Росавиации ''выкручивают руки'' с помощью шантажа
"Вести ФМ": Роман Владимирович, как часто пилоты пытаются подняться в небо без документов?
Гусаров: Хотелось бы несколько подкорректировать ваши слова: не пилоты пытаются подняться в небо, а авиакомпании. То есть руководители авиакомпаний, которые должны непосредственно заниматься сбором всех необходимых документов и разрешений. Да, такое, к сожалению, в последнее время происходит все чаще и чаще. На мой взгляд, это в первую очередь вина авиационных властей, поскольку они держатся старых межправительственных соглашений, и пресловутого 92-го приказа, согласно которому все чартерные рейсы необходимо согласовывать с назначенными перевозчиками. Однако все-таки считаю, что авиакомпании не должны так поступать, даже если они не согласны с этими правилами. Каждый месяц проходит комиссия, которая выдает разрешения на чартеры. И если "Оренбургские авиалинии" знали, что они не получили разрешение на выполнение конкретного рейса, то они должны были заранее уведомить пассажиров, уведомить туроператора и не доводить до сидения в аэропорту, тем более что в этом году это не первый подобный случай с рейсами этой авиакомпании. На мой взгляд, здесь есть момент попытки шантажа Росавиации - выкручивания рук с помощью пассажиров.
"Вести ФМ": Роман Владимирович, но если подобное происходит все чаще и чаще, значит, удается когда-то улететь без документов? Или все-таки нет?
Гусаров: Чаще всего это заканчивается тем, что Росавиация, действуя в интересах пассажиров, когда пассажиры уже в аэропорту или в самолете, идет навстречу и выдает разовое разрешение на выполнение рейса. Но я так смотрю, что авиакомпании все чаще и чаще стали пользоваться этой схемой для давления на Росавиацию. Считаю, что это неправильно. При всем при этом, еще раз повторюсь, что я совершенно не согласен с тем порядком выдачи разрешений, который сейчас существует.
"Вести ФМ": Скажите, а пассажиры могут каким-то образом подать в суд на компанию? Сейчас они вместо того, чтобы уже ехать в отель в Египте, сидят в гостинице. Могут они судиться с "Оренбургскими авиалиниями" в данном случае конкретно?
Гусаров: В данном случае пассажиры покупали тур. Они могут предъявить свои претензии к туроператору, который не выполняет своих обязательств. А туроператор уже со своей стороны может предъявить претензии к авиакомпании, которая здесь является субподрядчиком, не выполнившим перед ним своих обязательств.
Ту-134 выбывает из эксплуатации
"Вести ФМ": Роман Владимирович, расскажите, сколько вообще сейчас эксплуатируется самолётов Ту-134?
Гусаров: Самолет Ту-134 широко известен и пассажирам, и всей нашей гражданской авиации. Это один из легендарных самолетов. Но на сегодняшний день, конечно же, самолеты эти выбывают потихоньку из эксплуатации, и если судить по реестру, то их осталось порядка 140 штук, а в эксплуатации и того меньше.
"Вести ФМ": На ваш взгляд, возможно ли сейчас вывести их из эксплуатации, по крайней мере снять с регулярных рейсов, не оставив "оголенными" некоторые регионы и некоторые аэропорты?
Гусаров: Ну, в целом это может пройти и безболезненно, хотя я не вижу никакой целесообразности в данном шаге. Однако у нас есть регионы и аэродромы, которые не могут по техническому состоянию принимать более современные воздушные суда. И туда, кроме как на старой советской технике, ни на чем не прилетишь. Соответственно, эти регионы окажутся в тяжелом положении, надо будет думать и предпринимать какие-то срочные меры либо по реконструкции аэродромов, либо по поиску замены Тушкам. Хотя альтернативу этим самолетам не так просто сегодня найти.
"Вести ФМ": В чем уникальность Ту-134, что только они могут садиться на эти аэродромы? Вообще, какие варианты могут быть для замены Ту-134?
Гусаров: Уникальность Ту-134 и вообще нашей советской техники в том, что она приспособлена к тяжелым условиям эксплуатации на крайнем севере и на не очень хорошем аэродромном покрытии. Поэтому просто так взять и сразу заменить их на западные образцы, где более деликатная техника, которая не очень хорошо переносит наши климатические условия, не так-то просто.
"Вести ФМ": Тем не менее, если говорить о замене этого самолета, какие бы вы могли назвать модели?
Гусаров: Вообще этот самолёт мог бы прекрасно заменить Sukhoi Superjet 100. Однако все-таки надо понимать, что когда речь идет о замене на новый самолет, это достаточно тяжелое финансовое обременение для небольших региональных авиакомпаний. Если Ту-134 уже выкуплены и необходимо только тратиться, если грубо, на авиакеросин, да на экипаж, то здесь уже прибавляются немалые лизинговые платежи. Новый самолет достаточно дорог, боюсь, что большинству авиакомпаний это будет не под силу.
"Вести ФМ": Получается, что Sukhoi Superjet 100 тоже может садиться на плохие полосы и в суровых климатических условиях?
Гусаров: Нет. Кстати, это тоже фактор очень важный. Действительно, Sukhoi Superjet 100 сделан по западным прототипам, по западным стандартам, поэтому он тоже очень деликатен и не каждый аэродром, даже крупный аэродром, способен совершенно безболезненно принять этот самолет. Поэтому по большому счету альтернативы нашим Ан-24, Ту-134 и 154 пока на некоторых аэродромах просто нет.
С полной версией интервью можно ознакомиться прослушав аудиоверсию:
Часть 1: http://www.radiovesti.ru/articles/2011-06-27/fm/4692
Часть 2: http://www.radiovesti.ru/articles/2011-06-24/fm/4518