 29.12.2012 г. в аэропорту Внуково. Опытнейший (по возрасту и налету) командир выполнял заход на посадку на скорости на 50 км/час. превышающей расчетную и пытался посадить самолет на скорости, на которой подъемная сила значительно больше веса самолета (самолет на такой скорости в принципе сесть не может). Я сейчас сознательно касаюсь только одного этого элемента. Почему такое произошло? Вероятно, человек всю свою сознательную жизнь (в том числе и на этом типе ВС) летал на загруженном самолете. Он может быть теоретически и понимал, что скорость при заходе с таким весом должна быть – 210 км/час., но он НИКОГДА не летал на таких скоростях и пилотировал пустой самолет так, как он "привык" это делать с обычной загрузкой на скорости 260 км/час. Это и есть перенос приобретенного ранее навыка на выполняемый в настоящее время полет. Только этим можно объяснить действия командира.

В приведенных примерах продемонстрированы эпизоды, в которых отрицательный перенос навыков стал возможной причиной совершенных пилотами ошибок. Это серьезная проблема, потому что именно в критических ситуациях, требующих от пилота незамедлительных реакций и правильных действий в условиях дефицита времени, срабатывает доминирующий на данный момент, более устойчиво сформированный навык, который и будет определять наиболее вероятный вариант принимаемого решения и алгоритм действий. Отрицательный перенос летных навыков при освоении новых самолетов неизбежен, требует тщательного изучения и корректировки программ подготовки летного состава (ППЛС). Временное снижение показателей безопасности полетов в этот период так же неизбежно, принципиально важным является, чтобы оно не выходило за допустимые пределы.


Александр Яковлев


комментарии (25):

fiting      04/06/2013 [11:56:09]#1
Вспомним еще Артавазд LTD.

екв      04/06/2013 [15:11:18]#2
отличная статья все по теме

andurys      05/06/2013 [02:33:47]#3
Прекрасная статья.
Всем изучить под роспись)))

Андрей Милешин      05/06/2013 [10:21:20]#4
"ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР" - т.е. ИНТУИЦИЯ или АНАЛИТИКА зависит только от состояния МОЗГА! Потому что МОЗГ ЧЕЛОВЕКА - приёмник самосознания! Отсюда: "ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР" - это САМОКОНТРОЛЬ - ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА! Только тогда ОН сможет ЧЕМ-ЛИБО УПРАВЛЯТЬ! ИНТУИЦИЯ - это ЗНАНИЕ БУДУЩЕГО - ПЕРВАЯ ПРОИЗВОДНАЯ ПО ВРЕМЕНИ от ФУНКЦИИ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ! ЗАВИСИТ ТОЛЬКО ОТ ПСИХИКИ! А ПСИХИКА ЗАВИСИТ ОТ НЕЙРОМЕДИАТОРНОЙ - или КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ МОЗГА! КОТОРАЯ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ НАРКОТИКОВ РАЗРУШАЕТСЯ! Т.е. У ЧЕЛОВЕКА БУДЕТ СПОСОБНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ - ТОЛЬКО ЕСЛИ ОН НЕ ПОТРЕБЛЯЕТ БОЕВЫХ НАРКОТИКОВ: АЛКОГОЛЯ, ТАБАКА, ЛАДАНА, СМИРНЫ, АМФЕТАМИНА, КОКАИНА и т.д. ПОЭТОМУ АВТОРА ЭТОЙ СТАТЬИ НУЖНО ПОДВЕРГНУТЬ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПРОЦЕДУРЕ: ВЫЯСНИТЬ - ВЕРИТ ЛИ ЧЕЛОВЕК В БОГОВ И МИСТИКУ?! ЕСЛИ ВЕРИТ - ОН НАРКОМАН - ЕГО СЛОВАМ ВЕРИТЬ НЕЛЬЗЯ! ЕГО НАДО ЛЕЧИТЬ ТЕСТОСТЕРОНОМ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МОЗГА!
НАВЫКИ ПРИОБРЕТАЮТСЯ КАЖДЫМ САМОСТОЯТЕЛЬНО СОГЛАСНО МОТИВАЦИИ - ЖЕЛАНИЯ ДЕЙСТВОВАТЬ В ЖИЗНИ ПО СПОСОБНОСТЯМ!!! И НЕ ЗАВИСЯТ ОТ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ ГРАЖДАН СТРАНЫ!!!
Вот ТАК действовал Особый Отдел Военной Контрразведки КГБ СССР.

Анатолий П.      05/06/2013 [16:48:10]#5
Статья не бесспорная.. Что касается моторных действий, то да, но в части «сформированного навыка принятия решения», то скорее прав «грубиян» Милешин (КГБ СССР) НАВЫКИ ПРИОБРЕТАЮТСЯ КАЖДЫМ САМОСТОЯТЕЛЬНО СОГЛАСНО МОТИВАЦИИ - ЖЕЛАНИЯ ДЕЙСТВОВАТЬ В ЖИЗНИ ПО СПОСОБНОСТЯМ, вопрос только соответствуют ли способности достижению благополучного исхода конкретным условиям в которых они реализуются, т.е. не зазнался ли человек. Таким образом вопрос может и должен решаться исключительно в плане повышения культуры безопасности полетов через культуру человека. К ВПР пилотирующий подходит уже с оценкой и не может быть и речи после ВПР о «еще полсекундочки и я увижу землю». Задача для психологов при проведении тестового отбора для обучения по специальности «пилот» отсеять тех, кто «еще полсекундочки..».
И еще, « КВС Ту-204 пытался посадить самолет на скорости, на которой подъемная сила значительно больше веса самолета (самолет на такой скорости в принципе сесть не может)…. Но он же сел..где принцип? Правильнее было бы написать «На такой скорости невозможно посадить самолет с рекомендованным профилем посадки». Автор вероятно подзабыл.

WWW      05/06/2013 [17:43:41]#6
Статья интересная и полезная. Несомненно!

Для разнообразия лишь можно добавить.

1. К базовому тезису автора: "Человек не может побежать, не научившись стоять".
Есть случай, когда этот принцип не работает. На ходулях, например, человек вообще стоять не сможет. И только в движении может удержать себя.

2. А к негативному переносу вполне можно отнести и механические привычки.
Тот же случай с неосознанным торможением на взлете (Туношна, 2011), когда на Як-42 в стрессовой ситуации "работали" с педалями на Як-42, как на Як-40.

Чатланин      05/06/2013 [18:14:30]#7
Хорошая статья. Тут по теме авиационной психологии можно диссертацию сделать и с успехом защитить.

ALEX5      05/06/2013 [19:53:09]#8
Коллеги, добрый вечер!
Для Андрея Милешин
"ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР" – это не "ИНТУИЦИЯ" и не "АНАЛИТИКА". При чем здесь наркотики и весе остальное? А в отношении "ПОДВЕРГНУТЬ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПРОЦЕДУРЕ" – хорошая идея, подумайте об этом.
Для Анатолия П.
Анатолий, я полностью согласен с Вами и с психотбором и с тем с каким решением КВС должен приходить к ВПР, этому я всегда учил и курсантов и командиров. Вопрос в другом. Мне довелось общаться с большим количеством командиров у которых, к сожалению, БЫЛ сформирован именно такой навык (стереотип) принятия решения, я ничего не придумывал сам. И если в тех условиях, когда ВПР по КГС БЫЛ 60 метров это "прокатывало", то потом когда ВПР снизился, например, до 30 метров такое приятие решения СТАЛО ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕВОЗМОЖНЫМ. Человек до автоматизма отработавший "что-то" переносит это "что-то" на последующую свою деятельность, таковы законы. Приведенная мною цитата: «еще полсекундочки и я увижу землю» это не мое высказывание, это говорил один очень опытный и уважаемый мною командир. И говорил он не о себе лично, а от лица тех пилотов, с которыми ему пришлось работать.
В отношении посадки Ту-204, согласен с Вашей формулировкой, в принципе это и имелось ввиду "…рекомендованным профилем…". Но я не согласен с Вашим "… но он же сел…", он не сел, самолет двигался по полосе "прижатый" пилотом. Можно и на большей скорости заставить самолет двигаться по поверхности ВПП (на разбеге или после касания полосы), но это не будет посадкой, поскольку посадка – это замедленное движение ВС …
Спасибо за Ваши замечания.

fast friend      05/06/2013 [20:48:56]#9
Яковлев , может и прав, пытаясь покопаться в проблеме.
Но мне кажется- все эти "обучения" как выровнять да как грамотно взлететь-просто эффект от того, что стало в авиацию попадать слишком много народа из непонятно кого! Что это за пилот-спортсмен? И они переучиваются на А320.
Да он слыхом не слыхивал про суперкритические профили.
Если летчик-ЛЕТЧИК, то он один хрен "чует" и землю на посадке, и tailstrike на взлете, впрочем не только на взлёте......
Учить надо-Да, но не по параметрам: "смотри, вот она RETARD сказала, тогда начинай тянуть и т.д. Даже писать не хочется. Кто пилот-тот пилот.

Кадет      05/06/2013 [21:31:32]#10
Начало освоения Канадского CRJ-200 на постсоветском пространстве привело к тому, что в течение двенадцати месяцев произошли три авиационных происшествия с полным разрушением самолета сразу после его отрыва (Внуково, Алма-Ата, Ереван).
Во Внуково - американец инструктор, в Алма-Ате - немецкий экипаж.

gmik      05/06/2013 [22:15:50]#11
О чем это?

gmik      05/06/2013 [22:28:55]#12
2Кадет

Не американец, а индюк (хоть с американским паспортом).Полный придурок.

Справа у этого индюка был вообще авиауголовник Костик, не помню фамилии, приписавший себе весь налет. Чистый УК РФ.
В отчете МАКа все это есть.
Так летают, наверное, гопники где то до сих пор.
Им бы по "двушечке", как сказал наш гарантыч.

Не говоря о самом самолете CRJ200, с многолетней историей перевертышей, как под копирку исполненных по всему белу свету.

Какие там в jопу стереотипы: крыло суперкритическое, работающее в оч узком диапозоне скоростей и углов.

Чутка снега налипло на переднюю кромку пока рулили, далее немного подорвали самолет, он тут же и свалился.


Чатланин      05/06/2013 [23:58:07]#13
Да, по поводу персоналий автор немного погорячился, но сути проблемы это не меняет. У меня в компьютере сохранен акт расследования, и на сайте МАКа его найти легко.

gmik      06/06/2013 [00:16:45]#14
Что значит "автор погорячился", Чатланин:))))
Я лично знал этих гавриков, а потом принимал активное участие в расследовании, расшифровках и напрямую взаимодействовал с транспортной прокуратурой и МАКом по ходу дела.

Buvalyi      06/06/2013 [10:27:16]#15
К сожалению, автор, не знает, как происходило и, продолжает происходить, переучивание "наших", в западных центрах. Приезжают генеральные и коммерческие директора, находят нужных "чекеров" и, в бой, план горит, деньги освоены. А то что недоучены, ничего-ничего, как классно на Тушке летали, неужели - эту игрушку не освоят.
Если люди умудряются сваливать самолеты с двумя работающими двигателями, КАК они летали, на тренажере, НА ОДНОМ?

Кадет      06/06/2013 [13:39:07]#16
Речь о том, что 2 из 3 упомянутых катастроф CRJ притянуты за уши.
Данный тип, кстати, в своей нехорошей статистике весьма интернационален. Согласно Bombardier везде пилоты виноваты. Вот только ни на одном другом типе 6 катастроф на взлёте из-за облединения нет. Или на CRJ только балбесы работают, или дело было не в бобине.
Соглашусь с Buvalyi. Не всё так плохо с обучением, как с воплощением навыков в жизнь.
Именно у людей с установкой "Да, что я, этот велосипед после Ту не осилю?!" Наиболее часто наблюдаются проблемы.

instructor Эксперт «Aviation EXplorer»      06/06/2013 [14:17:11]#17
Очень хорошо написано. Правильные и полезные выводы. Для Инструкторов и летного состава материал может быть использован как учебное пособие. С Уважением, ВАФ.

ALEX5      07/06/2013 [01:07:23]#18
Коллеги Вы правы, автор не может знать ВСЕГО, как во всех центрах за рубежом та или иная авиакомпания переучивает свой ЛС. Но кое-что и мне известно, поэтому и написал. Готов согласиться, что есть компании, которые "…находят нужных "чекеров" и, в бой, план горит…", хочется верить, что таких не так много. Приличные западные центры, в отличие от наших, хранят объективную информацию по переучиванию ЛС (и дальнейшим тренировкам) до 50 лет, понятно зачем. Ну а ответственность перед прокурором все равно несет авиакомпания (КЛС) допускающая пилота к штурвалу, а не западный инструктор, занимавшийся обучением.
В отношении состава экипажа в Алмаате и Внуково Вы абсолютно правы, когда писал, к сожалению "вылетели" некоторые нюансы.
Gmik прав заявляя, что " крыло суперкритическое, работающее в очень узком диапазоне скоростей и углов", а коли так, то к этим особенностям (отличиям) необходимо привыкнуть (адаптироваться) вот здесь и проявляется перенос нашего стереотипа (навыка) на другой объект, который этого не допускает. Отсутствие предкрылков делает крыло еще более чувствительным к различного рода загрязнениям и скорости изменения углов атаки. Во всех пяти случаях были превышены ограничения по угловым скоростям вращения.
На самолете установлена система защиты от сваливания (Stall Protection System (SPS)), которая рассчитывает три порога для срабатывания. При увеличении скорости изменения угла атаки более чем 1°/сек. вычислитель ДОЛЖЕН уменьшать уровень порогов срабатывания для систем тряски (Shaker) штурвала и толкателя (Pusher). Однако НИ В ОДНОМ из пяти упомянутых случаев ни тряска, ни толкатель НЕ СРАБОТАЛИ (значит, порогов срабатывания они не пересчитали или пересчитали неправильно, нам нужно , БЫТЬ ГОТОВЫМ к этому). Кроме того на самолете ОТСУТСТВУЕТ ИНДИКАЦИЯ этого параметра. Во Внуково (Vотр=138 узлов, α°=9°, α°ʼ=6°/сек.), Алматы (Vотр=150 узлов, α°=10°, α°ʼ=5, 8°/сек.), Ереван (Vотр=148 узлов, α°=8°, α°ʼ=4, 5°/сек.), Baotou (Китай) (Vотр=160 узлов, α°=9, 4°, α°ʼ=4, 6°/сек.).
Во Внуково и в Алмаате самолет пред вылетом обрабатывался ПОЖ. В Ереване и Китае версия обледенения была исключена.
Всем удачи.

gmik      10/06/2013 [01:51:57]#19
Джентельмены,
Что касается CRJ200, то, волей неволей, разбираясь с этими перевертышами я накопал совсем нерадостные факты.
Прошу прощения за терминологию, но при расчете крыла используются уравнения Навье Стокса. В них существует оператор Лапласа, который дает решения этих уравнений лишь в частных случаях. Дальше моих мозгов хватило бы, однако лет тридцать назад. Когда все это изучал в училище. Теперь это чистая теория.
В переводе на русский: каждое крыло рассчитывается отдельно. Общих решений и рекомендаций нет.
Бомбардье будет глаза прятать, и выдавать советы по обливу, и технике пилотирования.
Иными словами: все, кто летает на CRJ200 должны быть предельно осторожны с крылом.
Там вся аэродинамика на передней кромке (спасибо Уиткомбу)
Не стесняйтесь при малейшем сомнении обрабатывать крыло перед взлетом. Строго соблюдайте скоростные режимы. И тд и тп.
Казалось бы, общее место и всех касается.
Но то что прощает любой другой самолет, этот может и не простить.
Всем удачи.


A320F      12/06/2013 [10:28:42]#20
Дорогие коллеги. Перенос навыков это только часть большой проблемы, которая встает в основном в период переподготовки экипажей с советских типов на западные типы ВС. В сути проблемы, как мне кажется, лежит разница в подходе к авиабизнесу, советского и остального мира, значит и в подготовке кадров, а здесь можно говорить и про базовое образование и первоначальный налет и.т.п. Советские пилоты при переучивании на западный тип в зарубежных центрах, в основной своей массе, несут багаж личного опыта, основанного не на программах которые закладывали в училищах, а на требованиях которые вставали на производстве, с уклоном на тип ВС, регион полетов, подготовку инструкторского состава и.т.д. Навыки CRM в нашей системе заменялись более надежной системой закрепленного экипажа, его слетанностью, что невозможно представить в компаниях с западным менеджментом. Не секрет, что ввод в строй молодого пилота без опыта полетов, после первоначального обучения по программам IB Initio, проходит гораздо проще и легче, чем ввод в строй пилота с многолетний опытом и профпривычками. Конечно, у первых возникают проблемы у земли, у вторых на высоте выше 50 футов. На примере Флота Аэробус, могу заметить, что первые всегда помнят о том, что протянув S/St. на себя, они изменяют G-loud, и отклонив S/St. в сторону меняют roll rate, то опытные пилоты после первых полетов, забыв теорию, по привычке меняют тангаж и крен ВС, что в принципе и есть результат. Но это отдельная тема.

denokan Эксперт «Aviation EXplorer»      13/06/2013 [08:33:54]#21
---
Навыки CRM в нашей системе заменялись более надежной системой закрепленного экипажа,
===

Конгениально.

ALEX5      14/06/2013 [09:45:45]#22
Уважаемые коллеги!
Соглашаясь, в целом, с Вашими высказываниями, хочу отметить одну маленькую деталь. Вы пишите: "Советские пилоты … несут багаж личного опыта, основанного не на программах которые закладывали в училищах, а на требованиях которые вставали на производстве …". Отлично! Только какая разница, где этот предшествующий личный опыт закладывался, в данном случае важно его НАЛИЧИЕ! Предшествующий личный ОПЫТ это и есть сформированные ранее НАВЫКИ или ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП, который человек несет через всю свою жизнь, независимо от своих желаний, он переносит его на ту деятельность, которую он в данный момент осваивает! Ведь навыки это не только двигательные, но и приобретенный стереотип определенным образом МЫСЛИТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ, ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ. Нет никакой разницы, чей это самолет: Российский Эрбас или Боинг, важно НА СКОЛЬКО он (по совокупности) ОТЛИЧАЕТСЯ от РАНЕЕ ОСВОЕННОГО, и в первую очередь, по выполняемым процедурам. Спасибо.

A320F      15/06/2013 [11:32:02]#23
Дорогие коллеги,
заранее извиняясь за некомпетентность в тонких материях поведенческой психологии, замечу, что опыт ( в том числе бытовой) это не навык. Динамический стереотип основан на физиологии организма, на рефлексах, как у собачек Павлова, готовность выполнять действия автоматически, не задумываясь. В этом то и проблема многих пилотов, необходимо сломать старый профессиональный стереотип при переучивании, который давно уже перешел в динамический, и построить новый професиональный стереотип поведения, который привязан к новому типу ВС. Преобретенный стереотип - мыслить, действовать, принимать решения - полностью поддерживаю, но добавил бы АНАЛИЗ, как обратную связь, позволяющую улучшить свой предыдущий опыт.
По поводу разницы типов ВС. Не просто с Ан12 или Ил76 пересесть на А320/330, гораздо сложнее в обратную сторону, если у тебя только fly- by- wire опыт.Наблюдал лично мучения двух молодых итальянцев, при переучивании с 320 на 737. И в этом случае работает только приобретенный профессиональный стереотип, потому как жизнь вынуждает ломать старый тип мышления. Ну а если шутя, то летчик должен быть туп и смел.

