В случае принятия этого законопроекта возникнет коллизия его нормы о «невозвратном» тарифе (ст. 108 Воздушного кодекса РФ) с нормой ст.32 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которой «потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору». При этом по смыслу ст.9 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» норма Закона РФ «О защите прав потребителей» будет иметь приоритет, что не только не позволит решить задачи, поставленные его разработчиками, но создаст правоприменительный хаос.
В связи с этим СПРФ предлагает вместо внесения предлагаемых изменений в Воздушный кодекс определить порядок оценки фактически понесенных перевозчиком расходов, связанных с исполнением обязательств по договору перевозки с потребителем, отказавшимся без предусмотренных законом уважительных причин от исполнения договора. Эти расходы зависят в определяющей степени оттого, реализовано или не реализовано перевозчиком место, предусмотренное договором с этим потребителем. Ввиду обезличенности мест в договоре авиаперевозки соответствующие расходы можно определить, разделив суммарную стоимость возвращенных билетов, уменьшенную на доход перевозчика от реализации высвободившихся мест другим пассажирам, на число вогюращенных билетов. Это не позволит предпринимателю-перевозчику переложитьТзесь риск недозагрузки воздушного судна на потребителей, получая при этом двойной доход с одного места, если его удастся реализовать, что было бы очевидно несправедливым и противоречащим природе предпринимательства. В то же время, такое решение откроет перевозчикам больше возможностей конкурировать за пассажиров, предлагая лучшие цены.
Нельзя согласиться и с предложением дополнить ст. 107 Воздушного кодекса РФ новыми частями, существенно урезающими права авиапассажиров. Эти нормы, не имеющие отношения к декларированной цели законопроекта, носят по существу конфискационный характер по отношению к пассажирам, которые, например, не имеют средств для оплаты «перевеса» багажа или из-за отсутствия мест не могут приобрести дополнительный билет на ребенка, которого при приобретении билетов не планировалось перевозить. Считаем, ст.107 следует оставить без изменений.
СПРФ считает, что регулирующее воздействие данного законопроекта в случае его принятия будет исключительно негативным, влекущим рост средних цен на воздушные перевозки (свои обычные минимальные тарифы перевозчики будут массово переводить в «безвозвратные», поднимая все остальные тарифы), неосновательное обогащение перевозчиков в результате получения двойной платы за часть мест, нарушение права потребителей, установленного ст.32 Закона РФ «О защите прав потребителей» и дезорганизацию правоприменительной практики.