Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Мнение

Возвращение «невозвратных»

18 июня 2012 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer
 

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

На днях сразу два центральных издания Коммерсант и Ведомости сообщили о возвращении невозвратных тарифов на авиабилеты. Издания ссылались на проект поправок в Воздушный кодекс, разработанный в Министерстве транспорта и опубликованный на сайте Минпромторговли. Эти сообщения подхватили все СМИ, что вызвало некоторую панику, как в среде журналистов, так и у добропорядочных граждан, а Общество защиты потребителей уже встало в положение «низкого старта» перед броском на амбразуру. Однако все эти страхи вызваны непониманием сути невозвратных тарифов и спровоцированы словом «невозвратные». А ведь такие тарифы – широко распространённый мировой опыт, и у западного потребителя услуг авиации давно не вызывает отторжения. Наоборот, там пассажиры научились использовать «невозвратные» себе во благо. Попробуем «на пальцах» объяснить, в чём преимущество «невозвратных тарифов» и чего стоит опасаться.

Само собой, вначале было бы правильным проанализировать предложения Минтранса. Однако, ни на сайте Минтранса, ни на сайте Минпромторга их обнаружить не удалось. То ли их там нет, то ли искал плохо. Впрочем, изначально показалось несколько странным, почему законопроект одного ведомства (Минтранса) по сообщениям СМИ публикуется на сайте другого (Минпромторга). Ну да ладно, если он существует, то от нашего внимания и тщательного изучения точно не ускользнёт. А если там обнаружатся спорные моменты, то, я надеюсь, депутаты ГосДумы  их устранят. Некоторые злые языки поговаривают, что теперь ГосДума - место для дискуссий :). А пока просто углубимся в теорию и поговорим о том, какими в идеале должны быть эти поправки.

Тот недолгий период, во время которого в России существовали «невозвратные тарифы», пришелся на «расцвет» отечественного лоу-коста. Впрочем, и тогда законность его существования вызывало большие сомнения, что в итоге и закончилось заявлением ФАС о недопустимости применения таких тарифов. И действительно, «невозвратные» противоречат духу и основополагающим принципам гражданского права – добровольности. Приобретая авиабилет, гражданин заключает договор перевозки с авиакомпанией. По сути, перевозка это услуга, а значит, заключается договор оказания услуг. А принцип добровольности гласит, что любое лицо имеет право, как заключить договор с другим лицом по собственному желанию, так и расторгнуть его в любой момент по собственному желанию. Никто не может заставить авиакомпанию перевезти вас в пункт, куда она не летает, и никто не может вас заставить полететь туда, куда вам не надо (или уже не надо).

Однако во многих странах мира пришли к выводу, что в случае с авиаперевозками принципом добровольности можно частично поступиться. Таким образом, сформировалась практика безотзывности услуги. То есть, договор перевозки вы заключаете добровольно, но после этого отозвать услугу уже не имеете право.

Причем, например, законы Германии трактуют этот принцип крайне жестко. Если мы в России понимаем момент заключения договора перевозки как выписка билета одной стороной (авиакомпанией/агентом) и оплата другой (пассажиром), то по немецким законам, уже после того, как вы на сайте авиакомпании указали, что хотите забронировать билет и поставили галочку о принятии условий перевозки, договор считается заключенным, независимо от того, оплатили ли вы в последующем билет или нет.

В своё время многие наши сограждане «пали жертвой» такого «беспредела», приобретая билеты на сайте одной немецкой авиакомпании. Нередко, им не удавалось оплатить бронь из-за проблем с банковскими переводами (немцы отказывались принимать карты ряда российских банков) и, таким образом, не оплатив билет, россияне отказывались (как они считали) от брони.  Но за «кордоном» думали иначе - запускался чёткий и отработанный механизм «принуждения» пассажира к оплате. Если он повторно бронировал билеты на эту авиакомпанию, то по прибытии в аэропорт на свой рейс ему отказывали в посадке в самолёт, до момента оплаты предыдущего (неоплаченного) бронирования. Либо, он получал грозное письмо от уполномоченной перевозчиком юридической фирмы, что в случае неоплаты авиакомпания обратится в суд и ему будет закрыт въезд в Европу. По многочисленным жалобам пострадавших Aviation EXplorer проводил журналистское расследование. Мы обращались и в представительство авиакомпании и в Минтранс. Авиакомпания ссылалась на национальное законодательство, а Минтранс дал разъяснение, что билеты, продающиеся вылетом из России, считаются проданными на территории России, следовательно, порядок их реализации должен подчиняться законодательству Российской Федерации. Впрочем, кажется, обе стороны тогда остались при своём. Однако жалобы со стороны пассажиров, к нашему удовлетворению, прекратились.

Надеюсь, наши законодатели не пойдут таким путем, и мы сможем взять из «невозвратных тарифов» лишь самое эффективное и полезное.

Так зачем же нужны эти «невозвратные тарифы»? Если максимально попытаться объяснить действительно «на пальцах», что получается следующее: Дело в том, что задача любой авиакомпании продать как можно больше билетов на рейс. Авиакомпании невыгодно «возить воздух» и  желательно заполнить салон самолёта на все 100%. Сейчас перевозчик рассчитывает стоимость конкретного рейса исходя из среднестатистической загрузки самолёта конкретной вместимости на данном направлении. Обычно это 60-70% салона самолёта. То есть, если летит самолёт вместимостью в 150 кресел, то стоимость перелёта делится не на 150 пассажиров, а на 100-110. Таким образом, перевозчик гарантирует себе окупаемость рейса даже при загрузке в 2/3 салона. А если продастся больше, то хорошо, вот и незапланированная прибыль. А если бы авиакомпании были уверены, что им удастся продать все 100% билетов, то цены на них были бы как минимум на 30% ниже, что, в свою очередь, привлекло бы и тех граждан, кому авиаперелёты сегодня не по карману. Как видите, здесь совпадают интересы и перевозчика и пассажира. Так как же решить эту задачу?

Самое время вспомнить, что на транспорте используется «динамическая шкала» стоимости перевозки. То есть, билеты, купленные заблаговременно (за 2-3 и более месяцев) всегда дешевле, чем незадолго до вылета. Так вот, авиакомпании заинтересованы в продаже части авиабилетов заблаговременно (за 3-6 месяцев до вылета) и по специальным низким тарифам (чтобы заполнить недостающие 30-40% пассажиров в салоне самолёта и гарантировать безубыточность перелёта). Так что же им мешает это делать сейчас? Вы будете удивлены, но боятся авиакомпании своих же коллег.

Существует опасность, что такие дешевые билеты будут сразу скуплены недобросовестным конкурентом, который, после реализации собственных, более дорогих билетов на ту же дату в данном направлении, возвратит скупленные билеты в авиакомпанию,  даже не понеся штрафных санкций (по нынешнему законодательству, если билет сдаётся более чем за сутки до вылета, то возвращается его полная стоимость). 

Скажете, слишком натянуто? Но если при нынешних технологиях можно организовать миллионные вбросы бюллетеней на выборах или карусель из пенсионеров, то почему же эти технологии не могут быть использованы в конкурентной борьбе хозяйствующих субъектов?  Ну и, конечно же, существует некий процент билетов, которые обычно сдают просто добропорядочные граждане, передумавшие лететь. В результате, рейс для авиакомпании будет убыточным, а пассажиры так и не получат дешевых билетов. Решить эту задачу можно только через введение в ВК понятия - невозвратный тариф. То есть, реализацию билетов по специальным низким тарифам без права их возврата.

Однако, здесь необходимо позаботиться и о правах пассажиров. Нами были зафиксированы случаи, когда одна авиакомпания сначала продавала билеты на рейсы по специальным акциям (низким тарифам), а затем пыталась их реализовать повторно, но уже по обычным, более дорогим тарифам. И если ей это удавалось, то пассажирам, купившим билет по спец. акции, в перевозке отказывали. Причем, это происходило уже по прибытии пассажира в аэропорт на свой рейс. В результате, пассажир, позаботившийся о своем перелёте заблаговременно, вместо дешевой перевозки получал свои небольшие  деньги назад и был вынужден приобретать билет на ближайший рейс, но уже по крайне невыгодному для него тарифу.

Как видите, обе стороны готовы к удешевлению перевозки, но мешает взаимное недоверие. Решить эту проблему можно следующим способом: чтобы избежать злоупотреблений, как со стороны покупателя услуги, так и со стороны перевозчика, я бы предложил ввести в ВК понятие Специальный тариф, который бы одновременно означал и невозвратность тарифа, и невозможность отказа пассажиру авиакомпанией в перевозке на данном рейсе. Исключение может составлять только полная отмена рейса. Но и в этом случае авиакомпания должна доставить пассажира в пункт назначения либо ближайшим своим рейсом, либо рейсом другой авиакомпании. Такая конструкция будет идеальна – позволит снизить средние тарифы на авиаперевозки, повысит заполняемость рейсов, сохранит баланс интересов сторон договора перевозки и исключит возможность злоупотреблений.

Ни в коем случае не хочу показаться святее Папы Римского и не претендую на истину в последней инстанции.  Но подобное соглашение общества и бизнеса, с взаимными паритетными обязательствами, как мне видится, было бы взаимовыгодным и устроило бы обе стороны.

Вероятно, во избежание демпинга законодателю следует ограничить количество билетов, продаваемых по Специальным тарифам, как раз теми же 30-40% на каждый рейс.   

И ещё один важный аспект: Россия вступила в ВТО. Это означает, что рано или поздно нашим авиакомпаниям придётся конкурировать с крупными, финансово устойчивыми европейскими перевозчиками не имея возможности выстраивания каких-либо национальных заградительных барьеров. При этом, те имеют возможность продавать билеты по низким невозвратным тарифам, а наши нет. Чем это может закончиться, вы прекрасно понимаете. И если ВТО призвано создавать равные условия для конкуренции, то негоже нам своими руками усложнять жизнь своим компаниям, которые создают рабочие места, платят налоги в бюджет, а значит, помогаю государству не просто перевозить граждан, но и решать социальные вопросы, а также вопросы обороноспособности и суверенитета страны.


Роман Гусаров


комментарии (5):

Дядя      18/06/2012 [08:58:23]#1
Все правильно... Кроме предложения о "фиксации" в законе количества невозвратных билетов.

Пассажир Лёха      18/06/2012 [15:18:12]#2
Дядя, Аэрофлот мне вернул деньги за неиспользованный билет в течении 3х банковских дней. Удержали 2800 р, так как я брал билеты по отдельности. Спасибо. Дядя.

Yan      18/06/2012 [15:35:40]#3
Со всем соглашусь, кроме борьбы с демпингом. Среди АК должна быть конкуренция.


Возможно имеет смысл рассмотреть опыт рынка мобильной связи.

in_volo      18/06/2012 [16:44:43]#4
Роман, спасибо, очень хороший материал. Смотрю на него как прекрасный старт для экспертного обсуждения этого вопроса.

Что сразу хочу отметить из дискуссионного в статье:
1. Правовые коллизии между гражданским и воздушным законодательством. Эти коллизии никто устранять не будет, а значит, разные участники рынка и регулирующие структуры будут толковать одно и то же событие с разных точек зрения. Это интересно, занимательно, но с точки зрения отрасли имеет сомнительную полезность.
Из числа коллизий (но другого рода) пример с билетами на airberlin: авиакомпания свершенно справедливо считала, что доровор перевозки регулируется национальным законодательством и нормами ЕС, тогда как Минтранс также справедливо применял положения Воздушного кодекса и соответствующих ФАПов. Обе стороны правы (что поделаешь, такие рейсы подпадают под действие как права страны вылета, так и права страны принадлежности перевозчика), но победила та, у которой была дубина.

2. Стремление продать 100% мест на рейсе это фикция, в рыночной экономикеи всегда есть свободные производственные мощности. В гражданской авиации предельная системная ЗПК - порядка 80%, иногда чуть больше. В России уже два года как 77-78%, что в условиях высокой сезонности спроса приводит в отдельные периоды к недостаточному предложению.

3. Маркетинговая суть "невозвратных" тарифов в том, что "возвратные" можно продавать дороже, чем раньше. По сути, добавленная стоимость "возвратных" тарифов формируется внутри самой авиакомпании за счет правил применения (не влияющих на качество самой услуги, т.е. перезки пакса из п. А в п. Б по воздуху). С одной стороны, если предположить, что авиакомпании будут считать валовый доход с рейса константой, то цены на "невозвратные" должны и вправду упасть. По сути, это разновидность перекрестного субсидирования. Но... поведение авиакомпаний на рынке в этом году, включая практически полное исчезновение ценовой дифференциации в зависимости от глубины продажи, говорит о том, что перекрестным субсидированием российские авиакомпании баловаться ненамерены. Скорее всего, средний тариф даже вырастет при некотором снижении минимальных, что абсолютно не соответствует декларируемой задаче стимулирования спроса.

4. На российском рынке сформировалась милая олигопольная структура, и все рыночные индикаторы говорят о крайне ограниченной конкуренции между авиакомпаниями. В таких условиях императив поведения - максимизация доходности, т.е. ограничение провозных емкостей в соответствии со спросом, "выдавливание" сегмента потребителей с высокой ценовой эластичностью спроса, повышение цен для неэластичных потребителей. Нетрудно заметить, что именно это сейчас и происходит: ценовых войн нет, ЗПК за янв.-апр. выросла на 2 процентных пункта.

5. Минимальные тарифы у большинства авиакомпаний уже по сути не очень возвратны. Штраф за возврат у ТСО 1490 руб. за билет, у АФЛ 1400, у ВИМ 1000, у S7 900...

AngelA      22/06/2012 [11:10:44]#5
Интересна фраза:
"Минтранс дал разъяснение, что билеты, продающиеся вылетом из России, считаются проданными на территории России"
Есть такие понятия, как пункт оплаты и валюта оплаты, или в Минтрансе оперируют иными понятиями? Тогда как объяснить, что в билетах, "проданных на территории России" стоит валюта оплаты, например, английские фунты...?
"Невозвратные" тарифы - это некий компромисс между интересами пассажира, который покупает билет по очень низкой цене, при условии невозвратности тарифа, и интересами компании, которая получит доход, даже если бронирование будет аннулировано и место останется непроданным. При этом количество мест по таким тарифам на борту ограничено перевозчиком.
С другой стороны, при наличии, невозвратных такс и сборов, которые иногда доходят до 100-150% от тарифа стоимость "невозвратного" билета значительно увеличивается и это уже не в пользу пассажира.
На мой взгляд, есть много путей прийти в этом вопросе к разумному компромиссу, когда наличие таких тарифов будет выгодно обеим сторонам.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Лариса Брынцева
NAIS-2025 – такого у нас ещё не было
Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке



Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer