Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Экспертное мнение

Свобода от закона или власть закона?

Депутаты готовы вернуться к законопроекту об аэропортах.


23 марта 2012 года / Aviation EXplorer
 

Виталий Бордунов
Эксперт ИКАО

Эксперт "Aviation EXplorer" по правовым вопросам

В правовом поле аэропортов давно уже властвует свобода рынка и неприметна власть закона. Такое положение сложилось в 90-х годах, когда российские аэропорты получили экономическую свободу, практически, нерегулируемую и неограниченную рамками закона. Но, свобода, не имея правового руля и ориентиров, быстро нашла брешь в экономике региональных и местных аэропортов и вместо экономического процветания, они ушли в небытие.

Доставшееся  России  советское наследие аэропортов и аэродромов, обслуживавших магистральные, региональные и местные авиалинии, сократилось с 1700 до 315 единиц. Особенно пострадала региональная и местная сеть. В ней прорублены огромные просеки, лишившие почти 20 миллионов граждан Сибири и Дальнего Востока, привычного доступа к услугам воздушного транспорта. В результате возник огромный отложенный спрос, потеряны тысячи  рабочих мест, ухудшились качество и условия жизни граждан  огромного региона с богатейшими природными ресурсами.   Без авиации  надежды на их освоение весьма и весьма призрачны.  Спасительным якорем в этой ситуации мог бы стать закон об аэропортах, до сих пор не принятый и давно ожидаемый авиатранспортной отраслью. Он мог бы стать юридическим щитом экономики аэропортов и сделать  привлекательными  инвестиции в аэропорты. Вместо иллюзий  о том, что  на рынке все само собой образуется, закон  мог бы угомонить стихию свободы рынка и направить ее в цивилизованное русло. Вот почему  закон об аэропортах  в первую очередь имеет огромное экономическое и социальное значение.

Государство  не  проявляет отеческую заботу об аэропортах. С 90-х годов в правовом поле отрасли мало что изменилось и правовое хозяйство аэропортов находится в запущенном состоянии. Разработка новых законов и правил, которые могли бы помочь развитию аэропортов,  явно не в фаворе у законодателя. Двадцать с лишним лет воздушные вокзалы страны продувают правовые сквозняки, от  которых  страдают все – сами аэропорты и аэродромы, и пользующиеся их услугами авиаперевозчики и пассажиры.

Не имея  надежной законодательной защиты, аэропорты лишены юридического тыла и вынуждены обустраивать свое правовое жилище из юридического материала, который подвернется. В ход идут Воздушный, Гражданский, Земельный и Градостроительный  кодексы, иные федеральные законы и  правила. Однако это мало что дает. Остается множество нерешенных вопросов регулирования взаимоотношений аэропортов с потребителями их услуг – перевозчиками, пассажирами и органами обслуживания воздушного движения. В этой ситуации, не имея подходящего   правового материала, хозяева аэропортов вынуждены, чаще всего от безысходности, сами заниматься  правотворчеством и  на свой лад регулировать отношения с потребителями их услуг.  В итоге  ни к чему хорошему это не привело. В настоящее время  регулирование  аэропортов  больше похоже  на феодальную,  чем  отвечающую требованиям  верховенства права  систему.  В ней нет места добросовестной конкуренции,  равенство и свобода договора вытесняется диктатом, что не наводит порядок, а его дезорганизует. Все могло бы быть иначе, если бы существовал закон об аэропортах.

 Нельзя сказать, что государство ничего не пыталось изменить. После принятия в 1997 году Воздушного кодекса разные  проекты законов об аэропортах предлагались 7 раз, но все  были отклонены. По правде говоря, все они  конструировались по старым правовым лекалам, давно отслужившим свой век.  Построенные по их образу и подобию положения проектов, оказывались зачастую не приспособленными  к регулированию деятельности аэропортов в новой экономической среде и это было не удивительно. В роли конструкторов  закона  выступали кто угодно, но не юристы- специалисты по воздушному праву, что стало причиной  правовой несостоятельности  всех законопроектов,  не получивших одобрение в Государственной Думе. В них не были ответы на такие наиважнейшие вопросы,  как статус  имущества федеральных, региональных и местных  аэропортов, режим их деятельности, не определена  ответственность  государства  за выполнение  конституционных и международно-правовых обязательств, возложенных на него Конституцией и международным правом в области аэропортов, не решен вопрос об  ответственности аэропортов за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров, и не  регулированы взаимоотношения аэропортов с перевозчиками.  

Теперь ясно, что разработку проекта закона следует вести иначе, чем это делалось раньше. Во-первых, необходима новая  концепция законопроекта, учитывающая опыт регулирования деятельности аэропортов в Европе, США, Японии, Китае, Сингапуре и других странах, рекомендации ИКАО, ИАТА и других международных организаций. При разработке предыдущих законопроектов этот опыт был полностью проигнорирован. Концепция также важна для четкого понимания того, чьи права и законные интересы должен защищать закон, какие пробелы должен устранить, и какую роль  сыграть в образовании в действующем воздушном законодательстве высокоэффективной системы норм, регулирующих  деятельность аэропортов. Потребность в законе об аэропортах чрезвычайно высока. Правда есть сомневающиеся в необходимости его  принятия. Ими утверждается, что все необходимое в нашем законодательстве для регулирования деятельности аэропортов имеется, и нужды в законе нет. Если принять эту точку зрения, то по-прежнему пассажир, как потребитель услуг аэропортов, будет  обделен защитой своих прав. Не лучше будут чувствовать себя перевозчики. В следующем году, а затем в 2014 и 2018 гг. в России ожидается проведение крупнейших  международных спортивных мероприятий, и миллионы иностранных пассажиров  будут пользоваться услугами российских аэропортов. Однако наше законодательство не готово к гостеприимству и отличается подчеркнутым неуважением к пассажиру. Эту ситуацию может и должен в корне изменить новый закон. К тому же вступление России в  ВТО  предстоящая в конце этого года ратификация Монреальской конвенции 1999 г. потребует  серьезных изменений в национальном законодательстве, касающемся авиаперевозок и прав пассажиров.  Надо форсировать работу над законом об аэропортах и подключить его  к правилам ВТО и конвенции.

 

Борис Елисеев, доктор юридических наук, профессор, эксперт Комитета по транспорту ГД РФ;

Виталий Бордунов, профессор Дипломатической академии МИД РФ, эксперт Комитета по транспорту ГД РФ, эксперт ИКАО.




комментарии (3):

kholodov      25/03/2012 [08:04:50]#1
Все что могли сделать законодатели в авиации уже сделано -гражданская авиация развалена!Вы что решили добить то что осталось!вперед пацаны!

kholodov      25/03/2012 [08:53:52]#2
было 1700 аэропортов стало 315, вот обязать аэропорты законом приютить в зависимости от класса порта от двух до десяти-двадцати авиакомпаний и будет вам счастье продажные вы мои(простите рыночные)

fiting      26/03/2012 [10:32:15]#3
Не статья, а обычное словоблудие! Что конкретно предлагается? Дальнейший развал, но теперь уже законодательно закрепленный? Смысл реформ у депутатов заключен в самих реформах, законодатели не знают, что они хотят получить в итоге. Их реформы затянулись на 20 лет и приобрели перманентный характер, а российской авиации и авиационной промышленности уже нет. Горе реформаторы-экспериментаторы!





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer