Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Экспертное мнение

Необходимы кардинальные изменения в программе профессиональной подготовки линейных пилотов

19 июля 2012 года / Тульский С.Г. / Aviation EXplorer
 

Подготовка пилотов для линейной авиации РФ это важнейшая государственная задача, решение которой требует серьезного комплексного подхода. Начать необходимо с изменения самой системы подготовки пилотов, следствием которой станет и повышение ее качества.

Тульский Станислав Георгиевич
Заслуженный пилот России. В 1967 году окончил Краснокутское летное училище. В 1974 году - Академию гражданской авиации. Освоил полеты на самолетах Як-18, Ан-2, Як-40, Ил-62, Ил-86, А-310, В-767, В-777, А-320, А-330 налетав безаварийно более 18 000 час. Работает в ОАО «Аэрофлот» с 1979 года, в настоящее время советником генерального директора. Работал заместителем генерального директора - директором летного комплекса ОАО «Аэрофлот»; директором «Авиационной школы Аэрофлота».

До настоящего времени обучение в летных учебных заведениях ГА проводится по двум государственным образовательным стандартам, разработанным еще в 50-десятые и 70-десятые годы, соответственно:

1. «Летная эксплуатация летательных аппаратов» - среднее образование.
Срок обучения 2 года 10 месяцев, стоимость - 3,4млн. руб.
2. «Летная эксплуатация воздушных судов» - высшее образование.
Срок обучения 5лет, стоимость - 5млн. руб.

Обучение по этим стандартам проводилось на самолеты отечественного производства. И пилоты, закончившие эти учебные заведения, начинали достаточно долгий путь освоения различных типов ВС от простого к более сложным (как правило, от самолета Ан-2 до Ту-154 или Ил-62).

Сейчас ситуация изменилась: пилоты, закончившие эти же учебные заведения с устаревшими программами обучения и прошедшие практику полета на самолётах, не имеющих аналогов современного пилотажного и навигационного оборудования, сразу попадают на современные ВС с двухчленным экипажем, как правило иностранного производства (с так называемой стеклянной кабиной " Glass cockpit"). Авиакомпании, эксплуатирующие данные воздушные суда, вынуждены самостоятельно доучивать в течении, как минимум, 1,5 - 2-х лет выпускника летного училища ГА, затрачивая на это до 1,5 млн. рублей собственных средств.

Резко изменились психологические и профессиональные требования к кандидатам. Современная кабина с дисплейным оборудованием и комфортными условиями труда не требует огромных физических нагрузок от пилота, но навыки работы с компьютером, умение контролировать процессы автоматики и быстро реагировать в сложных ситуациях, предусматривают изменения в отборе кандидатов по медицинским показателям. Большое значение приобретает тестирование пилотов по психологическим аспектам (реакция, память, умение противостоять стрессам).

В ряде больших авиакомпаний РФ такая работа ведётся достаточно успешно, но в лётных училищах она либо отсутствует, либо находится в зачаточном состоянии. Не имеет развития в наших училищах подготовка по управлению ресурсами экипажа (CRM), в то время как в зарубежных учебных центрах этой подготовке уделяется большое внимание.

Знание английского языка становится необходимым для кандидатов в линейные пилоты, так как вся документация иностранных ВС выполнена на английском языке, а связь за рубежом ведётся также только на английском языке.

Все это доказывает необходимость кардинальных изменений в программе профессиональной подготовки линейных пилотов, системе отбора кандидатов, требованиям к преподавателям, тренажёрам и воздушным судам, применяемым в ходе обучения.

Без сомнения, первоначальные навыки пилотирования пилоты могут и должны получать на обычных учебных отечественных самолетах. Но дальнейшую подготовку, необходимо проводить на ВС оборудованных современным пилотажным и навигационным оборудованием. Большую роль в первоначальной подготовке пилотов имеют современные тренажёры с высокой степенью имитации условий полёта.

В настоящее время все более широкое применение в мире получает программа подготовки лётного состава для линейной авиации двухчленного экипажа (MPL), которая предусматривает профессиональную подготовку летчика с "нуля "до 2-го пилота на воздушные суда А 320 или B 737 за 1,5-2 года. При этом стоимость такого обучения значительно ниже- 2,2 млн. рублей.

По информации IATA с 2009 по конец 2011 года в мире по этой программе подготовлено более 400 пилотов. На сегодняшний день обучение проходят еще более 1600 пилотов. Подготовку по программе MPL проводят 14 учебно-тренировочных центров в 11 странах мира. Программа MPL в 2010 году также разработана и утверждена и в России, но, к сожалению, до сих пор не внедрена в практику.

Суть данного обучения заключается в том, что курсант получает несколько укороченную летную подготовку на воздушных судах (52 часа - на однодвигательном самолете и 25 - на двухдвигательном), которая в последствии компенсируется более полной тренажерной подготовкой на выпускном типе ВС А320, B737 и российском региональном самолёте SSJ100.

Сегодня Гражданская авиация России испытывает огромный дефицит пилотов для данных типов ВС. Это вызвано стремительным увеличением парка современных самолетов в авиакомпаниях России.

Программа MPL полностью соответствует всем международным и российским требованиям, как по налету часов на воздушном судне, так и на тренажерах. Общий налет самолет+тренажер составляет 273 часа, в то время как стоимость обучения не вырастает.

Программу MPL целесообразно внедрять в авиационно-тренировочные центры крупных авиакомпаний РФ, имеющих свою школу и опыт подготовки пилотов на современные ВС отечественного и иностранного производства, а также во вновь создаваемые авиационные учебные заведения (центры, школы, колледжи), способные организовать такую подготовку на требуемом уровне с привлечением преподавателей - авиационных специалистов из крупных авиакомпаний.


Тульский С.Г.


комментарии (6):

ZG      24/07/2012 [09:28:12]#1
Глас вопиющего в пустыне бездарных авиационных властей РФ.

Серей      24/07/2012 [17:55:45]#2
Хорошо бы еще начать считать налет не в часах а в количестве принятых решений на посадку(полетов). Выглядит не так красиво, но более объективно и точно отражает опытность.

папа в      26/07/2012 [20:48:42]#3
работал директором «Авиационной школы Аэрофлота».

это той которая только на бумаге?

TIMUR 320      26/07/2012 [23:09:32]#4
Много слов, мало дела! Я учусь в БЛУГА и знаю про систему обучения пилотов ГА не по наслышке.
Теоретическая часть занятий растянута до невозможности! куча предметов далеко не профильных, такие как экономика права, высшая математика, менеджмент и т.д.. профильная часть тоже растянута. К примеру мы учим два типа ВС - Ан-2 и Як-18Т. Первый древний как мамонт, который, как на говорят в ЛУ, выведут из эксплуатации уже через год-два. А его изучаем до каждого винтика! Ве эти анероидные и мембранные коробки, из чего состоит каждый прибор изнутри, как устроен и т.д. Когда на производстве нас всех будут требовать знать Garmin 1000 хотя бы. Другого (Як-18Т) вообще нет в ЛУ!!! Только на учебнике и в тренажёрке...
Вопрос - нахера??
до ЛУ я учился на любителя в одном аэроклубе (теория), прошёл наземку, когда дело дошло до полётов, понял, что денег не хватит и пошёл в ЛУ. Вот я это к чему - в аэроклубе теоретический курс обучения составил 3 мес. Когда в ЛУ этот курс занимает целый год! Так называемый 1-й модуль.
Второй вопрос - читайте первый...

skywolf747      27/07/2012 [14:54:48]#5
Все правильно говорит г-н Тульский, но пока в России есть непреодолимые преграды, одна из них (самая главная) это Российские авиационные власти. До тех пор, пока не поменяется политика и, соответственно, кадры в Росавиации ни о каких новациях и речи быть не может. Я попытался создать нечто подобное (летную школу), базируясь на опыте работы в зарубежных авиакомпаниях и понимая потребности нынешнего авиационного рынка, но встретил стену непонимания со стороны авиационных властей, плюс антилоббирование существующих АУЦ.
Вот и будут наши будущие летчики учиться не в России, а за рубежом, потому, как в России учиться негде.

vanyatka      30/07/2012 [22:09:04]#6
авиационная школа Афл есть и успешно работает, но пилотов с нуля не готовит





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBkVUh
https://youdo.com/auto/kuzovnoy/scratch/tag/udalenieskolov/: подробное описание здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer