Малую авиацию обсудят с немалым размахом 23–25 августа в Ульяновске, где состоится второй Международный авиатранспортный форум (МАТФ), который его организаторы презентуют как «крупнейшую деловую площадку России для эффективного общения бизнеса, власти и общества по вопросам авиации». Это громкое заявление касается не только коммерческой гражданской авиации, но и ее младшего брата – авиации общего назначения.
Сегодня, уже можно сказать: Международный авиатранспортный форум заметно окреп и вырос по сравнению с первым проведенным мероприятием, состоявшимся в Ульяновске в прошлом году. В этот раз трехдневную конференцию планируют посетить гости из целого ряда стран Европы (в первую очередь, Германии), многочисленные представители российской авиационной индустрии и бизнеса, а также власти страны. В числе прочих, к участию в Форуме были приглашены спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, вице-премьеры Дмитрий Рогозин и Аркадий Дворкович, министр транспорта Максим Соколов, а также глава министерства промышленности и торговли Денис Мантуров.
В рамках Форума будут обсуждаться, пожалуй, все основные вопросы, волнующие отечественных авиаторов – от путей ликвидации нехватки профессиональных кадров до проблем грузовых авиаперевозок и вопросов технического обслуживания воздушных судов. Впрочем, этим программа встречи в Ульяновске не ограничится. В рамках МАТФ 23-25 августа состоится Первый Всероссийский форум малой авиации (ВФМА), который также призван сблизить два пока по большей части параллельных мира – чиновников и любителей Неба. Организаторы утверждают, что «благодаря серьезной деловой составляющей форума в Ульяновске, участникам будет предоставлена редкая возможность задать вопросы тем, кто сегодня регулирует деятельность АОН, обсудить проблемы малой авиации с коллегами и предложить авиационной администрации свои решения».
Для начала, инициаторы ульяновской встречи призывают ее участников определиться с терминологией, напрямую касающейся их. Оказывается, устойчивого словосочетания «малая авиация» нет практически ни в одном языке мира, кроме русского! При этом не исключено, что такой термин в скором времени будет введен в юридический оборот. Это случится, если Совет Федерации одобрит находящийся сейчас на его рассмотрении законопроект «О развитии малой авиации в Российской Федерации», в тексте которого к летательным аппаратам вышеупомянутого типа относятся ЛА не более 21 тонны; паропланы и дельтопланы; мотодельтопланы, планеры и мотопланеры; воздушные шары, аэростаты, дирижабли, беспилотные летательные аппараты, в том числе и модели, а также микросамолеты (самолеты с максимальным геометрическим размером 15–20 см). Вместе с тем, некоторые потенциальные участники дискуссии в Ульяновске уже сегодня высказывает сомнения в целесообразности выделения «малой авиации» в отдельный класс. Они полагают, что российским властям стоило бы лучше обратиться к общепринятой мировой практике, согласно которой используется понятие Авиация общего назначения (АОН). Согласно определению Международной организации гражданской авиации (ICAO), к АОН относится любая деятельность гражданской авиации, исключающая выполнение регулярных и нерегулярных коммерческих воздушных перевозок. В России понятие АОН также используется, однако действующий Воздушный кодекс страны это понятие сильно сужает – фактически под него попадают лишь непрофессиональные пилоты, летающие на небольших ЛА в свое удовольствие, т.е. некоммерческая авиация.
Разобравшись с понятиями, участники форума намерены перейти к более существенным вещам. Как следует из названия одного из заявленных докладов, АОН – это «важная составляющая экономики Российской Федерации и эффективное средство повышения мобильности населения». Добавим, что развитие малой авиации ведет за собой решение проблемы нехватки летных кадров, а также стимулирует развитие наземной инфраструктуры, создание новых рабочих мест, формирование оборонно-мобилизационного резерва и так далее. Однако понимание этих истин у российских чиновников, похоже, пока присутствует далеко не в полной мере – развитию малой авиации их действия если не мешают, то уж точно не способствуют. Доказательством этого служат, в частности, устаревшая нормативно-правовая база, неоправданно высокие сборы (например, за получение пилотского удостоверения, сертификацию и лицензирование ЛА) и налоги. В числе последних – земельный и транспортный налоги, которые не вносят никакого вклада в развитие АОН. Вместе с тем, в США, например, с владельцев летательных аппаратов взимают лишь акциз за авиационный бензин, причем полученные деньги направляются строго на содержание авиационной администрации и воздушного движения.
Как ожидается, на форуме в Ульяновске представителям властей будут представлены конкретные меры по стимулированию развития АОН. Скорее всего, будут высказаны идеи снижения транспортного налога на сверхлёгкие и лёгкие ЛА до уровня налога на легковые автомобили, упрощения процедуры сертификации и регистрации ЛА, а также снижения стоимости этих процедур. Кроме того, пилоты АОН давно добиваются ослабления требований к своему здоровью – по их мнению, в идеале допуском к полетам должна служить обычная справка водительской медицинской комиссии.
Помимо этого, потенциальные участники дискуссии в Ульяновске давно обсуждают на своем форуме, что одним из путей развития АОН станет передача полномочий защиты прав и интересов авиационного сообщества к общественным организациям. На роль подобного регулирующего органа годится Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов (РАОПА). Пока, влияние РАОПА не столь эффективно, так как охватывает менее 1/10 от численности всех заинтересованных в ее деятельности граждан РФ.
Пример для подражания можно найти в США, где в аналогичном сообществе состоят более половины всех пилотов АОН. А это, соответственно, позволяет ассоциации эффективно представлять интересы авиаторов.
По итогам дискуссий участники Форума планируют принять резолюцию, в которой будут прописаны советы органам законодательной и исполнительной власти. Сложно предсказать, прислушаются ли власти к этим рекомендациям, но уже сегодня организаторы конференции заявляют о важности ульяновской встречи. При этом они обещают, что будут организовывать подобные площадки для прямого общения между чиновниками и авиаторами регулярно (о чем мы ранее сообщали) – по четным годам в Ульяновске, а по нечетным – в Ростове-на-Дону. Таким образом, уже через год последствия первого форума малой авиации можно будет обсудить на слете в «южной столице» России.