Начну с фактов, печальных. Потери авиатранспортной отрасли из-за не очень квалифицированной юридической помощи поставщикам услуг – перевозчикам, аэропортам, органам ОВД исчисляются, по скромному подсчёту экономистов, в 1 миллиард рублей в год. Возникает вопрос, а откуда им взяться, квалифицированным специалистам по воздушному праву, если ни один Вуз в России их не готовит. Даже в Санкт-Петербургском университете гражданской авиации не читается курс ни по воздушному, ни международному воздушному праву. Уже давно канул в лету отдел воздушного права в НИИГа. Науки воздушного права в России нет, а значит, некому искать решения сложнейших правовых проблем, разрушительно сказывающихся на всей авиатранспортной отрасли.
Плачевно обстоит дело с господдержкой исследований по воздушному праву. Помощь науке государством не оказывается. В итоге, работающие в авиатранспортнойобласти юристы не очень подготовлены к работе в авиакомпаниях и аэропортах и вынуждены сами себя самообразовывать и самосовершенствоваться.
Ухудшает ситуацию также то, что нет специальной учебной литературы по воздушному праву. Последний раз учебник по советскому воздушному праву был издан в 1990г.Мой учебник по международному воздушному праву, последние работы в этой области выходили в 1980-1981 гг., был выпущен в 2007 г., но в библиотеке Минтранса и Росавиации его нет. Такое положение дел способствует процветанию правового невежества и нигилизма в отрасли, что несовместимо с цивилизованным рынком авиаперевозок, поэтому его и нет в России.
Однако есть еще в России подвижники, знающие воздушное право, и, что особенно ценно, его практическую сторону применения. Доктор юридических наук, профессор Б.П.Елисеев долгое время был Заместителем генерального директора по правовым вопросам ОАО «Аэрофлот-Российские Авиалинии» и еще в 2001 году издал работу «Воздушные перевозки», ставшую раритетом.
Теперь им подготовлено новое издание этой работы. Естественно, ее содержание существенно обновлено и приведено в соответствие с действующим на данный момент законодательством.
Предмет работы – воздушные перевозки и о них подробно рассказывается буквально от А до Я, что делает ее бесценным помощником всех тех, кто занимается перевозками в авиакомпаниях. В книге приводятся и комментируются Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей». В комментариях читатель найдет ответы на вопросы, как должна обеспечиваться безопасность воздушных перевозок, какие требования предъявляются к персоналу, обслуживающему пассажиров на борту воздушного судна, процедурам, связанным с перевозкой пассажиров и грузов.
Подробно анализируется договорно-правовая практика, вытекающая из правоотношений между перевозчиком и пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем, а также рассматриваются вопросы ответственности перевозчика, и, что чрезвычайно ценно, показывается практика судов общей юрисдикции Российской Федерации, анализ которой может помочь практикам избежать ошибок и неточностей в договорной практике авиакомпаний.
Приводя в качестве примеров судебные решения, вступившие в законную силу автор проявил крайнюю юридическую деликатность. Он изменил названия авиакомпаний и фамилии физических лиц, фигурирующих в судебных актах!
При подготовке договоров большое значение имеет точное знание смысла специальных терминов, используемых в договорных отношениях между перевозчиками и потребителями услуг.
В работе имеется словарь терминов и их определений, повышающий эрудицию и кругозор практиков, обеспечивающих юридическую безопасность деятельности авиакомпаний.
Словом, каждому любознательному юристу, работающему в отрасли, данная книга поможетувереннее и ,главное, квалифицированно выполнять свою работу в интересах своей компании.
Богатство материала этого уникального путеводителя по практике воздушных перевозок в России наводит на мысль о том, что на его базе можно и нужно издать учебник по воздушным перевозкам. Но на государство надежда плохая. Например, Б.П. Елисееву, заслуженному юристу России, с трудом удалось убедить авиационных чиновников о необходимости создания в МГТУ ГА крохотной кафедры «Государственного регулирования и права». Остается надежда на проницательных и мыслящих перевозчиков, которые, наконец, поймут, что лучше вложить в науку, помочь в издании нужной специальной учебной литературы, чем ежегодно терять миллионы из-за неумелого и неквалифицированного ведения юридической работы в сфере воздушных перевозок.