ALEX5      17/06/2013 [01:18:27]#24
В ОТНОШЕНИИ унификации ВС мне понравилось как сказал Chapman Frank по А350XWB: "Если, имея опыт пилотирования А330/340, вы сядете в кресло летчика А350 и попробуете по памяти с закрытыми глазами дотронутся до рычагов управления и переключателей в кабине, то обнаружите, что они остались на прежних местах. По большому счету, существенных отличий по размещению рычагов немного и в отношении А320".

Для WWW
В ОТНОШЕНИИ "…На ходулях, например, человек вообще стоять не сможет…" маленькая ремарка. Если чисто теоретически предположить, что годовалому ребенку не научившемуся стоять приделали ходули, он что побежит? Или сможет на них пойти? Когда человек встает на ходули, у него УЖЕ В ПОДКОРКЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА СФОРМИРОВАНА система условно-рефлекторных связей (стереотип, навык) выдерживания вертикального положения тела. Только НА БАЗЕ ЭТОГО НАВЫКА он начинает формировать все остальные по перемещению на ходулях (или без них) с различной скоростью. Ходули, как и бег – это уже СЛЕДУЮЩИЙ более сложный навык.

Является ли опыт навыком? Думаю ответ в определении. Навык – доведенная до автоматизма способность человека действовать при минимальном контроле сознания. Формируется в результате многократных упражнений. Как приобретается опыт и дает ли он такую возможность? Если посмотреть на проблему переноса навыка чуть шире, необходимо отметить, что выделяют четыре вида навыков:
- двигательные
- мыслительные
- сенсорные
- навыки поведения
Поведенческие навыки человека будут определять консерватизм его деятельности. Отдельно взятый человек без особой нужды не очень-то склонен менять организацию и порядок своей деятельности (сформировавшийся стереотип). Чем больше группа людей тем "закостеневшей" будет сложившаяся система производственных отношений и правил. Поэтому в небольших прибалтийских республиках бывшего СССР (и даже в Украине) быстрее и легче перешли на международные правила, процедуры и стандарты. А мы уже более 20 лет ищем свой уникальный путь, мучаемся, спорим, создаем проблемы, чтобы потом самим же их и преодолевать и не понимаем, что КОЛЕСО УЖЕ ИЗОБРЕТЕНО. Чем дольше мы будем сдерживать естественный ход развития истории, тем болезненнее нам в конечном итоге все это обойдется. Это тот же ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС сложившихся ранее НАВЫКОВ и СТЕРЕОТИПОВ деятельности.

aim high      23/09/2013 [07:01:46]#25
За уши притянул автор, три частных случая с CRJ. И причина там не связана с навыками, а с особенностями ВС. И французы, и канадцы, и немцы, и испанцы т.е. все те кто готовит на CRJ все уделяют этому внимание, с этим автор погорячился.
Опять же навыки и их перенос зависят от темперамента. Холерики быстро приобретают и быстро забывают, сангвиники наиболее подходят под описание проблемы с переносом навыков. Тезис с мотивацией мне очень понравился. Очень важно с какими мыслями человек пришёл на самолёт. Если это новый этап в его карьере это одно, если жизнь заставила, то он всю дальнейшую жизнь будет летать воспоминаниями и сравнениями.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBtSww
Тут https://youdo.com/lawyer/inheritance/disavowal/, подробности по ссылке.
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/passenger/cars/, гарантии.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer