С 1 апреля (по 30 ноября) 2013 года на территории Приволжского федерального округа (ПФО) начнется реализация «пилотного» проекта, целью которого является повышение заинтересованности авиакомпаний в осуществлении регулярных региональных перевозок и росту пассажиропотока. Финансовый механизм реализации проекта предполагает одновременное предоставление средств федерального и региональных бюджетов в размере 600 миллионов рублей на субсидирование авиакомпаний, обеспечивающих регулярные авиаперевозки на территории Приволжского федерального округа.
В рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 2013 г. N1 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском ФО в 2013 году» Федеральное агентство воздушного транспорта заключило договоры с 5-ю российскими авиакомпаниями на выполнение воздушных перевозок граждан по специальным тарифам по маршрутам в Приволжском федеральном округе.
Программа предусматривает субсидирование авиаперевозок в размере 50% от специального тарифа (25% из федерального и 25% из региональных бюджетов). При этом, авиакомпании не могут продавать билеты дороже специального тарифа (то есть, величина от стоимости авиабилета, которую получает авиакомпания, не должна превышать размер субсидии). В качестве примера было приведено направление Казань-Пермь, где стоимость субсидируемого билета для пассажира не может превышать 3700 рублей. При определении специального тарифа в расчет бралась норма рентабельности в 5%.
Конкурсной комиссией Росавиации в качестве базового авиаперевозчика, прошедшего конкурсный отбор, определена ОАО «Авиакомпания «ТАТАРСТАН», в качестве привлекаемых перевозчиков определены: ГУП «Международный аэропорт «Оренбург», ОАО «АК БАРС АЭРО», ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» и ЗАО «Авиа Менеджмент Груп». Иными словами, выполнять полеты будет пул авиакомпаний, которые для реализации этого проекта заключили между собой партнерские соглашения, а главным оператором будет авиакомпания «Татарстан».
Полеты в рамках указанного проекта предусмотрены по 114 воздушным линиям. Основными «узловыми» аэропортами будут Нижний Новгород, Самара и Казань. Разработчики программы полагают, что в 2013 году предоставленными субсидиями смогут воспользоваться 160 000 пассажиров. Субсидии буду предоставляться гражданам России, приобретающим билет на перевозку по предусмотренным в программе направлениям.
Одновременно с ПФО стартует и программа дальневосточных льготных перевозок. Она впервые стартовала в 2009 году. Тогда в программе участвовали 7 авиакомпаний. По итогам года, по 18 направлениям было перевезено 163 тысячи человек, выплачено субсидий на 1,2 млрд. рублей из 1,74 млрд. рублей, зарезервированных в федеральном бюджете. Тогда всю сумму выбрать не удалось, так как не сразу заработал механизм субсидирования. Однако уже в 2010 году маршрутная сеть была увеличена с 18 до 26 направлений, а бюджетные ассигнования увеличились с 1,74 до 2,5 млрд. рублей. В результате этих мер в 2010 году из центральной части России на Дальний Восток и обратно 12 российских авиакомпаний перевезли 327 тысяч пассажиров, полностью освоив лимит денежных ассигнований, выделенных авиаперевозчикам в качестве субсидий.
В 2011 году объем финансирования перевозок был сохранен, маршрутная сеть была дополнена 4-мя городами, расширив географию полетов до 30 направлений. Было перевезено 372 тысячи пассажиров, авиакомпании полностью освоили зарезервированные в бюджете 2,5 млрд. рублей. А в 2012 году 11 авиакомпаний перевезли по 33 направлениям уже 456,4 тыс. пассажиров на общую сумму 3 млрд. рублей (на 23% больше по сравнению с количеством перевезенных пассажиров в 2011 году).
На 2013 год Росавиация заключила с 10 авиакомпаниями (ОАО «Аэрофлот -российские авиалинии», ОАО «Авиационная компания «Трансаэро», ОАО «Авиакомпания «Сибирь», ОАО «Авиакомпания «Якутия», ОАО АК «Алроса», ЗАО «Нордавиа - региональные авиалинии», ОАО «Авиакомпания «Таймыр», ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», ООО «Авиакомпания «Вим-Авиа», ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии») договоры на осуществление дальневосточных льготных перевозок с 1 апреля 2013 года по 31 октября 2012 года.
В программу субсидированных полетов были включены девять дополнительных направлений:
Горно-Алтайск - Москва - Горно-Алтайск;
Якутск - Анапа - Якутск;
Норильск - Анапа — Норильск;
Норильск - Геленджик - Норильск;
Хабаровск - Геленджик - Хабаровск;
Якутск - Геленджик - Якутск;
Норильск - Минеральные Воды - Норильск;
Хабаровск - Минеральные Воды - Хабаровск;
Якутск - Минеральные воды - Якутск
Москва- Кызыл-Москва (взамен Красноярск-Кызыл-Красноярск, этот маршрут был упразднен).
Таким образом, в 2013 году маршрутная сеть дальневосточных перевозок составила 42 направления.
Правом на льготную перевозку могут воспользоваться граждане Российской Федерации:
- в возрасте до 23 лет,
- женщины в возрасте свыше 55 лет;
- мужчины в возрасте свыше 60 лет;
- инвалиды I группы любого возраста и сопровождающее его лицо;
- лицо, сопровождающее ребенка-инвалида.
В 2013 году на реализацию дальневосточных льготных перевозок в федеральном бюджете зарезервировано 3 млрд.550 млн. рублей. По прогнозам специалистов Федерального агентства воздушного транспорта, в этом году авиакомпании, участвующие в программе субсидируемых перевозок, обслужат более 520 000 пассажиров.
Руководство Минтранса очень положительно оценивает результаты реализации данной программы. С 2009 по 2012 год пассажиропоток на субсидируемых направлениях вырос в 1,9 раза, что существенно превышает средний рост пассажиропотока на внутрироссийских линиях за аналогичный период. Доля субсидируемых пассажиров на этих направлениях в 2012 году составила 13,5%. Также программа оказала влияние и на развитие перевозок на местных воздушных линиях, так как пассажиры, желающие воспользоваться льготой на магистральной линии используют местные воздушные линии для прибытия в крупные аэропорты региона. Так, оббъёмы перевозок на местных воздушных линиях в Дальневосточном регионе выросли на 14%, а рост перевозок внутри одного субъекта Федерации – в Якутии составил 28%.