Пора перевозчикам перезагрузить свое мышление, перестать ожидать от государства помощи науке. Как однажды метко высказались сатирики Ильф и Петров: спасение утопающих, дело рук самих утопающих. По моему мнению, спасение российской науки воздушного права, дело самих перевозчиков. Иначе, авиатранспортная отрасль будет по-прежнему нести колоссальные убытки, что будеттормозить ее продвижение к процветанию и благополучию.
Раздел II. Бронирование перевозки пассажира, багажа, груза
2.1 Форма договора воздушной перевозки пассажира…………...................................14
2.2 Персональные данные…………………………………………....................................22
2.4 Аннулирование бронирования………………………………........................................25
Раздел III. Оплата перевозки пассажира, багажа, груза
3.1 Формирование тарифов и взимание сборов…………………..................................26
3.2 Регистрация и опубликование тарифной информации………................................27
3.3 Применение пассажирских тарифов…………………………....................................28
3.4 Построение тарифа…………………………………………….....................................29
3.5 Правила расчета стоимости перевозки по маршруту на основе
3.6 Применение тарифов при перевозке групп пассажиров…......................................32
3.7 Применение тарифов при остановках пассажира в пути и
3.8 Применение тарифов с условиями о минимальном и
3.9 Применение тарифов по срокам действия
обязательства по перевозке………………………………………………………....38
3.10 Период действия тарифа………………………………………................................34
3.11 Применение багажных тарифов……………………………….................................34
Раздел IV. Оформление перевозки пассажира, багажа, груза
4.1 Билет покупонного автоматизированного оформления………..............................38
4.2 Электронный билет………………………………………………................................39
4.3 Оформление оплаты платежей и использование билета…….…..........................42
Раздел V. Расписание, задержка и отмена рейса, маршрут перевозки, изменение маршрута перевозки
Судебная практика к пятому разделу……………………………………..................47
Раздел VI. Регистрация пассажиров и оформление багажа
(комментарий к шестому разделу)……………………………………….........................63
6.1 Регистрация пассажира и оформление багажа…………………….......................63
6.2 Предполетный досмотр…………………………………………..…............................70
6.3 Досмотр пассажиров………………………………………………...............................76
Акт обнаружения и изъятия у пассажира и член экипажа воздушного судна при производстве
досмотра запрещенных к перевозке опасных грузов, предметов или веществ...77
Акт досмотра багажа в отсутствие пассажира……………………........................79
6.4 Досмотр грузов……………………………………………………..…...........................80
Акт обнаружения и изъятия из грузового отправления воздушного судна при производстве
досмотра запрещенных к перевозке опасных грузов, предметов или веществ...81
Раздел VII. Обслуживание пассажиров
7.1 Наличие подготовленного персонала на борту воздушного судна…....................85
Судебная практика, связанная с работой персонала…………………..................87
7.2 Количество персонала, достаточное для обслуживания пассажиров……..........90
7.3 Услуги для пассажиров при перерыве в перевозке по вине перевозчика ….......91
Судебная практика………………………………………………….….........................92
Раздел VIII. Перевозка отдельных категорий пассажиров
8.1 Порядок перевозки несовершеннолетних……………………………......................100
8.2 Заявление на перевозку несопровождаемого ребёнка..........................................101
Судебная практика, связанного с перевозкой несопровождаемых детей…......105
8.3 Перевозка лиц с ограниченными возможностями……………………....................114
Раздел IX. Остановка пассажира в пути
Судебная практика, связанная с отказом от перевозки по причине
болезни пассажира……………………………………………………………...............117
Судебная практика, связанная с перевозкой багажа……………………...........122
10.2 Сверхнормативный багаж………………………………………...…........................125
10.3 Объявление ценности багажа……………………………………...........................125
Судебная практика, связанная с перевозкой багажа……………….............................127
Раздел XI. Особенности перевозки некоторых категорий багажа
11.1 Перевозка дипломатического багажа……………………………...…....................131
11.2 Перевозка комнатных животных……………………………………..........................131
Раздел XII. Выдача зарегистрированного багажа
12.1 Задержка багажа, недостача, повреждение или утрата ……………..................133
12.2 Ответственность перевозчика……………………………………….......................134
Раздел XIII. Хранение и розыск зарегистрированного багажа
(комментарий к тринадцатому разделу)…………………………………......................135
Раздел XIV. Прием груза к перевозке
14.1 Авиагрузовая накладная…………………………………………….............................142
14.3 Внесение сведений о состоянии груза в авиагрузовую накладную.
Ответственность отправителя за правильность заполнения авиагрузовой
накладной…………………………..…….....................................................................145
14.2.1 Ограничения при перевозке опасных грузов воздушными судами………..........145
14.2.2 Упаковывание опасных грузов……………………………………............................146
14.2.4 Обязанности грузоотправителя……………………………...……...........................146
14.2.5 Обязанности эксплуатанта……………………………………..…............................147
14.2.6 Предоставление информации об опасных грузах………………...........................148
Раздел XV. Тара, упаковка и маркировка груза
Раздел XVI. Распоряжение грузом
Раздел XVII. Грузы, требующие особых условий перевозки
17.1 Тяжелый и негабаритный груз…………………………………….................................152
17.2 Трубы и кабельные катушки………………………………………................................153
17.3 Самолетные двигатели……………………….……………………................................153
17.4 Автомобили ……………………………………………………….....................................153
17.5 Скоропортящийся груз……………………………………………...................................154
17.6 Овощи и фрукты……………………………………………………..................................154
17.7 Яйца…………………………………………………………………...................................155
17.8 Цветы………………………………………………………………....................................155
17.9 «Мокрый груз»…………………………………………………..…...................................156
17.10 Мясо ……………………………………………………..…………..................................157
17.11 Свежая и замороженная рыба……………………………………................................157
17.12 Человеческие останки………………………………………….…................................157
17.14 Живые животные…………………………………………………..................................158
17.13 Пахучий груз…………………………………………………….......................................158
17.15 Домашняя птица…………………………………………………...................................159
17.17 Холодное оружие и жидкости…………………………………….................................160
Раздел XIX. Хранение груза
( комментарий к девятнадцатому разделу)……………………….……........................163
19.1 Таможенное оформление. Грузовая таможенная декларация…........................164
Судебная практика, связанная с хранением груза………………........................165
(комментарий к двадцатому разделу)………………………………...............................168
Раздел XXI. Порядок реализации и уничтожения
невостребованного груза (комментарий к двадцать первому разделу)………….170
Раздел XXII.Прекращение договора воздушной перевозки пассажира, договора
воздушной перевозки груза (комментарий к двадцать второму разделу)…….....172
22.1 Добровольный отказ пассажира от перевозки…………………..….....................172
Судебная практика по делу относительно добровольного отказа
пассажира от перевозки……………………………………………...........................173
22.2 Вынужденный отказ пассажира от перевозки………………….…........................176
Судебная практика, связанного с вынужденным отказом
пассажира от перевозки…………………………………………..............................176
22.3 Прекращение перевозки по инициативе перевозчика……………........................191
22.4 Возврат денежных сумм, уплаченных за перевозку……….……..........................193
Судебная практика о возврате денежных сумм, уплаченных за перевозку........193
Судебная практика к двадцать второму разделу……………..……......................196
РазделXXIV. Агентское соглашение (Приложение №2)…………….............................212
Раздел XXV. Агентское соглашение о грузовых перевозках
(Приложение №6)…………………………………………………………................................270
Раздел XXIX. Список рекомендованных нормативно-правовых
актов и литературы ……………………………………………………....................................295