Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Аналитическое исследование

Российские региональные авиаперевозки. Рамки создания успешного проекта

18 июня 2013 года / А.А.Канищев / Aviation EXplorer
 

В последнее время на разных, даже высоких уровнях обсуждается вопрос возрождения региональных авиаперевозок. Вопрос обсуждается профессионалами и любителями, бизнесменами, политиками, журналистами и просто авиаторами.

Средства массовой информации переполнены сообщениями о проекте  авиаперевозок в Приволжском  федеральном  округе.

 «Полномочный представитель президента РФ в Приволжском  федеральном округе Михаил Бабич считает, что окружной проект развития межрегиональных авиаперевозок состоялся». Весьма оптимистичное заявление,  особенно после двух месяцев развития проекта.

Не критикуя уверенность  в результатах политиков и участников проекта, хотел бы предложить для рассмотрения профессионалов  ряд  мыслей и идей, способных повысить надежность  и вероятность того, что проект действительно  состоится.

Поскольку в своей  «прошлой» жизни мне доводилось участвовать в региональных проектах, то нами (группой   отраслевых специалистов)  несколько месяцев тому назад был разработан  -  упрощенный   «рамочный»  бизнес  план.

 Презентация  основных элементов и выводов  этого  проекта предлагается  Вашему вниманию. Несмотря, на то, что с момента представления  материалов прошло несколько месяцев  надеюсь,  содержание и основные выводы остаются актуальны.

Целью работы  являлось определение граничных условий (рамок), в пределах  которых возможно создание и развитие региональных авиаперевозок. 

Необходимо было  определить достаточно ли платежеспособного спроса для обеспечения необходимых доходов авиаперевозчика, понять нужно ли стимулирование  и какие методы стимулирования регионального  спроса  способны  обеспечить минимально необходимый уровень пассажиропотока.

В проекте  оценивалась реальная и потенциальная себестоимость региональных авиаперевозок, потенциал ее снижения.

При расчетах и оценке применялись общепринятые в  отрасли методики и инструменты.

Круг участников обсуждения настолько широк, опыт, образование и знания настолько разнообразны, что видимо  вначале дискуссии необходимо  договориться о терминах, хотя бы  основных, в рамках  предмета  сегодняшнего разговора.

Предлагаемые термины, в основном, соответствуют принятым в мире отраслевым  определениям.

Понятия и требования (1)

Несколько упрощенно, но для целей настоящей дискуссии предлагается:

Региональные рынки

Рынки с низким или невысоким спросом, недостаточным для  организации  магистральных  авиаперевозок.

Альтернативное название – вторичные рынки авиаперевозок.

Региональные авиаперевозки;

Авиаперевозки на региональных рынках, независимо от географического или административного  деления территорий.

Региональный самолет;

Региональный самолет   - небольшой самолет предназначенный для  перевозки до 100 пассажиров на относительно коротких маршрутах. Feederliner,   commuter , local service aircraft -   термины, обозначающие тот же класс воздушных судов.

Для региональных рынков характерен  невысокий спрос,  хотя иногда встречаются региональные  рынки, на которых спрос  выше значений, о которых будет сказано чуть позже.   

Региональные авиаперевозки обусловлены  с  одной стороны с региональными рынками, а с другой с региональными самолетами, небольшой  емкости.

Несколько упрощенно, и для целей настоящей дискуссии предлагается следующая оценка:

Спрос, недостаточный для  организации ежедневного рейса  на магистральных воздушных судах  - 65 –70 тыс. пасс/год  (арифметика  оценки пассажиропотока знакома  всей отрасли  и поэтому предлагаю оставить за рамками обсуждения).

С учетом перспектив  развития (раскрутки)  и сезонности каждого конкретного рынка   можно   условно обозначить границу спроса  регионального рынка  в 50 тыс. пассажиров/год, а рынка местных сообщений  в 10-15 тыс. пасс/ год.

Понятия и требования (2)

Региональная авиакомпания;

Авиакомпания, осуществляющая авиаперевозки на региональных  (вторичных) рынках авиаперевозок с использованием региональных воздушных судов.

Региональный (вторичный) аэропорт;

Аэропорт осуществляющий  свою часть операции авиаперевозки на региональных  (вторичных) рынках авиаперевозок.
В ряде случаев является базовым аэропортом для региональной авиакомпании.

Региональный (вторичный) хаб

Аэропорт в котором осуществляется концентрация и перераспределение пассажиропотоков на региональных  (вторичных) рынках авиаперевозок.
Как правило  является базовым аэропортом для региональной авиакомпании, т.к. именно они осуществляют концентрацию и перераспределение пассажиропотоков.

Приняв  такие определения,  мы должны согласиться с тем, что региональная авиакомпания,  может базироваться не только на Урале,  ПФО,  Дальнем Востоке  или  в Сибири, но и в Москве, Петербурге. Главный признак региональной авиакомпании – обслуживание низких, так называемых  вторичных пассажиропотоков, даже если конечной их точкой является Москва.

Понятия и требования (3)

Региональные авиакомпании это  авиакомпании, которые эксплуатируют  региональные самолеты для предоставления услуг на рынках, не имеющих достаточного спроса, чтобы привлечь магистральных  авиаперевозчиков.

