Во втором квартале текущего года российские авиакомпании продолжали наращивание темпов развития пассажирских перевозок. По сравнению с тем же периодом предыдущего года перевезено на 1,7 млн. чел. больше. Рост объёмов перевозок составил 11,5%, против 10,1% в первом квартале текущего года.
В целом за полугодие перевезено 27,3 млн. пассажиров, на 2,7 млн. чел. больше, чем за первые шесть месяцев 2010 года. Намечается тенденция выравнивания темпов роста и удельного веса в общем объёме пассажирских перевозок на внутренних и международных воздушных линиях (ВВЛ-52,1%, МВЛ-47,9%).
Более 80 процентов прироста перевезённых пассажиров обеспечили лидирующие в рейтинге авиаперевозчиков 5 авиакомпаний. По сравнению с полугодием 2010 года их удельный вес в общем объёме пассажирских перевозок возрос с 55,1% до 57,7%.
Наилучшего результата по темпам роста перевозок во втором квартале достигла группа авиакомпаний, занимающая с 6 по 15 место в рейтинге. Прирост к соответствующему периоду прошлого года составил 24,3%, а на внутренних воздушных линиях – 30,1% (более 0,5 миллиона пассажиров).
Критическая ситуация складывается в авиакомпаниях, которые по объёмам пассажирских перевозок остаются за пределами рейтингового списка из 35 авиаперевозчиков. Их удельный вес в перевозках за полугодие составил всего 3,2%, а по сравнению в тем же периодом прошлого года уменьшился на 2,3 пр. пункта. Естественно – это относится в основном к региональным перевозкам на внутренних воздушных линиях, где средняя дальность перевозок по итогам 6 месяцев составила чуть более тысячи километров.
На международных воздушных линиях во втором квартале перевозки возросли на 11,0%, за полугодие – на 10,6%. Основной прирост обеспечили 5 лидирующих перевозчиков. Спад произошёл в авиакомпаниях, рейтинг которых ниже 15-го, т.е. это касается преимущественно чартерных авиаперевозчиков. На их долю в 1-ое полугодие 2010 года приходилось почти 15% перевозок на международных воздушных линиях, а в 2011 году произошло снижение этого показателя в 2 раза (потери почти 450 тыс. пассажиров).
Подтверждением этому служат отчётные данные за полугодие: на международных регулярных линиях прирост к прошлому году 19,7%, а на нерегулярных линиях -отставание на 2,0 процента.
Если на регулярных международных воздушных линиях соотношение между российскими и иностранными перевозчиками сохранилось на уровне прошлого года, соответственно 55,3% и 44,7%, то в целом динамика развития международных пассажирских перевозок выглядит не в пользу наших авиакомпаний. Перевозки через аэропорты России иностранными авиакомпаниями в 1-ом полугодии 2010 года составляли 33,4%, а за 6 месяцев текущего года – 35,1%, прирост составил 1158 тыс. пассажиров.
Во втором квартале, как и в течение января-марта продолжалось снижение показателей эффективности использования самолётного парка. Процент занятости пассажирских кресел за 1-ое полугодие снизился на 1,5 пр. пункта и составил 74,4 процента. Предложение превысило спрос на 10 млн. пассажирских кресел, на 2 млн. кресел больше, чем в полугодие 2010 года.
Пассажирооборот за полугодие увеличился на 12,2 процента. Средняя дальность перевозки пассажиров составила 2617 км, против 2589 км в полугодии 2010 года.
В текущем году замедлилась динамика развития почтово-грузовых авиаперевозок. За полугодие перевезено 448,3 тыс. тонн грузов и почты с ростом к прошлому году на 4,8%. Спад темпов роста произошёл из-за уменьшения спроса на рынке международных перевозок грузов во втором квартале года (99,0% к показателям прошлого года).
В целом, темпы роста авиаперевозок российских авиакомпаний опережают достигнутый уровень международной гражданской авиации (по данным IATA).
Показатели
|
Единицы
измерен.
|
апрель - июнь январь - июнь
|
|||||
2010 г.
|
2011 г.
|
% к соответствующему периоду
2010г.
|
2010 г.
|
2011 г.
|
% к соответствующему периоду
2010г.
|
||
Пассажирооборот
в т.ч. перевозки:
-международные
-внутренние,
из них – местные
|
млн.пкм
|
36550,6
|
40813,3
|
111,7
|
63628,9
|
71365,2
|
112,2
|
21918,0
|
24472,2
|
111,6
|
38238,2
|
43237,8
|
113,1
|
||
14632,6
259,2
|
16341,1
284,7
|
111,8
109,8
|
25390,7
454,1
|
28127,3
498,8
|
110,8
109,8
|
||
Перевозки пассажиров
в т.ч.:
-международные
-внутренние,
из них - местные
|
тыс.чел
|
14471,7
|
16139,3
|
111,5
|
24574,8
|
27266,6
|
111,0
|
7193,2
|
7987,7
|
111,0
|
11805,6
|
13058,1
|
110,6
|
||
7278,5
380,1
|
8151,6
421,2
|
112,0
110,8
|
12769,2
642,8
|
14208,5
716,9
|
111,3
111,5
|
||
Грузооборот
в т.ч. перевозки:
-международные
-внутренние,
из них - местные
|
млн.ткм
|
1228,3
|
1251,9
|
101,9
|
2200,6
|
2295,9
|
104,3
|
1012,8
|
1025,9
|
101,3
|
1817,9
|
1886,2
|
103,8
|
||
215,5
3,5
|
226,0
4,7
|
104,9
134,3
|
382,7
6,8
|
409,6
8,2
|
107,0
121,3
|
||
Перевозки грузов
и почты:
в т.ч.:
-международные
-внутренние,
из них - местные
|
тыс. тн.
|
236,3
|
241,9
|
102,4
|
427,7
|
448,3
|
104,8
|
173,0
|
171,2
|
99,0
|
313,5
|
321,3
|
102,5
|
||
63,3
4,4
|
70,7
6,3
|
111,7
143,2
|
114,3
7,7
|
127,1
9,8
|
111,2
127,2
|
||
Процент занятости
пассаж. кресел
- на международных ВЛ
- на внутренних ВЛ
|
|
77,6
|
76,1
|
- 1,5
|
75,9
|
74,4
|
- 1,5
|
81,2
|
80,8
|
- 0,4
|
79,7
|
79,3
|
- 0,4
|
||
72,8
|
70,0
|
- 2,8
|
70,9
|
67,9
|
- 3,0
|
||
Процент коммерческ.
загрузки
- на международных ВЛ
- на внутренних ВЛ
|
|
|
|
|
65,2
|
63,2
|
- 2,0
|
|
|
|
65,6
|
63,9
|
- 1,7
|
||
|
|
|
64,5
|
61,9
|
- 2,6
|