Добрый день, уважаемые коллеги.
От имени Минтранса России приветствую гостей и участников Третьего международного форума по грузовым авиаперевозкам AirCargoForum-2012. Признателен организаторам за ту работу, которую они проделали для подготовки этого очень важного мероприятия.
Сегодня мы планируем представить результаты внедрения стандарта e-Freight в России, обсудить значение грузовых перевозок для экономики страны, познакомиться с успешными бизнес-кейсами крупнейших международных аэропортов и авиакомпаний, в том числе по внедрению стандарта e-Freight. Также планируем познакомиться с новыми инициативами IATA по развитию информационных технологий в сфере грузовых перевозок – прежде всего, внедрением технологии e-Cargo.
В мае 2012 г. Президентом России поставлена задача повысить позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса: со 120-й позиции до 50-й к 2015 году и до 20-й позиции к 2018 году. Сегодня в «Российской газете» опубликован очередной международный рейтинг. И мы видим, что Россия переместилась со 120 на 112 место!
Коллеги, то, что мы сейчас делаем в части внедрения международного стандарта e-Freight и других технологий, связанных с упрощением ведения бизнеса – simplifying the business, – это и есть та непосредственная работа повышению позиций Российской Федерации в международном рейтинге. Да, задача непростая, амбициозная. Но выполнимая – при условии внедрения международных стандартов и технологий.
Реализуемая Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года и разработанная Минтрансом России в дополнение к ней Концепция развития грузовых авиаперевозок до 2020 года также направлены на решение поставленной задачи. Концепцией предложен ряд инициатив, реализация которых будет способствовать развитию грузовых авиаперевозок в России. Часть их направлена на развитие внутреннего рынка грузовых перевозок, развитие аэропортов, инфраструктуры, логистики. Но в рамках сегодняшнего доклада я остановлюсь только на тех инициативах, которые направлены на повышение конкурентноспособности России на мировом рынке. Это внедрение технологии e-Freight и присоединение Российской Федерации к Монреальской конвенции 1999 г.
В связи с тем, что внедрение стандарта e-Freight требует участия многих федеральных органов исполнительной власти и участников грузового рынка, решением Правительственной комиссии по транспорту и связи Российской Федерации на площадке Минтранса создана Межведомственная рабочая группа. Внедрение стандарта e-Freight осуществляется в соответствии с планом-графиком, этапы которого определены в соответствии с видом грузовой перевозки. Каждый этап реализуется в определённой последовательности и предполагает следующие шаги: подготовка воздушных пунктов пропуска, авиакомпаний, таможенных органов и других контрольно-надзорных органов, регулирующих выполнение грузовых перевозок, проведение тестовых рейсов, начало опытной эксплуатации, анализ опытной эксплуатации и подготовка изменений нормативно-правовой базы, далее переход на функционирование внедряемого стандарта на постоянной основе.
С января 2012 г. года реализуется первый этап пилотного проекта внедрения стандарта e-Freight – оформление международного транзита. И уже в июле 2012 года мы провели первые тестовые рейсы по оформлению транзитных грузов. В пилотном проекте участвуют аэропорты Шереметьево, Домодедово, Толмачево, Емельяново и пока две российские авиакомпании – Аэрофлот и ЭйрБриджКарго. К 2013 году мы планируем провести подготовку и реализацию пилотного проекта в части внедрения стандарта e-Freight для экспортных и импортных грузов, а также обслуживания специальных грузов. На 2014 запланировано внедрение стандарта e-Freight для оформления перевозки грузов на внутренних линиях. Таким образом, в целом этот проект должен быть завершен в течение 2013-2014 годов.
Сейчас мы находимся на первом этапе тестирования электронных документов, сопровождающих транзитные отправки. С июля 2012 г. по сегодняшний день выполнено 67 тестовых рейсов, успешны из них 49 – это достаточно хороший показатель. В настоящее время тестирование продолжается.
При подготовке и проведении тестовых рейсов мы достигли следующих результатов. Прежде всего, налажено взаимодействие между участниками этого процесса, настроено и проверено функционирование каналов связи информационных систем, выполнены таможенные процедуры в полном объеме. Что еще нужно, чтобы полностью отказаться от бумажных документов при оформлении транзита и трансфера грузов авиационным транспортном?
Одним из ключевых вопросов является согласование схемы взаимодействия авиакомпаний с Федеральной налоговой службой и с Федеральной таможенной службой с целью полного отказа от бумажных документов. Для этого потребуется внесение изменений в ряд нормативных актов – рассчитываем завершить эту работу до конца текущего года. По этой теме в рамках сегодняшнего форума прозвучат доклады представителей Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы России.
Вторым ключевым вопросом является обязательное присоединение России к Монреальской конвенции 1999 года. По правилам, установленным Монреальской конвенцией, работают уже 103 государства – это все крупнейшие экспортеры как Юго-восточной Азии, так и Евросоюза и США. По данным IATA, страны – участники Монреальской конвенции обслуживают сегодня 95% мирового грузопотока, перевозимого воздушным транспортом. Таким образом, присоединение России к Монреальской конвенции обеспечит единый и универсальный режим ответственности авиаперевозчика, повысит конкурентоспособность гражданской авиации России на международном рынке и просто унифицирует те правила, по которым мы с вами должны работать на глобальном мировом рынке.
Для грузовых авиаперевозок присоединение России к Монреальской конвенции дает следующие преимущества. Как я уже сказал – это унификация правил в соответствии с международными стандартами, унификация требований к документам, сопровождающим груз, а также легализация понятия «электронная накладная». Казалось бы, простой вопрос – но нет такого понятия в сегодняшних нормативных актах ни Федеральной налоговой службы, ни Федеральной таможенной службы, да и в воздушном законодательстве это понятие тоже не прописано. Внесение в Правительство Российской Федерации законопроектов Минтрансом России запланировано на ноябрь 2012 года. Согласно планам Министерства транспорта, в 2013 году российская гражданская авиация будет работать в полном соответствии с правилами, установленными Монреальской конвенцией.
В течение 2012-2014 гг. в Минтрансе России будет продолжена работа по внедрению стандарта e-Freight – и в части разработки технологии взаимодействия, и в части разработки нормативно-правовых актов для реализации стандарта e-Freight для трансфера, импорта, экспорта и специальных грузов.
В заключение должен сказать, что реализация этих инициатив, внедрение международных стандартов и технологий в нашу деятельность, в наш бизнес позволит реализовать транзитный потенциал России, повысить конкурентоспособность и привлекательность российских аэропортов и авиакомпаний.
От имени Минтранса хочу еще раз поблагодарить организаторов и участников нашего форума AirCargoForum-2012. Не сомневаюсь, что наша работа нацелена на успешную реализацию очень важной для отрасли грузовых авиаперевозок задачи. Спасибо за внимание.
В настоящее время Российская Федерация продолжает осуществлять международные авиаперевозки в соответствии с Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанной в Варшаве 12 октября 1929 г. (Варшавская конвенция).