Артур Валерьевич, авиационная сфера деятельности – одна из ключевых и стратегически важных для экономики страны. Какой подход к представителям этого сегмента бизнеса сложился в Промсвязьбанке?
Работа с крупными корпоративными клиентами изначально являлась приоритетным и исторически сложившимся направлением для Промсвязьбанка. А чтобы максимально удовлетворить потребности бизнеса, работа с такими компаниями требует индивидуального и точечного подхода. Именно поэтому, компании авиационной сферы получают от банка технологичный инновационный подход, заключающийся в комплексном предложении по всем аспектам деятельности компании.
Насколько известно, в Промсвязьбанке существует особое предложение для компаний, занятых в авиационной сфере. Расскажите, в чем оно заключается?
Скорее не предложение, а отраслевой подход. Мы не просто предлагаем компаниям классический набор кредитных продуктов, а изучив нюансы отрасли и сложности, с которыми сталкиваются компании, стараемся предложить комплексное финансовое решение. Это, во-первых, удобно для самой компании, а во-вторых, комплексное обслуживание всегда дешевле.
А как на практике работают методы отраслевого подхода?
Возьмем классический банковский продукт – овердрафт. Проанализировав работу авиаперевозчиков и их взаимодействие с контрагентами, мы запустили проект выдачи овердрафтов под залог выручки перевозчика, поступающей в рамках соглашения с ЗАО «Транспортная клиринговая палата». Такой продукт вполне понятен и логичен для авиакомпании. Или, например, возьмем взаимоотношения между аэропортом и авиакомпанией. Аэропорту приходится принимать риск на перевозчика, предоставляя отсрочку платежа, что не является его основной деятельностью. Изучив все за и против, мы предлагаем в качестве инструмента решения проблемы – факторинг, т.е. переуступку задолженности от поставщика к дебитору. В отличие от кредитной линии, в этом конкретном случае, факторинг не только решает вопросы с финансированием, но и предоставляет возможность управлять отсрочкой платежа.
Артур Валерьевич, а какова область применения факторинга в авиационной сфере? Только ли в связке поставщик авиакеросина – перевозчик?
Отнюдь нет. Область применения гораздо шире. Например, очень удобно финансировать ремонт воздушных судов за рубежом, топливозаправку и операции купли-продажи керосина, оказание аэропортовых услуг, импорт расходных материалов и наземной техники и многое другое.
В связи с вступлением России в ВТО возможен приход крупных зарубежных перевозчиков в российские аэропорты. Применимы ли факторинговые схемы к финансированию операций с перевозчиками-нерезидентами?
Безусловно. Это экспортный факторинг. По своей сути, все то же самое, что и по внутрироссийским сделкам, только дебитором выступает нерезидент. Также, при экспортном факторинге, возможно получить гарантию покрытия риска неоплаты со стороны контрагента. Это значит, что поставщик получит оплату за товар даже в случае дефолта должника.
Многие, а в особенности региональные, аэропорты нуждаются в обновлении техники, но привлечь долгосрочное финансирование в российских банках очень непросто. Что можете предложить вы?
Вариантов много, все зависит от сроков окупаемости приобретаемого оборудования, сроков поставки и т.д. Наименее затратный вариант – импортный факторинг. Мы предоставляем гарантию оплаты за покупателя в пользу поставщика, а само финансирование осуществляется Банком-партнером (экспорт-фактором), как правило, находящимся в стране поставщика. Стоимость данного финансирования определяется ценовой политикой региона присутствия экспорт-фактора, а все процессы взаимодействия регулируются Международной факторинговой ассоциацией (Factors Chain International). Другим вариантом является привлечение международного финансирования.
А каким образом привлекается международное финансирование для конкретного предприятия, что для этого нужно и сколько это стоит?
Для начала нужно определиться с типом сделки, а соответственно с возможными трудозатратами на ее выпуск. Тут нет ничего сложного: сделки до 3-х лет – это торговое финансирование, более 3-х – долгосрочные сделки под гарантии экспортных кредитных агентств (например, COFACE, Euler Hermes). Чтобы воспользоваться международным финансированием компания должна иметь контракты поставки товаров, оказания услуг, заключенные с поставщиками – нерезидентами России.
Артур Валерьевич, давайте теперь поговорим о долгосрочных сделках. Как это происходит, что нужно предоставить со стороны заемщика и сколько времени может занять выпуск такой сделки?
Классический пример долгосрочной сделки – привлечение финансирования на покупку воздушных средств. Любая подобная сделка начинается с контракта. Исходя из прописанных там условий, мы готовим структуру финансирования и индикативное предложение по стоимости. Что касается базовых условий, то собственное участие заемщика должно составлять не менее 20-30% от стоимости всего проекта. Частично возможно профинансировать сопутствующие внутрироссийские затраты на проект. Выпуск долгосрочной сделки зависит от страны нахождения бенефициара, что в свою очередь определяет сроки реализации проекта - от 1 до 6 месяцев.
В последнее время все стали увлекаться инновациями. Насколько Промсвязьбанк в тренде?
В этом году мы запустили программу модернизации банка, направленную на ускорение кредитного процесса и оптимизацию документооборота в рамках кредитного анализа, внедрение инноваций в операционную работу, ускорение запуска новых продуктов и т.д. Так, например, в банке уже запущены новые продуктовые линейки: сash management и интернет – эквайринг. Сash management позволяет компаниям с разветвленной филиальной сетью или сетью дочерних предприятий централизовать свои казначейские функции, часть из них передать банку и реализовать практически любые потребности в управлении финансовыми потоками, остатками и ставками. Интернет-эквайринг – продукт для торгово-сервисных предприятий, позволяющий принимать платежи, проводимые с использованием банковских карт через интернет. Так что можно сказать – мы в тренде!