Существуют три основных способа для ведения бизнеса  региональных авиакомпаний :

(1) Авиакомпания  подвоза (feeder airline)  имеющая контракт с крупной магистральной (как правило сетевой) авиакомпанией, работающая под ее брендом, исполняющая две роли:

          - Доставка пассажиров в хабы крупных авиакомпаний из соседних  регионов, региональных рынков ( regional feed or regional traffic), и

          - Увеличение частоты рейсов на некоторых  магистральных рынках в периоды , когда спрос не достаточен  и не гарантирует  использование магистральных самолетов.

(2) Авиакомпания, предоставляющая  услуги  на малых и изолированных рынках, для которых авиакомпания является единственной  разумной линией связи с  крупный  центром. Нередко такие авиакомпании работают на рынке под собственным брендом.  Используемый термин - commuter airline.

(3) Независимая авиакомпания (independent airline ) авиакомпания , которая выполняет регулярные услуги  point-to point под собственным брендом,  зачастую эксплуатирующая и  воздушные суда "магистрального  размера" (более 100 мест) ".

Практически вся  деятельность региональных авиакомпаний осуществляется  в  “code sharing”.

С точки зрения собственности региональные  авиакомпании  могут быть независимыми от  своих магистральных партнеров , являться их дочерними  предприятиями  и даже  быть их филиалом.

Несколько слов о себестоимости авиаперевозок.

Перечень статей ее составляющих  не содержит ничего нового  и достаточно  короток.

Три  группы:  переменные затраты (Variable Operating Cost),  постоянные  затраты  (Fix Operating  Cost), прочие накладные расходы (Overhead Cost).

В процессе работы  проводилась   оценка  путей   снижения  себестоимости,  каким составляющим  себестоимости  необходимо (есть возможность) уделить больше внимания.

СЕБЕСТОИМОСТЬ  АВИПЕРЕВОЗОК,  ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ,  ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ

Прямые переменные затраты (Var. Op. Cost): 
ГСМ авиа 
Аэропортовое обслуживание 
Бортпитание 
Аэронавигация (АНО) 
Наземное обслуживание 
Обеспечение полётов 
Прочие прямые расходы по рейсам 
Прямые постоянные производственные затраты (Fix Op. Cost) 
Лизинг ВС
Зарплата ЛС
Прочие расходы на содержание ЛС 
ТО ВС оперативное 
Ремонт и тех.обслуживание  ВС 
Страховка ВС 
Прочие накладные расходы (Overhead Cost): 
Коммерческие затраты 
Расходы по задержкам 
ФОТ (за вычетом ЛС) 
Налоги

Аэропортовое обслуживание  -  потенциально  возможно применение дотации на начальном этапе 
Лизинг ВС -  потенциально  возможно применение дотации в среднесрочном периоде

Оценивался  потенциал снижения себестоимости с помощью различных  механизмов,  как федерального, так и регионального уровня.  Рассматривались дотации и субсидии отдельных статей расходов при авиаперевозках.

ПОТЕНЦИАЛ СНИЖЕНИЯ   СЕБЕСТОИМОСТИ  РЕГИОНАЛЬНЫХ АВИПЕРЕВОЗОК

Прямые переменные затраты (Var. Op. Cost): 
ГСМ авиа                                                           Дотация регионов (условная цена в региональных а/п)
Аэропортовое обслуживание                  Дотация регионов (условная цена в региональных а/п)
Бортпитание                                                       минимальное или отсутствует
Аэронавигация (АНО)                                   льготная шкала(дотации) для легких ВС
Наземное обслуживание                                   льготная шкала(дотации) для легких ВС
Обеспечение полётов                                 льготная шкала(дотации) для легких ВС
Прочие прямые расходы по рейсам              льготная шкала(дотации) для легких ВС
Прямые постоянные производственные затраты (Fix Op. Cost) 
Лизинг ВС                                                                         Федеральная дотация (условная цена лизинга )
Зарплата ЛС                                                                     ЛС  первичного уровня 
Прочие расходы на содержание ЛС               ЛС с базы
ТО ВС оперативное                                                       унификация типа ВС и эффект масштаба
Ремонт и тех.обслуживание  ВС                               унификация типа ВС и эффект масштаба
Страховка ВС                                                       совместная с материнской компанией
Прочие накладные расходы (Overhead Cost):
Коммерческие затраты                                 совместные с материнской компанией
Расходы по задержкам                                 правила перевозки компании
ФОТ (за вычетом ЛС)                                                     минимизация персонала
Налоги                                                                         налоговые льготы  

Выводы:  потенциал снижение себестоимости региональных авиаперевозок  существует. При участии  государства на федеральном и региональном уровне он становится существенным.

Например, был  разработан подход к субсидированию  расходов   на  авиатопливо и ГСМ – 100% для перевозок на местных авиалиниях  и  50% расходов на авиатопливо и ГСМ на региональных.

Расходы на флот и лизинг воздушных судов  можно кардинально снизить  путем внесения  их в уставный капитал авиакомпаний федеральным владельцем этих региональных самолетов.

Производилось  моделирование себестоимости блок -  часа и кресло – километра на региональных перевозках при вышесказанных условиях (половина аэропортовых расходов  и расходов на авиаГСМ)  и отсутствии лизингового   платежа.

Расчеты проводились на базе верифицированной информации о затратах современного и перспективного  регионального самолета.  Этот тип воздушного судна хорошо всем знаком.

Моделирование  проводилось в базовой  моноклассной  компоновке при емкости: 72 и 78 кресел.

Учитывая  ограниченные  возможности  презентации  здесь  представлены результаты  моделирования удельной себестоимости  кресло - километра при емкости  72  кресла и  при двух условных,  но  характерных  для российского рынка,  значений  рейсовой дальности:

-  200 nm/ 370 км (более  характерной для  перевозок на местных воздушных линиях) и

-  600 nm/ 1100 км  (более  близкой к реалиям российских  региональных авиаперевозок).

Себестоимость кресло – километра региональных авиаперевозок на дистанции 1100км составляет 12,7 usc/км.  Доходность, необходимая, для обеспечения безубыточности будет зависеть от занятости кресел (LF).

При этом потребный уровень  удельной доходности  будет колебаться от  25,4 usc/км.  в начальный период реализации проекта (при низком LF) до   18,4 usc/км после  «раскатки» линий.

Понимая, что такие  высокие значения потребной удельной доходности  не характерны для российского регионального рынка,  нами было проведено моделирование:

-  при условии отсутствия у регионального перевозчика затрат на лизинг (версия  * выделена фиолетовым цветом), что дает диапазон потребной удельной доходности  Yield:  20,6 usc/км.   - 14,7 usc/км. и  

-   при отсутствии затрат на лизинг и половины затрат на аэропортовые сборы и авиаГСМ

(версия  ** выделена синим цветом),  что дает диапазон потребной удельной доходности  Yield:  19,0 usc/км.   - 13,6 usc/км.    

Напомню, эти значения  характеризуют минимальные значения потребной удельной доходности  Yield,  обеспечивающие  эксплуатацию современного самолета без убытка, т.е. в «ноль».

Значения доходности   скоррелированы  с начальным этапом  развития проекта (LF около   50%)  и по мере развития проекта поднимаются LF 60%. И далее достигают LF 70%.   Это то, что необходимо, для развертывания и развития проекта исходя из перспектив  обеспечения (снижения) себестоимости.

А что же в реальной жизни с доходностью?

Сколько,  в самом деле,  могут платить (и платят)  пассажиры на российских  рынках региональных авиаперевозок?

Результаты простых расчетов  реальной удельной доходности, проведенных  на региональных авиалиниях близких по дальности, и поэтому соизмеримых с  рассчитанной потребной удельной доходностью    по регионам  и  представлены на карте.

Выводы  неутешительные:  реальные удельные доходы на региональных авиалиниях на Севере, в  Сибири, и Дальнем Востоке существенно ниже потребных!  Их диапазон для  выбранной «характерной» дальности  составляет  7,0  - 14.0 usc/км.

Доходы и плотность населения большей части регионов дает мало поводов для оптимизма.

 

 Приведенные данные доходности авиаперевозок по регионам, возможно, несколько устарели (расчеты производились базам данных по сезонам лета 2011) и,  вероятно,  требуют верификации.

Можно ли решить проблему убыточности региональных авиаперевозок простым прямым субсидированием?

Расчеты реальной ситуации  соотношения доходов и расходов на достаточно перспективном региональном рынке  Новосибирск  - Тюмень  в целом вписываются в общую картину.

Удельные доходы (7,3 usc/км.) ниже себестоимости креслокилометра (12,7 usc/км.)

Первичный вывод прост – размер простого субсидирования должен превышать возможности населения более,  чем вдвое.

Т.е. для обеспечения безубыточных авиаперевозок в регионах России  на каждые рубль, выплачиваемый за перевозку самим пассажиром необходимо доплачивать около 2,5 рублей. Цифры осредненные. На Севере и Дальнем Востоке, где цены на топливо и аэропортовые сборы выше  - доплачивать надо больше.  Такая  картина  на региональных авиалиниях.  На местных  авиаперевозках ситуация  еще  жестче.  В  разы жестче.

Можно субсидировать собственно перевозку (билеты) пассажиров. Это тупик,но таким  образом можно  стимулировать рост  спроса. Так сказать тактический рост.  На первых этапах проекта. 

По мере развития проекта, роста объемов, суммы на субсидирование будут только возрастать.  Поэтому мы моделируя развитие объемов перевозок пришли к выводу, что применение простого, прямого субсидирования,  дорогостояще и не имеет перспектив для  целей создания и развития масштабного проекта региональных авиаперевозок.  Даже субсидирование парных рейсов или рейсов или направлений вообще имеет свои  специфические слабые стороны.

 С точки зрения получения, как стратегического результата, так и результата вообще перспективнее субсидировать, а точнее инвестировать  в капиталоемкие объекты, в средства производства и прежде всего  в самолеты. По крайней мере,  такие действия со стороны стратегического участника (государства)  выглядят логичными и перспективными.

Даже на довольно перспективном  рынке введение субсидий приводит  к росту перевозок,  но не обеспечивает безубыточной эксплуатации авиалинии.

Удельные доходы (10,9 usc/км.) ниже потребных (12,7 usc/км.)

Если же производить моделирование  с учетом сезонности спроса на рынке – ситуация выглядит еще пессимистичнее.

Внесенные в уставный  капитал самолеты (10,3 usc/км.),  и дотация   аэропортовых сборов и стоимости ГСМ (9,5 usc/км.) открывают «свет в тоннеле»,  но потребная загрузка LF  составит 95% - 90%, что существенно выше реалий региональных перевозок, даже с учетом  лучшего зарубежного опыта.

А  что может дать  привлечение дополнительных пассажиропотоков присоздании хаба?

Значительное  увеличение трансфера,  полученное путем сложения потенциала рынков (создания регионального хаба) приводит к росту перевозок,  и открывает перспективы безубыточной эксплуатации авиалинии.

 Удельные доходы (15,4 usc/км.) выше потребных (12,7 usc/км.) Потребная загрузка LF  составит 82,5%

Ситуация  с учетом сезонности спроса на рынке  выглядит пессимистичнее,  но приемлемо.

Бесплатные т.е.  внесенные в уставный  капитал самолеты снижают стоимость в модели до 10,3 usc/км.,а при сложении с  дотацией 50%  аэропортовых сборов и стоимости ГСМ .(9,5 usc/км. ) дают повод для оптимизма, а потребная загрузка LF  составит 67% - 61%, что  несколько превосходит  параметры  начального этапа региональных полетов, но вполне достижима  на втором – третьем  этапе развития региональных перевозок.

Забегая вперед,  скажу, что зарубежный опыт подтверждает реальность и достижимость таких параметров.

Итак  - выход из ситуации:

  • стимулирование роста платежеспособного спроса за счет экономического роста  в регионах;
  • субсидирование авиаперевозок на начальном этапе (первые два – три года становления проекта) с целью  стимулирования пассажиропотоков;
  • радикальное снижение стоимости  владения парка региональных авиакомпаний (например путем внесения региональных и местных самолетов в уставный капитал авиакомпаний, что обеспечит заодно и контроль государства над социально важными перевозками);
  • снижение себестоимости перевозок путем  дотирования аэропортовых  сборов и авиаГСМ в местных и региональных аэропортах;
  • создание системы региональных  и регионально – магистральных хабов, с целью наращивания региональных пассажиропотоков;

Система конкурирующих хабов.

По мере развития проекта, роста платежеспособного спроса, появления сетевого эффекта, и т.д. в общероссийской сети просматриваются  4 – 7 магистральных хабов  и  7 - 12 региональных хабов (с учетом конкурирующих хабов различных авиакомпаний или альянсов).

Для реализации такого проекта, кроме всего прочего,  требуется очень значительная инфраструктура.

К счастью  аэропорты, с близкими к  необходимым,  характеристиками для магистральных хабов имеются в достаточном количестве.  Их  географическое положение, другие параметры позволяют оптимистично смотреть на перспективы этой части проекта. И это несмотря на наличие серьезных проблем, архаичность технологий  и  устаревших  материальных  объектах.

С аэропортами, способными, пригодными стать региональными хабами,    конечными региональными  аэропортами,  и аэропортами местных воздушных линий ситуация значительно хуже.

Еще сложнее ситуация с радио, светотехническим  обеспечением  полетов, которые необходимо будет  производить с достаточно высокой частотой и регулярностью.

Аэропортовое обслуживание, ТЗК, кетеринг, сложный комплекс  обеспечения пассажиров и полетов. Разнообразие перечисленных видов деятельности, наличие специфических, местных особенностей бизнеса и даже клиентуры делают функционирование основного бизнеса и инфраструктурной его части многофакторной, а управление многовекторным.

Думаю, что усилиями  только федерального  центра эти проблемы не решить.

Оптимальным  смотрится участие региональных властей, регионального бизнеса при координирующей (по мере необходимости)  роли  центра.

Рассмотрение организационной, владельческой и прочих структур  мы отложим.

Но ясно одно:  начинать надо с полетов. И значит,  с авиаперевозчиков.

С региональных авиакомпаний.

Начнутся активные региональные  полеты  - появится интерес для  различных бизнесов вокруг авиапассажиров, появятся возможности для привлечения инвесторов в авиаперевозки, аэропортовую деятельность и другие виды бизнеса.

Появится возможность создать и развивать различные виды бизнеса в т.ч. сопутствующие бизнесы внутри кластера «региональный аэропорт».

Поскольку хаб – это довольно таки сложный организм, функционирующий во времени и пространстве, а мы говорим о системе региональных и магистральных хабов, взаимодействующих между собой, то централизованный дизайн этой системы,  централизованная  координация ее деятельности  само собой разумеются.

Довольно давно, мои коллеги,  анализируя потенциальные связи между регионами пришли к интересному выводу: семь основных региональных хабов,  созданных семью региональными авиакомпаниями в семи федеральных округах имеют относительно неплохую перспективу развития.

С учетом конкурентной среды оптимальное количество хабов может достичь 12.

Интеграционные процессы в России

Российские сетевые магистральные перевозчики, достаточно давно «доросли» до понимания и участия в интеграционных процессах на уровне альянсов авиаперевозчиков.  Соглашения «код шеринг»  все шире применяются российскими авиакомпаниями.

 Однако  менеджмент российских  компаний не выглядит так продвинуто, когда от слов об интеграции надо переходить к делу  в регионах страны, на рынках с низким пассажиропотоком. 

Между тем интеграция  и совместные действия перевозчиков это основа для создания сетевого эффекта, так необходимого для региональных авиаперевозок.

Скоординированное   управление сетью маршрутов разных  региональных перевозчиков,  совместимый по своим характеристикам продукт,  схожие  критерии разработки   ценовой  политики, координация продажи может существенно  улучшить экономические и финансовые результаты региональных перевозчиков.

Пару слов о воздушных судах, применимых  в проекте.

Спектр воздушных судов для региональных авиаперевозок на рынке представлен достаточно широко. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется,  что список только на бумаге.
Теоретически  для низкопоточных линий могли бы подойти самолеты  Ан -38.
Но ситуацию с их производством, присутствующие знают. ….
Несколько лучше ситуация с  Ан -140. Но в целом причин для оптимизма немного.
Зато весьма неплохая ситуация с самолетами западного производства (кроме цены).
Здесь в списке и DHC- 6, и  самолеты  Embraer,  и  другие.
Весьма интересны   региональные  машины Bombardier.   Например  Q-400.
Свежие машины не только по дате производства, но и по дизайну. Т.е. с перспективой на десятки лет.

Присутствие на рынке реактивных  региональных самолетов российского производства  может явиться поводом для заказа значительной серии  обоих типов (Ан-148 и SSJ-100), прибавить оптимизма    производителям.  Оптимизм в этом вопросе у  перевозчиков  может появиться  только после серьезных изменений в политике производителей.

Малый размер самолета означает для авиаперевозчика возможность выставить на рынке адекватное спросу предложение емкости с достаточной частотой.

Основной сложностью может явиться необходимость  увязать малую емкость (адекватную низким  региональным пассажиропотокам)  с себестоимостью и  со значительным (25 лет и более) сроком эксплуатации воздушных судов. Ведь через 15 – 25 лет благодаря предпринятым стимулирующим действиям (например, созданию хаба) пассажиропотоки на рынке возрастут и имеющаяся емкость может оказаться слишком мала.

Напротив завышенная стартовая емкость (величина самолета) не позволит выставить необходимую высокую частоту, приведет к значительному убытку, особенно на начальном этапе.

В этом случае идея централизованного  например,   федерального владения (приобретения, управления) флотом  с внесением в уставный капитал региональных авиакомпаний  дает интересную потенциальную возможность маневра флотом и емкостями на разных региональных рынках, в разных региональных авиакомпаниях.

Серьезные риски проекту придает  «инвестиционная привлекательность» отрасли.  В кавычках.

Если быть честным, то надо поставить двойные кавычки в термине  «инвестиционная привлекательность».

Отрасль непривлекательна практически для всех типов инвестиций глубоко и насквозь.

Убытки   технической, коммерческой эксплуатации воздушных судов, особенно на региональном рынке авиаперевозок , особенно на российском рынке с характерным низким платежеспособным спросом  оставляют  перспективы самостоятельного  входа в отрасль  серьезных инвесторов  маловероятным событием.

Для тех, кто любит теорию.  Материалы IATA.  Как Вы видите,  линия WACC (средняя стоимость капитала) находится выше  линии ROIC и  линии ROIC и  WACC  нигде не пересекаются.

Разница между ROIC и  WACC показывает  потери инвесторов.
Простой вывод напрашивается сам собой. Как в обозримом прошлом,  так и в обозримом будущем  аналитики IATA не предполагают коренного улучшения ситуации.
Инвесторы в авиаперевозки  теряли, теряют,  и  видимо будут терять  деньги.
В таких условиях возникает вопрос:  зачем инвесторы вкладываются в авиабизнес?
Чем можно привлечь потенциальных инвесторов в проект региональной авиации?
По мнению специалистов имеются, по меньшей мере, три причины  по которым  и  серьезный бизнес  и просто  граждане  выступают в качестве инвесторов  многострадальной авиационной отрасли.
Я  убежден, что поскольку имеются общепринятые, рыночные способы привлечения  серьезных,  институциональных  инвесторов, то  партнеров и инвесторов в  такой проект можно привлечь. 
По крайней мере,  имеется  позитивный   международный  опыт.

Зарубежный   операционный    опыт.

Думаю, что все присутствующие в состоянии самостоятельно проанализировать предложенный  материал, я лишь позволю себе акцентировать ваше внимание на динамике некоторых параметров.

Напомню, что рассматриваемые параметры приходятся на годы  после дерегулирования авиаперевозок в США   с 1980  по 2010 год . 

Количество перевозчиков за тридцать лет сократилось с 247 до 61, при этом перевозки возросли в 11 раз с 14,5 млн. пассажиров до 165 млн., а объемы выросли в 40 раз до 76 млрд пм.

Росло предложение, и количество вылетов.

Средняя дальность неумолимо возрастала с  129 миль до 464.

Средняя емкость воздушного судна выросла с 16 кресел до 56.  Но начинали с 16 кресел.

Обратите внимание, на среднюю емкость    воздушных судов при которой,  проводилась раскатка рынков  (16 – 24 кресел).

Средняя занятость кресел только после двух десятков  лет операционной деятельности  устойчиво превысила  LF 50%.  Можно себе представить,  какова  была бы занятость, и соответственно бы ли бы убытки, если бы  выставлялась емкость, скажем 50 или 75 кресел. И сколько времени  потребовалось бы на раскатку.

Глядя на опыт заокеанских  коллег, можно понять, почему я достаточно пессимистичен во взглядах на рост  LF, при раскатке региональных рынков, особенно в первое время.

Если учесть, что 99% региональных перевозок производились в «код шеринге», то становится понятным влияние и поистине гигантский «сетевой эффект» (почти 165 миллионов пасс.) региональных перевозок, важность и интерес этого бизнеса для магистральных перевозчиков – партнеров по «код  шерингу» альянсам.

Статистика,  говорит о том, что авиакомпаниями операторами в  479  из  655  американских аэропортов   были  исключительно региональные перевозчики.  Здесь можно найти ответ на вопрос:  что нужно, прежде всего, для сохранения и поддержания региональной аэродромной сети.

 Почему мы потеряли большую часть своих региональных аэродромов и аэропортов?

Я думаю, потому, что туда не было рейсов.  Или совсем мало рейсов.

Материалы зарубежного опыта весьма показательны.

По крайней мере, понятно, с какого конца необходимо подходить к решению инфраструктурных проблем.

Прежде всего, необходимо, чтобы в эти аэропорты летали авиакомпании (а).

Инвестиции: федеральные,  региональные,  частные (в).

Стимуляция спроса на региональных рынках (с).

 

Общие выводы

  • Прибыльный  бизнес региональных авиаперевозок возможен.
  • Минимальный  необходимый  начальный спрос на ряде рынков имеется.
  • Воздушные суда соответствующей размерности на рынке есть.
  • Минимальное количество аэропортов для старта имеется.
  • Опыт зарубежных региональных перевозок достаточно позитивен.
  • Требуются  эффективные интеграционные действия.
  • Требуются  современные  эффективные   ноу – хау.
  • Требуются соответствующие  ресурсы  и инвестиции.
  • Требуются  соответствующие   действия со стороны государства (федеральных,  региональных властей и регулятора).

Хотел бы обратить внимание не только на позитив  выводов.

Понятно, что надо делать, понятны  потребные ресурсы и инвестиции. Рассчитать необходимые субсидии, зная планируемые объемы и дефицит доходности, в зависимости от выбранной модели  думаю,  сможет любой участник рынка и чиновник.

Поскольку эти выводы или подобные  уже озвучивались мною  неоднократно,  позволю себе акцентировать Ваше внимание на самом  важном  - определении дальнейших действий.

Неплохо было бы  сформулировать  первичные  шаги  основного, по нашему разумению,  участника  – государства.

Что требуется от государства

  1. Создание условий для роста платежеспособного  спроса  в регионах.
  2. Принятие  идеологии :  спрос – авиаперевозчик – аэропорт (хаб) – спрос’.
  3. Создание условий способствующих интеграции отрасли в т.ч. взаимодействия в Code sharing, для участия  магистральных авиаперевозчиков  в создании сетевого эффекта.
  4. Создание условий для экономически оправданной эксплуатации региональных воздушных судов в России.
  5. Создание условий способствующих развитию региональной инфраструктуры, включая аэропорты, ТЗК,  созданию системы региональных хабов.
  6. Создание условий способствующих привлечению частных  инвестиций (в т.ч. частно –государственного партнерства) в региональные  авиаперевозки.

На основе всего перечисленного  нами  подготовлен развернутый план,  однако,  это уже другая история, выходящая за рамки нашей сегодняшнего общения.

 

А  как  остальные  участники процесса?

  • Как распределить полномочия и ответственность федеральных, региональных властей и частных партеров этого процесса?
  • Что требуется от акционеров (инвесторов)  региональных авиакомпаний, аэропортов, других инфраструктурных объектов?
  • Что требуется от менеджмента региональных авиакомпаний, аэропортов, других инфраструктурных объектов?
  • Что требуется от менеджмента  магистральных авиакомпаний, аэропортов?

Хочу подчеркнуть, что по нашему  убеждению,  для достижения успеха требуется понимание процесса и значительные усилия не только властей разного уровня, но акционеров и их партнеров, менеджмента региональных и магистральных перевозчиков, аэропортов и многое другое.


А.А.Канищев


комментарии (24):

Дедушка ГВФ      19/06/2013 [11:01:46]#1
Статья наверное на четвёрку, но если уважаемый автор хоть раз садился в Ленске на гальку, то радужные планы по Бомбардье меркнут.Кроме Ан-12, 24 и Ан 2 безопасно работать не на чем. Нюрба, Верхне-Вилюйск, Кысыл-Сыл, Жиганск и так далее, везде грунт.
И следующее, названия вторичный хаб, вторичная перевозка пахнет вторичным сырьем, то есть сдача в утиль на переработку... Не авиационный термин, оставьте в покое МВЛ 1 и 2 кат и никакой путаницы.

незванный гость      19/06/2013 [23:23:12]#2
Уважаемый дедушка ГВФ!
Я то же не бабушка, летал и на гальку и на железные ВПП, но разве об этом спитчь? В экономике мы с Вами Александру (автору) внуки!
Он не мэнагер (как ныне принято ругать) из кабинетной элиты, а классный штурман, который на заре перестройки освоил новую профессию. Крайний раз (или последний - мне то же пора на землю) летал с ним Адис Абебу...

Александр, спасибо! Чем больше честных, профессиональных мнений, тем скорее все устаканится.
Но кажется Вашу точку зрения власть имущие еще не осилят.

незванный гость      19/06/2013 [23:42:10]#3
Извините, не в Абебу, в Луанду. Но это не имеет значения.

q1      20/06/2013 [02:33:50]#4
Дедушка ГВФ

Вы слищком строги.

Чтобы это написать надо много чего перелопатить и данной темой заниматься серьёзно.
На мой выпуклый взгляд, все написано правильно, лично я с автором солидарен.
А о методике исследования, терминологии, расстановке акцентов, можно спорить всегда. У каждого она своя.

Александр46      20/06/2013 [08:47:22]#5
Автору- респект!Горжусь, что в Магадане выросли такие специалисты!

ALEX5      20/06/2013 [09:28:49]#6
Александр, СПАСИБО.

Дедушка ГВФ      20/06/2013 [10:15:22]#7
Товарищи я с Вами полностью согласен, единственное на чём хочу сделать акцент Север не прощает упрощённый подход к эксплуатации ВС на наших, мягко говоря, сложных северных аэродромах.
Ну и по экономике не спорю, но могу сказать точно на МВЛ России на Европейском и Крайнем Севере не с 60 кресельных самолётов надо начинать. Если по типам то наверное по надёжности Л-410 не плох, но ВПП более 700 метров необходима.
Твин Оттер хорош, но дорог, но хорош, и на колёсном большом, и на лыжах и на поплавках...
Но денежки Чемезов сейчас в Даймонд Пук ввалит бюджетные и опять жди светлого будущего. Вот в чём проблема и Вы все это знаете, а сделать ничего не можем...
Э-э-эх Рассея, твою ....

ddddddd      20/06/2013 [12:19:17]#8
Статья хороша уже тем, что, наверное, впервые опубликован структурированный документ по теме, с которым можно работать.
А вопросов к Александр Алексеевичу, конечно, возникает много. В рамках коммента всего не изложить, но вот основные:
К расчетам принят тип Dash 8 Q 400. Всем известно, что он лучший в своем классе. Но он 70 местный. Автор сам пишет, что начинать следует с 9 - 20 местных. Их ASK будет выше.
Далее. По расчету ASK Q400. В слайде указана Total Crew Cost 80000USD. Годовой налет на ВС 2100, соотв., месячный 175, соотв. 3 экипажа. Делите сами. На мой взгляд, цифра занижена в 4-5 раз.
Добавим к этому, что расчеты резервов и потребления выполнены для нового ВС, с увеличением износа эти цифры возрастают.
Далее. По идее "аннулирования" стоимости владения, которую предполагается реализовать через внесение приобретенных (кем?) ВС в уставной фонд в качестве взноса. С точки зрения перевозчика идея, конечно, замечательная. Но вот как предполагается осуществить возврат на инвестиции приобретателю? Особенно с учетом того, что расчет (как видим, заниженный) выполнен на "0"!
Идея освободить от налогов и перенести часть затрат на бюджет вообще прекрасна для любой отрасли. Если не ерничать, государство на это не пойдет, чтобы не создавать прецедент.
Также хочу обратить внимание читающих, что в статье есть выводы и "выводы". Т.е. с одной стороны АА справедливо пишет, что задача для частного инвестора неподъемная и непривлекательная и, в чем я с ним абсолютно согласен, что надо что-то предпринимать к повышению покупательской способности населения. С другой стороны, написано, что такие перевозки могут быть прибыльными. Могут. Но в другой экономической реальности.
Отсюда мой вывод для ситуации, как она есть на сегодня. Подъем местной и межрегиональной авиации - дело государственное. Как оно и было на момент 92 года. Только тогда виделось многим все по другому. ЖД удалось отстоять, а ГА - нет.
Пора начинать работу над ошибками.
А материал сам по себе - хороший, добротный.

RomanKHV      20/06/2013 [22:13:08]#9
А мне вот кажется что статья обо всем и ни о чем.
Карту направлений если посмотреть то например в Хабаровском крае зачем то Комсомольск включили...куда 4 часа ехать и дорога нормальная.
А вот ВЛД отличный пример куда хоть дорога и есть но такая что лучше на самолете.
На коротких плечах надо и борты соответствующие рассматривать, а они там все в кучу смели тут и Деш и Сережи и Ан 140..
ну коли решили МВЛ поднимать так и занимайтесь ими, на кой черт смешивать межрегиональные перевозки.
Зато проблемные направления типа Никольского на командорах вообще не упомянуто, при том что там не 3 рубля билет стоит...а почти 30.
Так что может автор и хотел хорошо а вышло на 3

RomanKHV      20/06/2013 [22:17:03]#10
Вообщем пока сидя в москве будут географию потенциальных рейсов изучать, так и будет все ...говорильня

RomanKHV      20/06/2013 [22:19:02]#11
про total crew и вправду) смешные цифры закладывают... даже ниже чем выпускнику предлагают

kasyan      24/06/2013 [00:29:39]#12
Посмотрел вылеты из Южно-Сахалинска. Понятно что это просто модель. Но именно Сахалин это пример успешных внутрирегиональных перевозок и область где не потерянно ни одного аэропорта со времен СССР. И где рейсы которые сейчас много лет летают и успешно по субсидируемым маршрутам из Южно-Сахалинска Оха, Шахтерск увидел только Курилы. Все остальное через Хабаровск. Т.е. если жителю островной области понадобиться лететь в Южно-Сахалинск, а туда они чаще летают чем в Хабаровск авторы предлагают ему небольшой крюк в тысячу км. сделать. Мелочь но она говорит о том, что не изучали глубоко то что уже работает. Не обращались к перевозчикам которые более 20 лет эту работу выполняют. Опять из столицы решают куда и на чем лететь. Забывая одну простую вещь. Именно регионы являются заказчиками этих полетов и они заказывают на чем куда и сколько раз летать.

PROEN      24/06/2013 [04:02:15]#13
Да похоже, что ребята тупо "перелопатили" канадский Promotion особо не напрягаясь... С самого начала - Variable Operating Cost - это те расходы, которые зависят от налета часов. С какого фига ТО и ремонт ВС не относятся к ним? Или мы делаем ТО только по каледарю? Тоже с Overhead Cost - с какого дуба налоги отнесены туда? ОС - это затраты на промоушн, рекламу и т.д., т.е. то, на что можно было бы и не тратиться...
На мой взгляд, сегодня основной тормоз местных авиалиний - это запредельные сборы в аэропортах и за аэронавигацию и заоблачные цены на топливо. Ну и откровенный бандитизм нашего авиапрома - ну куда это годится, что за ремонт ТВД-10Б надо отдать 220 тыс. долларов!!!??? Остальное, в принципе, решаемо...

RomanKHV      24/06/2013 [08:38:47]#14
а еще уравниловка с TCAS и EGPWS, когда каждый мелкий борт обязан их иметь... ну второй еще ладно, но tcas !! Зачем если они там летают 3 раза в неделю иногда и ниже нижнего??
зато денег он стоит что иной раз дороже остаточной стоимости ВС.
сначала угробят потом изобретают...

ikeam      24/06/2013 [11:35:14]#15
kasyan

Посмотрел вылеты из Южно-Сахалинска. Понятно что это просто модель. Но именно Сахалин это пример успешных внутрирегиональных перевозок и область где не потерянно ни одного аэропорта со времен СССР. И где рейсы которые сейчас много лет летают и успешно по субсидируемым маршрутам из Южно-Сахалинска

Ну хорошо , Сахалин успешен в регионалке. А если взять ту же планируемую ДВА то
меня терзают смутные сомнения- как на 10 Аэрбасах/Боингах выполнять межрегиональные?
Получается тот рынок похоже, отдадут-таки S7.
И потом Приморье по части аэродромов конечно запущено донельзя!
Но запущено оттого, что население уезжает! Какой смысл строить ВПП даже и грунтовую
в той же Единке (хотя она там была), если там живут несколько сотен человек.
Причем живут за счет даров тайги и денег на билет почти не имеют!
Оттого что вбухают денег в ВПП население не прибавится.

RomanKHV      24/06/2013 [13:06:40]#16
ikeam
Оттого что вбухают денег в ВПП население не прибавится.

ну у населения не прибавится, у тех кто строит прибавится. в приморья пилить умеют не плохо

q1      24/06/2013 [14:16:11]#17
ikeam
--------
Со всего Дальнего востока уезжают и из Восточной Сибири тоже.
К большому сожалению, госсударственная политика по отношению к этим российским землям
выстроена неверно. Всё это усугубляется дичайшей бесхозяйственностью.
Если посмотреть на то же Приморье http://maps.google.ru/ (спутниковый вариант), то аэродромов немало. Но, подозреваю, что это брошенные аэродромы военных. И как правило не переданные официально местным властям. Если брошены давно, то разворованы местным населением
основательно, до плит со взлётной полосы.
Если кому интересно, то может посмотреть по другим территориям.
Хотябы их передали. Может и не пришлось во многих местах ничего строить.
А на сэкономленные денги построили региональные самолёты.

Sand      24/06/2013 [16:05:25]#18
А где сейчас автор статьи работает то?

RomanKHV      24/06/2013 [17:50:51]#19
Сенд легкий гуглинг дает ответы
Канищев Александр Алексеевич - заместитель Генерального директора Национальной Резервной Корпорации, до 2008 г. Первый заместитель Генерального директора авиакомпании ОАО «Аэрофлот»;

Красный перец      19/07/2013 [09:48:06]#20
Не пинайте за глупый вопрос, а что такое usc? ("Себестоимость кресло – километра региональных авиаперевозок на дистанции 1100км составляет 12, 7 usc/км.")

Дядя      19/07/2013 [10:04:01]#21
а что такое usc?

Американские копейки...

AviaEX      23/07/2013 [10:49:25]#22
Интересно кто подсунул Бабичу эту искорёженную информацией статью. Правды 20 - 25 %, не более.

ddddddd      25/07/2013 [11:29:13]#23
Ув AviaEX, где Бабич, о какой Вы статье и почему "подсунул"?





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer